Случаи приводнения самолетов. Вынужденная посадка самолета на воду. Обращение за помощью и посадка

Алексей Кочемасов, больше известный как «Летчик Леха», - личность в интернете культовая. Когда-то под его записями в ЖЖ разворачивались нешуточные дискуссии на сотни комментариев. Однако, прежде всего, Алексей КВС (командир воздушного судна) в авиакомпании “Победа”. В ЖЖ появляется редко, однако активно ведет блог в Instagram. «Лента.ру » задала ему самые неожиданные вопросы об авиации, возникающие порой у пассажиров.

Может ли пилот уснуть во время управления самолетом?

Все живые люди, и пилоты тоже, поэтому уснуть реально. Поэтому в кабине постоянно и находятся два человека - чтобы контролировать друг друга.

Как работает автопилот, действительно ли пилоту ничего не нужно делать, когда он включен?

Автопилот - это довольно сложная штука, и он, конечно, может вести самолет и даже сажает самолет сам, но его программирует пилот и постоянно вносит в него коррективы.

Имеет ли право командир воздушного судна разрешить пассажиру войти в кабину во время полета?

Нет, в кабину пассажиру нельзя. Это строго запрещено. Наверное, можно пустить пассажиров в кабину уже после посадки самолета, но я такого не практикую.

Как пилоты выходят в туалет, обязательно ли по очереди?

В туалет пилоты ходят по очереди. Причем когда один из них выходит из кабины, туда обязательно заходит бортпроводник и дожидается там возвращения отлучившегося пилота. Это делается для того, чтобы избежать нештатной ситуации. Например, один пилот вышел, а второй остался. Дверь закрылась, а тот который остался, раз - и умер! И что делать дальше?

Где едет багаж пилотов? Разрешается ли его взять в салон?

Если летим в командировку и берем с собой большой чемодан, то наши вещи летят вместе с остальным багажом пассажиров, просто их загружают в последнюю очередь. А так, просто небольшая сумка летит в кабине, конечно.

Отличается ли досмотр пилотов от того, как досматривают пассажиров?

Пилотов досматривают примерно так же, как и пассажиров. Рамка, пропуск, просвет багажа.

Могут ли пилоты незаметно провезти в Россию сыры или другие деликатесы, попадающие под продуктовое эмбарго?

Продукты? Конечно, могут. Но опять же, если мы прилетели из-за рубежа и таможня посчитает, что мы везли запрещенный продукт, то у нас его изымут, с ожидаемыми последствиями (штраф, например).

Чем питаются пилоты в рейсе?

Для командира и второго пилота на борт загружается разное питание примерно одинаковой пищевой ценности. Разное питание нужно, чтобы в случае чего не отравиться на пару.

Как пилоты сажают самолеты ночью или в туман, когда ничего не видно?

Если метеоусловия совсем плохие, то посадка выполняется в автоматическом режиме.

Сможет ли пассажир посадить самолет?

Посадить самолет пассажир сможет, если он летчик и работает примерно на таком же типе воздушного судна. Если это, допустим, пилот спортивной авиации, то у него шансов очень немного. Стюардесса тем более самолет не посадит. Для вторых пилотов летать - их работа, и то далеко не все из них приземляются самостоятельно. Что же говорить о человеке со стороны?

Я когда-то специально устраивал конкурс среди бортпроводников всех авиакомпаний. Победила девушка, которая единственная приехала за три часа до конкурса и мы с ней потренировались. Вот она с горем пополам сумела нажать нужные кнопки. Вся фишка в том, что тот кто с земли будет говорить, что делать, знает, что говорить, но вот проверить ту ли кнопку нажала стюардесса невозможно! А нажимают неправильно ровно через раз, хотя произносят все верно. Тыкают не туда.

Объясняю как всегда на пальцах, почему не посадит реальный самолет никто из выше названных товарищей.

Все эксперименты проводились на современных симуляторах, на которых действующие пилоты проходят тренировки на отработку действий в аварийных ситуациях, которые могут возникнуть в реальном полете (или проходят обучение, при переучивании или первоначальном обучении на данный тип самолета).

Современные симуляторы действительно максимально имитируют реальный полет (ощущения полета, звуки, некоторые нагрузки, виды за окном и даже запахи. Не говоря уже о реальности кабины, которая является абсолютной копией, с полным функционалом) Для человека, впервые попавшего в такой тренажер, отличить реальный полет, от с имитированного – невозможно!

Ситуация, которая разыгрывается в таких экспериментах – одинакова.

Первая серия:

Где-то, в бескрайнем небе летит пассажирский лайнер. Вдруг пассажиры слышат несколько взволнованный голос милой стюардессы: “Уважаемые дамы и господа, у нас возникла небольшая проблема. Ничего опасного, просто у одного из пилотов ухудшилось состояние здоровья, нет ли среди вас, врача и пилота?”

Врач, как правило, находится, а вот с пилотом… Как повезет.

В это время, у окна сидел молодой человек, который фанатично увлекается компьютерным симулятором точно такой же модели самолета, на котором сейчас летит. Он сидит и весь полет упивается тем, что знает и понимает, что означает каждый звук, каждый момент полета и точно знает, что произойдет в следующую секунду. И вот после нескольких минут молчания салона, он догадывается, что пилота на борту нет!

Герой встает и говорит, что он готов спасти мир!

Молодой человек следует за проводницей и оказавшись на кухне один на один с бледными проводниками узнает, что оказывается не одному пилоту стало плохо, а все умерли! Самолет летит на автопилоте и судьба всех людей теперь только в его “умелых руках” и вообще все теперь зависит только от него!

Это стандартный сценарий ситуации, других не бывает, или с небольшими вариациями.

Ну что же? Сбылась мечта идиота, герой оказывается в кабине настоящего, летящего на высоте 10000 метров лайнера, полного живых, человеческих душь…

Вот здесь начинается самое интересное.

Итак, вторая серия:

Человек существо живое, а значит подверженное эмоциям и это является его самой слабой стороной. Это бездушному компьютеру без разницы, холодно или горячо, темно или светло, больно кому-то или нет. Человек же на любой внешний раздражитель, вольно или невольно, будет реагировать. В жизни безусловно существуют “Джеймс Бонды”, но для того, чтобы стать таковыми, эти люди десятки лет, постоянно находились в тех условиях, в которых им вдруг довелось оказаться.

Когда проводят эксперимент на тренажере, испытуемый абсолютно точно знает и понимает, что вне зависимости от результата, он все равно останется живым и невредимым. Это сильнейший психологический стимулятор, который позволяет подопытному максимально сконцентрироваться на своих действиях, быть предельно внимательным и усидчивым.

Совсем другое дело, когда человек оказывается в реальной, смертельно-опасной ситуации.

Оказавшись в настоящей кабине, по настоящему летящего самолета, любой “Джеймс Бонд” растеряется и утратит большую часть своих “нечеловеческих” способностей. (Без вариантов, просто поверьте!)

Устанавливается связь с землей, выясняется кто за рулем и с земли начинают руководить, что нужно сделать, чтобы все же спасти мир и получить звезду героя. (ну и конечно же спасти свою ж! А это первым делом.

Тот, который сидит на земле и дает команды, мастер своего дела. И вот начинает говорить:
-Нажми кнопочку там-то. Нажал? Что видишь? Молодец!
-Теперь крутани вот эту ручку и поставь 245! Молодец!
И так далее, далее, далее.
Тот, который сидит и говорит что делать, знает это 100% А вот проверить, ту ли кнопочку нажал тот, который сидит в кабине, нет абсолютно никакой возможности! То, что человек в стрессовой ситуации ошибется, даже не приходится сомневаться…..

Самолет сложнейшее техническое устройство. Для того, чтобы управлять самолетом, люди учатся ГОДАМИ! Летают постоянно. Целые институты разрабатывают процедуры и технологии, которые помогут исключить ошибочные действия пилотов в кабине. Придуманы схемы взаимодействий членов экипажа перекрестного взаимного контроля, позволяющие пилотам избегать стресса и сохранять работоспособность в любых условиях полета. Но! Пилоты все равно ошибаются (профессиональные пилоты, которые не первый год в небе!) нажимают не те кнопки, упускают контроль друг за другом, одним словом “косячат”… Последствия известны.

Посмотрите как красиво играют мастера на бильярде. Посмотрите 100000 раз как правильно наносить удар, чтобы забить шар в лузу, а потом пойдите, возьмите кий и попробуйте забить. Получится?

Для того, чтобы уметь сажать самолет, даже в автомате, мало знать что и когда нажимать. Необходимы сотни часов реальных полетов, для того, чтобы быть готовым психологически, быть спокойным и готовым к любым изменениям режимов, которые могут возникнуть в процессе автоматического захода (а они возникнут – к бабке не ходи!) Поэтому одно дело тренажер и совсем другое реальный самолет (в котором “умелый симер”). Подумайте над этим.

На днях я смотрел фильм «Турбулентность». В фильме после перестрелки на рейсе, перевозящем заключенных, стюардесса должна была перехитрить серийного убийцу и сама посадить самолет. Бывали ли случаи, что пилоты становились недееспособными, а самолет сажали стюардессы или пассажиры?

Иметь немного опыта может стать полезным, но необязательным условием. Но, однако же, посадить самолет кому-нибудь кроме пилота вполне возможно. Например,

В июле 1985 года пассажир, который однажды уже управлял самолетом, но не был сертифицирован, смог благополучно посадить самолет компании «Cessna» в городе Лансинг, штат Мичиган, после того, как пилот перенес сердечный приступ и скончался в середине полета.

В феврале 2002 года женщина после всего 48 часов обучения пилотированию взяла штурвал двухмоторного самолета компании «Cessna», во время полета над Кейп-Код после того, как пилот стал невменяемым в результате реакции на инсулин. В связи с тем, что она не смогла связаться ни с кем на земле, она совершила безопасную аварийную посадку самолета рядом с взлетно-посадочной полосой так, что никто на борту не пострадал.

В 2009 году мужчина из Флориды с 130-часовым опытом пилотирования одномоторного самолета взял в свои руки управление двухмоторным турбовинтовым двигателем после того, как пилот умер в начале полета. «Спасатель», чьи жена и дочь были также на борту, заявил позже, что не имел ни малейшего представления, как управлять большим пассажирским самолетом по инструкциям центра управления, но все-таки он посадил самолет успешно и безопасно.

В апреле прошлого года, когда муж потерял сознание во время полета на самолете компании «Cessna» в штате Висконсин, 80-летняя Хелен Коллинз, которая в течение десятилетий не брала в руки штурвал, смогла связаться с авиадиспетчером, и с его помощью экстренно посадила самолет без серьезных травм.

Вы спросите меня, а как насчет больших пассажирских самолетов?

Вот некоторые примеры:

В ноябре 2008 года второй пилот Боинга 767 авиалиний «Air Canada» из-за приступа умственного расстройства был связан, получил дозу успокоительных и принудительно выведен из кабины. На борту не было других пилотов. В связи с этим для помощи в аварийной посадке в г. Шеннон, Ирландия, в кресло второго пилота посадили стюардессу с опытом пилотирования.

В июне 2010 года стюардесса с опытом всего 300 часов управления самолетом компании «Cessna» сидела в кресле больного первого пилота Боинга 767 авиакомпании «American Airlines» при посадке в Чикаго.

В ноябре 2012 года Боинг 747 авиалиний «Lufthansa» по пути из Нью-Йорка во Франкфурт сделал незапланированную посадку в Дублине после того, как первый пилот перенес тяжелую мигрень. Новости приписывали героический поступок одному из пассажиров, который помог посадить самолет. Газета «Irish Independent» в своих статьях описывала это событие как «чудо». Однако, хочу заметить, что волшебный пассажир, помогающий посадить Боинг 767, был просто случайностью.

Важно отметить, что у всех внезапно появляющихся пилотов был некоторый опыт управления самолетом, и в случаях с большими пассажирскими самолетами они были не единственными, кто отвечал за успешную посадку самолета. Так что, вопрос о том, может ли неопытный пассажир посадить самолет без помощи другого пилота, остается открытым. Возможно и может.

В одном из выпусков 2007 года научно-популярной передачи «Разрушители легенд» ведущие проверяли вероятность посадки пассажирского авиалайнера с помощью имитатора NASA. В первом испытании они все делали сами, во втором — следовали инструкциям лицензированного пилота по радио. Оставим подробности, но хочу заметить, что обе попытки потерпели поражение, но в случае, когда телеведущие следовали инструкциям, они смогли посадить самолет без смоделированных человеческих жертв.

Существенным преимуществом при посадке пассажирского самолета является то, что большинство крупных самолетов в наше время имеют возможность автоматической посадки, которая работает благодаря сочетанию бортовой электроники, сигналов огней ВПП и передатчиков аэропорта. Система предназначена для того, чтобы помочь пилотам в случае плохой видимости, и может быть использована только при определенных условиях ветра. Если эти условия присутствуют, то система срабатывает с достаточно высокой точностью до двух метров по вертикали и 13 футов (около 4 метров) в бок.

Вероятность неудачи при автоматической посадке оценивается как одна на 2 млрд., но тоже самое говорили о вероятности финансового кризиса в 2008 году. Давайте вспомним, что в 2009 года Боинг 737 авиалиний «Turkish Airlines» разбился под Амстердамом в аэропорту «Схипхол», что стало причиной смерти девяти человек, а 120 получили травмы, именно во время автоматической посадки. Из-за неисправности высотомера пилот допустил фатальные ошибки. Но не стоит паниковать. Вероятность того, что большинство пассажирских самолетов смогут успешно приземлиться с минимальным участием пассажиров или оставшегося экипажа при условии подходящей погоды, достаточно велика.

Обычные же самолеты в большинстве случаев не оборудованы системами автоматической посадки, но не смотря на это аварии в связи с недееспособностью пилота достаточно редки. Согласно отчетам 2010 года в США, из 472 крушений самолетов только семь произошли в результате потери дееспособности пилотами и только в двух случаях на борту находился еще кто-либо кроме пилота. Другими словами, вероятность, что вы окажетесь в подобной ситуации, очень низкая, но если это произойдет шанс, что все разрешится хорошо достаточно высок.

Вконтакте

Как в «Экипаже», только по-настоящему!

Любовь Клиндухова

Aloha, Мауи! Над Гавайями самолету сорвало крышу

Боинг 737-297, Aloha Airlines. 28 апреля 1988 года, рейс 243 Хило - Гонолулу (Гавайские острова)

Прокатиться с ветерком на самых быстрых американских горках в мире можно в парке развлечений Ferrari World Абу-Даби на скорости 240 км/ч. Но пассажирам этого рейса пришлось спускаться с высоты 7300 метров в самолете без крыши - с ураганным ветром в лицо, на скорости 530 км/ч!

Короткий полет между городами Гавайских островов Хило и Гонолулу должен был занять всего 35 минут, но на 23-й минуте, когда авиалайнер набрал необходимую высоту, произошла взрывная декомпрессия, дверь кабины пилотов и крышу «Боинга» над шестью первыми рядами просто снесло. Пассажиры оказались под открытым небом при температуре –45 °С. Они еще не успели отстегнуть ремни безопасности, это и спасло их жизни, а вот стюардесс, разносивших напитки, разметало по салону.

Командир воздушного судна начал экстренное снижение до рекомендуемых при разгерметизации салона 3000 м на скорости более 500 км/ч. Теперь он мог сбросить скорость до 390 км/ч и направиться к резервному аэропорту Кахулуи на острове Мауи. Удалось связаться с наземными службами аэропорта, на взлетно-посадочной полосе терпящий бедствие лайнер ждали медики и пожарная команда. При заходе на посадку отказал левый двигатель. Но через 11 минут после происшествия в небе командир посадил самолет на одном правом двигателе.

Все пассажиры выжили. На земле экипаж не досчитался старшего бортпроводника Кларабелль Лэнсинг. В момент, когда сорвало часть корпуса самолета, ее мощным потоком воздуха выбросило в небо. Тело стюардессы найдено не было, в память о ней в аэропорту был разбит цветущий сад.

«Боинг 737-297», выпущенный в 1969 году, был одним из старейших самолетов авиапарка Aloha Airlines. Среди причин аварии были названы коррозия и множественные повреждения металла фюзеляжа. Авиаперевозчик полностью признал свою вину в ненадлежащем техобслуживании судна.

Пилот за бортом. В небе Англии

BAC 1-11, British Airways. 10 июня 1990 года, рейс 5390 Бирмингем - Малага (Великобритания - Испания)

Вряд ли найдется второй человек в мире, которому довелось прокатиться на крыше самолета. Этого не проделывали даже самые отчаянные голливудские каскадеры.

Опытный летчик Тим Ланкастер, налетавший свыше 11 000 часов, был командиром воздушного судна, вторым пилотом на рейсе летел Аластар Атчинсон. В 7.20 утра самолет вылетел из аэропорта Бирмингема и направился в солнечную Испанию.

Подняв самолет в воздух, второй пилот передал управление командиру. В 7.33 самолет был на высоте более 5000 метров, командир ослабил ремни безопасности, тут и раздался грохот. Лобовое стекло со стороны командира улетело в неизвестном направлении, за ним устремился и Тим Ланкастер, но ноги застряли в кабине, а его самого пригвоздило диким ветром к корпусу самолета с наружной стороны. Бортпроводник Найджел Огден вцепился обеими руками в командира, не давая ему окончательно вылететь в окно.

Второй пилот начал аварийное снижение и передал сигнал бедствия. Экипаж уже не верил, что командир жив, но отпустить, как им казалось, безжизненное тело, было еще опаснее, поскольку оно могло попасть в двигатель и вывести самолет из строя.

Так они и летели до ближайшего аэропорта в Саутгемптоне. Обмороженного, с переломами рук, но живого командира сняли с самолета. У бортпроводника, героически державшего его весь полет, также было обморожено лицо. Остальные члены экипажа и пассажиры не пострадали. Командир, переживший беспрецедентный полет, через пять месяцев вернулся за штурвал самолета.

Своим экстремальным приключением пассажиры и экипаж обязаны механику, менявшему накануне этого полета стекло в самолете. Он прикрутил стекло не теми болтами, ошибся буквально на миллиметр в диаметре.

Огни святого Эльма. Полет в облаке вулканического пепла над островом Ява

Boeing 747-236B, British Airways, 24 июня 1982 года, рейс 009 Лондон - Окленд (Новая Зеландия)

Авиалайнеру «Боинг 747-236B» предстоял долгий перелет из Лондона в новозеландский Окленд с несколькими остановками - в Индии, Малайзии и Австралии.

Через несколько минут после ночного вылета из Куала-Лумпура с самолетом начало происходить нечто зловещее. Салон заполнялся дымом. Курить на борту в то время было не запрещено, но бортпроводникам не удалось найти ни курящих пассажиров, ни источников возгорания, а тем временем дым становился плотнее.

Окна в кабине пилотов покрылись мерцающими искрами. Это явление известно как огни святого Эльма, его можно наблюдать на крыльях самолета во время грозы, но погодный радар не указывал на грозовой фронт. Экипаж все же включил антиобледенители и сигнал «Пристегнуть ремни». О том, что явление появляется не только в грозу, но и при попадании в облако вулканического пепла, пилоты не знали. Мерцающий белый свет охватил весь авиалайнер, а пассажиры могли видеть, как из двигателей вырывается пламя.

«Дамы и господа, говорит командир корабля. У нас небольшая проблема. Остановились все четыре двигателя. Мы делаем все возможное, чтобы их запустить вновь. Надеюсь, это не доставляет вам слишком много беспокойства», - невозмутимым тоном сделал объявление командир воздушного судна Эрик Муди.

Второй пилот и бортинженер много раз пытались перезапустить двигатели, но безуспешно. В такой ситуации пилоты могли полагаться только на аэродинамику самолета: лайнер пролетел 15 километров, теряя один километр высоты. Впереди были горные цепи и вулканы острова Ява, которые нужно было проскочить на высоте не ниже трех с половиной тысяч метров. Если высоту удержать не удастся, то придется совершать аварийную посадку в Индийском океане.

На высоте 4100 метров неожиданно заработал четвертый двигатель, за ним ожили и остальные. Самолет смог перелететь горную цепь и приземлиться в аэропорту Джакарты. 248 пассажиров и 15 членов экипажа высадились невредимыми на извергающийся остров.

На земле выяснилось, что авиалайнер попал в облако пепла от вулкана Галунггунг. На острове при извержении погибло 68 человек, более 60 тысяч было эвакуировано. После инцидента с «Боингом» стало ясно, насколько опасен вулканический пепел для самолетов. Информацию об извержении вулканов стали оперативно передавать авиационным службам.

Командир, только Нева спасет нас!

Ту-124, «Аэрофлот», 21 августа 1963 года, рейс Таллин - Москва

За всю историю было зарегистрировано всего несколько случаев, когда экипаж и пассажиры при посадке авиалайнера на воду остались живы. Одним из первых проделать подобное пришлось пилотам Виктору Мостовому и Василию Чеченову, экстренно приводнившим Ту-124 на Неву в Ленинграде.

На новеньком Ту-124 при вылете из Таллина заклинило переднюю стойку шасси. А на взлетной полосе нашли выпавший болт. Как ни пытался экипаж выбить заклинившее шасси, пробив дыру в фюзеляже, ничто не помогало. А без шасси самолет при посадке может завалиться набок и разбиться.

Возвращаться в Таллин не разрешили, сославшись на туман. От наземных служб поступило распоряжение выработать топливо и сажать самолет в Пулкове (в то время так назывался аэропорт Шоссейная) на аварийную грунтовую полосу. Возглавил посадку лично руководитель полетов аэропорта Георгий Нарбут.

Командир Виктор Мостовой кружил вокруг города, пока горючего не осталось ровно столько, чтобы долететь до аэропорта. Внезапно заглох двигатель. Нет горючего! А приборы показывают, что его еще достаточно. С земли разрешают прямой пролет над городом к аэродрому. Над Адмиралтейством заглох второй двигатель. «Командир, только Нева спасет нас!» - крикнул Мостовому второй пилот Василий Чеченов. Он служил в морской военной авиации и часто сажал самолеты на воду в шторм. Мостовой мгновенно доверил ему посадку.

Самолет пронесся в нескольких метрах над строившимся мостом Александра Невского (рабочие попрыгали в воду) и сел между Большеохтинским и Финляндским мостами. С момента, как заглох второй двигатель, до приводнения на Неву прошло 14 секунд. 45 пассажиров и 7 членов экипажа живыми сошли с самолета на берег. Толпа зевак решила, что снимают кино!

Вину за аварийную посадку сначала возложили на пилотов. Советская техника не могла барахлить: конструкторскому бюро «Туполев» подобное могло сорвать контракты на большие суммы. Два месяца проводились экспертизы, установили, что приборы показывали верно, горючее действительно было, но в двигатели оно не поступало: при развороте под определенным углом и скорости в баках образуется воздушная воронка.

Информацию о полете засекретили, но иностранные СМИ раструбили о подвиге пилотов на весь мир, и руководству страны пришлось-таки экипаж представить к наградам.

Ту-154, 7 сентября 2010 года, рейс 516 Полярный - Москва

В эпоху расцвета малой авиации, когда дорог в северной глубинке не было, но в каждый поселок летали самолеты, таежный аэропорт в Ижме принимал каждый день рейсы из Ухты и Сыктывкара. Позже затерянный где-то в тайге и исключенный из всех навигационных справочников аэропорт закрыли и использовали только как вертолетную площадку.

Однако бывший начальник аэропорта Сергей Сотников продолжал поддерживать аэродром в порядке - следил, чтобы не было мусора, гонял водителей, норовивших оставить трактор на взлетно-посадочной полосе. И однажды здесь удачно приземлился терпевший бедствие Ту-154 с 72 пассажирами и 9 членами экипажа на борту.

Ту-154 вылетел из аэропорта Полярный в Якутии и направлялся в Москву. Через три с половиной часа на высоте 10 600 метров в самолете пропало электропитание, вышли из строя насосы, подающие топливо, отказали автопилот, навигация, связь. Сработала сигнализация о критическом остатке топлива, посадку нужно было совершить в течение 30 минут. До ближайшего аэропорта, в Ухте, слишком далеко, чтобы долететь на остатке топлива.

Снизились до трех тысяч метров, прошли сквозь облака и увидели: повсюду тайга. Потом промелькнул поселок Ижма, речка. Пилоты были готовы попытаться приземлиться даже на опушку леса или огород. И вдруг самолет пронесся над бетонной полосой, при этом никаких данных об аэропорте в этой местности у пилотов не было. Они сделали несколько кругов над из ниоткуда взявшейся полосой, оценили ее состояние и приняли решение садиться. Для Ту-154 полоса была слишком короткой, и самолет немного выкатился за ее пределы, в лес. Вокруг свалившегося с неба лайнера собрался весь поселок Ижма, прибыли МЧС и пожарные машины.

Пилоты открыли форточку, в кабину посыпались листья с деревьев, и только тогда они начали осознавать, что все могло закончиться гораздо хуже.

Благодарить за благополучное приземление нужно было Сергея Сотникова, много лет поддерживающего взлетную полосу закрытого аэропорта в хорошем состоянии. В 2010 году он стал лауреатом Премии имени Владимира Высоцкого «Своя колея» - за верность долгу, профессионализм и личное мужество.

Попутчик. Кровавая драма на борту

Авиалайнер McDonnell Douglas DC-10-30F, 7 апреля 1994 года, рейс DX705 Мемфис - Сан-Хосе (США)

Оборн Кэллоуэй, бывший военный летчик, а теперь бортмеханик грузовых рейсов в компании FedEx, панически боялся вылететь с работы и оставить родных без денег (в резюме он наврал о предыдущем опыте полетов, и это вот-вот должно было раскрыться). Он решил не дожидаться увольнения, а погибнуть на работе: в этом случае его бывшая жена и дети имели бы шанс на максимальную страховку - 2,5 миллиона долларов. Для этого ему нужно было расправиться со своим экипажем и разбить самолет.

Он все распланировал, но накануне его команда превысила налет часов, и экипаж на рейсе заменили. Кэллоуэй не отступил и полетел на откидном кресле в грузовом отсеке - таких пассажиров в компании называют попутчиками. С футляром для гитары, где были спрятаны молотки и гарпун, он занял свое место в самолете.

Через 30 минут после взлета Кэллоуэй напал на экипаж. Под ударами молотков оказались все трое: командир воздушного судна Дэвид Сандерс, второй пилот Джеймс Такер и бортинженер Эндрю Питерсон. Такер с проломленным черепом удерживал самолет в небе, пока остальные двое пытались скрутить Оборна Кэллоуэя. Пилот направил нос машины вверх, бой откатился в грузовой отсек. Только теперь ему удалось развернуть машину обратно на Мемфис, связаться с диспетчерами и сообщить, что при посадке экипажу требуется военное вмешательство для захвата вооруженного преступника. В грузовом отсеке повсюду кровавые следы, но Сандерсу и Петерсону удалось сдерживать преступника до посадки самолета.

Пассажирам рейса, следовавшего из Нью-Йорка в Сиэтл, пришлось пережить экстренное приводнение на реку Гудзон, после того как Airbus A320 был атакован стаей серых гусей. Менее чем через минуту после взлета самолет зашатался, пассажиры увидели, как из двигателей вырывается пламя. Поджарившиеся в двигателях гуси вывели их из строя.

Командир воздушного судна, бывший военный Чесли Салленбергер, сообщил диспетчеру о столкновении со стаей птиц и передал сигнал бедствия. Секунды спустя стало ясно, что он не сможет удержать машину в воздухе и дотянуть до взлетно-посадочной полосы. Рискованной, но единственной возможностью спасти экипаж и 150 пассажиров была посадка на Гудзон.

Пилот развернул самолет с севера на юг, спланировал на реку, не задев ни грузовые паромы, ни мост Вашингтона, и приводнился напротив оживленной 42-й улицы Манхэттена. Поседевшие, но живые пассажиры выбрались на крылья самолета. Профессионалы авиаотрасли и пресса назвали происшедшее «чудом над Гудзоном».

Лишний пассажир. Приземление с двумя истребителями

Boeing 767, Condor Airlines, 28 августа 2015 года, рейс Лас-Вегас - Франкфурт

А теперь можешь выдохнуть и отстегнуть ремни безопасности. Не будет ни извергающихся вулканов, ни остановившихся двигателей, ни пилотов за бортом. Только кот, истеричная модель и два истребителя.

Модель Дашенка Гиральдо и ее кот стали причиной экстренной посадки самолета в сопровождении двух истребителей. Девушка пришла в ярость, когда стюардессы забрали у нее питомца, летевшего не в специальном контейнере, а в сумке, и заперли его в туалете. Пассажирка потребовала вернуть кота, потому что он не может лететь в таких невыносимых условиях. Стюардессы вежливо отказали, после чего девушка пригрозила обрушить самолет, ссылаясь на свои тесные связи с мафией.

После таких заявлений с базы ВВС США в Колорадо были подняты в воздух два истребителя. Они сопровождали борт до посадки в Денвере. Самолет в аэропорту встречали представители ФБР, связи с мафией не подтвердились, и авиадебоширку отпустили с миром.

Пассажирский самолет взлетел, набрал высоту, столкнулся с птицами, из-за чего загорелись двигатели, а потом произошло то, что эксперты окрестили чудом. Пилот виртуозно посадил лайнер на реку.

Репортаж Антона Войцеховского.

То, что потом журналисты назвали "гудзонским чудом", сперва больше напоминало кошмар. Когда пассажиры рейса 1549 увидели в иллюминаторы стремительно приближающуюся воду, многие подумали, что это конец.

Пострадавший: "Жесткая была посадка. По-моему не было никого, кто не ударился бы головой. Я видел, как у пассажиров на соседних креслах шла кровь. Это потом стало ясно, что все отделались ушибами и порезами. А тогда было очень страшно".

Это был обычный рейс среднемагистального самолета. Вылетев из нью-йоркского аэропорта Ла-Гуардия, он должен был приземлиться в городе Шарлотт. Но спустя считанные минуты после взлета, капитан сообщил, что в оба двигателя попали птицы и перезапустить их не удается.

На сухом языке летчиков такая посадка называется "аварийная посадка на воду".

Благополучная посадка, профессиональные действия экипажа... Но, прежде всего - это была редкая удача. Ведь аварийно, а самое главное без вреда для пассажиров, сесть на воду, такое в истории авиации удавалось редко кому. Рейс 1549 после приводнения оставался на плаву еще полтора часа до прихода спасателей. Это значит, что фюзеляж от удара не пострадал. И у пассажиров было достаточно времени, чтобы покинуть самолет.

Майкл Блумберг, мэр Нью-Йорка: "Я лично говорил с пилотом. У него была трудная задача, и он с ней блестяще справился. Мистер Челси Селенбергер дважды обошел салон после того, как эвакуировали пассажиров, и как настоящий капитан покинул судно последним. От имени всех ньюйоркцев я выражаю ему благодарность".

Самое страшное при аварийной посадке на воду - это удар. Ведь самолет садится фактически на неровную поверхность.

Есть считанные примеры удачных посадок. Например, это приводнения самолета японских авиалиний в 1968 году недалеко от Сан-Франциско и авария 1972 года, когда самолет Ту-134 сел в режиме планирования в акватории Московского моря. Но самый уникальный случай произошел в 1963 году.

Это была посадка, которая вошла в учебники авиации. У Ту-124 отказали двигатели над городом. Спланировав над тремя мостами, командир экипажа Виктор Мостовой смог посадить самолет прямо в Неву. Недалеко от Финляндского железнодорожного моста. Ни один пассажир не пострадал.

По аналогии с Америкой - это было Невское чудо. Об этом случае долгое время молчали, но все пилоты всех пассажирских самолетов знают о нем.

Так что капитан рейса 1549 Челси Селлинберг, направляя самолет в Гудзон, подтвердил главный закон авиации: на гибель самолета или его спасение одинаково сильно влияет человеческий фактор.