Федеральная система разведки и контроля воздушного пространства. Научно-технические проблемы. развития Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства. Федерации и пути их решения. Аналогов комплексу «Рубеж» нет

настоящих Федеральных правил

144. Контроль за соблюдением требований настоящих Федеральных правил осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта, органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах.

Контроль за использованием воздушного пространства Российской Федерации в части выявления воздушных судов - нарушителей порядка использования воздушного пространства (далее - воздушные суда-нарушители) и воздушных судов - нарушителей правил пересечения государственной границы Российской Федерации осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

145. В случае если органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) выявляется нарушение порядка использования воздушного пространства Российской Федерации, информация об указанном нарушении немедленно доводится до сведения органа противовоздушной обороны и командира воздушного судна, если с ним установлена радиосвязь.

146. Органы противовоздушной обороны обеспечивают радиолокационный контроль воздушного пространства и представляют соответствующим центрам Единой системы данные о движении воздушных судов и других материальных объектов:

а) угрожающих незаконным пересечением или незаконно пересекающих государственную границу Российской Федерации;

б) являющихся неопознанными;

в) нарушающих порядок использования воздушного пространства Российской Федерации (до момента прекращения нарушения);

г) передающих сигнал "Бедствие";

д) выполняющих полеты литеров "A" и "K";

е) выполняющих полеты для проведения поисково-спасательных работ.

147. К нарушениям порядка использования воздушного пространства Российской Федерации относятся:

а) использование воздушного пространства без разрешения соответствующего центра Единой системы при разрешительном порядке использования воздушного пространства, за исключением случаев, указанных в пункте 114 настоящих Федеральных правил;

б) несоблюдение условий, доведенных центром Единой системы в разрешении на использование воздушного пространства;

в) невыполнение команд органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) и команд дежурного воздушного судна Вооруженных Сил Российской Федерации;

г) несоблюдение порядка использования воздушного пространства приграничной полосы;

д) несоблюдение установленных временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений;

е) полет группы воздушных судов в количестве, превышающем количество, указанное в плане полета воздушного судна;

ж) использование воздушного пространства запретной зоны, зоны ограничения полетов без разрешения;

з) посадка воздушного судна на незапланированный (незаявленный) аэродром (площадку), кроме случаев вынужденной посадки, а также случаев, согласованных с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами);

и) несоблюдение экипажем воздушного судна правил вертикального и горизонтального эшелонирования (за исключением случаев возникновения на борту воздушного судна аварийной ситуации, требующей немедленного изменения профиля и режима полета);

(см. текст в предыдущей редакции)

к) несанкционированное органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) отклонение воздушного судна за пределы границ воздушной трассы, местной воздушной линии и маршрута, за исключением случаев, когда такое отклонение обусловлено соображениями безопасности полета (обход опасных метеорологических явлений погоды и др.);

л) влет воздушного судна в контролируемое воздушное пространство без разрешения органа обслуживания воздушного движения (управления полетами);

М) полет воздушного судна в воздушном пространстве класса G без уведомления органа обслуживания воздушного движения.

148. При выявлении воздушного судна-нарушителя органы противовоздушной обороны подают сигнал "Режим", означающий требование о прекращении нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.

Органы противовоздушной обороны доводят сигнал "Режим" до соответствующих центров Единой системы и приступают к действиям по прекращению нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Центры Единой системы предупреждают командира воздушного судна-нарушителя (при наличии с ним радиосвязи) о поданном органами противовоздушной обороны сигнале "Режим" и оказывают ему помощь в прекращении нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

149. Решение о дальнейшем использовании воздушного пространства Российской Федерации, если командиром воздушного судна-нарушителя прекращено нарушение порядка его использования, принимают:

а) начальник дежурной смены главного центра Единой системы - при выполнении международных полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения;

б) начальники дежурных смен регионального и зонального центров Единой системы - при выполнении внутренних полетов по маршрутам обслуживания воздушного движения;

в) оперативный дежурный органа противовоздушной обороны - в остальных случаях.

(см. текст в предыдущей редакции)

150. О решении, принятом в соответствии с пунктом 149 настоящих Федеральных правил, центры Единой системы и органы противовоздушной обороны извещают друг друга, а также пользователя воздушного пространства.

(см. текст в предыдущей редакции)

151. При незаконном пересечении государственной границы Российской Федерации, применении оружия и боевой техники Вооруженных Сил Российской Федерации по воздушному судну-нарушителю, а также при появлении в воздушном пространстве неопознанных воздушных судов и других материальных объектов в исключительных случаях органы противовоздушной обороны подают сигнал "Ковер", означающий требование немедленной посадки или вывода из соответствующего района всех воздушных судов, находящихся в воздухе, за исключением воздушных судов, привлекаемых для борьбы с воздушными судами-нарушителями и выполняющих задачи поиска и спасания.

(см. текст в предыдущей редакции)

Органы противовоздушной обороны доводят сигнал "Ковер", а также границы района действия указанного сигнала до соответствующих центров Единой системы.

(см. текст в предыдущей редакции)

Центры Единой системы немедленно принимают меры по выводу воздушных судов (их посадки) из района действия сигнала "Ковер".

(см. текст в предыдущей редакции)

152. В случае невыполнения экипажем воздушного судна-нарушителя команды органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) о прекращении нарушения порядка использования воздушного пространства такая информация немедленно доводится до органов противовоздушной обороны. Органы противовоздушной обороны применяют меры к воздушному судну-нарушителю в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Экипажи воздушных судов обязаны выполнять команды дежурных воздушных судов Вооруженных Сил Российской Федерации, применяемых для прекращения нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.

В случае принуждения к посадке воздушного судна-нарушителя его посадка осуществляется на аэродром (вертодром, посадочную площадку), пригодный для посадки такого типа воздушного судна.

153. При возникновении угрозы безопасности полета, в том числе связанной с актом незаконного вмешательства на борту воздушного судна, экипаж подает сигнал "Бедствие". На воздушных судах, оборудованных системой сигнализации об опасности, при нападении на экипаж дополнительно подается сигнал "ССО". При получении от экипажа воздушного судна сигнала "Бедствие" и (или) "ССО" органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязаны принять необходимые меры по оказанию помощи экипажу, терпящему бедствие, и немедленно передать в центры Единой системы, авиационные координационные центры поиска и спасания, а также в органы противовоздушной обороны данные о его местонахождении и другую необходимую информацию.

154. После выяснения причин нарушения порядка использования воздушного пространства Российской Федерации разрешение на дальнейшее выполнение международного полета или полета, связанного с пересечением более 2 зон Единой системы, принимает начальник дежурной смены главного центра Единой системы, а в остальных случаях - начальники дежурных смен зонального центра Единой системы.

Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства: история, реальность, перспективы

В конце XX века вопрос создания единого радиолокационного поля страны стоял достаточно остро. Разноведомственные радиолокационные системы и средства, зачастую дублирующие друг друга и съедающие колоссальные бюджетные средства, не соответствовали требованиям руководства страны и Вооруженных Сил. Необходимость развертывания работ в этой сфере была очевидна.

Началом работ по созданию федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства было положено указом президента Российской Федерации 1993 г. «Об организации противовоздушной обороны в Российской Федерации», в котором впервые прозвучало теперь привычное название – федеральная система разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (ФСР и КВП).

Военно-научным комитетом и управлением радиотехнических войск (РТВ) главного командования Войск ПВО были подготовлены проекты докладов и нормативных правовых документов, которые легли в основу указов президента Российской Федерации 1994 г.«О создании федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации» и «Об утверждении Положения о Центральной межведомственной комиссии федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации».

На ФСР и КВП возлагались следующие задачи:

  • радиолокационная разведка и радиолокационный контроль воздушного пространства Российской Федерации;
  • оперативное управление силами и средствами радиолокационной разведки и радиолокационного контроля воздушного пространства;
  • организация взаимодействия органов управления видов Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) с органами управления воздушным движением;
  • информационное обеспечение систем управления войсками и органов управления воздушным движением;
  • размещение на территории Российской Федерации радиоэлектронной техники на основе единой технической политики.

Информационную основу ФСР и КВП составляли подразделения РТВ ПВО, войск связи и радиотехнического обеспечения ВВС, радиолокационного наблюдения ВМФ, радиолокационные позиции Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД). Подразделения радиолокационной разведки Войск ПВО Сухопутных войск могли использоваться по особому распоряжению.

Таким образом, единая радиолокационная система федеральной системы должна была состоять из сил и средств радиолокационной разведки Министерства обороны Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации, а также системы управления, сбора и обработки радиолокационной информации, основу которой составляли командные пункты (КП) радиотехнических частей и соединений, разведывательно-информационные центры КП соединений и объединений (районов и зон) ПВО.

В своем развитии ФСР и КВП, как представляли себе ее идеологи, должна была пройти ряд этапов развития, при этом было необходимо максимально использовать потенциал радиолокационной системы ВС РФ:

1-й этап. Подготовительный (1993 г.).

2-й этап. Первоочередные работы по созданию ФСР и КВП (январь – сентябрь 1994 г.).

3-й этап. Развертывание основных элементов ФСР и КВП в зонах ПВО (октябрь – декабрь 1994 г.).

4-й этап. Развертывание информационных элементов двойного назначения и испытания технических средств единой автоматизированной радиолокационной системы – ЕА РЛС (1995–2001 гг.).

5-й этап. Полный переход к ЕА РЛС (2001–2005 гг.).

ФСР и КВП формировалась два десятилетия. Практическая деятельность по созданию федеральной системы началась в октябре 1994 г., когда по поручению президента России начала функционировать центральная межведомственная комиссия ФСР и КВП (ЦМВК) под руководством главнокомандующего Войсками противовоздушной обороны генерал-полковника авиации В. А. Прудникова. У истоков создания федеральной системы стояли профессионалы своего дела, военные и гражданские руководители и специалисты в области ПВО и УВД: В. А. Прудников, В. Г. Шелковников, В. П. Синицын, В. Ф. Мигунов, Г. К. Дубров, А. И. Алешин, А. Р. Балычев, Я. В. Безель, В. И. Мазов, А. С. Сумин, В. П. Жила, В. К. Демедюк, В. И. Ивасенко, В. И. Козлов, С. Н. Карась, В. М. Кореньков, А. Е. Кислуха, Б. В. Михайлов, Б. И. Кушнерук, Н. Ф. Зобов, А. А. Копцев, Р. Л. Данелов, Н. Н. Титаренко, А. И. Травников, А. И. Попов, Б. В. Васильев, В. И. Захарьин и другие.

В ходе первых четырех этапов были созданы и начали работать координационные органы федеральной системы: ЦМВК ФСР и КВП, шесть зональных межведомственных комиссий (по зонам ПВО), две межведомственные комиссии – с правами зональных (в двух районах ПВО на западе и востоке страны).

Были разработаны и утверждены нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность по созданию информационных элементов двойного назначения ФСР и КВП в зонах и районах ПВО: «Положение о подразделениях Минобороны России двойного назначения», «Положение о позициях Минтранса России двойного назначения», Генеральное соглашение между Минобороны России и Минтрансом России «О создании, функционировании и эксплуатации подразделений и позиций двойного назначения».

Рис. 1. Оценка сокращения расхода ресурса радиоэлектронной техники РТВ ВВС
Графика Юлии ГОРЕЛОВОЙ

В результате этой работы между уполномоченными структурами Минобороны России и Минтранса России были достигнуты договоренности о создании 30 позиций и 10 подразделений двойного назначения.

Первые практические шаги по созданию информационных элементов двойного назначения федеральной системы были сделаны благодаря настойчивости и энтузиазму специалистов радиотехнических войск (РТВ), которые выполняли функции аппарата ЦМВК, а также предприятий ЕС ОрВД и предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Опыт информационного взаимодействия военных и гражданских органов управления показал, что применение подразделений двойного назначения РТВ в н. п. Чална, Комсомольск-на-Амуре, Кызыл, Кош-Агач позволило снизить экономические затраты предприятий в интересах решения задач ЕС ОрВД не менее чем на 25–30 процентов. В качестве источников радиолокационной информации использовались РЛС (РЛК) РТВ типа 5Н87, 1Л117 и П-37.

В свою очередь применение ТРЛК-10 и РЛС П-37 на позициях двойного назначения Северо-Кавказского центра АУВД, Хабаровского, Владивостокского, Пермского, Колпашевского центров ОрВД позволило сохранить качество контроля за порядком использования воздушного пространства в границах ответственности за ПВО в условиях сокращения состава и численности РТВ ВВС.

Однако тематика ФСР и КВП, несмотря на очень высокий уровень документов, в соответствии с которыми необходимо было вести работы, финансировалась в рамках государственного оборонного заказа по остаточному принципу. А НИОКР по ФСР и КВП в эти годы были профинансированы на уровне 15 процентов от потребности.


Радиовысотомер ПРВ-13 на одной из площадок полигона Капустин Яр. Предназначался для работы в качестве средства измерения высоты в составе радиолокационного комплекса 5Н87 совместно с другими дальномерами (П-37, П-35М, 5Н84, 5Н84А)
Фото: Леонид ЯКУТИН

По состоянию на 1 июля 1997 г. не удалось заключить ни одного соглашения (локального договора) о создании информационных элементов двойного назначения из-за отсутствия реальных возможностей по взаиморасчетам между военными и гражданскими пользователями радиолокационной информации.

Назрела насущная потребность иметь приоритетное финансирование при создании федеральной системы. Поэтому в декабре 1998 г. была сформирована специальная рабочая группа из представителей аппарата Совета безопасности Российской Федерации, Минобороны России и Федеральной авиационной службы (ФАС) России, которая подготовила аналитическую записку по ФСР и КВП для доклада высшему руководству страны.

В записке отмечалось, что положение с созданием ФСР и КВП представляет не только серьезную угрозу национальной безопасности России, но и является причиной упущенной выгоды от возможных поступлений денежных средств в федеральный бюджет по линии ФАС России от иностранных и отечественных авиакомпаний, использующих воздушное пространство России.

Было констатировано, что ФСР и КВП является национальным достоянием России, одним из важнейших фрагментов единого информационного пространства страны. Ей требовалось оказать незамедлительную и комплексную государственную поддержку.


Рис. 2. Показатели увеличения площади контролируемого воздушного пространства
Графика Юлии ГОРЕЛОВОЙ

Вопрос решался на уровне председателя правительства Российской Федерации Е. М. Примакова. В предельно кратчайшие сроки материалы аналитической записки были рассмотрены на всех уровнях и даны указания по дальнейшим действиям. Минобороны России совместно с заинтересованными ведомствами подготовило и согласовало проекты необходимых документов и в августе 1999 г. был издан указ президента Российской Федерации «О первоочередных мерах государственной поддержки федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации».

Указом были определены государственные заказчики и головной исполнитель работ по совершенствованию единой радиолокационной системы ФСР и КВП. Правительству Российской Федерации поручалось обеспечить разработку и утвердить в 1999 г. Федеральную целевую программу (ФЦП) совершенствования ФСР и КВП на 2000–2010 гг.,предусмотрев финансирование этой программы за счет средств федерального бюджета.

На протяжении нескольких лет проект ФЦП рассматривали, корректировали, уточняли, сокращали, дополняли, но не выносили на рассмотрение правительства. В 2001 г. Главное контрольное управление президента Российской Федерации заинтересовалось тем, как реализованы принятые решения по вопросам создания ФСР и КВП, и провело проверку состояния дел.

Проверка показала, что правительство и ряд министерств (Минобороны России, ФАС России, Минэкономразвития России, Минфином России) не предприняли должных мер по выполнению принятых нормативных правовых актов. Состояние дел по созданию ФСР и КВП было признано неудовлетворительным и не соответствующим требованиям национальной безопасности. Было рекомендовано принять неотложные меры по исправлению создавшегося положения. Однако даже такая жесткая оценка не изменила ситуацию к лучшему.

При этом жизнь не стояла на месте. Войскам и предприятиям по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением необходимо было дать какой-то инструмент для оснащения информационных элементов двойного назначения трассовыми радиолокационными комплексами двойного назначения (ТРЛК ДН).

Специалистами заинтересованных структур Минобороны России, Минтранса России и Минэкономразвития России подготовили проект решения о долевом финансировании оснащения трассовых радиолокационных позиций двойного назначения (ТРЛП ДН), которое главнокомандующим ВВС было представлено на утверждение руководителям Министерства обороны Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации.


ПРВ-13 также применялись в составе автоматизированных радиотехнических подразделений объектов АСУ 5Н55М («Межа-М»), 5Н53-Н («Низина-Н), 5Н53-У («Низина-У») системы «Луч-2(3)»,86Ж6 («Поле»), 5Н60 («Основа») системы «Луч-4». ПРВ-13 сопрягались с объектами АСУ «Воздух-1М», «Воздух-1П» (с аппаратурой съема и передачи данных АСПД и аппаратурой приборного наведения «Каскад-М»), с АСУ ЗРВ АСУРК-1МА, АСУРК-1П и кабиной К-9 ЗРС С-200
Фото: Леонид ЯКУТИН

Решение было утверждено в ноябре 2003 г. Начиная с 2004-го предусматривалось финансирование оснащения ТРЛП ДН на принципах долевого участия в рамках государственного оборонного заказа и подпрограммы «Единая система организации воздушного движения» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)».

В качестве оборудования для оснащения ТРЛП ДН был определен ТРЛК ДН «Лира-Т» производства ОАО «Лианозовский электромеханический завод». В соответствии с этим решением, учитывая отсутствие ФЦП по ФСР и КВП, выполнялись работы в течение нескольких лет. Основные технические решения по оснащению ТРЛК ДН «Лира-Т» были проверены в ходе государственных испытаний на ТРЛП ДН Великие Луки. За период 2004–2006 гг. было оснащено более десятка ТРЛП ДН: в 2004 г. – Омолон, Марково, Кепервеем, Певек, м. Шмидта; в 2005 г. – Охотск, Оха, Находка, Архара; в 2006 г. – м. Каменный, Полярный, Дальнереченск, Улан-Удэ.

Проделанная работа позволила иметь к концу 2006 г. 45 информационных элементов двойного назначения (33 процента от утвержденных перечнями). Такой результат был достигнут в немалой степени благодаря активной позиции ЦМВК, которую в разные годы возглавляли действующие главнокомандующие Войск ПВО, а с 1998 г. – ВВС.

Основная нагрузка по организационно-техническому обеспечению деятельности по созданию ФСР и КВП легла на аппарат ЦМВК, функции которого выполняло Управление РТВ. В 2003 г. центром этой очень важной работы стал специально созданный 136-й координационно-нормативный отдел (КНО) ФСР и КВП ВВС.

Руководство отделом было поручено А. Е. Кислухе, который с 1994 г. являлся ответственным секретарем ЦМВК и вел функциональное направление работ по созданию элементов федеральной системы в Управлении РТВ главного командования Войск ПВО, а в дальнейшем – ВВС.

Формирование КНО, конечно, сняло ряд проблем координации работ различных ведомств, однако главной задачи по проведению испытаний технических средств отдел не решал. Вследствие этой и ряда других причин не удалось решить главную задачу технического переоснащения средствами двойного назначения и перехода к ЕА РЛС к 2005 г. Определяющим было отсутствие целевого финансирования работ по научным исследованиям, разработке и серийным поставкам технических средств двойного назначения для совершенствования ФСР и КВП.

Лишь в январе 2006 г. распоряжением правительства Российской Федерации была утверждена концепция ФЦП «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации на период до 2010 г.», а затем в июне этого же года вышло постановление правительства Российской Федерации № 345 «О федеральной целевой программе «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007–2010 гг.)».


Трехкоординатная радиолокационная станция боевого режима (сантиметрового диапазона радиоволн) СТ-68УМ
Фото: Леонид ЯКУТИН

Большую работу по подготовке проектов документов провели руководители и специалисты Главного командования ВВС: А. В. Бояринцев, А. И. Алешин, Г. И. Нимира, А. В. Панков, С. В. Гринько, специалисты управления производственно-технологической политики и продукции гражданского назначения (ПТП ПГН) ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей»: Г. П. Бендерский, А. И. Пономаренко, Е. Г. Яковлев, В. В. Храмов, О. О. Гапотченко, руководители и специалисты Министерства транспорта Российской Федерации: А. В. Шрамченко, Д. В. Савицкий, Э. А. Войтовский, Н. Н. Титаренко, Н. И. Торба, А. Ломакин, а также руководители и специалисты ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»: В. Р. Гульченко, В. М. Либов, К. К. Капля, В. В. Захаров, К. В. Елистратов.

Концепция развития ФСР и КВП Российской Федерации на период до 2015 г. и дальнейшую перспективу определила основные направления организационной, военно-технической и экономической политики по развитию ФСР и КВП в интересах решения задач ВКО, организации воздушного движения и пресечения террористических актов и других противоправных действий в воздушном пространстве Российской Федерации.

В концепции отражены согласованные позиции Министерства обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, а также других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по основным направлениям развития и применения ФСР и КВП в мирное время.

Идеологически была признана новая этапность развития ФСР и КВП. В своем развитии ФСР и КВП должна пройти пять основных этапов:

  • I этап – 1994–2005 гг.;
  • II этап – 2006–2010 гг.;
  • III этап – краткосрочная перспектива (2011–2015 гг.);
  • IV этап – среднесрочная перспектива (2016–2020 гг.);
  • V этап – долгосрочная перспектива (после 2020 гг.).

На I этапе от момента создания ФСР и КВП в основу построения федеральной системы в соответствии с действовавшими на тот период нормативными правовыми документами был положен принцип согласованного применения радиолокационных средств Минобороны России и Минтранса России в районах совместного базирования. Реализация данного принципа достигалась централизованным (единым) планированием применения радиолокационных средств в зонах (районах) ПВО.

При этом обмен информацией о воздушной обстановке между радиотехническими подразделениями двойного назначения (РТП ДН) Минобороны России и районными центрами ЕС ОрВД, а также между радиолокационными позициями двойного назначения (РЛП ДН) Минтранса России и радиотехническими подразделениями ВВС и ВМФ осуществлялся в основном неавтоматизированным способом.

Источником финансирования работ, связанных с созданием и применением подразделений и позиций двойного назначения, являлись средства, получаемые Минтрансом России за счет аэронавигационных сборов, а также средства, выделяемые Минобороны России на строительство и содержание ВС РФ.

Отсутствие механизма целевого финансирования мероприятий по созданию ФСР и КВП не позволило организовать использование информации о воздушной обстановке от РЛП ЕС ОрВД, расположенных в районах, где дежурные по ПВО силы Минобороны России не создают радиолокационное поле. Этот фактор, а также отсутствие информационно-технического взаимодействия (сопряжения) автоматизированных систем органов ЕС ОрВД и ПВО не привели к существенному приросту эффективности функционирования ФСР и КВП.

На II этапе создания и развития ФСР и КВП после долголетних усилий наконец была достигнута гарантированная государственная поддержка мероприятий по развертыванию ФСР и КВП в рамках ФЦП «Совершенствование ФСР и КВП РФ (2007–2010 гг.)».

Было спланировано три основных направления деятельности:

1. Комплексные работы по совершенствованию ФСР и КВП, в том числе:

  • разработка проектной документации информационного взаимодействия центров ЕС ОрВД и органов управления противовоздушной обороны;
  • разработка документации реконструкции центров ЕС ОрВД;
  • разработка проектной документации реконструкции трассовых радиолокационных позиций двойного назначения ЕС ОрВД.

2. Реконструкция трассовых радиолокационных позиций двойного назначения ЕС ОрВД.

3. Реконструкция центров ЕС ОрВД в части оснащения СИТВ с органами управления противовоздушной обороны.

Основная задача ФЦП – создание материально-технической базы ФСР и КВП в Центральном, Северо-Западном и Восточном районах Российской Федерации путем оснащения УЦ ЕС ОрВД системами информационно-технического взаимодействия (СИТВ) с органами управления ПВО, а также модернизации РЛП Минтранса России для выполнения ими функций двойного назначения.

Общая координация деятельности ФСР и КВП на втором этапе ее развития возлагалась на Межведомственную комиссию по использованию и контролю воздушного пространства Российской Федерации, образованную указом президента Российской Федерации 2006 г.

Значительным подспорьем в работе стал выход в 2008 г. указа президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию управления федеральной системой разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации».

Указ юридически закрепил организационно-технические изменения в сфере ФСР и КВП, фактически произошедшие после появления нового координационного органа в лице Межведомственной комиссии по использованию и контролю воздушного пространства Российской Федерации (МВК ИВП и КВП), а также установил, что единственным поставщиком (головным исполнителем) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в интересах обороны страны и экономики государства в сфере использования, разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации является ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей».

В ходе реализации ФЦП большое внимание уделено вопросу создания СИТВ, для достижения эффективности которой была разработана типовая структурная схема СИТВ центров ЕС ОрВД с органами управления и КП ПВО. Схемой предусматривается реализация двух способов выдачи информации о воздушной обстановке от информационных элементов двойного назначения: централизованный и децентрализованный.

Для организации непосредственного взаимодействия центра ЕС ОрВД с органами ПВО из состава боевого расчета дежурной смены КП соединения ПВО назначается диспетчер по взаимодействию. Рабочее место диспетчера по взаимодействию с органами ПВО устанавливается в центре ЕС ОрВД и включает технические средства для отображения радиолокационной и планово-диспетчерской информации и средства для связи с должностными лицами центра ЕС ОрВД и КП соединения ПВО.

Это решение прошло проверку временем (1999–2005 гг.). Так называемое локтевое взаимодействие офицеров органов управления КП ПВО с диспетчерами осуществлялось непосредственно на центрах ЕС ОрВД в зонах ПВО. Предложенные технические решения в рамках ФЦП значительно повышают возможности взаимодействия.

В основу технического решения задачи информационно-технического взаимодействия положен комплекс программно-технических средств (КПТС), позволяющий осуществить прием радиолокационной и планово-диспетчерской информации от автоматизированных систем управления воздушным движением (АС УВД) центров ЕС ОрВД, а также прием, обработку и объединение радиолокационной информации от ТРЛП ДН, входящих в состав центра ЕС ОрВД, для последующей передачи в комплексы средств автоматизации КП ПВО.

В состав технических средств СИТВ также входят выносные комплекты абонентского оборудования (ВКАО), комплексы средств связи и передачи данных о воздушной обстановке (КССПД). Методический аппарат проектирования и оценки индикаторов и показателей ФЦП, использовавшийся при проведении проектирования мероприятий ФЦП, разработан во 2-м ЦНИИ МО РФ, госНИИ «Аэронавигация» и НТЦ «Промтехаэро».

Для выполнения комплекса работ, предусмотренного ФЦП, в ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» была создана кооперация соисполнителей, которая включила в себя более 10 предприятий и организаций. Большой объем работы по основным направлениям деятельности провели Управление ПТП ПГН, МНИИПА, ВНИИРА, фирма «НИТА», НПО «Лианозовский электромеханический завод», НТЦ «Промтехаэро», ЛОТЕС-ТМ, «Радиофизика», госНИИ «Аэронавигация», 24-й НЭИУ и 2-й ЦНИИ МО РФ.

В целях реконструкции ТРЛП ДН на основании требований Минобороны России и Минтранса России в ОАО «НПО «Лианозовский электромеханический завод» был специально разработан и успешно прошел государственные испытания ТРЛК ДН «Сопка-2».

ТРЛК ДН «Сопка-2» предназначен для оснащения радиолокационных позиций двойного назначения Минтранса России и обеспечения радиолокационной информацией ПУ ВС РФ, привлекаемых в мирное время к боевому дежурству по ПВО, для решения задач обнаружения, измерения трех координат, оценки параметров движения, определения государственной принадлежности воздушных объектов, а также получения дополнительной (полетной) информации и приема сигналов «Тревога» («Бедствие») от воздушных судов, находящихся в зоне его действия, и выдачи обобщенной информации о воздушной обстановке на средства отображения или в АС УВД ЕС ОрВД и на КП (ПУ) ВС РФ.

Выполненные в ходе II этапа работы по развертыванию СИТВ в девяти центрах ЕС ОрВД (Московском, Хабаровском, Владивостокском, Петропавловск-Камчатском, Магаданском, Якутском, Ростовском, Санкт-Петербургском, Мурманском) и модернизации 46 РЛП ДН позволили создать в Центральном, Восточном и Северо-Западном регионах страны фрагменты единой радиолокационной системы ФСР и КВП, построенной по принципу информационно-технического взаимодействия ведомственных радиолокационных систем Минобороны России и Минтранса России.

При этом обмен информацией о воздушной обстановке между центрами ЕС ОрВД, оснащенными СИТВ, и КП бригад ВКО осуществляется в автоматизированном режиме, а на большинстве модернизированных позиций развернуты ТРЛК ДН, имеющие в своем составе аппаратуру государственного опознавания ЕС ГРЛО и измерения высоты полета наблюдаемых ВО. Выполненные на II этапе работы по совершенствованию ФСР и КВП позволили увеличить площадь контролируемого Минобороны России воздушного пространства (на высоте 1000 метров) более чем на 1,7 млн. кв. км, сократить расход ресурса радиоэлектронной техники Минобороны России почти на 1,4 млн. часов и обеспечить требуемый уровень безопасности воздушного движения за счет снижения риска катастроф с 13х10 -7 до 4х10 -7 .

Окончание следует.

Александр КИСЛУХА

Доложил президенту, что Воздушно-космические силы в соответствии с программой перевооружения армии и флота, принятой в 2012 году, уже получили 74 новые радиолокационные станции. Это немало, и на первый взгляд состояние радиолокационной разведки воздушного пространства страны выглядит благополучно. Однако в этой сфере в России остаются серьезные нерешенные проблемы.

Эффективная радиолокационная разведка и контроль воздушного пространства — непременные условия обеспечения военной безопасности любой страны и безопасности воздушного движения в небе над ней.

В России решение этой задачи возложено на РЛС Минобороны и .

До начала 1990-х годов системы военного и гражданского ведомств развивались самостоятельно и практически самодостаточно, что требовало серьезных финансовых, материальных и других ресурсов.

Однако условия контроля воздушного пространства все больше усложнялись из-за возрастающей интенсивности полетов, особенно иностранных авиакомпаний и летательных аппаратов малой авиации, а также из-за внедрения уведомительного порядка использования воздушного пространства и низкого уровня оснащения гражданской авиации ответчиками единой системы государственного радиолокационного опознавания.

Резко усложнился контроль за полетами в «нижнем» воздушном пространстве (зоне G по международной классификации), в том числе над мегаполисами и особенно в Московской зоне. При этом активизировалась деятельность террористических организаций, способных организовывать теракты с использованием летательных аппаратов.

Влияние на систему контроля воздушного пространства оказывает и появление качественно новых средств наблюдения: новые РЛС двойного назначения, загоризонтные РЛС и средства автоматического зависимого наблюдения (АЗН), когда помимо вторичной радиолокационной информации с борта наблюдаемого воздушного судна диспетчеру передаются параметры непосредственно с навигационных приборов самолета, и т.п.

Чтобы упорядочить все имеющиеся средства наблюдения, в 1994 году было решено создать объединенную систему радиолокационных средств Минобороны и Минтранса в рамках федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (ФСР и КВП).

Первым нормативным документом, положившим начало созданию ФСР и КВП, стал соответствующий указ от 1994 года.

Согласно документу, речь шла о межведомственной системе двойного назначения. Целью создания ФСР и КВП объявлялось объединение усилий Минобороны и Минтранса для эффективного решения задач противовоздушной обороны и управления движением в воздушном пространстве России.

По мере выполнения работ по созданию такой системы с 1994 по 2006 год было издано еще три президентских указа и несколько постановлений правительства. Этот период времени был потрачен в основном на создание нормативных правовых документов о принципах согласованного применения гражданских и военных РЛС (Минобороны и Росавиации).

С 2007 по 2015 год работа над ФСР и КВП шла по линии Госпрограммы вооружений и отдельной федеральной целевой программы (ФЦП) «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007-2015 годы)». Головным исполнителем работ по реализации ФЦП был утвержден . По мнению специалистов, объем выделенных для этого средств был на уровне минимально допустимого, однако работа наконец началась.

Господдержка позволила преодолеть негативные тенденции 1990-х и начала 2000-х годов по сокращению радиолокационного поля страны и создать несколько фрагментов единой автоматизированной радиолокационной системы (ЕРЛС).

До 2015 года площадь контролируемого Вооруженными силами России воздушного пространства стабильно росла, а требуемый уровень безопасности воздушного движения сохранялся.

Все основные мероприятия, предусмотренные ФЦП, были выполнены в пределах установленных показателей, но она не предусматривала завершения работ по созданию единой радиолокационной системы (ЕРЛС). Такая система разведки и контроля воздушного пространства была развернута только в отдельных частях России.

По инициативе Минобороны и при поддержке Росавиации были разработаны предложения по продолжению действий начатой, но не доведенной до конца программы в целях полномасштабного развертывания единой системы контроля разведки и контроля воздушного пространства над всей территорией страны.

При этом «Концепция воздушно-космической обороны Российской Федерации на период до 2016 года и дальнейшую перспективу», утвержденная президентом России еще 5 апреля 2006 года, предполагает полномасштабное развертывание единой федеральной системы до конца прошлого года.

Однако действие соответствующей ФЦП заканчивалось уже в 2015 году. Поэтому еще в 2013 году по итогам совещания по вопросу выполнения Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы президент России дал поручение Минобороны и Минтрансу совместно с и представить предложения по внесению изменений в ФЦП «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007-2015 годы)» с продлением срока действия этой программы до 2020 года.

Соответствующие предложения должны были быть готовы к ноябрю 2013 года, однако поручение Владимира Путина так и не было выполнено, а работы по совершенствованию федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства с 2015 года не финансируются.

Принятая ранее ФЦП закончила свое действие, а новая так и не была утверждена.

Ранее координация соответствующих работ между Минобороны и Минтрансом возлагалась на образованную указом президента Межведомственную комиссию по использованию и контролю воздушного пространства, которая была упразднена еще в 2012 году. После ликвидации этого органа заниматься анализом и разработкой необходимой нормативно-правовой базы стало попросту некому.

Более того, в 2015 году в федеральной системе разведки и контроля воздушного пространства не стало должности генерального конструктора. Координация органов ФСР и КВП на государственном уровне фактически прекратилась.

При этом сейчас компетентными специалистами признается необходимость совершенствования этой системы путем создания перспективной интегрированной РЛС двойного назначения (ИРЛС ДН) и объединения ФСР и КВП с системой разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении.

Новая система двойного назначения должна обладать прежде всего преимуществами единого информационного пространства, а это возможно только на основе решения множества технических и технологических проблем.

О необходимости таких мер свидетельствуют и усложнение военно-политической обстановки, и усиление угроз из воздушно-космического пространства в современной войне, которые уже привели к созданию нового вида вооруженных сил — Воздушно-космических.

В системе воздушно-космической обороны требования к ФСР и КВП будут только расти.

Среди них — обеспечение эффективного непрерывного контроля в воздушном пространстве госграницы на всем ее протяжении, особенно на вероятных направлениях удара средств воздушно-космического нападения — в Арктике и на южном направлении, включая полуостров Крым.

Для этого в обязательном порядке требуется новое финансирование ФСР и КВП по линии соответствующей федеральной целевой программы или в другой форме, воссоздание координационного органа между Минобороны и Минтрансом, а также утверждение новых программных документов, например до 2030 года.

Причем если ранее основные усилия были направлены на решение задач контроля воздушного пространства в мирное время, то в предстоящий период приоритетными станут задачи предупреждения о воздушном нападении и информационного обеспечения боевых действий по отражению ракетных и воздушных ударов.

— военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке.
Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976),
Военную командную академию ПВО (1986).
Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980-1983).
Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986-1988).
Старший офицер главного штаба Войск ПВО (1988-1992).
Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992-2000).
Выпускник Военной академии (1998).
Обозреватель « » (2000-2003), главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010-2015).

Решаться данная проблема может доступными, рентабельными и безопасными в санитарном отношении средствами. Строятся такие средства на принципах полуактивной радиолокации (ПАЛ) с использованием сопутствующего подсвета передатчиков сетей связи и вещания. Сегодня над проблемой трудятся практически все известные разработчики средств радиолокации.

Задача создания и поддержания сплошного круглосуточного дежурного поля контроля воздушного пространства на предельно малых высотах (ПМВ) сложна и затратна. Причины этого кроются в необходимости уплотнения порядков радиолокационных станций (РЛС), создании разветвлённой сети связи, насыщенности приземного пространства источниками радиоизлучений и пассивных переотражений, сложности орнитологической и метеорологической обстановки, густой населённости, высокой интенсивности использования и противоречивости нормативно-правовых актов, касающихся данной области.

Кроме того, границы ответственности различных министерств и ведомств при осуществлении контроля приземного пространства разобщены. Всё это значительно затрудняет возможности организации радиолокационного мониторинга воздушного пространства на ПМВ.

Зачем нужно сплошное поле мониторинга приземного воздушного пространства

Для каких целей необходимо создание сплошного поля мониторинга приземного воздушного пространства на ПМВ в мирное время? Кто будет основным потребителем получаемой информации?

Опыт работы в данном направлении с различными ведомствами свидетельствует о том, что никто не против создания такого поля, но каждому заинтересованному ведомству необходим (в силу различных причин) свой, ограниченный по целям, задачам и пространственным характеристикам функциональный узел.

Министерству обороны необходимо контролировать воздушное пространство на ПМВ вокруг обороняемых объектов или на определённых направлениях. Пограничной службе - над государственной границей, и не выше 10 метров от земли. Единой системе организации воздушного движения - над аэродромами. МВД - только готовящиеся к взлёту или посадке воздушные суда вне разрешённых районов совершения полётов. ФСБ - пространство вокруг режимных объектов.

МЧС - районы техногенных или природных катастроф. ФСО - районы пребывания охраняемых лиц.

Такое положение свидетельствует об отсутствии единого подхода к решению проблем и угроз, которые ожидают нас в приземной маловысотной среде.

В 2010 году проблема контроля использования воздушного пространства на ПМВ была переведена из поля ответственности государства в поле ответственности самих эксплуатантов воздушных судов (ВС).

В соответствии с действующими Федеральными правилами использования воздушного пространства, для полётов в воздушном пространстве класса G (малая авиация) был установлен уведомительный порядок использования воздушного пространства. С этого времени полёты в этом классе воздушного пространства могут выполняться без получения диспетчерского разрешения.

Если рассматривать данную проблему сквозь призму темы появления в воздухе беспилотных летательных аппаратов, а в недалекой перспективе и пассажирских «летающих мотоциклов», то возникает целый комплекс задач, связанных с обеспечением безопасности использования воздушного пространства на предельно малых высотах над населёнными пунктами, промышленно-опасными районами.


Кто будет контролировать движение в маловысотном воздушном пространстве?

Разработками таких доступных маловысотных средств передвижения занимаются компании во многих странах мира. Например, российская компания «Авиатон» планирует к 2020 году создать собственный пассажирский квадрокоптер для полётов (внимание!) вне аэродромов. То есть там, где не запрещено.

Реакция на данную проблему уже проявилась в виде принятия Государственной думой закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов». В соответствии с этим законом регистрации подлежат все беспилотные летательные аппараты (БЛА) весом более 250 г.

Для того чтобы зарегистрировать БЛА, необходимо подать заявление в Росавиацию в произвольной форме с указанием данных дрона и его собственника. Однако, судя по тому, как обстоят дела с регистрацией пилотируемой лёгкой и сверхлёгкой авиации, представляется, что с беспилотной авиацией проблемы будут такие же. Теперь за регистрацию лёгких (сверхлёгких) пилотируемых и беспилотных воздушных судов отвечают две разные организации, а контроль за правилами их пользования в воздушном пространстве класса G над всей территорией страны не в состоянии организовать никто. Такая ситуация способствует неконтролируемому росту случаев нарушений правил использования маловысотного воздушного пространства и, как следствие, возрастанию угрозы техногенных катастроф и террористических атак.

С другой стороны, созданию и поддержанию широкого поля мониторинга на ПМВ в мирное время традиционными средствами маловысотной радиолокации препятствуют ограничения санитарных требований к электромагнитной нагрузке на население и совместимости РЭС. Существующее законодательство жёстко регламентирует режимы излучений РЭС, особенно в населённых районах. С этим неукоснительно считаются при проектировании новых РЭС.

Итак, что же в сухом остатке? Потребность в мониторинге приземного воздушного пространства на ПМВ объективно сохраняется и будет только возрастать.

Однако возможность её воплощения ограничивается высокой затратностью создания и поддержания поля на ПМВ, противоречивостью правовой базы, отсутствием единого заинтересованного в широкомасштабном круглосуточном поле ответственного органа, а также ограничениями, налагаемыми надзорными организациями.

Необходимо срочно приступить к разработке превентивных мер организационного, правового и технического характера, направленных на создание системы сплошного мониторинга воздушного пространства ПМВ.

Максимальная высота границы воздушного пространства класса G варьируется до 300 метров в Ростовской области и до 4,5 тысячи метров в районах Восточной Сибири. В последние годы в гражданской авиации России наблюдается интенсивный рост числа зарегистрированных средств и эксплуатантов авиации общего назначения (АОН). По состоянию на 2015 год в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации зарегистрировано свыше 7 тыс. воздушных судов. Следует учесть, что в целом по России зарегистрировано не более 20-30% от общего количества воздушных судов (ВС) юридических лиц, общественных объединений и частных владельцев воздушных судов, использующих летательные аппараты. Остальные 70-80% летают без свидетельства эксплуатанта либо вообще без регистрации воздушных судов.

По оценкам НП «ГЛОНАСС», в России ежегодно продажи малых беспилотных авиационных систем (БАС) увеличиваются на 5-10%, а к 2025 году их в РФ будет приобретено 2,5 млн. Ожидается, что рынок России в части потребительских и коммерческих малых БАС гражданского назначения может составить около 3-5% от общемирового.

Мониторинг: экономичный, доступный, экологически чистый

Если подходить непредвзято к средствам создания сплошного мониторинга ПМВ в мирное время, то решаться данная проблема может доступными, рентабельными и безопасными в санитарном отношении средствами. Строятся такие средства на принципах полуактивной радиолокации (ПАЛ) с использованием сопутствующего подсвета передатчиков сетей связи и вещания.

Сегодня над проблемой трудятся практически все известные разработчики средств радиолокации. Исследовательская группа SNS Research опубликовала доклад «Рынок пассивных радаров для военной и гражданской авиации: 2013-2023» (Military & Civil Aviation Passive Radar Market: 20132023) и ожидает, что к 2023 году объёмы инвестиций в обоих секторах в развитие технологий таких радаров достигнут более 10 млрд долларов США, причём ежегодный рост в период 2013-2023 гг. составит почти 36%.

Простейшим вариантом полуактивной многопозиционной РЛС является двухпозиционная (бистатическая) РЛС, в которой передатчик подсвета и радиолокационный приёмник разнесены на расстояние, превышающее ошибку измерения дальности. Бистатическая РЛС состоит из передатчика сопутствующего подсвета и радиолокационного приёмника, разнесённых на расстояние базы.

В качестве сопутствующего подсвета могут быть использованы излучения передатчиков связных и широковещательных станций как наземного, так и космического базирования. Передатчик подсвета формирует всенаправленное низковысотное электромагнитное поле, находясь в котором цели

С определённой эффективной поверхностью рассеяния (ЭПР) отражают электромагнитную энергию, в том числе и в направлении радиолокационного приёмника. На антенную систему приёмника поступают прямой сигнал источника подсвета и задержанный относительно него эхо-сигнал от цели.

При наличии антенны направленного приёма измеряются угловые координаты цели и суммарная дальность относительно радиолокационного приёмника.

Основой существования ПАЛ являются обширные зоны покрытия сигналами вещания и связи. Так, зоны различных операторов сотовой связи практически полностью перекрываются, взаимно дополняя друг друга. Помимо зон подсвета сотовой связи территорию страны накрывают перекрывающиеся поля излучений передатчиков эфирного вещания ТВ, УКВ ЧМ и FM станций вещания спутникового ТВ и так далее.

Для создания многопозиционной сети радиолокационного мониторинга на ПМВ необходима развёрнутая сеть связи. Такими возможностями располагают выделенные защищённые APN - каналы передачи пакетной информации на основе технологии М2М «телематика». Типовые характеристики пропускной способности таких каналов при пиковой нагрузке не хуже 20 Кб/сек, но по опыту применения практически всегда намного выше.

АО «НПП «КАНТ» ведёт работы по исследованию возможности обнаружения целей в поле подсвета сетей сотовой связи. В ходе исследований было установлено, что наиболее широко покрытие территории РФ осуществляется сигналом связи стандарта GSM 900. Этот стандарт связи предоставляет не только достаточную энергетику поля подсвета, но и технологию пакетной передачи данных GPRS беспроводной связи со скоростью до 170 Кб/сек между элементами многопозиционной РЛС, разнесёнными на региональные расстояния.

Проведённые в рамках НИОКР работы показали, что типовое загородное территориально-частотное планирование сети сотовой связи обеспечивает возможность построения маловысотной многопозиционной активно-пассивной системы обнаружения и сопровождения наземных и воздушных (до 500 метров) целей с эффективной отражающей поверхностью менее 1 кв. м.

Большая высота подвеса базовых станций на антенных башнях (от 70 до 100 метров) и сетевая конфигурация систем сотовой связи позволяют решать задачу обнаружения маловысотных целей, выполненных по малозаметной технологии СТЕЛС, методами разнесённой локации.

В рамках НИОКР для обнаружения воздушных, наземных и надводных целей в поле сетей сотовой связи разработан и испытан обнаружитель пассивного приёмного модуля (ППМ) полуактивной радиолокационной станции.

В результате полевых испытаний макета ППМ в границах сети сотовой связи стандарта GSM 900 с расстоянием между базовыми станциями 4-5 км и мощностью излучения 30-40 Вт достигнута возможность обнаружения на расчётной дальности пролётов самолёта типа Як-52, БЛА - квадракоптера типа DJI Phantom 2, движущегося автомобильного и речного транспорта, а также людей.

В ходе проведения испытаний оценивались пространственно-энергетические характеристики обнаружения и возможности GSM-сигнала по разрешению целей. Продемонстрирована возможность передачи пакетной информации обнаружения и удалённого картографирования информации из района испытаний на вынесенный индикатор наблюдения.

Таким образом, для создания сплошного круглосуточного многочастотного перекрывающегося поля локации в приземном пространстве на ПМВ необходимо и возможно построение многопозиционной активно-пассивной системы локации с объединением потоков информации, получаемых с помощью источников подсвета различного диапазона волн: от метрового (аналоговое ТВ, УКВ ЧМ и FM вещание) до короткого дециметрового (LTE, Wi-Fi). Для этого необходимы усилия всех работающих в данном направлении организаций. Необходимая инфраструктура и обнадёживающие экспериментальные данные для этого имеются. Можно смело утверждать, что наработанная информационная база, технологии и сам принцип скрытой ПАЛ найдут своё достойное место и в военное время.


На рисунке: «Схема бистатической РЛС». Для примера приведена действующая зона покрытия границ Южного федерального округа сигналом оператора сотовой связи «Билайн»

Чтобы оценить масштабы размещения передатчиков подсвета, возьмём для примера среднестатистическую Тверскую область. В ней на площади 84 тысячи кв. км с населением 1 млн 471 тысяча человек действуют 43 радиовещательных передатчика трансляции звуковых программ УКВ ЧМ и FM станций мощностью излучения от 0.1 до 4 кВт; 92 аналоговых передатчика телевизионных станций мощностью излучения от 0.1 до 20 кВт; 40 цифровых передатчиков телевизионных станций мощностью от 0.25 до 5 кВт; 1500 передающих радиотехнических объектов связи различной принадлежности (в основном базовые станции сотовой связи) мощностью излучения от единиц мВт в городской зоне до нескольких сотен Вт в загородной зоне. Высота подвеса передатчиков подсвета варьируется от 50 до 270 метров.


Полигон Ашулук. Радиолокационная станция «Небо-УЕ». Эта трехкоординатная РЛС не имеет зарубежных аналогов. Фото: Георгий ДАНИЛОВ Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства: история, реальность, перспективы
В конце XX века вопрос создания единого радиолокационного поля страны стоял достаточно остро. Разноведомственные радиолокационные системы и средства, зачастую дублирующие друг друга и съедающие колоссальные бюджетные средства, не соответствовали требованиям руководства страны и Вооруженных Сил. Необходимость развертывания работ в этой сфере была очевидна.

Окончание. Начало в № 2 за 2012 г.

В то же время в силу ограниченных пространственных и функциональных возможностей действующая ФСР и КВП не обеспечивает достаточного уровня интеграции ведомственных радиолокационных систем и неспособна выполнять весь объем возложенных на нее задач.

Ограничения и недостатки созданной ФСР и КВП можно коротко определить так:
СИТВ УЦ ЕС ОрВД с органами управления ПВО развернуты не на всей территории страны, а только в Центральной, Восточной и частично Северо-Западной и Кавказско-Уральской зонах ответственности за ПВО (56% от потребного для полномасштабного развертывания ФСР и КВП);
модернизированы с целью выполнения функций двойного назначения менее 40% РЛП ДН Минтранса России, при этом РТП ДН Минобороны России перестали быть системообразующими в единой радиолокационной системе ФСР и КВП;
выдаваемая УЦ ЕС ОрВД и РЛП ДН информация о воздушной обстановке по пространственным, качественным и вероятностно-временным характеристикам зачастую не соответствует современным требованиям органов управления ПВО (ВКО);
радиолокационная, полетная и плановая информация, получаемая от УЦ ЕС ОрВД, используется при решении задач ПВО (ВКО) неэффективно из-за низкого уровня оснащения КП ПВО (ВКО) адаптированными комплексами средств автоматизации;
не обеспечивается совместная автоматизированная обработка данных от различных источников информации ВС РФ и ЕС ОрВД, что существенно снижает достоверность опознавания и идентификации воздушных объектов в мирное время;
уровень оснащения объектов ФСР и КВП высокоскоростными цифровыми средствами и системами связи и передачи данных не соответствует современным требованиям к оперативности и достоверности обмена радиолокационной, полетной и плановой информацией;
имеются недостатки в проведении единой технической политики при создании, производстве, поставках и эксплуатации средств двойного назначения, применяемых в ФСР и КВП;
недостаточно эффективно осуществляется координация мероприятий по техническому оснащению объектов, выделенных в состав ФСР и КВП, в рамках различных ФЦП, в том числе по модернизации ЕС ОрВД и совершенствованию систем управления и связи ВС РФ;
существующие нормативные правовые документы не в полной мере отражают вопросы применения СИТВ, РТП ДН Минобороны России, привлекаемых для радиолокационного обеспечения центров ЕС ОрВД, а также использования средств государственного опознавания ЕС ГРЛО, установленных на РЛП ДН Минтранса России;
практически не реализуются возможности зональных межведомственных комиссий по использованию и КВП для координации деятельности территориальных органов Минтранса России и Минобороны России по вопросам применения и эксплуатации технических средств ФСР и КВП в зонах ответственности за ПВО.

Подвижный высотомер типа ПРВ-13
Фото: Георгий ДАНИЛОВ

Для устранения перечисленных недостатков и реализации национальных интересов Российской Федерации в сфере использования и КВП необходимы полномасштабное развертывание ФСР и КВП во всех регионах России, дальнейшая интеграция с ЕС ОрВД на основе использования базовых информационных технологий наблюдения и КВП, модернизированных и перспективных средств радиолокации, автоматизации и связи прежде всего двойного назначения.

Стратегической целью развития ФСР и КВП является обеспечение требуемой эффективности разведки и КВП в интересах решения задач ПВО (ВКО), охраны государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве, пресечения террористических актов и других противоправных действий в воздушном пространстве, обеспечения безопасности воздушного движения на основе комплексного использования радиолокационных систем и средств Минобороны России и Минтранса России в условиях сокращения суммарного состава сил, средств и ресурсов.

В еженедельнике «Военно-промышленный курьер» (№ 5 от 08.02.2012 г.) командующий войсками ВКО генерал-лейтенант Олег Остапенко обратил внимание общественности, что нынешнее состояние низковысотного радиолокационного поля в пределах Российской Федерации имеет не лучшую конфигурацию.

Поэтому заказчики и исполнители полны энтузиазма и находят взаимоприемлемые решения в самых сложных ситуациях и казуистику современного законодательства в интересах реализации ФЦП.

По результатам II этапа ФЦП должно быть обеспечено существенное повышение эффективности и качества решения задач противовоздушной обороны, охраны государственной границы в воздушном пространстве, радиолокационного обеспечения полетов авиации и организации воздушного движения на важных воздушных направлениях при ограниченном составе сил, средств и ресурсов Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с Концепцией ВКО на период до 2016 г. и дальнейшую перспективу, утвержденной президентом Российской Федерации в апреле 2006 г., одним из основных направлений построения ВКО в настоящее время является полномасштабное развертывание ФСР и КВП на территории всей страны.

Для обеспечения полной интеграции ведомственных радиолокационных систем Минобороны России и Минтранса России и формирования на этой базе единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки как одного из главных направлений сосредоточения усилий при построении ВКО страны дальнейшее развитие ФСР и КВП целесообразно вести по следующим этапам:
III этап – краткосрочная перспектива (2011–2015);
IV этап – среднесрочная перспектива (2016–2020);
V этап – долгосрочная перспектива (после 2020).

Главной задачей развития ФСР и КВП на краткосрочную перспективу является развертывание ФСР и КВП во всех регионах России. Одновременно в этот период необходимо провести комплексную модернизацию ЕА РЛС в интересах повышения эффективности использования радиолокационной, полетной и плановой информации, получаемой от органов ЕС ОрВД Минтранса России, для решения задач ПВО (ВКО) и увеличить площадь контролируемого воздушного пространства.

Радиолокационная станция 22Ж6 «Десна»
Фото: Георгий ДАНИЛОВ

Для создания радиолокационного поля с улучшенными параметрами требовалось решение о продолжении работ в рамках ФЦП «Совершенствование ФСР и КВП (2007–2010 гг.)» на период до 2015 г. Нужное для обороноспособности страны дело не «заболтали» в инстанциях, как это часто бывает, оно получило логическое продолжение – ФЦП пролонгировали до 2015 г. в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от февраля 2011 г. № 98.

Главная задача развития ФСР и КВП на среднесрочную (после 2016 г.) и долгосрочную перспективу (после 2020 г.) – создание перспективной интегрированной радиолокационной системы двойного назначения (ИРЛС ДН) ФСР и КВП в интересах формирования единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки для органов управления ПВО (ВКО) и ЕС ОрВД.

Для своевременного завершения полномасштабного развертывания ФСР и КВП необходимо прежде всего не упустить вопросы организационно-технического плана:
создание при МВК ИВП и КВП постоянно действующей межведомственной рабочей группы представителей заинтересованных министерств и ведомств, научных организаций и предприятий промышленности с целью оперативного решения проблемных вопросов и подготовки предложений по текущим вопросам;
подготовка предложений по формированию в Министерстве обороны Российской Федерации профильного управления, а также формированию по новому 136 КНО ФСР и КВП ВВС для координации работ по совершенствованию федеральной системы со стороны Министерстве обороны Российской Федерации.

Реализация концепции в период до 2016 г. должна позволить:
осуществить полномасштабное развертывание ФСР и КВП на основе создания фрагментов ЕА РЛС во всех регионах страны и обеспечить тем самым предпосылки для развертывания системы разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении;
повысить качество решения задач обеспечения национальной безопасности, обороноспособности и экономики государства в сфере использования и КВП Российской Федерации;
привести нормативные правовые документы в сфере использования и контроля воздушного пространства в соответствие действующему законодательству Российской Федерации с учетом реформирования ВС РФ, создания и развития Аэронавигационной системы (АНС) России;
обеспечить проведение единой технической политики при разработке, производстве, размещении, эксплуатации и применении систем и средств двойного назначения в сфере использования и КВП;
создать условия для опережающего развития отечественной науки и техники в сфере разведки и КВП;
сократить общие затраты государства на содержание и развитие радиолокационных систем Минобороны России и Минтранса России.

Кроме того, реализация концепции в период до 2016 г. обеспечит выполнение требований ИКАО к уровню безопасности воздушного движения (по критерию риска катастроф).

На ближайшую перспективу (до 2016 г.) первоочередные мероприятия по развитию ФСР и КВП, кроме работ в рамках ФЦП «Совершенствование ФСР и КВП (2007–2015 гг.)», а также научно-технического сопровождения мероприятий ФЦП, целесообразно провести по следующим направлениям:
НИР по заказу Минобороны России, направленная на проведение опережающих системных исследований по модернизации и развитию ФСР и КВП;
ОКР по заказу Минобороны России, направленная на практическую реализацию основных положений настоящей концепции по двум основным направлениям: комплексная модернизация ЕА РЛС и создание головного участка перспективной ИРЛС ДН;
серийные поставки на объекты ФСР и КВП, входящие в состав ВС РФ, новой техники, в том числе двойного назначения.

ФЦП «Модернизация ЕС ОрВД (2009–2015 гг.)».

При таком распределении мероприятий по каждому направлению работ обеспечивается выполнение своих специфических, но взаимосвязанных с другими работами задач, а дублирование между ними исключается. Кроме того, представляется необходимым также организовать:
внедрение новых средств и технологий идентификации и опознавания воздушных объектов с учетом современных условий контроля воздушного пространства в мирное время;
совершенствование межвидового взаимодействия систем наблюдения и контроля воздушного и надводного пространства на основе использования загоризонтной радиолокации (ЗГ РЛС), систем автоматического зависимого наблюдения (АЗН) и перспективных источников информации;
внедрение интегрированных цифровых систем связи, базирующихся на передовых телекоммуникационных технологиях, для оперативного и устойчивого обмена информацией между объектами.

Решение проблемы автоматического дистанционного доведения ключевой информации для аппаратуры определения государственной принадлежности аппаратно-программным методом по имеющимся каналам связи, предназначенным для выдачи радиолокационной информации.

Реализация концепции в среднесрочной и долгосрочной перспективе (после 2016 г.) позволит:
достичь стратегической цели развития ФСР и КВП – обеспечить требуемую эффективность разведки и КВП в интересах решения задач ПВО (ВКО), охраны государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве, пресечения террористических актов и других противоправных действий в воздушном пространстве, а также требуемый уровень безопасности воздушного движения в условиях сокращения суммарного состава сил, средств и ресурсов;
создать ИРЛС ДН и сформировать на ее основе единое информационное пространство о состоянии воздушной обстановки в интересах Минобороны России, Минтранса России и других министерств и ведомств;
обеспечить внедрение перспективных средств и технологий идентификации ВО и автоматического выявления степени их опасности;
существенно сократить затраты на эксплуатацию средств наблюдения и КВП двойного назначения за счет их функционирования в автоматическом режиме.

Реализация концепции также будет способствовать интеграции АНС России в евразийскую и мировую аэронавигационные системы.

Целью развития ФСР и КВП после завершения основных этапов развития, как представляется, может стать создание на базе ЕА РЛС перспективной ИРЛС ДН, обеспечивающей объединение ведомственных радиолокационных систем Минобороны России и Минтранса России и формирование на этой основе единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки в интересах Минобороны России, Минтранса России и других министерств и ведомств.

Создание ИРЛС ДН позволит исключить ведомственные и системные противоречия за счет внедрения базовых информационных технологий наблюдения и КВП, применения модернизированных и перспективных средств радиолокации, автоматизации и связи прежде всего двойного назначения, а также проведения единой технической политики в сфере использования и КВП.

Перспективная ИРЛС ДН должна включать в свой состав:
сеть унифицированных источников информации двойного назначения (УИИ ДН), обеспечивающих добывание, предварительную обработку и выдачу информации о воздушной обстановке в соответствии с требованиями потребителей различных ведомств;
сеть территориальных центров совместной обработки информации (ТЦ СОИ) о воздушной обстановке;
интегрированную цифровую телекоммуникационную сеть (ИЦТС).

Основными потребителями информации, предоставляемой ИРЛС ДН, являются КП ПВО (ВКО) и УЦ ЕС ОрВД.

ИРЛС ДН должна строиться по сетевому принципу, при котором будет обеспечиваться доступ любого потребителя информации к любому УИИ ДН или ТЦ СОИ (с учетом ограничений полномочий доступа).

Состав технических средств всех УИИ ДН должен быть унифицированным и включать следующие информационные, обрабатывающие и связные компоненты (модули):
первичные радиолокаторы (ПРЛ);
вторичные радиолокаторы (ВРЛ), обеспечивающие получение информации от ВС во всех действующих режимах запроса-ответа;
наземные радиолокационные средства государственного опознавания ЕС ГРЛО (НРЗ);
приемные устройства системы АЗН;
устройства автоматической обработки и объединения информации от указанных выше источников;
оконечные устройства для сопряжения с интегрированной цифровой телекоммуникационной сетью с целью обеспечения различных видов связи (данные, речь, видео и т. п.).

Средства получения информации о воздушной обстановке (ПРЛ, ВРЛ, НРЗ, АЗН) могут интегрироваться в различных вариантах.

УИИ ДН должны создаваться на базе действующих информационных элементов двойного назначения трех типов:
РТП ДН Минобороны России (ВС РФ);
РТП ДН Минобороны России (ВС РФ), решающих задачи КВП и обеспечения полетов (перелетов) авиации в мирное время;
РЛП ДН Минтранса России (ЕС ОрВД).

При этом в период 2016–2020 гг. должен быть создан головной участок ИРЛС ДН в одном из регионов России, а в последующем обеспечено развертывание ИРЛС ДН во всех регионах страны. В качестве головного участка ИРЛС ДН целесообразно определить наиболее развитый фрагмент федеральной системы на северо-западе страны.

В рамках головного участка ГУ ИРЛС ДН необходимо задействовать существующие системы и средства ЕА РЛС, обеспечивающие информационно-техническое взаимодействие органов управления ПВО (ВКО) с УЦ ЕС ОрВД, а также развернуть перспективные средства радиолокации, автоматизации и связи, реализующие новые технологии наблюдения и КВП и обеспечивающие построение УИИ ДН и ТЦ СОИ.

Разумеется, крайне желательно, чтобы планы выполнялись. Но закономерно возникает вопрос: насколько эффективна система разведки и контроля воздушного пространства как подсистема разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении системы ВКО России?

Восстанавливать систему радиолокационного контроля воздушного пространства, которую когда-то имел могучий СССР, сегодня смысла не имеет. Средства противовоздушной обороны современного уровня должны обеспечить решение поставленных боевых задач без выдвинутого до предела «предполья». В крайнем случае должны работать высокомобильные средства дальнего радиолокационного обнаружения и управления.

В своей статье по вопросам проблем национальной безопасности, опубликованной 20 февраля 2012 года в «Российской газете», Владимир Путин обратил внимание на то, что в современных условиях наша страна не может полагаться только на дипломатические и экономические методы снятия противоречий и разрешения конфликтов.

Перед Россией стоит задача развития военного потенциала в рамках стратегии сдерживания и на уровне оборонной достаточности. Вооруженные Силы, спецслужбы и другие силовые структуры должны быть подготовлены к быстрому и эффективному реагированию на новые вызовы. Это необходимое условие для того, чтобы Россия чувствовала себя в безопасности, а аргументы нашей страны воспринимались партнерами в различных международных форматах.

Совместные усилия Минобороны России, Минтранса России и ВПК по совершенствованию ФСР и КВП позволят значительно повысить пространственные и информационные возможности ВКО и ВВС.

Уже сегодня оперативно-стратегические командования, сформированные на всей территории страны, могут и должны по максимуму эффективно использовать пространственный потенциал единой радиолокационной системы ФСР и КВП. А используют ли на деле и как совершенствуют способы боевых действий активных родов войск, имея такую систему?

Отрабатывают ли на учениях действия дежурных сил по ПВО, направленные на пресечение нарушений воздушного пространства в тех регионах, где сегодня посредством реконструкции ТРЛП ДН Минтранса России и реконструкции центров ЕС ОрВД Минтранса России, оснащения их СИТВ с органами управления противовоздушной обороны практически восстановлены информационные возможности утраченного в 1990-е гг. радиолокационного поля? Решены ли вопросы определения государственной принадлежности воздушных объектов по принципу «свой-чужой»?

Вероятно, самым широким кругам российской общественности и экспертному сообществу страны интересно бы знать, насколько эффективно работает созданная единая радиолокационная система ФСР и КВП в сегодняшних границах ответственности за противовоздушную оборону. Нас не должен терзать сегодня и в исторически обозримом будущем вопрос: грозит ли России радиолокационная слепота?
Сергей Васильевич СЕРГЕЕВ
заместитель генерального директора – начальник СПКБ ОАО «НПО «ЛЭМЗ»
Александр Евгеньевич КИСЛУХА
кандидат технических наук, советник по ФСР и КВП заместителя генерального директора – начальника СПКБ ОАО «НПО «ЛЭМЗ», полковник