Информационная страница о европейской интеграции

одна из основных межгосударственных европейских интеграционных структур. Идея учреждения подобного объединения была сформулирована в Римском договоре 1957 о создании «Общего рынка». Образован на базе Европейского сообщества в соответствии с Маастрихтским договором 1992 (Маастрихт - город в Нидерландах) в 1993. Первоначально его участниками стали 12 государств: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Франция; в 1994 в состав ЕСвступили Австрия, Норвегия, Финляндия и Швеция. 1 мая 2004 к нему присоединились еще 10 стран: Эстония, Латвия, Литва, Венгрия, Кипр, Мальта, Польша, Чехия, Словакия, Словения. В организацию стремятся Турция и некоторые страны СНГ. Целью ЕС является создание в рамках концепции «Европа без границ» единого политического, экономического и валютного пространства, завершение формирования единого рынка с устранением всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капиталов и людей. Страны ЕС координируют между собой действия в сфере международных отношений, безопасности, внутренней политики, в правовой нормотворческой области, а также в сфере экологии, борьбы с нарушениями прав человека, с преступностью, наркобизнесом и т. д. Осуществляется общая денежно-кредитная политика, с 2002 введена единая континентальная валюта «евро», установлено единое европейское гражданство. ЕС реализует концепцию европейской идентичности в области обороны и формирования собственных военных структур. В Концепции внешней политики РФ 2000 заявлено, что Россия видит в ЕС одного из своих важнейших политических и экономических партнеров и будет стремиться к развитию с ним интенсивного, устойчивого и долгосрочного сотрудничества.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Европейский Союз (ЕС)

мировой полюс экономической мощи (наряду с США и АТР). Международная организация, создавшая торговый, таможенный, экономический и валютный союз Объединенной Европы.ЕС является интеграционным объединением в области внешней политики, правосудия, внутренних дел и европейской безопасности.

Процесс европейской экономической интеграции основывается на четырех свободах. Это свобода передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Европа через общий рынок идет к политическому объединению.

Начало интеграции было положено в 1950 г. декларацией, с которой выступил министр иностранных дел Франции Роберт Шуман. В 1951 г. Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Франция подписали в Париже Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали, а в 1957 г. - Договор об учреждении Европейского экономического сообщества и Европейского объединения по атомной энергии. К 1968 г. было завершено создание Таможенного союза, а в последующие годы в Сообщество вступают Великобритания, Ирландия, Дания, Греция, Испания и Португалия. В 1992 году 12 стран-членов подписали в Маастрихте Договор о Европейском Союзе, знаменующий новый этап интеграции в целях введения единой валюты, проведения общей внешней политики и обеспечения безопасности. В 90-е годы было завершено создание единого рынка, что обеспечило свободное передвижение внутри ЕС товаров, услуг, капиталов и граждан. Западноевропейским народам, обладающим многовековой культурой свободного предпринимательства и прав человека потребовалось полвека, чтобы постепенно шаг за шагом осуществить строительство Общеевропейского дома. Кроме возможного ограниченного расширения на восток, меняется формула европейской интеграции от «Европы государств» к «Европе регионов». В 2000 г. в ЕС входило 15 западноевропейских стран.

Бюджет ЕС формируется за счет собственных ресурсов, в первую очередь - за счет отчислений от сбора НДС в странах-членах. Ежегодный бюджет ЕС порядка 100 млрд. долл. (во второй половине 90-х годов) в четыреста раз превышает бюджет Совета Европы.

Европейская интеграция потребовала продолжительного времени, терпения и настойчивости. Создание ЕС шло через постепенное образование промышленного и сельскохозяйственного «общего рынка», экономического и валютного союза. Плавная трансформация потребовалась для выработки общего согласия между станами-членами с учетом их особых проблем. В своей деятельности ЕС опирается одновременно на правительства стран-членов и на собственную крепкую организационную структуру. ЕС является правовым объединением. Институты ЕС наделены правом принимать подзаконные акты - настоящие европейские законы, подлежащие прямому применению во всем Союзе. Разрабатывает законы Совет министров, действующий на основании предложений Европейской Комиссии совместно с Европарламентом. Таким образом, постепенно сложилось европейское право, преимущественно торговое, экономическое, социальное и в области регламентации конкуренции и охраны окружающей среды.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Основные четыре института Европейского Союза заложены еще в 1952 году, когда было создано Eвропейское Oбъединение угля и стали, а идея Европейского Совета еще даже не просматривалась. Эти институты, а именно: Ассамблея, Совет, Комиссия и Суд - по сути своей с тех пор не изменялись. Ассамблея превратилась в наднациональный парламент, а Европейский Суд - в суперарбитра. В то же время роль Совета, состоящего из представителей правительств государств-членов, несколько снизилась, а роль Европейской Комиссии как исполнительного органа существенно не изменилась.

Такие перемены объясняются тем, что изначально идея объединения стран в Европейское Экономическое Сообщество, а ныне - в Европейский Союз, носила наднациональный характер. Соответственно те институты, которые прибавляли к своему статусу наднациональности, становились более влиятельными.

Основные институты власти ЕС:

Европейский совет (European Council)
Европейским Советом называется саммит глав государств и правительств стран-членов ЕС их заместителей - министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского Совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского Союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.

Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции - основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом Министров Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграциии. Его заседания проходят не менее чем дважды в год - либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского Союза. Заседания длятся два дня.

Решения совета обязательны для поддержавших их государств.

Европейский Совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы Европейский совет - формально не входит в структуру институтов Европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое "церемониальное" руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитивность.

Европейская комиссия
Европейская Комиссия - основная движущая сила Европейского союза. Еврокомиссия состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.

Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС на уровне глав государств и/или правительств, предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).

Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д. Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза (такими, как программа Тасис).

Основными рабочими языками Комиссии являются английский, французский и немецкий. Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе.

Совет ЕС
Совет ЕС, или Совет Министров ЕС, - данный орган наделен рядом функций как исполнительной так и законодательной власти, а потому нередко рассматривается как ключевой институт в процессе принятия решений на уровне Европейского Союза. Совет был создан в 1952 г. и призван был уравновесить Европейскую Комиссию. Однако, компетенции этих органов чётко поделены. Если Европейская Комиссия играет в большей мере административную роль, то Совет Министров ЕС осуществляет политическое лидерство. Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне. В терминологии храмовой структуры Маастрихтского договора можно сказать, что Совет наиболее компетентен в тех вопросах, которые могут быть отнесены ко второй и третьей опорам европейской интеграции (совместная внешняя политика и политика в области безопасности и сотрудничество по внутренним вопросам). В то же время Совет ЕС входит в корпус институтов законодательной власти Европейского Союза. Некоторые исследователи (С. Хикс)рассматривают Совет Министров как верхнюю палату в политической системе Европейского Союза. Фактически любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета, однако ряд правовых актов, а также бюджет Европейского Союза подлежат совместному решению Совета и Европейского Парламента.

В Совет входят министры иностранных дел государств-членов Европейского Союза. Однако получила развитие практика созыва Совета в составе иных, отраслевых министров: экономики и финансов, юстиции и внутренних дел, сельского хозяйства и т.д. Решения Совета имеют одинаковую силу вне зависимости от конкретного состава, принявшего решение. Президентство в Совете министров осуществляется государствами-членами ЕС в алфавитном порядке. Ротация происходит раз в шесть месяцев.

В первые периоды существования Европейского cообщества большинство решений Совета требовали единогласного решения. Постепенно все большее применение приобретает способ принятия решений квалифицированным большинством голосов. При этом каждому государству принадлежит определенное число голосов в зависимости от его населения и экономического потенциала.

Под эгидой Совета действуют многочисленные рабочие группы по конкретным вопросам. Их задача - готовить решения Совета и контролировать Еврокомиссию в случае, если ей делегированы определенные полномочия Совета.

Начиная с Парижского договора, существует тенденция селективного делегирования полномочий от национальных государств (напрямую или через Совет Министров) к Еврокомиссии. Подписание новых «пакетных» соглашений добавляли новые компетенции Евросоюзу, что влекло за собой делегирования больших исполнительских полномочий Еврокомиссии. Однако, Еврокомиссия не свободна в осуществлении политики, в определённых сферах национальные правительства имеют инструменты контроля над её деятельностью. Другая тенденция – усиление роли Европарламента. Следует заметить, что несмотря на проделанную Европарламентом эволюцию от сугубо консультативного органа до института получившего право совместного решения и даже одобрения, полномочия Европарламента по-прежнему сильно ограничены. Поэтому баланс сил в системе институтов ЕС по-прежнему в пользу Совета Министров.

Делегирование полномочий от Европейского Совета носит крайне селективный характер и не ставит под угрозу значимость Совета Министров.

Европейский парламент
Европейский Парламент является собранием из 786 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.

Основная роль Европарламента - утверждение бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом ее роспуска (которым, впрочем, он никогда не пользовался).

Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.

Последние выборы в Европарламент проводились в 2004 году. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге и Брюсселе.

Европейский cуд
Европейский суд (официальное название - Суд Европейских сообществ) проводит свои заседания в Люксембурге и является судебным органом ЕС высшей инстанции.

Суд регулирует разногласия между государствами-членами; между государствами-членами и самим Европейским союзом; между институтами ЕС; между ЕС и физическими либо юридическими лицами, включая сотрудников его органов (для этой функции недавно был создан Трибунал гражданской службы). Суд дает заключения по международным соглашениям; он также выносит предварительные (преюдициальные) постановления по запросам национальных судов о толковании учредительных договоров и нормативно-правовых актов ЕС. Решения Суда ЕС обязательны для исполнения на территории ЕС. По общему правилу юрисдикция Суда ЕС распространяется на сферы компетенции ЕС.

В соответствии с Маастрихтским договором Суду предоставлено право налагать штрафы на государства-члены, не выполняющие его постановления.

Суд состоит из 27 судей (по одному от каждого из государств-членов) и восьми генеральных адвокатов. Они назначаются на шестилетний срок, который может быть продлен. Каждые три года обновляется половина состава судей.

Суд сыграл огромную роль в становлении и развитии права ЕС. Многие, даже основополагающие принципы правопорядка Союза основаны не на международных договорах, а на прецедентных решениях Суда.

Суд ЕС следует отличать от Европейского суда по правам человека.

Палата аудиторов
Палата аудиторов (The Court of Auditors) создана в 1975 для аудиторской проверки бюджета ЕС и его учреждений. Состав. Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена). Они назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей.

Европейский Центробанк
Европейский центробанк был образован в 1998 г. из банков 11 стран ЕС, входящих в Еврозону (Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Австрия, Португалия, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Греция, которая ввела евро с 1 января 2001 года, стала двенадцатой страной зоны евро.

Экономический и социальный комитет
(Economic and Social Committee) – консультативный орган ЕС. Образован в соответствии с Римским договором.

Состав. Состоит из 222 членов, называемых советниками (по 24 представителя от Франции, Германии, Италии и Великобритании, 21 – от Испании, по 12 – от Бельгии, Греции, Нидерландов, Португалии, Швеции и Австрии, по 9 – от Дании, Ирландии и Финляндии, 6 – от Люксембурга).

Функции. Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций).

Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств численность Комитета не будет превышать 350 человек (см. табл.2).

Место проведения заседаний. Комитет собирается 1 раз в месяц в Брюсселе.

Комитет регионов (Committee of the Regions).
Комитет регионов является консультативным органом, обеспечивающим представительство региональных и местных администраций в работе ЕС. Комитет учрежден в соответствии с Маастрихтским договором и действует с марта 1994.

Состоит из 222 членов, представляющих региональные и местные органы, но полностью независимых в выполнении своих обязанностей. Количество членов от каждой страны такое же, как и в Экономическом и социальном комитете. Кандидатуры утверждаются Советом единогласным решением по предложениям государств-членов сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя и других должностных лиц сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств-членов численность Комитета не будет превышать 350 человек.

Функции. Консультирует Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов.

Место проведения сессий. Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год

Институт Европейского омбудсмана
Институт Европейского омбудсмана занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС. Решения этого органа не носят обязательной силы, но имеют значительное общественное и политическое влияние.

15 специализированных агентств и органов
Европейский мониторинг центр по борьбе с расизмом и ксенофобией, Европол, Евроюст. br>

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) - экономическое и политическое объединение 28 европейских государств, нацеленное на региональную интеграцию.

Европейский Союз был образован на базе ЕЭС (Европейского Экономического Сообщества), в течение 2 лет после того, ...как перестал существовать Советский Союз.

Официально существование ЕС было закреплено Маастрихтским договором, подписанным в 1992 году и вступившим в силу 1 ноября 1993 года. Этому договору предшествовали - Парижский договор (23 июля 1952 года) и Римский договор (1 января 1958 года).

Политическими центрами ЕС являются города Брюссель, Люксембург и Страсбург.

Характерной чертой ЕС является наличие общего рынка, защищенного стандартизированной системой законов всех стран обединения и гарантирующего свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства.

Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития.

Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединённых Наций, ВТО, Большой семёрке иГруппе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

ЕС - международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других - осуществляются посредством переговоров между государствами-членами.

Институты ЕС включают в себя

  • Европейский совет, председатель Дональд Туск,
  • Европейскую комиссию (правительство), председатель Жан-Клод Юнкер,
  • Совет Европейского союза (официальное название - Совет, обычно упоминается как Совет министров),
  • Суд Европейского союза,
  • Европейскую счётную палату,
  • Европейский центральный банк,
  • Европейский парламент, спикер Мартин Шульц.

Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.

Девятнадцать стран Союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Подготовлено на основе свободных источников и википедии

1 Европейский Союз. Краткая характеристика 3

2 История становления Европейского Союза 4

3 Компетенция ЕС и основные направления деятельности 8

4 Экономический и валютный союз 9

5 Общая внешняя политика и политика безопасности 10

6 Институты ЕС и процесс принятия решений 13

1 Европейский Союз. Краткая характеристика

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, ЕС (European Union, EU) – объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Предшественниками ЕС были: 1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС); 1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); 1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС); c ноября 1993 – Европейский Союз. Название «Европейские Сообщества» часто употребляется применительно ко всем этапам развития ЕС.

Включает 278 стран: Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Кипр (кроме северной части острова), Мальту, Болгарию, Румынию.

В декабре 2011 был подписан договор с Хорватией о вступлении в ЕС. В 2013 после ратификации договора Хорватия станет членом Европейского Союза.

Основные провозглашенные цели Союза:

– введение европейского гражданства;

– обеспечение свободы, безопасности и законности;

– содействие экономическому и социальному прогрессу;

– укрепление роли Европы в мире.

Численность населения стран, входящих в ЕС на 1 января 2003 составила 378, 5 млн. человек, общая площадь – 3236, 2 тыс. кв. км.

Официальными языками ЕС являются государственные языки стран-членов: английский, греческий, испанский (каталанский), итальянский, немецкий, нидерландский, португальский, финский, фламандский, французский, шведский.

ЕС имеет собственную официальную символику – флаг и гимн. Флаг утвержден в 1986 и представляет собой синее полотнище в форме прямоугольника с соотношением длины и высоты 1,5:1, в центре которого расположены по кругу 12 золотых звезд. Впервые этот флаг был поднят перед зданием Европейской комиссии в Брюсселе 29 мая 1986. Гимн ЕС – Ода радости Людвига ван Бетховена, фрагмент его Девятой симфонии (которая также является и гимном другой общеевропейской организации – Совета Европы).

Хотя ЕС не имеет официальной столицы (страны-члены являются поочередно председателями Сообщества в течение полугода согласно латинскому алфавиту), большинство основных институтов ЕС расположены в Брюсселе (Бельгия). Помимо этого некоторые органы ЕС находятся в Люксембурге, Страсбурге, Франкфурте-на-Майне и других крупных городах.

12 государств-членов ЕС (кроме Великобритании, Дании и Швеции), входящие в Экономический и валютный союз (ЭВС), помимо общих органов и законодательства Сообщества, имеют единую валюту – евро.

2 История становления Европейского Союза

Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции.

Уроки войны привели к возрождению идей пацифизма и пониманию необходимости не допустить рост национализма в послевоенном мире. Другой реальностью, заложившей основу процесса европейской интеграции, стало стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся в результате войны экономические позиции. Для стран, потерпевших поражение в войне (прежде всего Германии, разделенной на несколько оккупационных зон), насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета. В связи с началом холодной войны, сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной Европе.

К окончанию Второй мировой войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы, т.е. к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций.

Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор об учреждении этого сообщества подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией 18 апреля 1951. ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшения условий труда и решения проблем занятости в этих отраслях экономики. Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д. Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.

Еще на подготовительном этапе к подписанию Римских договоров часть западноевропейских стран посчитала предложенный федералистский вариант социально-экономической интеграции чрезмерным. Такие страны как Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария образовали в 1960 Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В рамках этой организации интеграция ограничивалась построением зоны свободной торговли. Однако по мере успешного развития ЕЭС одна за другой страны ЕАСТ стали стремиться к переходу в ЕЭС.

Сближение государств континента в социально-экономической сфере стало стержнем процесса европейского объединения. Становление Европейского экономического сообщества прошло несколько этапов:

– создание зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам (1957–1968);

– создание таможенного союза с введением вместо автономных средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран (1968–1987);

– создание единого внутреннего рынка, предусматривавшего помимо мер таможенного союза осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (1987–1992);

– создание Экономического и валютного союза, предусматривавшего введение единой валютной и денежной политики ЕС (1992–2002) с заменой национальных валют единой валюто – евро.

Проект Европейского экономического сообщества содержал в себе как элементы федералистского (таможенный, экономический и валютный союз), так и конфедералистского (зона свободной торговли, единый внутренний рынок) подходов, которые усиливались или ослаблялись в зависимости от политической и экономической конъюнктуры.

Знаменательной вехой на пути развития интеграции стала попытка федералистов создать Европейское оборонительное сообщество (ЕОС) и Европейское политическое сообщество (ЕПС). В 1952 Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды подписали договор, учреждавший ЕОС. Согласно этому документу, в рамках ЕОС должны были интегрироваться под единым командованием военные контингенты этих 6 стран, что означало потерю контроля государствами над собственными вооруженными силами. Борьба федералистов и конфедералистов в ходе ратификации этого договора привела к тому, что в августе 1954 Национальное собрание Франции отвергло Договор о ЕОС. После этой неудачи была прекращена и подготовка договора о ЕПС. Планы создания политического союза не были реализованы и в 1960–1970-х (проекты Фуше (1961–1962) и Тиндеманса (1975)).

Столкновение двух подходов к европейскому строительству достигло своего апогея в конце 1965 – начале 1966, вылившись в так называемый «Кризис пустого стула». Тогда президент Шарль де Голль отозвал французских представителей из органов ЕЭС и несколько месяцев блокировал их работу до тех пор, пока партнеры по Сообществу не пошли на так называемый «Люксембургский компромисс». Он предусматривал сохранение за Францией права накладывать вето при принятии важнейших решений шестью членами ЕЭС как гарантию сохранения государственного контроля над развитием ЕЭС.

Несмотря на сопротивление противников углубления интеграции, идеи федерализма получили дальнейшее развитие. Так, в 1967 было проведено слияние высших органов трех Сообществ (ЕОУС, ЕЭС, Евратома) в единый Совет и Комиссию, которые вместе с Европейским парламентом и Судом ЕС (изначально занимавшимися вопросами всех трех Сообществ) образовали общую институциональную структуру. В 1974 был создан новый институт Сообщества – Европейский совет на уровне глав государств и правительств, а в 1979 – проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.

Достижения интеграции в социально-экономической области, а также глобальные изменения в мировой экономике и политике требовали создания более тесных форм взаимодействия интегрирующихся государств. Это было отражено в ряде инициатив 1980-х, главной из которых стало принятие Единого европейского акта 1987 (ЕЕА).

ЕЕА провозгласил начало нового этапа европейской интеграции – создание Европейского Союза на основе существующих Сообществ и углубление компетенции ЕС в области координации экономической, валютной, социальной политики, социально-экономического сплочения, исследований и технологического развития, защиты окружающей среды, а также развитие европейского сотрудничества в области внешней политики.

Подписание Договора о Европейском Союзе в 1992 в Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским сообществам не только новое официальное название – ЕС, но законодательно закрепило озвученные в ЕЕА цели. Им также было введено общее гражданство Союза.

Эти проекты конца 1980-х – начала 1990-х годов носили отпечаток федералистского подхода, хотя и содержали некоторые конфедеративные элементы (например, частичное включение в компетенцию ЕС положений о социальной политике).

При этом федеративный путь развития получал все больше сторонников. В 1973 Великобритания и Дания – его традиционные критики – стали членами Европейских Сообществ. Еще больше сторонников этой модели появилось среди других европейских государств – Греции, Испании, Португалии, Австрии, Финляндии и Швеции, присоединившимся к ЕС в 1981–1995.

В связи с необходимостью усиления роли ЕС на мировой арене, борьбы с международной преступностью и нелегальной иммиграцией, а также перспективой расширения ЕС на страны Центральной и Восточной Европы, положения Маастрихтского договора в течение 1990-х были дважды пересмотрены и дополнены.

Амстердамский договор (1997) подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней политики и политики безопасности. В Договор был также включен отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов демократии, прав человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью и т.д.

Ниццский договор (2000) стал логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех основных проблемах:

– внутренних реформах ЕС (изменения в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных областях);

– принятии в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, а значит – автоматического перераспределения мест между «старыми» членами ЕС;

– формировании общей внешней и оборонной политики Союза.

Будущее Европейского Союза, включая проект Европейской конституции, обсуждается в работе Конвента, открывшего свою работу в конце 2001.

Европейский союз (ЕС) является экономическим и политическим объединением, которое состоит из 28 европейских стран. ЕС включает в себя население, насчитывающее 508 мил. человек, 24 официальных и рабочих языков и около 150 региональных языков.

Истоки Европейского союза происходят от Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), образованного шестью странами в 1951 – Бельгией, Францией, Германией, Италией, Люксембургом и Нидерландами. Эти страны объединились, чтобы положить конец войнам, которые разорили европейский континент, и согласились контролировать природные ресурсы, представляющие собой интерес для разжигания войны (уголь и сталь).

Учредители ЕОУС пришли к общему мнению, что данный европейский проект будет развиваться не только для того, чтобы объединить общие ресурсы, но и для предотвращения различных конфликтов в регионе. Так, в 1957 году на основе Римского договора было образовано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), которое свело воедино политические и экономические отношения шести стран-учредительниц.

С тех пор данный договор претерпел ряд изменений, а дальнейшее присоединение к нему других государств, способствовало развитию данного союза в различных областях, что в конечном счете, привело к образованию современного Европейского Союза.

Полномочия ЕС определяются рядом международных договоров государств-членов. Государства-члены ЕС признают, что посредством принятия и реализации этих принципов, каждое государство обеспечивает себе защиту собственного ​​суверенитетa и экономического процветания в тихой и безопасной среде.(?).

В основе Европейского Союза лежит ряд принципов, которые каждое государство-участник обязано соблюдать:

1. Соблюдение демократических принципов, прав человека и основных свобод

2. Равенство перед законом

3. Уважение принципов суверенитета

4. Принципы свободной рыночной экономики

5. Принцип эффективного управления и борьба с коррупцией

6. Принципы защиты окружающей среды

7. Принципы мира и стабильности на региональном и международном уровне.

Верховенство права является краеугольным камнем Европейского Союза. Согласно законодательству ЕС, закон является превыше политики и национальных интересов и ему подчиняются все, в том числе национальные лидеры и политики.

Законы ЕС затрагивают и некоторые аспекты суверенитета государств-членов. Тем не менее, страны-члены ЕС добровольно передали часть своего суверенитета европейским институтам во имя создания более сильной и развитой Европы. Страны ЕС признают, что им лучше работать вместе, чем в качестве независимых государств, вне рамках Союза.

Сердцем ЕС является единый европейский рынок. Он представляет собой экономическую зону с общей политикой регулирования продукции, включая в себя и либерализацию передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы.

Благодаря этому и путем создания равных условий конкуренции, и принятия в этом направлении ряда правил и общих стандартов, удалось достичь значительных преимуществ для европейских компаний.

На самом деле, единый рынок выходит и за рамки ЕС, включая в себя еще три страны не являющиеся государствами-членами: Исландия, Лихтенштейн и Норвегия. В целях обеспечения более широкого доступа к единому рынку ЕС, Республика Молдова ведет, в настоящее время, переговоры о заключении Соглашения об Ассоциации, которое включает в себя и Соглашение об Углублённой и Всеобъемлющей Свободной Торговле.

Европейский союз является чрезвычайно сложной организацией, исходя из чего не представляется возможным охватить все ее аспекты, посредством нашего веб-сайта. Поэтому нашей целью является предоставление наиболее важной и актуальной информации об отношениях РМ-ЕС. Более подробную информацию можно получить на следующих сайтах:

· Для более детального ознакомления с историей ЕС, его институтами и полномочиями, Вы можете посетить официальный сайт Европейского Союза ;

· Наиболее подробную информацию об отношениях Вы можете получить на официальном ;

· Вы также можете получить информацию о ЕС на сайте Регионального центра ;

· И, наконец, наша страница, которая постоянно обновляется, содержит большое количество полезных ссылок .