Международные торговые объединения и союзы. Современная мировая экономика в виде союзов. Столкновение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ

международный региональный торговый блок

Существенные сдвиги в развитии мировой торговли во второй половине XX века способствовали возникновению новых явлений в ее международной организации. К числу этих явлений относится так Называемый регионализм, т. е. соглашения об особенно тесном сотрудничестве отдельных стран по типу зон свободной торговли, таможенных союзов. Число таких группировок к концу 90-х годов по разным оценкам составляло от 80 до 100. По оценке Всемирного банка в рамках таких зон осуществляется около половины мировой торговли.

Среди наиболее известных зон: Европейская ассоциация свободной торговли, Европейский союз, Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и др. Участники девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже:

1. Европейский союз (ЕС) - Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.

2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) - США, Канада, Мексика.

3. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.

4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.

5. МЕРКОСУР - Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.

6. Южноафриканский комитет развития (САДК) - Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве.

7. Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) - Кот-т"Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали.

8. Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) - Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.

9. Андский пакт - Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.

К формированию подобных блоков приводят объективные процессы политического, экономического, исторического характера. Образование зон свободной торговли не вносит принципиальных изменений в мировое хозяйство. Активизация таких процессов с одной стороны способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой - создает для нее ряд препятствий, свойственных любому в той или иной степени закрытому формированию. В частности, учреждение льготных тарифов в рамках регионального объединения приводит к тому, что торговля ведется неэффективно. Этот процесс в международной практике характеризуется как "торговое отклонение". Для получения наилучших результатов страна должна руководствоваться принципом "сравнительных преимуществ". Так, если США импортирует мексиканские товары только потому, что разрешен их беспошлинный ввоз, при том, что у Малайзии или Тайваня имеется сравнительное преимущество в производстве ряда товаров над мексиканскими, то торговля несомненно становится менее эффективной. При этом размах "торговых отклонений" может быть весьма существенным.

Решающим критерием оценки региональных соглашений является то, насколько существенное различие проводят они между странами-членами соглашения и теми государствами, которые в этих соглашениях не участвуют. Международная практика свидетельствует, что высокие внешние тарифы, например, рынка МЕРКОСУР приводят к тому, что Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай импортируют товары друг у друга, даже если для них было бы выгоднее купить их где-нибудь еще.

Группировка стран в экономические блоки не означает безусловного прогресса в реализации идей свободной торговли или капитуляции перед протекционистскими принципами. Дилемма "свободная торговля" или протекционизм не перестает существовать. Она переносится на иной уровень внешнеторговых отношений, на котором определяется решение о выборе экономической политики группы государств в отношении третьих стран. Характерно, что даже в рамках отдельных торгово-экономических группировок возникают противоречия между некоторыми странами, перерастающие в так называемые "торговые войны" (например, тресковые, виноградные, масляные "войны" между странами-членами ЕС).

К концу 90-х годов происходит переход от "торговых войн" к внешнеэкономическим. Если торговые войны принимают форму жестких мер, направленных на противодействие или поощрение экспортной экспансии с помощью государственного регулирования (тарифного, нетарифного квотирования, лицензирования, налогов и т. п.), то во внешнеэкономической борьбе используются иные приемы и методы конкуренции.

Прежде всего, имеется в виду стремление поставить под контроль ключевые отрасли экономики какой-либо страны путем экспорта товаров в подготовленную для этого инфраструктуру. И как результат - угроза их "отторжения" либо последующее наращивание экспорта сопутствующих товаров и объектов. Завершающим шагом становится "кредитный удар", перекачка национального дохода, и др.

На пути к единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще много препятствий и противоречий интересов, которые будут возникать в ходе взаимодействия отдельных стран и торгово-экономических группировок друг с другом. Страны-участницы торгово-экономических блоков, понимая сложность и противоречивость современной ситуации на мировом рынке, стремятся искать пути для позитивного решения имеющихся проблем и противоречий.

Региональные торговые группировки, по мнению Всемирной торговой организации, ослабляют согласованные в ее рамках механизмы регулирования международной торговли и препятствуют глобальной экономической интеграции. В связи с этим ВТО выступает за принятие единого свода правил, регламентирующих условия создания торговых блоков. Так, торговая политика участников торговых блоков должна быть совместима с нормами ВТО, а соглашения - открытыми для присоединения к ним других стран.

Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР)

Крупнейший из союзов, наиболее динамично развивающийся и влиятельный - МЕРКОСУР, созданный в 1991 году на основе Асунсьонского договора. По размерам и экономическому потенциалу МЕРКОСУР представляет собой второй (после ЕС) таможенный союз и третью (после ЕС и Североамериканской зоны свободной торговли) зону свободной торговли.

Организационная структура МЕРКОСУР отличается гибкостью, простотой и практичностью, которая предусматривает обязательное представительство правительства каждой из четырех стран-участниц, но не предполагает создания какого-либо наднационального органа. Все решения принимаются на основе консенсуса.

Высшим руководящим органом МЕРКОСУР является Совет общего рынка, в который входят министры иностранных дел и экономики. Созывается он не реже одного раза в полгода. Его встречи завершаются проведением саммитов, утверждающих решения Совета.

Исполнительным органом является Группа общего рынка (ГОР), в состав которой входят четыре полномочных представителя и четыре их заместителя от стран-участниц, назначаемых правительствами и включающих представителей министерств иностранных дел, экономики и центральных банков. Координация деятельности ГОР осуществляется МИД стран-участниц.

При ГОР действует 10 рабочих групп по конкретным направлениям сотрудничества и Комиссия по торговле, призванная обеспечивать проведение общей торговой политики в рамках таможенного союза. Возглавляют Совет и ГОР страны-участницы поочередно каждые полгода.

В систему МЕРКОСУР входят также Совместная парламентская комиссия, включающая представителей национальных парламентов, и Консультативный социально-экономический форум, созданный для обеспечения участия представителей бизнеса и профсоюзов в выработке рекомендаций для ГОР. Технические функции в МЕРКОСУР возложены на Административный секретариат, расположенный в Монтевидео (Уругвай).

Углубление экономической интеграции в Южном конусе сопровождается укреплением МЕРКОСУР как политического образования. В 1996 г. саммит в Сан-Луисе (Аргентина) принял обязательство проводить совместные консультации и осуществлять меры политического давления в случае возникновения угрозы демократическому строю в одном из государств-членов объединения.

МЕРКОСУР придает большое значение вопросам создания системы, гарантирующей выполнение взятых странами-участницами обязательств как непременного условия успешного продвижения интеграционных начинаний.

Если прямые переговоры заинтересованных сторон не приводят к урегулированию спорного вопроса, он передается на рассмотрение ГОР, выступающей посредником и вырабатывающей рекомендации. В случае их неприятия сторонами образуется Арбитражный суд, решение которого является окончательным. Как свидетельствует практика функционирования МЕРКОСУР, урегулирование спорных вопросов, постоянно возникающих у его участников, осуществляется и без Арбитражного суда путем достижения взаимных компромиссов.

Восточно-африканское сообщество

Восточно-Африканское сообщество - межгосударственная организация, включающая Кению, Танзанию и Уганду. Сообщество было создано в 1967 году, а в 1977 году прекратило деятельность. В 1993 году Восточно-Африканское сообщество было заменено Восточно-Африканским сотрудничеством, а в 1999 году было подписано новое соглашение о создании Восточно-Африканского сообщества. С 2000 года соглашение вступило в силу. Основные цели организации -- гармонизация таможенных тарифов и таможенных режимов стран-участниц, создание условий для свободного передвижения трудовых ресурсов и улучшение инфраструктуры в регионе.

Форум островов Тихого океана

Форум островов Тихого океана - межправительственное учреждение, основная цель которого - содействие развитию сотрудничества между странами региона и защита их интересов. Cтраны-участницы Форума: Австралия, Вануату, Кирибати, Маршалловы острова, Микронезия, Науру, Новая Зеландия, Ниуэ, острова Кука, Палау, Папуа - Новая Гвинея, Самоа, Соломоновы острова, Тонга, Тувалу и Фиджи.

Форум островов Тихого океана создан в 1971 года под первоначальным названием "Южнотихоокеанский форум", а текущее название получило в 2000 году.

Южно-Американское сообщество наций

В декабре 2004 года в перуанском городе Куско (Cuzco) представители 12 стран Южной Америки подписали декларацию о создании политического и социально-экономического блока Южноамериканское сообщество наций (South American Community of Nations). Согласно договоренностям, территорию стран сообщества объединит общий рынок с едиными правилами, в соответствии с которыми будет вестись торговля с остальным миром. Кроме того, у граждан нового союза в будущем появятся единые паспорт, валюта, парламент и суд.

В "Декларации Куско" указывается, что для принятия решений по проблемам региона главы государств сообщества будут проводить ежегодные встречи. Текущие вопросы формирования ЮСН будут решаться министрами иностранных дел.

Сообщество было создано на основе двух основных торговых объединений региона - Андского сообщества, куда входят Боливия, Колумбия, Перу, Эквадор и Венесуэла, и Южноамериканского общего рынка (Mercosur), куда входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Кроме этих стран, в ЮСН вошли Чили, Суринама и Гайаны.

ЮСН станет одним из крупнейших в мире интеграционных объединений с населением около 360 миллионов человек и совокупным ВВП более 973 миллиардов долларов. Территория, которую охватывает союз, составляет 45 процентов от всего американского континента.

Лидеры стран блока заявляют, что при его создании они руководствовались опытом Евросоюза. Более того, они надеются, что Южноамериканское сообщество наций со временем составит конкуренцию США и Евросоюзу.

Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества

Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) была создана 8 декабря 1985 года. В члены Южно - азиатской ассоциации регионального сотрудничества входят: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка и Афганистан. Афганистан был принят в СААРК последним в ноябре 2005 года. Странами-наблюдателями в СААРК являются Япония, Китай, Южная Корея, США и Европейский союз.

Основная цель Южно-азиатской ассоциации регионального сотрудничества ускорение процесса экономического и социального развития в государствах-членах посредством коллективных действий в областях сотрудничества. Такие области сотрудничества следующие:

сельское хозяйство и поддержка сельских жителей;

наука и технологии;

культура;

здравоохранение и контроль за рождаемостью;

противодействие торговле наркотиками и анти-терроризм.

Первичная цель Ассоциации была "продвинуть благосостояние народов Южной Азии и улучшать их качество жизни, а также продвигать активное сотрудничество и взаимную помощь в экономических, социальных, культурных, технических и научных областях (полях)".

В конечном итоге, Ассоциация стать противовесом Ассоциации стран Юго-Восточной Азии и Европейскому союзу. Участники СААРК в январе 2004 года подписали Договор о создании Южно-азиатской свободной торговой зоны. Договор о свободной торговле требует от стран Южной Азии с 2006 года начать снижать таможенные пошлины, ликвидировать таможенные барьеры и создать Южно-Азиатскую зону свободной торговли.

Проблема Западной Европы состоит не только в том, что ее фондовые рынки значительно меньше американских, но и в том, что они во многом остаются национальными. В настоящее время в США функционируют 8 фондовых бирж, причем две из них - NYSE и NASDAQ занимают 95% рынка. В Евросоюзе функционируют 32 национальные фондовые биржи, и возможность их слияния в 2-3 крупные биржи пока даже не просматривается.

Еще один дезинтегрирующий фактор - налоговое законодательство, оно является национальным сейчас и будет таковым в обозримой перспективе. Налоги - один из немногих инструментов макроэкономического регулирования, оставшийся в руках национальных властей после создания ЭВС, с их помощью государства могут адаптировать общую экономическую и денежно-кредитную политику к текущей ситуации в стране.

Из восьми экономических условий, которые, как полагают экономисты, необходимы для успешного становления евро на внешних рынках, страны ЭВС полностью отвечают пяти: они обладают значительным по масштабам хозяйством; их экономика достаточно открыта; она хорошо интегрирована в мировую; в течение ряда последних лет отмечаются низкие темпы инфляции; баланс по текущим операциям близок к бездефицитному. Вполне удовлетворительно соблюдаются еще два критерия: экономика стран ЭВС относительно устойчива к внешним воздействиям и имеет неплохой потенциал роста.

Самым слабым местом зоны евро являются финансовые рынки: по степени своего развития, глубине, широте и ликвидности они значительно уступают американским. Другими словами, страны ЭВС не выполняют одно из трех принципиальных условий, необходимых для того, чтобы евро могло на равных условиях конкурировать с долларом в мире.

Впрочем, способность евро потеснить доллар в качестве международной валюты во многом зависит от того, удастся ли ЕС заручиться поддержкой наибольшего количества третьих стран.

Перспективы принятия в ЕВС стран ЦВЕ. В результате ожидаемого расширения Европейского валютного союза с 12 до 22 стран-членов в орбиту ЕС попадают уже не только Западная, но и Центральная Европа, Балтия, часть Восточной Европы и Восточного Средиземноморья. Экономически при этом возникает крупнейший в мире единый рынок площадью почти в 5 млн. кв. км с населением более 500 млн. человек населения и ВВП - порядка 7 трлн. долларов.

Нельзя, однако, не учитывать того факта, что речь идет о принципиально новом варианте присоединения стран к ЕВС по сравнению со всеми ранее происходившую. Расширение ЕВС происходит за счет присоединения стран, которые ранее не развивались на основе западноевропейской социально-экономической модели и не принадлежали к западноевропейской системе безопасности. Речь идет о государствах, осуществляющих невиданный в истории переход от государственной командно-административной экономики к рыночной, от авторитаризма к парламентской демократии и правовому государству. Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) обладают специфическими чертами, которые оказывают принципиальное воздействие как на характер, так и на последствия расширения ЕС.

Укрепление стабильности и предсказуемости на восточной границе в результате расширения Европейского союза и Еврозоны соответствует его интересам. Это положение не подвергается сомнениям и фактически является общепризнанным. Расширяясь на Восток, Европейский валютный союз заметно наращивает свой ресурсный потенциал: на 34% увеличивается территория, на 29% - население. ЕВС превращается в одни из крупнейших в мире рынков.

Несмотря на все сказанное выше, однозначного ответ на вопрос, является ли реализация проекта расширения на Восток в целом «шансом» или угрозой для Европейского Союза и Европейского валютного союза. Ведь присоединение новых членов существенно осложняет функционирование союза. Институциональная структура, созданная более 50 лет назад, когда в состав сообщества входило всего шесть государств, функционировала с большим напряжением уже в системе ЕС-12 и ЕС-15. Принятие новых 10-12 членов в условиях нереформированности организации, особенно это касается принятия в ЕВС, может попросту парализовать ее работу.

Анализ источников формирования бюджета ЕС и основных направлений его использования свидетельствует о том, что радикальная реформа бюджетной, региональной и аграрной политики должна была быть завершена еще до начала расширения на восток. Однако, не изменив ныне действующих процедур управления, Европейский союз, по существу, загнал себя в институциональную ловушку, когда экономический потенциал стран, а следовательно, и их роль в формировании бюджета становятся совершенно не увязанными с их возможностями влиять на принимаемые в организации решения.

Также одной из наиболее трудно решаемых задач на этапе присоединения остается адаптация сельского хозяйства стран ЦВЕ к европейским стандартам. Осознавая это, новые страны-члены, бесспорно, надеялись на получение значительных финансовых ресурсов от ЕС. Однако Единая сельскохозяйственная политика (ЕСП) Европейского Союза уже сегодня поглощает 50% его бюджета. Действующая в ЕС система поддержки сельского хозяйства давно признается неэффективной и ведущей к значительному перепроизводству в рамках Союза, когда значительная часть продукции может быть реализована только на внешних рынках по ценам. существенно ниже себестоимости. Очевидны направления необходимых изменений, в частности, существенное сокращение прямых субсидий товаропроизводителям. Однако попытки реформирования ЕСП на протяжении 2000-2002 гг. оказывались безуспешными в виду жесткой позиции ряда стран, прежде всего Франции. В результате возобладало мнение, согласно которому никаких реформ, предшествующих решениям или соглашениям ЕС с ВТО по вопросам регулирования сельского хозяйства, быть не может. Таким образом, будущая модель поддержки сельского хозяйства в рамках ЕС остается неопределенной.

Присоединение к ЕС новых членов из Центральной и Восточной Европы поставило под сомнение возможность проведения политики солидарности в том объеме и тех формах, в которых она проводилась в ЕС в 1990-е годы. А это - один из краеугольных камней всей политики европейской интеграции. Ее инструментами являются так называемые, структурные фонды и фонд сплочения, формируемые путем жесткого закрепления за ними определенного процента бюджета ЕС (1,27% совокупного ВВП стран-членов).

Среди структурных фондов необходимо выделить:

Фонд ориентации и гарантий в области сельского хозяйства, неразрывно связанный с общей сельскохозяйственной политикой ЕС;

Социальный фонд, финансирующий переквалификацию трудящихся, особенно в регионах и отраслях с высоким уровнем безработицы, а также профессиональное обучение молодежи;

Фонд регионального развития, ориентированный на содействие районам, отставшим в своем развитии или пораженным структурным кризисом в промышленности;

Фонд содействия экономическому сближению государств-членов (Фонд сплочения), созданный в соответствии с Маастрихтским договором и целиком ориентированный на развитие четырех стран с наименьшими показателями производства валового продукта на душу населения - Греции. Ирландии. Испании и Португалии.

За счет ресурсов структурных фондов в 1990-е годы оказывалась поддержка районам-получателям, в которых проживало 178 млн. человек, т.е. более половины граждан ЕС. Очевидно, что новые страны-члены самостоятельно не в силах преодолеть в обозримом будущем свое отставание от стран ЕС ни в развитии, ни в зрелости рынков, ни в структуре хозяйства. А это значит, что Европейский Союз еще долго будет иметь дело с государствами клиентского типа, активно претендующими на регулярное перераспределение в их пользу ресурсов ЕС. Число же тех, кто по современным стандартам ЕС может претендовать на помощь из его бюджета, после расширения Союза возросло со 185 млн. до 291 млн. человек.

Вступление в Союз стран ЦВЕ автоматически существенно понизило и показатель совокупного ВВП на душу населения, следовательно, целый ряд районов - нынешних получателей помощи потеряли статус наиболее бедных, так как их показатель превысил 75% от среднего по ЕС уровня. Все вступающие автоматически пополнили число стран-получателей ввиду своей отсталости. Такое усиление гетерогенности пространства ЕС - вызов завоеваниям Союза и прежде всего вызов его социально-экономическому сплочению, так как осуществление полноценного приема новых членов ущемило интересы как основных стран получателей структурных фондов, так и главных плательщиков в общин бюджет ЕС.

Разрабатывая так называемую программу «сближения» и, в соответствии с ней, стратегию финансирования новых стран-членов ЕС, Еврокомиссия постаралась, по крайней мере частично, учесть основные особенности вступающих в Евросоюз государств и направить с помощью организации адресной помощи, государства ЦВЕ по пути «правильного» экономического развития. Данная программа ЕС постоянно пересматривается с учетом особенностей экономического развития того или иного государства и направлена на обеспечение присоединения новых 10 членов союза к Еврозоне в период с 2007 по 2010 годы.

В соответствие с принятым на 2000-2006 гг. бюджетом ЕС новым государствам-членам из Центральной и Восточной Европы будет направлено около 39,6 млрд. евро.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Цели и задачи Общего Рынка Южного Конуса (МЕРКОСУР) – одного из наиболее успешных интеграционных проектов в Южной Америке, определяющего динамику региональной системы международных отношений. Этапы укрепления политического единства стран МЕРКОСУР.

    статья , добавлен 27.09.2012

    Экономическая дипломатия как явление международной жизни, её специфика, виды, задачи, цели и функции. Участники крупнейших международных региональных торговых блоков. Направления экономической дипломатии Российской Федерации в условиях глобализации.

    реферат , добавлен 01.12.2013

    Характеристика истории создания, развития, организационной структуры, задач и функций объединения МЕРКОСУР - субрегионального торгово-экономического союза, в который входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай (ассоциированные члены – Боливия и Чили).

    реферат , добавлен 24.05.2010

    Организационная структура регионального интеграционного объединения. Европейский Союз. МЕРКОСУР. ЕврАзЭС. Разграничение функций органов международных организаций. Целостность регионального интеграционного объединения.

    реферат , добавлен 18.09.2006

    Особенности и направления реализации Договора о поэтапном создании Африканского экономического сообщества (АФЭС), соглашение о котором вступило в силу в мае 1994 г. Структура экономического сообщества стран Западной Африки, его участники и назначение.

    презентация , добавлен 24.01.2012

    Основные этапы формирования и развития мировой экономики, международных экономических отношений. Создание и функционирование общепланетарного рынка товаров, глобальной инфраструктуры мирохозяйственных связей. Образование региональных экономических блоков.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2014

    Сущность и структура регионального рынка международных услуг. Место Беларуси в международной торговле услугами. Организационно-экономическая характеристика Гомельского региона, анализ состояния и динамики регионального рынка международных услуг.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2014

    Анализ деятельности Содружества независимых государств (СНГ). Перспективы развития, цели, задачи и члены Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества, Шанхайская организация сотрудничества и Таможенного союза.

    реферат , добавлен 08.05.2010

    Место египетско-китайских дипломатических отношений в рамках китайско-арабского диалога. Направления политического, торгово-экономического и культурного сотрудничества двух стран. Посредничество Египта в сфере китайско-африканского сотрудничества.

    реферат , добавлен 22.03.2011

    Теоретические аспекты создания региональных интеграционных экономических объединений. Современное состояние и перспективы сотрудничества Казахстана с региональными финансово-экономическими организациями. Новые импульсы регионального сотрудничества.

Успехи развития экономической интеграции в Западной Европе привлекли внимание в развивающихся регионах мира. В Латинской Америке, Африке и Азии возникло несколько десятков зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) Одним из наиболее заметных развивающихся интеграционных процессов стал процесс организации и функционирования североамериканской зоны свободной торговли - НАФТА. Существующая экономическая интеграция США с Канадой и их сотрудничество с западноевропейскими партнерами перестала удовлетворять США. В результате интеграционные процессы в Северной Америке вышли за пределы двух государств. Был заключен договор о североамериканской зоне свободной торговли, вступившей в силу 1 января 1994 года, по которому НАФТА, кроме США и Канады, включила Мексику. Территория блока составляет обширную территорию с населением 370 млн. человек и мощным экономическим потенциалом. Ежегодное производство товаров и услуг этими странами составляет 7 трлн. долл. На их долю приходится около 20% всего объема мировой торговли. Основные положения соглашения включают:

Отмену таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада, Мексика; - защиту североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику; - снятие запрета на капиталовложения и конкуренцию американских и канадских компаний в банковском и страховом деле в Мексике; - создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды.

жноамериканский общий рынок - МЕРКОСУР Интеграционные процессы активизируются и в Южной Америке. В свое время (начало 60-х годов) здесь планировалось создать "зону свободной торговли", а затем образование Центральноамериканского общего рынка - ЦАОР. Однако политический и экономический кризис не позволил реализовать эти планы. К середине 90-х годов интеграционные процессы активизировались посредством заключения в 1991 г. торгового пакта МЕРКОСУР между Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем. За годы своего существования общий рынок стран Южного Конуса - МЕРКОСУР превратился в одну из самых динамичных интеграционных группировок мира. Уже в 1998 г. почти 95% объема торговли между четырьмя участниками объединения не облагаются пошлинами, а оставшиеся тарифы к началу XXI века будут отменены.

Азиатско- Тихоокеанское экономическое сотрудничество - АТЭС В конце XX века набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии. Наиболее успешно на протяжении почти 30 лет действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят один из четырех азиатских "драконов" Сингапур, а также НИС "новой волны" - Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства стран - участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. В планах АСЕАН до 2000 г. - снизить таможенные пошлины стран - участниц в среднем на 5% по 38 тыс. наименований товаров. В конце 1995 г. принято решение о создании полноценной зоны свободной торговли в 2003 году, а при благоприятном развитии событий - в 2000 году. Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии в значительной степени связывают с созданием организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - это межправительственная организация, объединяющая 21 государство региона. АТЭС (англ. аббревиатура АРЕС) была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого Океана. Первоначально в нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг, Тайвань, Мексика, Чили, Папуа - Новая Гвинея, а в 1998 г.- Вьетнам, Перу и Россия. АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.

Современная мировая экономика в виде союзов и групп.

Их столкновение.

Европе́йская экономи́ческая зо́на (ЕЭЗ , англ. European Economic Area, EEA ) — создана 1 января 1994 года с целью предоставить возможность странам, не являющимся членами Европейского союза, присоединиться к Европейскому общему рынку.

Между странами Европейской экономической зоны установлены требования на обеспечение следующих «свобод»:

  • свободная торговля товарами,
  • свободная торговля услугами,
  • свободное передвижение трудовых ресурсов,
  • свободное передвижение капитала.

Более интегрированны страны, где в качестве валюты ходить евро. Смысла углубляться в детали нет, так как нет и четких границ между экономическим союзом - помимо стран участниц есть еще страны-кандидаты, "частично" принятые, наблюдатели. В частности, практически внутри ЕЭЗ есть еще остатки союза-предшественника -Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) , состоящего нынче только из Исландии, Норвегии, Швейцарии и Лихтенштейна.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза).



Основной целью НАФТА является устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой. В то время как Европейский союз базируется на концепции федеральной политики с распределением власти между его органами — Советом, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия, с одной стороны и членами-государствами с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА. Цели НАФТА:

— устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;

— создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

— привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

— обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;

— создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

— создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;

— создание единого континентального рынка.

Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана, России, Армении, Киргизии и Таджикистана (три последних страны вступили с 2015 года) предусматривающа я единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.



Предшественником Таможенного союза ЕАЭС был и пока еще остается более крупный союз: Зона Свободной Торговли СНГ (ЗСТ) , который в свою очередь идет корнями от бывшего СССР (за исключением Латвии, Литвы и Эстонии).



Зона свободной Торговли. Тёмно-синим указаны страны Таможенного союза ЕАЭС.

А еще ранее было такие явления как соцлагерь и Организация Варшавского договора .



В него входили, помимо 15-ти республик бывшего СССР, Румыния, Болгария, Польша, Венгрия, ГДР (Восточная Германия), Чехословакия (ныне Чехия и Словакия) и некоторое время Албания. В это же время было более крупное объединение: Совет Экономической взаимопомощи . Почти все страны-участницы Варшавского договора, после поражения "Москвы" в Холодной Войне, вступили в ЕС (ЕЭЗ) и НАТО, также туда пошли страны Балтии (Эстония, Латвия и Литва).

И тут будет очень уместно привести описание исторического столкновения двух крупных экономических систем. Европейский Экономический Союз, как и капиталистический лагерь в целом, в конце прошлого и начале текущего века разрастался, наступая на социалистический лагерь стран Европы! Сначала на Организации Варшавского Договора, а потом на экономическое пространство бывшего СССР. И это было просто необходимо и для Капиталистического Лагеря и ЕвроСоюза! Теоретические причины такой необходимости были вполне конкретные и они описаны в статьях: "принципиальная схема экономического кризиса " и схемы построения экономических союзов . Напомню, капиталистической системе экономики, основанной на ссудном проценте, для сохранения собственного благополучия (помимо регулярного снижения % ставки по кредитам ) необходимо: расширять рынки сбыта и снижать себестоимость производства. Последнее означает, что надо еще осваивать новые ресурсы и углублять разделение труда. Другими словами: " капиталистическим " экономическим союзам необходимо было расширяться за счет социалистического лагеря, потому что их границы соприкоснулись.

Расширение ЕвроСоюза на восток.



В итоге получилось следующее: В СССР, после распада, нарушились производственные связи, причём как внутри бывшего Советского Союза, так и отчасти во всём соцлагере. После открытия границ и "поднятия железного занавеса" cоветские товары (и, в некоторой мере, продукция производимая соцлагерем), были вытеснены импортом из стран других экономических систем: Северо-Американской, Европейской, а также из стран Азии. То есть, страны бывшего СССР послужили расширением рынка сбыта для остального мира! ГДР фактически стало частью ФРГ (Германия), Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, Румыния и другие перешли в экономическую систему ЕЭЗ (ЕС) (т.е. произошло углубление разделение труда и расширение рынков сбыта для "капиталистического мира" , особенно для ЕвроСоюза).

Примерная карта противостояния двух объединённых экономических систем:

капиталистической (синяя) и социалистической (красная).



Россия же, на правах проигравшей в "Холодной Войне", была включена в Европейскую Экономическую Зону на правах поставщика нефти и газа, т.е. стала поставщиком ресурсов для поддержки производства в Европе . Нефть и газ в Западную Европу СССР начал поставлять еще при Брежневе, но при Горбачеве и дальше эти поставки стали еще больше (освоение новых ресурсов для ЕС). Команды Горбачева и Ельцина, тем временем, набрали большое количество кредитов на "своё развитие" по советам западных специалистов, т.е. Россия, таким образом, помогла заработать западным банкирам. По таким, чисто экономическим причинам, падение СССР стало для "Запада" поводом для подъёма экономики и значительным переносом сроков грядущего экономического кризиса () . Приведенные ниже, слова Збивнева Бзежинского (американский идеолог внешней политики США) имеют не только военно-враждебный смысл, но и вполне практическое экономическое применение:



Причины распада СССР и краха социализма в Европе достойны отдельного рассмотрения. А мы вернемся к современности... Напомню, экономический союз с центром в г.Москва (Таможенный союз) вновь создается, но уже больше как экономический, а не и военно-политический тоже.

БРИКС (англ. BRICS — сокращение от B razil, R ussia, I ndia, C hina, S outh Africa) — группа из пяти стран : Бразилия , Россия , Индия , Китай , Южно-Африканская Республика .



Первоначально союз планировался больше как геополитический, новый ""центр силы" для противопоставления МВФ, США, ЕС и НАТО, но какая же геополитика без экономики? Однако пока что экономическая интеграция стран внутри союза невысока, в 2012 году объём торговли между странами БРИКС был чуть более 10 % из общего объёма торговли участников союза.

Шанхайская организация сотрудничества — международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана, а 10 июля 2015 года в ШОС вступили Индия и Пакистан (перечисленные обозначены тёмно-зеленым цветом, остальные наблюдатели и партнеры).



Основными целями и задачами ШОС являются:

  • развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;
  • совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;
  • поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;
  • содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;
  • координация подходов при интеграции в мировую экономику;
  • содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;
  • поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

Азиатско -Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС ) (англ. Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC ) — форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.



В качестве стратегической цели объявлено создание к 2020 году в АТР (Азиатско-Тихоокеанский Регион) системы свободной и открытой торговли и либерального инвестиционного режима. Наиболее развитые экономики должны осуществить либерализацию к 2010 году. Однако таможенные барьеры остаются существенными и переговоры продолжаются.

Есть еще такие экономические союзы как Латиноамериканская Ассоциация Интеграции (ЛАИ) в состав которой входят 12 государств: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Куба, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор. Штаб-квартира Монтевидео (Уругвай). И более тесный (с едиными таможенными тарифами) Mercosur (Меркосур) :



А также есть различные африканские союзы, например экономическое сообщество стран центральной Африки (ЭКОЦАС) . Вообще, помимо взаимодействия внутри союза страны, почти всегда, могут торговать и с остальным миром. Также, одна и та же страна может являться частью разных экономических союзов. Помимо этого - степень интеграции каждого союза разная, в некоторых из них просто пониженные таможенные барьеры, а полная и свободная торговля, как и единая валюта союза, только обсуждается в далекой перспективе. На первый взгляд, из-за обилия и разнообразия Экономических Союзов разобраться в современной политике очень сложно... Мол, надо изучать детали договоров, изучать сложную экономическую статистику и прочее. Но это не совсем так!

Во-первых: на мировую ситуацию влияют только действительно крупные объединения.

Во-вторых: можно отделить действительно крупные и высоко-интегрированные союзы от организаций, которые только зародились, или не имеют четких договоренностей и перспектив. Вот главные критерии оценки экономических союзов, они же показывают степень глобализации:

1) Уровень таможенных барьеров внутри организации.

2) Наличие общей денежной единицы или степень готовности её создать.

1) Таможенные барьеры низки, или совсем отсутствуют в таких союзах как НАФТА, ЕАЗ и ЕАЭС (Таможенный союз).

2) Общая валюта. На данный момент есть только в ЕАЗ (евро € ), но вообще как в прошлом, так и в ближайших возможных планах обсуждались (и обсуждаются) разные варианты:

Переводной рубль , как средство платежа внутри СЭВ, 1963-1990 годы.

Амеро . Проект так и не реализованной валюты внутри союза НАФТА.

Обсуждается валюта ЕАЭС (ТС) , ранее обсуждалось использование рубля, но переговоры зашли в тупик.

По мере вхождения в состав новых членов любой экономический союз становится более самодостаточным, это в его интересах. Но полная самодостаточность в современной экономике может быть только в "изолированных" странах, т.е. таких как Северная Корея или неразвитых странах Африки, живущих натуральным хозяйством. Потенциально самодостаточен союз НАФТА, шансы есть у Латиноамериканской Ассоциации Интеграции (ЛАИ), так как в них есть и добыча ресурсов (главное нефть!) и производство. ЕЭЗ и ЕАЭС работают в паре, так как в Европе мало сырья (поставляет РФ, отчасти Казахстан, Азербайджан и Туркменистан), а в ЕАЭС далеко не все производства, есть технические зависимости от стран ЕвроСоюза. Сравнительно самостоятельной силой является Китай, как очень крупная развивающаяся экономика, но он мировой производитель, ему нужен крупный рынок сбыта и поставщик сырья. Для построения схемы взаимодействия ведущих стран и экономических союзов нужны данные по всеобщему товарообороту. Наглядных совокупных данных мировой торговли в интернете не нашел, но можно по частям собрать наиболее крупные торговые партнерства из данных по каждой стране/экономическому союзу отдельно. Щелкнув на цифры по товарообороту вы перейдете к источнику данных., причины описаны в схеме экономического кризиса . Если всем хватает возможностей для развития, если понижение процента по кредитам еще себя не исчерпало, если всем крупным экономическим союзам есть куда расширяться не затрагивая интересы друг друга, то конфликты проще преодолеть договорившись и не растрачивая усилия на гонку вооружений. Но что делать если расширяться снова (как и в вышеописанном случае противостояния капиталистического, западного лагеря и социалистического, восточного) дальше некуда? Что если планета закончилась? Ответ прост - начинается поединок за сферы политического, экономического и военного влияния, борьба за нефть, прочее сырье... И переманивание стран для соотрудничества из конкурирующих экономических союзов! Вот тут-то и разгораются интриги.

Экономический союз ( Economic union ) – тип международной интеграции, предусматривающий наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях –валютной, бюджетной, денежной. Это самый высокий уровень экономической интеграции . На этом этапе развития интеграции возникает потребность в органах, наделенных не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-участниц, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно уступают часть государственного суверенитета в пользу межгосударственных органов с функцией наднационального регулирования. Такие межгосударственные органы наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов.

Примеры экономических союзов:

Экономический союз —Бенилюкс –существует с 1948 г., объединяет Бельгию, Нидерланды и Люксембург;

Союз арабского Магриба –образован в 1989 г. Страны-участницы:Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис;

Лагосский план действий –создан в 1973 г., объединяет все страны Африки к югу от Сахары;

Союз реки Ману –договор о создании союза подписан в 1973 г. Гвинеей, Либерией, Сьерра-Леоне

Европейский союз, ЕС (с 1957 г., - Европейское экономическое сообщество, ЕЭС) –наиболее развитый экономический блок мира. Странами-основательницами системы европейских экономических сообществ являются Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. С 1973 г. к ним присоединились Великобритания, Дания и Ирландия. В конце 70-х и в 80-е годы членами Европейского сообщества, как тогда начали именовать все объединение в целом, стали также Греция, Испания и Португалия, а в 90-е годы —Австрия, Финляндия и Швеция. Таким образом, в настоящий момент в Европейском союзе, преобразованном из Европейского сообщества на основании Маастрихтского договора 1992 г., состоят 15 государств. Следующий этап расширения Евросоюза предполагается в мае 2004 года. К вступлению в ЕС приглашены Кипр, Чехия, Эс­тония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения. Таким образом, Евросоюз будет объединять 25 стран.

Система управления ЕС включает ряд институциональных органов. Европейский парламент –общий законодательный и представительный орган ЕС. Совместно с Европейским советом (высший исполнительный орган ЕС) Европейский парламент принимает решения по вопросам внутреннего рынка, бюджета ЕС, принятия новых членов и др. Европейский совет собирается в составе глав государств и правительств стран-участниц не реже двух раз в год. Здесь принимаются принципиальные решения относительно основных направлений экономической политики государств-членов. Совет ЕС (Совет министров) –орган, принимающий основные решения по вопросам текущей политики. Комиссия европейского сообщества —центральная институциональная структура, которой в системе органов ЕС принадлежат и исключительное право законодательной инициативы, и определенные исполнительные полномочия, и функция политического контроля за соблюдением основополагающих договоров прочими участниками процесса принятия решений в Евросоюзе. Суд ЕС следит за соблюдением законодательства ЕС на территории государств-членов, наблюдает за единообразием применения правовых документов, определяет соответствие законодательству правовых актов Комиссии и Совета и вносит решения по вопросам применения законодательных норм ЕС, если такие вопросы передаются на его рассмотрение национальными судами. Его постановления носят окончательный характер и обязательны к исполнению национальными органами власти.

Отправить другу


XX






Формирование экономических союзов становится важным фактором международных отношений во второй половине XX века. Успех Европейских Сообществ стимулирует создание объединений государств, расположенных в непосредственной близости друг от друга, в других частях мира. Как правило, целями подобных группировок являются: интенсификация взаимных торговых и финансовых потоков, создание зоны мира в регионе, совместное решение специфических региональных проблем, коллективная защита от более сильных соседей и представительство интересов группировки в международных организациях.

Конечной целью экономических союзов является слияние экономических структур стран-участииц в единый хозяйственный комплекс с региональным разделением труда, при относительно высоком уровне развития производительных сил и достаточной степени интенсивности взаимных связей.

В развитых странах экономическая интеграция начиналась с либерализации взаимной торговли и лишь затем затрагивала сферу производства. Напротив, в развивающихся странах интеграционные процессы сначала распространялись на сферу производства и потом — на сферу взаимной торговли. Объяснением могут служить следующие причины: (1) созданию оптимальной структуры экономики интегрирующихся стран препятствуют не столько искусственные ограничения в виде таможенно- тарифных и нетарифных ограничений, сколько естественные барьеры — низкий уровень развития экономики стран-участниц, слабая степень экономической взаимодополняемости, устранить которые можно лишь путем активизации производственного сотрудничества; (2) производственное сотрудничество требует большой координации и усилий ряда стран, что легче сделать в рамках группировки, т.е. на совместной, а не на индивидуальной основе.

В 60—80-е гг. экономические трудности развивающихся стран заставляли их руководствоваться не долгосрочными, а краткосрочными интересами и рассматривать интеграцию как инструмент повышения уровней экономического развития и содействия индустриализации. Поэтому приоритет в рамках созданных экономических союзов был отдан производственному сотрудничеству, а не либерализации взаимной торговли (для проведения которой не было объективных условий, а также препятствовали и субъективные причины). Специфика сложившихся экономических и политических предпосылок интеграционных процессов в развивающихся странах привела к формированию разных типов объединений. В сфере взаимной торговли создавались зоны свободной торговли. С учетом узости по объему охвата товаров и невысокого уровня взаимной торговой либерализации появился специальный термин, впервые введенный известным экономистом Р. Лангхаммером. Это зона преференциальной торговли (preferential trade area — РТА).

Более того, в рассматриваемый период в развивающихся странах в основном были сформированы зоны преференциальной торговли. Интеграционные меры в данной сфере дали наибольшие результаты, так как усилия стран-участниц были сосредоточены на торговой либерализации, кроме того, договориться о сближении рынков гораздо легче.

В 70-е годы в ВТО ежегодно подавалось от двух до пяти заявок о создании торговых блоков. В конце 90-хгодов это число возросло до 15. Однако в большинстве случаев создаваемые объединения ставили перед собой практические узкие задачи, и не имели широкой, долгосрочной программы действий. Многие из них насчитывали по две-три страны, а некоторые буквально с самого начала существовали на бумаге. Большое количество региональных объединений было создано в Африке и в Латинской Америке. Однако из-за низкого уровня хозяйственного развития, недостаточного опыта ведения международных дел и политических разногласий они очень мало способствовали социально-экономическому прогрессу государств-членов.

В группировках была проведена частичная либерализация взаимной торговли, с сохранением большого количества исключений для чувствительных товаров, т.е. действовали зоны преференциальной торговли. Торговая либерализация способствовала интенсификации взаимной торговли и повышению ее доли в совокупном товарообороте. При этом динамика роста наблюдалась в первые пять — семь лет после создания экономических объединений, когда отмена или снижение пошлин стимулировали рост торговли. Но в дальнейшем влияние фактора либерализации исчерпывалось, так как на последующих этапах необходимо наличие объективных экономических предпосылок для реализации интеграционных мер. К ним относят — степень взаимодополняемости экспортных структур стран- участниц, уровень экономического развития стран и др.

В настоящее время наиболее значимыми региональными группировками являются: Европейский Союз, Североамериканская ассоциация свободной торговли, Ассоциация стран Юго-восточной Азии, Содружество Независимых государств, Общий рынок стран Южного Конуса и Экономическое сообщество государств Западной Африки. На данные группировки приходится около 60% мирового ВВП и порядка 40% населения земного шара. Число полноправных членов в рассматриваемых объединениях варьируется от 3 до 27. Каждое из них включает страны с общим населением от 230 до 570 млн. человек. Сильные различия между группировками наблюдаются по уровню благосостояния и по степени поляризации доходов.

Доля взаимной торговли в общей внешней торговле государств-членов, которая свидетельствует о степени интегрированности общего внутреннего рынка, также различна. В ЕС она достигает 60%. Это означает, что в среднем каждая из стран-участниц направляет в страны-партнеры и получает оттуда 60% экспорта и импорта, и только 40% стоимости их внешней торговли связано с третьими странами. Подобной ситуации нет больше ни в одной региональной группировке мира. В НАФТА несмотря на определенную географическим фактором высокую ориентацию экономик Канады и Мексики на США, аналогичный показатель составляет 45%. В АСЕАН, СНГ и МЕРКОСУР росту взаимной торговли препятствует недостаточное развитие промышленного потенциала и похожая структура экспорта государств-участников. Там указанная доля равняется примерно 20%. Самый низкий показатель характерен для регионального объединения африканских стран - ЭКОВАС.

Период 1990—2010-х гг. характеризуется активизацией интеграционных проектов в развивающихся странах. Хотя многие из них находятся на доинтеграционном уровне. Примеры наиболее успешных интеграционных объединений в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Латинской Америке и Африке рассмотрены в следующих разделах.