Понятие жизненного уровня населения. Уровень жизни, как экономическая категория

Качество жизни – совокупность характеристик, отража­ющих материальное, физическое, социальное и культурное бла­гополучие населения.

Понятно, что при оценке качества жизни нет возможности использовать некий универсальный показатель. Ведь речь идет о субъективной оценке условий существования и развития че­ловека. При оценке качества жизни на первом месте – уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей, состо­яние здоровья нации и продолжительность жизни в стране. Следует установить степень достижения прогрессивных норм потребления, учитывать условия окружающей среды, гарантии безопасности жизни граждан и их личной свободы, а также и уровень социальной защищенности, наличие свободного време­ни и рациональность его использования.

Старый анекдот периода развитого социализма. Встрети­лись как-то американец и советский рабочий. Американец принялся подробно рассказывать, как там за океаном хорошо живет его семья. Оказывается, на работу американец ездит на одной машине, отдыхать на природу – на дру­гой, а вот за границу – на третьей и более престижной машине. Теперь настал черед советскому рабочему рассказывать о прелестях своей социалистической жизни. На работу, оказывается, он ездит на эко­номном " Запорожце" . На природу с друзьями обычно отправляется на большой грузовой машине, так как это удобнее с учетом состояния заго­родных дорог. И все, тишина. Американец деликатно уточняет: а как обстоят дела с поездками за границу? На что советский рабочий ответил, что за границу он выезжает, но редко. Да и то в основном с друзьями на танке.

Таким образом, качество жизни всегда воспринимается с учетом исторических, нацио­нальных и религиозных традиций. При характеристике каче­ства жизни, как совокупности условий, вполне допустима ком­пенсация одного параметра жизни другим. Как говорится, можно жить беднее, но дружнее и веселее. Танки здесь, конеч­но, ни при чем.

Уровень жизни населения. Формально уровень жизни опре­деляется достаточно просто. С одной стороны, есть потребности человека и общества, с другой – есть конкретные возможности для их удовлетворения. Степень удовлетворения потребностей и определяет уровень жизни.

Уровень жизни определяется степенью обеспечения насе­ления материальными, социальными и духовными благами, необходимыми для жизни.

Теперь уточним наиболее важные моменты. Во-первых, ка­кие виды потребностей при оценке уровня жизни следует "зас­читывать", а какие нет, т.е. какова структура уровня жизни?

Принято выделять четыре основных компонента уровня жизни:

а) непосредственные условия человеческой жизни и продолжения рода (быт, жилье, продовольствие);

б) условия труда;

в) условия развития человека;

г) условия экологической безопасности.

Во-вторых, какие параметры удовлетворения потребностей следует признавать в качестве общественно нормальных?

Степень обеспеченности потребностей есть смысл определять не только через сравнение со вчерашним днем, с уровнем жизни в соседней стране, но и с научно обоснованными норма­ми. При определении таких научных норм есть резон обращать внимание не только на физиологические потребности человека, на необходимость обеспечения элементарной диетической сба­лансированности питания, на природно-климатические условия страны, но и на наличие материальных предпосылок для удов­летворения соответствующих потребностей.

В-третьих, следует ли учитывать действие всеобщего зако­на возвышения потребностей, действие которого никто не в со­стоянии отменить? Безусловно, придется учитывать. То, что еще вчера всем казалось идеальным и почти недостижимым, сегод­ня уже может показаться вполне обыденным.

В-четвертых, степень удовлетворения потребностей всегда резко различается по субъектам, социальным группам и регио­нам.

Показатели уровня жизни. Сказанное выше подводит нас к мысли о том, что при анализе уровня жизни придется опе­рировать не одним, а совокупностью показателей. Это будут показатели, отражающие уровень располагаемого дохода, про­должительность жизни и уровень заболеваний (включая про­фессиональные), а также уровень потребления, обеспеченно­сти населения жильем и т.д. (см. Табл. 1).

Приведенные ниже показатели в своей подавляющей мас­се воспринимаются как частные показатели уровня жизни.

Таблица 1

Основные показатели, отражающие современный уровень жизни населения

Примечание. ООН выделяет 12 групп показателей такого рода, вклю­чая (1) демографическую ситуацию в стране (рождаемость, смертность); (2) санитарно-гигиенические условия жизни; (3) потребление продоволь­ственных товаров;(4) жилищные условия; (5) образование и культура; (6) условия труда и занятости; (7) доходы и расходы населения; (8) стоимость жизни и потребительские цены; (9) наличие транспортных средств; (10) организация отдыха; (11) социальное обеспечение; (12) права человека.

В качестве интегрального показателя, отражающего состояние соци­альной сферы и общих условий жизни населения страны, используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), предложенный ООН (1990 г.). Данный показатель рассчитывается с учетом взаимодействия трех параметров – средней ожидаемой продолжительности здоровой жизни, базового показателя образованности населения и реального ВВП на душу населения. ИРЧП позволяет дать сравнительную характеристи­ку уровня жизни в различных странах.

В рамках нормативного экономического анализа выделяются:

а) показатели реального уровня жизни, т.е. отражающие реальное положение;

б) научно обоснованные показатели уровня жизни, которые выполняют роль нормативных показателей.

Значение имеет не только сравнение реальных показателей с научно-обоснованными нормативами, но и с аналогичными по­казателями соседних стран, а также передовых стран мира (ре­гиона).

Следует отметить, что система показателей уровня жизни всегда имеет страноведческую специфику.

Например, в высокоразвитых странах мира среди важнейших параметров уровня жизни на первом месте оказываются показате­ли дохода, безработицы, а также объемы социальных трансфертов.

Для стран переходного периода особую актуальность имеют показатели душевого потребления продовольствия, что отражает существующую проблему выживания и преодоления нищеты зна­чительной части населения, а также безработицы и инфляции.

Потребительская корзина и прожиточный минимум. Сре­ди научно обоснованных и других расчетных норм потребления товаров и услуг в первую очередь выделим:

1) рациональный, наиболее благоприятный набор потреби­тельских товаров и услуг;

2) минимальный потребительский набор, обеспечивающий нормальные условия существования по группам населения (обычно выделяется 15-18 вариантов потребительской корзины в зависимости от возраста, пола и т.п.;

3) прожиточный минимум, определяющий уровень физи­ологического существования человека при минимально возмож­ном наборе потребительских благ (физиологический минимум потребления).

пункт первый – это такой набор материальных благ, который вполне достижим в обществе для определенных социальных групп. Такой рациональный набор выступает как ориентир для социаль­но-экономического развития страны в долгосрочной перспективе.

пункт второй – это минимальная потребительская корзи­на, ее стоимостная оценка есть минимальный потребительский бюджет (МПБ). Стоимость каждой позиции (хлеб, мясо, одеж­да разных видов, туалетные принадлежности, коммунальные услуги и т. п.) определяется как произведение нормы расхода конкретного продукта на доступную рыночную цену.

В процессе экономического анализа МПБ принято сравни­вать со средней заработной платой по категориям работающих, а для пенсионеров – со средней пенсией.

Чем ближе МПБ приближается к рациональному набору, чем выше средняя зарплата и средняя пенсия по сравнению с соответствующим МПБ, тем выше уровень жизни.

Выделяют еще фактический потребительский бюджет, который определяется с учетом номинальных денежных доходов и уровня цен, а также фактически сложившихся предпочтений.

пункт третий. Денежная оценка физиологического миниму­ма потребления, представленного в виде минимально возможного набора товаров и услуг, предстает как бюджет прожиточного ми­нимума Прожиточный минимум рассчитывают как на душу на­селения, так и для различных социально-демографических групп.

Первый вариант его расчета (прямой счет) – это определе­ние стоимости натурального набора продуктов питания, обеспе­чивающего человеку минимально необходимое количество кало­рий; включает также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи. Есть резон опреде­лять такой продуктовый набор на основе обследования факти­ческих бюджетов наименее обеспеченных семей.

Во втором варианте бюджет прожиточного минимума опреде­ляется как процентное отношение к МПБ (40-60% от его объема).

Бедность – состояние постоянного отсутствия средств, необходимых для обеспечения удовлетворительного образа жизни.

Бедность обнаруживается как неспособность семьи при по­мощи текущих доходов удовлетворить основные потребности в пище, одежде и жилье.

Такое определение бедности встречается в старых энциклопедиче­ских словарях, которые были изданы еще в конце XIX века.

Сегодня в документах ООН используется понятие человеческой бед­ности – отсутствие возможностей и выбора для удовлетворения жизнен­но важных человеческих потребностей, например таких, как прожить дол­гую, здоровую и созидательную жизнь, быть грамотным, нормально питаться, наслаждаться качеством жизни, свободой и уважением окружа­ющих. При определении уровня человеческой бедности показателями слу­жат доля детей до 5 лет с пониженной массой тела; уровень неграмотно­сти населения и др.

Состояние бедности касается как всей страны, так и отдель­ных социальных групп, домашних хозяйств и т. д. При оценке ситуации на уровне всей страны используется показатель ВВП на душу населения, объем среднедушевых расходов на потреб­ление в день и др.

Примечание. По заключению ООН, страна относится к проблемной, если ВВП на душу населения составляет менее 1200 долларов в год. Если личные расходы на потребление меньше 2 долларов в день – это признак бедной, менее 1 доллара в день – нищей страны. На текущий момент треть населения планеты стабильно имеет расходы менее 2 долларов в день.

При определении удельного веса "бедного населения" ис­пользуются следующие приемы:

1) по норме потребления, когда внимание концентрирует­ся на степени достижения физиологического минимума суще­ствования (пороговое значение бедности). Все те слои общества, которые по уровню потребления находятся ниже черты физио­логического прожиточного минимума, объявляются состоящи­ми вбедности. Их денежные ресурсы ниже стоимостной оцен­ки потребностей, которые должны быть удовлетворены. Превышение отметки в 10% считается недопустимым для любой цивилизованной страны;

2) по относительному доходу, когда определяется порого­вое значение располагаемого личного дохода в процентах от сред­него уровня по стране (относительная концепция бедности). Все слои общества, доход которых ниже порогового значения, авто­матически относятся к беднякам. Понятно, что в данном слу­чае на показатель бедности непосредственно влияет выбор шка­лы эквивалентности. В ФРГ бедными считаются те люди, заработок которых составляет менее половины среднего национального уровня зарплаты;

3) статистический прием, когда сравнивается уровень потребления, например, 10% "богатого" и 10% "бедного" насе­ления, а затем с учетом принятого критерия соотношения дан­ных уровней делается вывод о наличии благополучной или не­благополучной социальной ситуации;

4) стратификационный прием, когда к бедным априори от­носят те слои населения, для которых характерна низкая эластичность функции занятости и слабые организационные возмож­ности самообеспечения (старики, инвалиды, беженцы и т.д.). Например, в условиях Беларуси к "новым бедным" априори относят­ся неполные и многодетные семьи, семьи с безработными родителями, одиноко проживающие пенсионеры старше 60 лет и т.д.;

5) субъективная концепция бедности исходит из того, что люди, участвующие в социологическом опросе, сами в состоянии квалифицированно определить, относятся они к бедным или нет.

Данная концепция бедности была предложена учеными Лейденско­го университета (Нидерланды). Размер дохода, который еще позволяет "сводить концы с концами", определяется на основе оценок обследуемых домашних хозяйств.

При обследовании домашних хозяйств определяется коэффициент глубины бедности, который выражает среднее отклонение доходов от ве­личины прожиточного минимума. Коэффициент остроты бедности от­ражает средневзвешенное отклонение доходов обследуемых домашних хозяйств от величины прожиточного минимума.

Крайняя бедность (нищета) определяется как неспособность семьи удовлетворить даже минимальные потребности в пище.

Сделаем некоторые выводы. Можно отметить, что основной подход к определению уровня бедности связан в конечном сче­те с определением того круга и объема потребностей, удовлет­ворение которых признается общественно необходимым. Чис­ло бедных непосредственно зависит от того, где будет проведена "черта бедности". Число бедных зависит от уровня развития страны, пережива­емой экономической ситуации и состояния экономической конъ­юнктуры. В качестве конкретных причин человеческих траге­дий могут выступить болезни, наркотики, одиночество и потеря кормильца, материальные и житейские катастрофы, вынужден­ное переселение, политические и религиозные преследования. Подавляющую часть бедных составляют те, кто хронически беден. Значительная часть хронически бедных традиционно проживает в экономически отсталых регионах страны.

Проблемы преодоления бедности. В решении проблемы бедности существует ряд сложностей:

1. Всегда сложно определить критерий бедности, так как ее границы достаточно подвижны и условны. К тому же суще­ствующие методики расчета бедности не всегда обращают вни­мание на реальное положение. Например, часто бедность по доходам дополняется сохранением высокого имущественного статуса (приусадебный участок, излишки жил­площади, автотранспорт и т.д.). Такое имущество вполне может служить источником для получения дополнительных (скрытых) доходов.

2. Уровень бедности непосредственно зависит от таких вне­шних обстоятельств, как динамика инфляции и ВВП, уровень безработицы и состояние государственного бюджета, изменение обменного курса национальной денежной единицы и т.д. Это означает, что одна из причин бедности населения кроется в не­продуманной экономической политике. Вывод: изменение экономической политики в состоянии существенно повлиять на ситуацию с бедностью.

3. Существует прямая зависимость между уровнем личных доходов и жизненным циклом индивидуума. Поэтому уровень жизни есть смысл определять не только теку­щими доходами, но и массой доходов, получаемых индивидуу­мом во всем жизненном цикле (т.е. учитывать ранее сделанные сбережения, накопление средств для получения пенсии по ста­рости, возможность получения кредита для обучения и т.д.).

4. Выявление самой бедности еще не означает ее автомати­ческое преодоление, так как финансовые возможности общества всегда ограничены. Это обязывает прибегать к оказанию адрес­ной помощи нуждающимся семьям. В свою очередь это предполагает использование процедуры специальной проверки реального состояния доходов и имущества бедных семей. Однако сбор и систематизация дополнительной информации, раскрывающей реальное положение дел, сами по себе являются дорогостоящим мероприятием.

5. В категорию бедных, особенно в переходный период, ча­сто попадают и те члены общества, которые официально имеют рабочее место. Такая ситуация требует реформирования нацио­нальной системы регулирования оплаты труда и наемных отно­шений, установления тарифной ставки первого разряда не ниже уровня МПБ.

6. Поддержка социально ущемленных слоев населения дол­жна сочетаться с укреплением мотивации к труду.

Исследование уровня жизни (благосостояния), бедности, имущественной и социальной дифференциации населения ак­туализирует вопросы социальной защиты населения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые так или иначе могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

Уровень жизни - многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:

политические факторы;

экономические факторы;

социальные факторы;

научно-технический прогресс,

экологические факторы и др.

Именно более подробному рассмотрению этих факторов и будет посвящена данная работа, целью которой является изучение факторов, определяющих динамику уровня жизни населения, анализ степени их влияния и роли в повышении уровня жизни.

Уровень жизни

Уровень жизни (уровень благосостояния) -- уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.

Уровень жизни - комплексный показатель, характеризующий благосостояние и качество жизни граждан или социальных групп отдельной страны или территории. УЖ представляет собой уровень потребления этих благ, отражает благосостояние населения и характеризуется системой следующих показателей:

Объем реальных доходов на душу населения

Структура потребления продовольствия, непродовольственных товаров, услуг

Уровень и динамика цен на основные товары народного потребления

Ставки квартирной платы, жилищных услуг

Объем выплат и льгот из общественных фондов потребления

Уровень образования, медобслуживания и др.

Уровень жизни - степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей, обеспеченность населения потребительскими благами.

Национальное богатство является той средой, где создаются необходимые условия для благополучной в материальном отношении жизни людей, где формируется и поддерживается уровень жизни населения (благосостояние). Под уровнем жизни населения в статистике понимается обеспеченность населения теми благами и услугами, которые необходимы и достаточны для удовлетворения как жизненно важных материальных потребностей людей (питание, одежда, жилище, предметы культуры и быта), так и социально-культурных (труд, занятость, досуг, здоровье, образование, природная среда обитания и т.д.).

Выделяют следующие виды уровня жизни:

1) Достаток (пользование благами и услугами, которые обеспечивают всестороннее развитие человека);

2) Нормальный уровень (потребление благ и услуг по научно обоснованным нормам, которые достаточны для полноценного восстановления физических и интеллектуальных сил человека);

3) Бедность (потребление благ и услуг на уровне возможности сохранения работоспособности человека);

4) Нищета (минимальное потребление благ и услуг на уровне биологического выживания человека).

Чтобы получить всю совокупность характеристик по уровню жизни, исследуются:

1. население в целом;

2. отдельные социальные и профессиональные группы;

3. домохозяйства с различным доходом.

Экономические показатели уровня жизни

В мировой практике накоплен определенный опыт по комплексному исследованию уровня жизни населения по основным социально-экономическим показателям, из которых можно выделить следующие:

1. Доходы населения .

Доходы населения представляют собой совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный период. Доходы формируются за счет труда работника и других источников.

По вещественной форме доходы подразделяются на денежные и натуральные.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты руда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и др.

Натуральные доходы - все поступления продукции, произведенной домашними хозяйствами для собственного потребления: продуктов земледелия, скотоводства, различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме, предназначенных для личного, семейного потребления (т. е. не имеющих товарной формы).

Соотношение между этими двумя формами периодически меняется, но наиболее распространена денежная форма.

При реализации доходов часть их идет на потребление материальных благ, часть - на потребление услуг. На структуре потребления сказывается не только повышение денежных доходов, но и изменение структуры населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Для характеристики благосостояния населения важное значение имеют совокупные доходы (всего населения, семьи, отдельного человека), рост которых при неизменных ценах и налогах (или, по крайней мере, их меньшего повышения по сравнению с увеличением доходов) свидетельствует о повышении возможностей удовлетворения потребностей.

Совокупный доход является основным показателем материальной обеспеченности населения, включает все виды денежных доходов, а также стоимость натуральных поступлений, полученных от личного подсобного хозяйства и использованных на личное потребление. Кроме денежной составляющей совокупные доходы включают стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств федерального и муниципального бюджетов и фондов предприятий.

Для статистических характеристик уровня жизни важно установление границ дохода, обеспечивающих минимально допустимый уровень, т.е. определение прожиточного минимума (стоимости набора товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека за год, таких как минимальные наборы продуктов питания, непродовольственные товары и услуги, необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы)

Прожиточный минимум позволяет установить границы бедности.

Коэффициент бедности - относительный показатель, который рассчитывается как процентное отношение численности граждан, чьи доходы ниже прожиточного минимума, к общей численности населения страны. В настоящее время (с 1990 г.) в мире установлен порог бедности, равный 1 доллару США в день.

2. Дифференциация населения

Один из важнейших социально-экономических показателей, характеризующий степень неравномерности распределения материальных и духовных благ между членами общества. Количества или доли, в которых общественный продукт распределяется между группами населения, и сам принцип распределения определяются господствующими производственными отношениями. Дифференциация доходов населения в большинстве капиталистических стран относительно велика.

3. Показатели расходов и потребления населения

Это все расходы в совокупности: питание, одежда, жилище, предметы культуры и быта, и также социально-культурные: досуг, здоровье, образование и т д.

В денежном выражении вся данная совокупность благ и услуг, фактически потребляемых в течение данного времени в домохозяйстве, представляет собой стоимость жизни.

Уровень потребления - это особенность потребления, которая зависит от количества потребителей. Различают три уровня потребления:

Индивидуальный - на котором осуществляется потребление каждого отдельного человека;

Коллективный - на котором происходит потребление коллективов;

Общественный - связанный с потребительскими интересами всех людей страны (государства). Это охрана порядка, безопасность, оборона, управление, образование, наука, внешние связи. В них нуждается каждый из нас, но никто в отдельности их удовлетворить не может.

Чем уровень жизни выше, тем выше и потребности. Речь идет главным образом о физических, духовных и социальных потребностях

4. П оказатели покупательной способности населения

Экономические показатели, обратно пропорциональные количеству валюты, необходимой для покрытия определённой потребительской корзины из товаров и услуг.)

5. С редний размер пенсий

6. П оказатели расходов в социальной сфере

7. Степень занятости населения.

Основные тенденции занятого экономически активного населения:

1. Уменьшение экономически активного населения в аграрной сфере, соответственно, увеличение в промышленности, строительстве, транспорте и сфере услуг.

2. Уменьшение сначала относительно, а затем и абсолютно численности занятого экономически активного населения в промышленности и строительстве.

3. Рост численности занятого экономически активного населения на транспорте и особенно в сфере услуг. При этом очень важно отметить тот факт, что значимость сферы услуг кардинальным образом меняется и наблюдается функциональное расширение сферы услуг.

Соответственно, чем больше количество людей, трудящихся на благо страны, тем выше доходы, а это один из основных показателей уровня жизни.

уровень жизнь доход население

Социальные показатели уровня жизни

1. Продолжительность жизни является следствием высокого уровня жизни, но также этот показатель влияет на текущий уровень жизни страны.

2. Уровень образования в стране, чем он выше, тем выше и уровень жизни. Должно быть достаточное количество школ, лицеев, различных курсов.

3. Система здравоохранения страны также влияет на ее уровень жизни Необходимо наличие больниц, больничного транспорта, оказание современной медицинской помощи.

4. Досуг уровень жизни населения также зависит от проведения людей свободного времени. Наличия театров, кинотеатров. Для молодежи должны существовать клубы, для детей - секции.

Динамика уровня жизни

Если сравнить экономическую ситуацию в стране сейчас и, скажем, лет 15 назад, то увидим подъем экономики страны: увеличение ВВП, объёма промышленной продукции, продукции сельского хозяйства и как следствие улучшения макроэкономической ситуации, - значительное уменьшение задолженности по заработной плате, уменьшение количества безработных, увеличение реальной заработной платы, увеличение реальных денежных доходов. Однако сохраняется низкий жизненный уровень большинства населения России, сохраняется значительная региональные различия в уровне жизни населения.

Россия медленно, но верно поднимается в рейтинге развития человечества, правда она по-прежнему очень далека от лидеров списка. ООН в своем ежегодном, уже 20-м по счету, докладе программы "Реальное богатство народов: пути развития человека", поставила нашу страну на 65-е место, что на шесть строчек выше, чем в прошлом году

· В 2006 году Россия была на 65 месте, а в 2010 на 57.

· В 2006 году средняя заработная плата была 10867 рублей, а в 2010 - 21597 рублей. Среднемесячная начисленная заработная плата в 2009 году, по некоторым данным, составила 20,785 рублей и по сравнению с 2008 годом выросла на 8,5%.

· Средний размер трудовой пенсии в 2009 году (по предварительной оценке Пенсионного фонда) вырос в реальном выражении на 11,3% и составил 5,322 рубля, что превысило прожиточный минимум пенсионера на 29,0% (17,6% в 2008 году). Более высокие темпы роста пенсий по сравнению с темпами роста заработной платы привели к увеличению коэффициента замещения (соотношение средней пенсии к средней зарплате) до 28,3% (24,8% в 2008 году).

· Кроме того, с 1 января 2010 года по закону сумма пенсии с учетом всех других социальных выплат должна быть не меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации, где живет пенсионер. Москвы это новшество не коснулось, так как минимальная пенсия для неработающих пенсионеров с января 2010 года составила два прожиточных минимума - 10 275 рублей.

· Прожиточный минимум в среднем на душу населения в 2009 году, по предварительной оценке, составил 5,153 рубля с ростом к 2008 году на 12,2%. При этом величина прожиточного минимума трудоспособного населения составила 5,572 рубля, пенсионеров - 4,1 тыс. рублей и детей - 4,93 тыс. рублей.

· В августе 2009 года в России впервые за последние 15 лет зафиксирован естественный прирост населения, который составил 1 тыс. человек.

· Число умерших за 2006 год -- 2 167, а за 2010 год -- 2 013

· Число родившихся 2006--1479,6 тыс. чел, в 2009-1764,0 тыс. чел.

· Также растет и средняя продолжительность жизни - в 2000 году средняя продолжительность жизни составляла 59 для мужчины 72 для женщины, тогда как в 2009 61,8 для мужчины и 74,2 для женщины.

· Если сравнивать уровень образования, то доля лиц с высшим образованием в численности населения в возрасте 25-64 года выросла на 2% с 2005 по 2009 год

· Что касается системы здравоохранения, то и здесь ситуация улучшается - в апреле 2010 года было выделено 908 миллионов рублей на строительство 17 новых медицинских учреждений

· Уменьшается удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума - в 2006 году таких было 15%, а в 2009 уже 11,2% от общей численности населения.

Заключение

Уровень жизни - очень важный показатель положения дел в стране на мировом уровне. Как мы увидели, уровень жизни в России повышается с каждым годом. Для того, чтобы ускорить этот процесс, необходимо сделать следующее:

1) повышение мотивации труда, личной заинтересованности трудящихся. Обеспечение роста заработной платы и предпринимательских доходов в связи с конечными результатами, повышением производительности труда. Плодотворный труд и предпринимательская деятельность должны позволять жить достойно;

2) обеспечение полной занятости как мощного фактора роста производства, повышения у экономически активного населения уверенности в росте доходов и умножении имущества;

3) усиление страховых принципов социальной политики, увязку материального положения населения с размерами его взносов, а также платежей работодателей и государства на компенсацию утраты доходов в связи с наступлением страховых случаев;

4) обеспечение всему населению минимальных социальных гарантий (в потреблении, жилище, образовании, охране здоровья и др.), а наиболее социально-уязвимым слоям и прежде всего нетрудоспособным - адресной социальной поддержки от предпринимателей и государства.

5) развитие способностей людей, создание эффективной системы общего и профессионального образования, подготовки и повышения квалификации кадров.

Список используемой литературы

1. Экономическая теория. Учебник./Под ред. В.Д.Камаева. - 8-е изд. - М., 2002.

2. Экономика. под редакцией Булатова 3-е издание, 2002 год

3. Вопросы экономики. - 2004. - №10 - с.77.

4. http://www.rbc.ru/

5. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/

6. http://www.izvestia.ru

7. http://www.rfpa.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и экономическое значение уровня жизни населения. Основные показатели качества жизни населения в современных условиях. Доходы населения как показатель уровня жизни в Республике Беларусь. Бедность как проблема неравенства распределения доходов.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2015

    Понятие и показатели уровня жизни населения. Доходы населения как основной показатель уровня жизни. Совокупные показатели потребления. Анализ показателей уровня жизни населения России, его прогнозирование. Характеристика концепции социальных программ.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2012

    Факторы, определяющие динамику уровня жизни населения, степень их влияния и роль в повышении уровня жизни. Доходы и расходы населения, денежные сбережения, накопленное имущество. Показатели уровня и границ бедности. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2009

    Теоретические подходы к определению уровня жизни. Показатели уровня жизни, его место в общей системе жизнедеятельности с учетом понятий благосостояния и качества жизни. Показатели уровня жизни: денежные доходы и расходы населения, уровень здравоохранения.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2010

    Понятие и показатели уровня жизни населения. Статистические показатели, характеризующие уровень жизни населения. Доходы населения и благосостояние. Распределение доходов и социально-экономическая дифференциация. Статистика социального обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2010

    Доходы населения. Потребление населением материальных благ и услуг. Качество жизни как социально-экономическая категория. Уровень и качество жизни населения, их динамика. Бюджетные проектировки. Сравнение уровня жизни различных регионов и стран.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2008

    Понятие и показатели уровня жизни населения. Статистические показатели, характеризующие уровень жизни населения. Статистика потребления товаров и услуг, жилищных условий. Синтетические стоимостные показатели. Тенденции в изменениях уровня жизни населения.

    реферат , добавлен 04.05.2009

    Уровень жизни как экономическая категория. Методы оценки уровня жизни. Модели государственного регулирования уровня жизни в различных странах. Динамика уровня жизни в РФ и определяющие её факторы. Основные методы повышения уровня жизни в России.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Уровень жизни и бедности населения, показатели измерения. Качество жизни и методы его оценки. Характеристика уровня и качества жизни населения Республики Беларусь, способы их повышения. Факторы, определяющие динамику уровня жизни и степень их влияния.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2012

    Перечень условий жизнедеятельности, которые в совокупности составляют понятие "уровень жизни". Личные доходы населения. Потребность в питании и закон Энгеля. Анализ статистики уровня жизни населения. Коэффициент эластичности потребления и спроса.

23.2. Социальная политика государства. Уровень жизни населения и показатели его измерения

Рыночный механизм формирования доходов не гарантирует минимально допустимый уровень доходов различных слоев населения. Рыночное распределение обеспечивает единственную «справедливость» - формирование доходов на основе законов спроса и предложения и предельной производительности факторов производства. С этих позиций доходы неквалифицированных работников, спрос на труд которых невелик, будут относительно низкими. И напротив, деловая активность предпринимателей, умение рисковать, чутко реагировать на конъюнктуру рынка обеспечивают им более высокие доходы.
Вместе с тем в развитых зарубежных странах с рыночной экономикой все более широкое распространение получает концепция, в соответствии с которой соблюдение прав человека предполагает поддержание определенных стандартов благосостояния граждан. Отсюда следует, что в странах с рыночной экономикой формирование доходов осуществляется не только путем свободной игры рыночных цен, но и за счет государственного регулирования перераспределения доходов. Такой подход достигается за счет проведения определенной социальной политики.
Социальная политика государства. В широком смысле понятие «социальный» означает общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. Определяющими в этих процессах являются экономические отношения, включающие систему жизнеобеспечения людей и общества. Поэтому экономические отношения по своей целевой направленности в той или иной мере являются социальными. В результате наряду с выражениями «экономические процессы», «экономическое развитие» в литературе широко используются понятия «социально-экономические процессы», «социально-экономическое развитие». Социальная направленность экономики определяется социальной политикой государства.
Социальная политика осуществляется государством в виде согласованной деятельности по обеспечению благоприятных социальных условий жизни населения. Социальная политика направлена на улучшение благосостояния населения, играет в процессе функционирования экономической системы двоякую роль. С одной стороны, социальная политика выступает как следствие, с другой - как фактор экономического роста.
В первом случае, по мере экономического роста, накопления национального богатства благосостояние населения улучшается. В результате формой проявления экономического роста является социальная политика, улучшение благосостояния населения.
Во втором случае социальная политика является одним из ведущих факторов экономического роста. Если экономический рост не сопровождается улучшением благосостояния, то происходит ослабление мотивации труда и, как следствие, снижение темпов экономического роста. В то же время при достижении определенного уровня технического развития экономический рост обеспечивается за счет использования работников, обладающих высокой квалификацией, специальными знаниями, позволяющими пользоваться компьютерной техникой. В результате для обеспечения экономического роста необходимо повышение образовательного уровня населения, соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.
Понятие уровня жизни населения характеризует степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей (введено К. Марксом при анализе стоимости рабочей силы). Для определения реальной картины уровня жизни используется так называемая потребительская корзина.
Потребительская корзина - это набор продуктов и непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающих определенный уровень потребления. В этой связи выделяют «минимальный уровень потребления», «рациональный уровень потребления», «физиологический уровень потребления».
Минимальный уровень потребления - это потребительский набор, рассчитываемый исходя из минимального уровня потребностей. Его величина определяется набором товаров и услуг для воспроизводства рабочей силы неквалифицированного работника и его иждивенцев. При исчислении потребительской корзины для минимального уровня потребления берутся наиболее низкие цены, не учитываются деликатесы, предметы роскоши, алкогольные напитки.
Физиологический уровень потребления означает уровень потребления, ниже которого человек не может существовать физически. В этой связи вводится так называемая черта бедности. Доля населения, находящегося за чертой бедности, характеризует общий уровень жизни в стране. Для определения этой доли введен показатель «уровень бедности».
Уровень бедности - это доля населения, которое получает доход ниже установленного правительством официального уровня, граничащего с бедностью.
Рациональный уровень потребления определяется исходя из удовлетворения разумных потребностей человека. Входящий в него набор товаров и услуг обеспечивает полное и гармоничное физиологическое и социальное развитие индивида. При определении наборов потребительской корзины используются данные различных наук, изучающих физические и социальные потребности человека.
Следует отметить, что оценка уровня жизни относится к категории, которая изменяется во времени и пространстве. Уровень жизни, который 20-30 лет назад считался высоким, в современных условиях может лишь немного превышать черту бедности.
Показатели измерения уровня жизни населения. Для оценки уровня жизни используются количественные и качественные показатели. Перечень показателей, используемый в экономической практике, весьма обширен. К числу наиболее значимых относятся: общий объем потребления материальных благ и услуг в расчете на душу населения; уровень потребления продуктов питания; обеспечение населения предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения. Для их измерения используются показатели в расчете на 100 семей или 1000 человек населения. Важное значение для оценки уровня жизни имеют показатели структуры потребления (например, доля биологически ценных продуктов в общей структуре потребляемых продуктов питания).
Отдельные стороны жизни населения характеризуются такими показателями, как удовлетворение потребностей в жилье, в медицинском обслуживании; обеспечение населения школьными и дошкольными учреждениями.
ООН рекомендует использовать показатели, характеризующие уровень жизни, которые объединены в 12 групп:
Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения.
Санитарно-гигиенические условия жизни.
Потребление продовольственных товаров.
Жилищные условия.
Образование и культура.
Условия труда и занятость.
Доходы и расходы населения.
Стоимость жизни и потребительские цены.
Транспортные цены.
Организация отдыха.
Социальное обеспечение.
Свобода человека.
Кроме перечисленных, характеризующих непосредственно уровень жизни населения, выделяют показатели, которые носят информационный характер. К их числу относятся величина национального дохода и валового внутреннего продукта на душу населения. Эти показатели нередко используются для международного сопоставления уровня жизни.
«Чистое экономическое благосостояние» (ЧЭБ). В зарубежной экономике используется обобщающий показатель «чистое экономическое благосостояние». Он количественно выражается в виде валового национального продукта (ВНП), который за счет самообслуживания, досуга и позитивной «теневой экономики» увеличивается, а за счет загрязнения окружающей среды и отрицательной деятельности «теневой экономики» - уменьшается.

«Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП). С помощью единого синтетического показателя, каким является ЧЭБ, весьма сложно оценить имеющее многогранный характер благосостояние общества. Более того, ВНП может использоваться для повышения жизненного уровня, а может быть израсходован нерационально, в ущерб интересам общества. В этом случае при больших размерах ВНП может иметь место низкий уровень благосостояния.
Чтобы более точно и полно оценить благосостояние общества, специалисты ООН разработали программу измерения уровня жизни с помощью интегральных индикаторов, называемых индексом развития человеческого потенциала. Для этого используются три компонентных показателя:
Здоровье, в качестве измерителя которого принят показатель ожидаемой продолжительности жизни человека.
Культурный уровень, в качестве измерителя которого используется показатель среднего числа лет обучения каждого жителя в возрасте 25 лет и старше.
Общие ресурсы потребления и накопления в стране. Интегральным показателем является валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения.
По расчетам Всероссийского центра уровня жизни, значение индекса человеческого развития России составило в 1970 г. - 0,825, в 1990 г. 0,875, в 1992 г. - 0,850, в 1993 г. - 0,806.

12.2. Уровень жизни населения как показатель эффективности социальной политики

Уровень жизни населения как интегральная характеристика благосостояния граждан страны наряду с доходами и потреблением включает условия труда и быта, объем и структуру рабочего и свободного времени, параметры культурного и образовательного развития, а также показатели здоровья населения, социально-демографической и экологической ситуации в стране и ее регионах. Поэтому в экономической теории и практике под уровнем жизни принято понимать количество материальных благ и услуг, приходящихся на душу населения страны в том или ином периоде хозяйствования. В состав понятия «уровень жизни населения страны» входят не только материальные, но и культурные (духовные), и социальные потребности граждан.

В соответствии со ст. 25 Концепции МОТ № 177 «Об общественных целях и нормах социальной политики» каждый человек имеет право на пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обеспечение, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и членов его семьи, а также на обеспечение в случае безработицы, инвалидности или утраты средств к существованию.

Понятие «уровень жизни населения страны» - категория историческая. Она отражает обеспеченность граждан материальными благами и услугами на конкретный период времени. Понятие имеет количественное и качественное содержание, оно дополняется различными категориями воспроизводственного процесса, новыми характеристиками условий труда, жизни и быта.

По степени отражения параметров, характеризующих уровень жизни населения страны, показатели делятся на общие и частные.

Общие показатели уровня жизни - это объем на душу населения национального дохода, фонда потребления, потребительского фонда национального богатства (объем накопленного потребительского имущества, культурно-бытовых зданий, предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения). Эти данные характеризуют степень достижения социально-экономического развития общества.

К частным показателям уровня жизни населения можно отнести: уровень и способы потребления, условия труда, обеспеченность жильем, уровень социального обслуживания, условия воспитания детей, социальное обеспечение.

Экономические показатели отражают экономические аспекты жизнедеятельности общества, уровень благосостояния человека, а также материальные возможности граждан удовлетворять свои физические и духовные потребности. Эти показатели прямо связаны с воспроизводством рабочей силы страны, например, номинальные и реальные доходы, занятость и т.д.

Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной и профессионально-квалификационный состав населения, физическое воспроизводство рабочей силы (численность населения, отдельных его слоев и групп, продолжительность жизни, индексы смертности, рождаемости и др.).

По характеру отражения процессов потребления материальных благ и услуг показатели уровня жизни населения подразделяются на стоимостные и натуральные.

К стоимостным показателям относятся все показатели доходов и потребления, выражаемые в денежной оценке (товарооборот розничной и оптовой торговли, денежные выдачи и выплаты, денежные вклады, объемы потребления услуг и др.).

Натуральные показатели представляют объемы потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральном выражении, т.е. в физических единицах потребления (штуки, килограммы, квадратные метры жилой площади и т.д.).

По своим объемно-структурным характеристикам показатели уровня жизни населения подразделяются на количественные и качественные.

Количественные показатели отражают меру, объем, размер потребления конкретных видов материальных благ и услуг.

Качественные показатели раскрывают структуру потребления по отдельным элементам (питание, жилье, образование, услуги и т.д.).

Показатели уровня жизни населения страны рассчитываются и отражаются в государственных (федеральных и региональных) программах социального развития, социальной поддержки и социальной защиты населения. Они включаются в планы развития государственных фондов социального назначения, таких как Пенсионный фонд России, Государственный фонд занятости, Фонд обязательного медицинского обслуживания РФ, Фонд социального страхования населения России и др. Показатели уровня жизни учитываются в планах и программах развития отдельных отраслей материального производства страны, связанного с производством продовольственных и непродовольственных товаров, со строительством объектов социальной инфраструктуры, с деятельностью самих отраслей непроизводственной сферы страны. Особое место занимают расчеты уровня доходов и потребления населения.

12.3. Доходы и потребление населения

Суть государственной политики доходов состоит в распределении и перераспределении доходов через систему государственного бюджетного устройства путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. Так, государство решает задачу повышения уровня доходов малоимущих и малообеспеченных слоев населения и одновременно создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы в стране, способствуя ослаблению социальной напряженности в обществе.

В условиях становления рыночных отношений в экономике России для характеристики уровня доходов и потребления населения страны стал использоваться (с 1992 г.) термин «реально располагаемый доход». Этот параметр рассчитывается как сумма всех денежных доходов, полученных населением страны в конкретный период хозяйствования, минус сумма налогов и обязательных платежей с учетом темпов инфляции.

Однако данный показатель способен отразить лишь объем средств, направляемых на удовлетворение потребностей населения, но не способен раскрыть общественную полезность этих средств. Это объясняется тем, что они имеют стоимостную форму интерпретации и, следовательно, являются затратными. Поэтому в отечественной и зарубежной литературе используется понятия бедности населения.

Численность малообеспеченных граждан страны;

Черта (порог или граница) бедности;

Эталон общественно необходимого потребления;

Социальный минимум;

Прожиточный минимум;

Минимальный потребительский бюджет (МПБ);

Минимально необходимый стандарт потребления. Число показателей может быть увеличено. Например, можно

включить сюда минимальную заработную плату, минимальную пенсию, стипендию, размер социальных выплат и пособий.

Западные специалисты к категории «малообеспеченные граждане» относят членов общества, не имеющих признаваемого этим обществом необходимого стандарта потребления.

Размер численности малообеспеченных граждан в стране зависит от того, в какой степени органы государственной и местной власти ориентированы на социальные потребности и нужды населения. Если число таких граждан постоянно растет, значит осуществляется недостаточно продуманная, плохо обоснованная и не скоординированная по целям, срокам и мероприятиям социальная политика.

Эталон общественно необходимого потребления - это размер потребления, удовлетворяющий на минимальном уровне основные жизненные потребности граждан страны.

Понятия «черта (порог или граница) бедности», а также «прожиточный минимум» употребляются в мировой практике как равнозначные. Размеры этих показателей определяются величиной минимально допустимых границ потребления, ниже которых нормальное развитие человека (в физическом и социально-культурном смысле) невозможно, так как не соответствует сложившемуся уровню развития производительных сил, социальным и другим ценностям. В научном и практическом обиходе прожиточный минимум трактуется как интегральный социальный норматив, отражающий набор потребительских благ и услуг, необходимых для физиологического воспроизводства человека.

Показатель «эталон общественно необходимого потребления» характерен для стран Восточной Европы. Его понимают как размер потребления, удовлетворяющий на минимальном уровне основные жизненные потребности человека.

Социальный минимум - тот размер потребления материальных благ и услуг, который на минимальном уровне удовлетворяет все потребности гражданина страны, считающиеся на данном этапе необходимыми для обеспечения привычных жизненных условий.

Размеры и структуру минимального потребительского бюджета (МБП), лежащего в основе определения уровня бедности населения страны и разработки системы государственных мер в социальной сфере, можно определять с помощью ряда методов. Выбор метода зависит от целей и задач исследования, наличии информации о доходах и потреблении, методики расчетов и т.п.

Стоимостной состав МПБ можно рассматривать как денежное выражение прожиточного минимума или как стоимостное выражение нижней границы потребительского набора (корзины), обеспечивающего текущие разумные потребности. Иными словами, это минимальный размер рационального бюджета, позволяющий обеспечить нормальное состояние жизнедеятельности человека в размере рациональных норм потребления, отражающих разумные текущие потребности.

Понятие «рациональный (оптимальный) потребительский бюджет характеризует перспективные разумные потребности граждан страны.

«Черту (порог или границу) бедности» можно измерить каждым из следующих методов расчета:

- статистический метод обосновывает «бедность» как относительную категорию и имеет два вида: 1) черта бедности устанавливается на уровне доходов, которыми располагает определенная доля (10-20%) самых малоимущих граждан страны; 2) черта бедности является минимальным среднедушевым доходом лиц. признанных обществом (т.е. законодательно) наименее обеспеченными членами общества. Например, Европейская статистическая комиссия определяет черту бедности как величину, равную половине минимального дохода в стране;

- нормативный метод опирается на специально разработанные нормативы - наборы товаров (рациональный гардероб, рациональный потребительский бюджет и т.д.) для удовлетворения основных физиологических и социальных потребностей человека в разрезе отдельных половозрастных групп. В основе определения прожиточного минимума нормативным методом лежат так называемые потребительские корзины товаров и услуг. Они дают информацию о наборе, например, продуктов питания, который может обеспечить сбалансированное питание человека (по химическому и энергосоставу), необходимое для жизнедеятельности взрослых, роста и развития детей, сохранения здоровья в каждой возрастной группе;

- комбинированный метод расчета прожиточного минимума сочетает в себе элементы двух первых методов и поэтому его называют еще нормативно-статистическим методом. При комбинированном методе расчетов расходы определяются по научно обоснованным нормативам и текущим ценам товаров и услуг. За основу принимается минимальный набор продуктов питания и товаров дешевого ассортимента для средней семьи из четырех человек. Принято считать, что расходы на питание составляют 70% общей суммы расходов семьи;

- субъективный метод расчетов прожиточного минимума базируется на анализе результатов социологических исследований среди населения.

- ресурсный метод предполагает учет возможностей национальной экономики в обеспечении материальных и духовных потребностей населения.

Рассчитывая уровень черты (порога или границы) бедности, важно устанавливать так называемые национальные стандарты прожиточного минимума не только в стоимостном, но и в натурально-вещественном выражении, т.е. в форме потребительских корзин товаров и услуг.

Несмотря на достаточно большое число показателей, характеризующих уровень бедности, в практическом обиходе наибольшую известность и применение получили такие понятия, как «абсолютная бедность» и «относительная бедность».

Абсолютная бедность - это отсутствие дохода как такового или отсутствие дохода, необходимого для обеспечения минимума жизненных потребностей личности (или семьи). Абсолютная бедность затрагивает прежде всего такие категории граждан, как лица без определенного места жительства, беспризорные дети, лица, не имеющие статуса вынужденных переселенцев, и т.п. В России они составляют около 5% всего населения. Отсутствие или недостаточность средств для поддержания минимума физиологических потребностей (примерно 2/3 бюджета прожиточного минимума) охватывает почти 15% населения нашей страны.

Относительная бедность определяется размером доходов ниже бюджета прожиточного минимума. Сейчас в России более 50 млн. человек находятся за чертой бедности. В мировой практике относительная бедность характеризуется доходом, не превышающим 40-60% среднего дохода граждан.

В российской экономике подобно «новым русским» появились «новые бедные», в эту группу вошли те слои населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическому положению никогда ранее не входили в нижний слой общества. Падение доходов у этих групп населения сегодня вызвано прежде всего неоправданно низким уровнем заработной платы на государственных предприятиях и в учреждениях, безработицей и частичной занятостью большого слоя экономически активного населения.

Мероприятия по повышению оплаты труда работникам бюджетной сферы, индексация выплат ускорили динамику денежных доходов населения, несколько повысив их реальное содержание.

Однако расслоение общества продолжает нарастать. На долю 10% самого обеспеченного населения приходится более 28% от всех денежных доходов населения, а на долю 10% наименее обеспеченного-только 2,1%.

Различные по материальной обеспеченности группы населения имеют и разный уровень потребления. В семьях из группы с самыми низкими доходами более 70% потребительского бюджета расходуется на удовлетворение первичных потребностей: питание, одежду, белье, обувь. От покупки предметов длительного пользования такое население практически вынуждено отказаться (4% всех потребительских расходов). В группе семей с наивысшими доходами удельный вес расходов на продовольственные товары на 10 процентных пунктов меньше, чем у низкодоходного населения, доля товаров длительного пользования составляет 14% всех потребительских расходов.

Расходы на питание в беднейших семьях распределяются примерно таким образом: на покупку хлебопродуктов - 30%; на мясные и молочные продукты - 20%; на овощи и фрукты - 8%.

У высоообеспеченного населения расходы на питание составляют: мясные и молочные продукты - 40%; хлебные продукты - 6%; овощи и фрукты -15%.

12.4. Социальные нормы, нормативы и стандарты

Социальное нормирование, т.е. процесс разработки и применения социальных норм, нормативов и социальных стандартов играет все возрастающую роль в реализации задач активной социальной политики государства. Социальные нормы, нормативы и стандарты, действуя в соответствующем хозяйственном периоде, отражают конкретные соотношения отдельных видов труда и потребления, дополняют информационную базу социальной политики государства, поскольку характеризуют объемы и структуру ресурсов социального развития, определяют уровень потребления населением материальных благ и услуг социального назначения.

Очень сложен в теоретическом плане вопрос о разграничении понятий «социальная норма», «социальный норматив», «социальный стандарт».

Социальная норма - законодательно утверждаемый показатель максимально допустимого расхода ресурсов на производство и потребление единицы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, удовлетворяющих общественные или личные потребности социального характера установленного качества.

Социальный норматив - более общее понятие, не относящееся к конкретному субъекту (отдельному гражданину, семье, социально-демографической группе) нормирования. Социальный норматив устанавливается либо в процентах, либо в стоимостном выражении.

Социальный стандарт - устанавливаемая мера потребления гражданами соответствующих социальных благ и услуг не ниже минимально допустимых размеров. Нормируются продукты питания, предметы потребления, лекарства, социальные услуги и т.д.

Цель создания единой государственной системы социального нормирования - установить на всей территории РФ единые условия социального развития, социальной поддержки и социальной защиты населения, т.е. единые условия реализации социальной политики государства на территории страны.

Основная масса социальных норм и нормативов, действующих ныне в экономике РФ, связана с регулированием важнейших областей жизнедеятельности населения страны.

В сфере труда, трудовых отношений и охраны труда действуют:

Гарантируемый минимальный размер оплаты труда;

Тарифные сетки по оплате труда;

Стандарты безопасности труда, нормы и правила по охране труда, гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила перечни производств, работ, профессий и должностей с вредными и опасными условиями труда;

Льготы, получаемые работниками в связи с вредными и опасными условиями труда;

Продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный отпуск.

В сфере занятости населения предусмотрены:

Выплаты денежных средств (пособия по безработице, стипендии на период учебы, компенсации работникам при переводе их на другую работу);

Государственная помощь в поддержании, реконструкции и создании рабочих мест;

Организация общественных работ.

В сфере формирования и развития трудового и кадрового потенциала страны введены:

Государственные профессиональные стандарты, соответствующие международным требованиям, для аттестации персонала;

Общероссийская система подготовки и переподготовки кадров, дополнительное профессиональное образование.

В сфере социального обеспечения объектами социального нормирования выступают размеры и виды пенсий (пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, в связи с особыми условиями труда, пенсии в связи с работой на крайнем Севере, социальные пенсии, льготные пенсии).

В сфере стипендиального обеспечения студентов государственных и муниципальных высших учебных заведений среднего специального и начального профессионального образования, подготовки докторантов и аспирантов нормированы минимальные размеры стипендий конкретных категорий обучающихся, а также введены минимально допустимые размеры стипендиальных фондов соответствующих учебных заведений.

В сфере социальной поддержки и социальной защиты граждан законом установлены:

Социальные выплаты и пособия малоимущим, инвалидам, пожилым гражданам, участникам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам, семьям военнослужащих, погибших в вооруженных конфликтах, и иным лицам;

Государственные пособия гражданам по безработице, в связи с рождением и воспитанием детей, несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, по временной нетрудоспособности, беженцам и вынужденным переселенцам, уволенным с военной службы, на санаторно-курортное лечение, оздоровление детей, на погребение и в иных случаях;

Нормы и нормативы бесплатного или за доступную плату предоставления жилья (субсидии на строительство и предоставления жилья) малоимущим, уволенным с военной службы и иным лицам;

Льготы и субсидии по оплате: жилищно-коммунальных услуг; за пользованием телефоном и радиоточкой; за проезд на транспорте;

Нормы и нормативы предоставления бесплатного питания учащимся общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений из многодетных семей;

Бесплатная медицинская помощь в государственных, муниципальных и других учреждениях;

Бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных, муниципальных и других образовательных учреждениях;

Государственная поддержка развития культуры;

Социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей-сирот.

Социальные нормы и нормативы, а в последнее время и государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС) определяют систему типичных требований, предъявляемых социальными объектами друг к другу в ходе их взаимодействия, регламентируют значения важнейших социальных показателей.

По своему статусу социальные нормы и нормативы делятся на:

Государственные, устанавливаемые в виде социальных гарантий, предусмотренных в законодательном порядке (размеры пенсий, пособий и т.д.);

Ведомственные расчетного характера.

На основании принятых федеральных социальных норм и нормативов, а также социальных стандартов определяются потребности в текущих расходах на социальные цели из бюджетов соответствующих уровней.

Принципиально новые социальные нормативы развития здравоохранения легли в основу Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью. На основании соответствующих социальных норм определяются подушевые нормативы финансирования здравоохранения за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений.

Среди прочих существенно расширилась сфера использования социальных норм и нормативов в области социального страхования.

Как инструмент регулирования процессов социального развития, социальной поддержки и социальной защиты населения в новых рыночных условиях государственные минимальные социальные стандарты вводятся в практику хозяйствования федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В настоящее время работа по созданию и принятию отдельных отраслевых систем социальной стандартизации проводится в рамках подготовки следующих федеральных законов РФ;

- «О государственном образовательном стандарте основного общего образования»;

- «О государственном страховании по временной нетрудоспособности, материнству и на случай смерти»;

- «О здравоохранении в Российской Федерации»;

- «Об общих принципах, критериях и условиях предоставления социальных выплат и льгот, разграничении источников их финансирования»;

- «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и др.

Создание единой общенациональной системы социальной стандартизации выступает одним из важнейших условий укрепления местного самоуправления и федерализма в нашей стране, средством роста управляемости социальных процессов. Формируется качественно новый механизм государственной поддержки отраслей социальной сферы, позволяющий перейти от постатейного к подушевому финансированию расходов бюджетов всех уровней на социальные нужды.

Государственный минимальный Социальный Стандарт - устанавливаемый законом минимально необходимый объем социальных гарантий (выражаемый в нормах и нормативах социальной зашиты) предоставления населению общественных социальных благ и услуг, финансируемых из бюджетов всех уровней и государственных фондов социального назначения.

Государственное регулирование рыночной экономики « ...

  • Допускается использовать исключительно в образовательных целях запрещается тиражирование информационных ресурсов (1)

    Документ

    Цитат, допускается использовать исключительно в образовательных целях . Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения... продовольствия. В целях усиления государственного регулирования экономики в июне... рыночной экономике , ...

  • Допускается использовать исключительно в образовательных целях запрещается тиражирование информационных ресурсов удк 316 48(075 8) ббк 60 5я73

    Учебное пособие

    В виде цитат, допускается использовать исключительно в образовательных целях . Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения коммерческой выгоды, ... Он соединял рыночное хозяйство, государственное регулирование экономики , социальную...

  • Допускается использовать исключительно в образовательных целях запрещается тиражирование информационных ресурсов (5)

    Список учебников

    Виде цитат, допускается использовать исключительно в образовательных целях . Запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения коммерческой выгоды... Рыночные механизмы еще плохо работают. С другой стороны, государственное регулирование ...

  • Государственное и муниципальное управление (3)

    Ученые записки

    Лтд, 1994; Государственное регулирование рыночной экономики / общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. - М.: Экономика , 2001; Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики . - М.: Юристъ...