Чем отличается воздушная яма от турбулентности. Турбулентность и воздушные ямы. Воздушные воронки над различными типами местности

19.02.2018, 12:56

Передвигаясь на земле большинство людей чувствуют себя спокойно и уверено. Заметив яму на дороге можно оценить ее размер, глубину, предугадать опасность, которую она представляет, принять необходимые меры предосторожности. В воздухе ситуация иная, люди испытывают тревогу. Наиболее пугающими кажутся воздушные ямы при полете, так как неизвестность и отсутствие контроля над ситуацией основные факторы страха. Что это за явление воздушные ямы, откуда они берутся, их особенности и насколько глубоко можно провалиться в них расскажем подробнее. Турбулентность

Пассажиров пугает когда самолет внезапно начинает подбрасывать и трясти - это физическое явление называют турбулентностью. Она абсолютно неопасна. Существуют различные виды турбулентности. При прохождении воздушного судна через некоторые виды облаков может ощущаться лёгкая тряска. Это и есть воздушные ямы. Эти явления абсолютно неопасны. Скопления грозовых туч могут подвергнуть лайнер более серьезным нагрузкам. Однако подобные зоны легко выявляются локатором. Пилот не полетит в область с грозовыми тучами, он их постарается обогнуть. Перед каждым рейсом летчик в обязательном порядке проходит брифинг и узнает сводку погоды. Также другие воздушные суда рассказывают по рации о зонах болтанки, так летчики между собой называют воздушные ямы и турбулентность, и экипаж вносит коррективы в маршрут.

Как влияет профессионализма экипажа на комфортность перелета?

Тряска и ее сила не зависят от навыков, опыта или квалификации пилота. Большую часть перелета судно пилотирует автопилот. Повлиять на силу болтанки могут размеры и скорость самолета. Так пассажиры больших авиалайнеров в меньшей степени ощущают турбулентность и воздушные ямы.

Стоит ли бояться воздушных ям, зон турбулентности?

Влияние турбулентности и воздушных ям в обязательном порядке учитывается при конструировании самолётов. Конструкция воздушного судна успешно справляется с нагрузками подобного рода. Поэтому, несмотря на неприятные ощущения, описанные явления неопасны для людей, находящихся на борту.

Меры предосторожности

Турбулентность и воздушная яма в самолете неопасны. Несмотря на болтанку и потерю высоты все технические системы судна будут работать в штатном режиме. Однако во время тряски люди могут терять равновесие, падать, травмироваться. Это основная угроза, которую несут ямы в воздухе. Поэтому очень важно соблюдать технику безопасности и выполнять команды экипажа. Обязательно выполняйте распоряжения «Вернитесь на место», «Пристегните ремни безопасности». Во время болтанки оставайтесь на своём месте. Эти простые предосторожности помогут избежать проблем.

При попадании самолета в воздушную яму пассажиру кажется что лайнер падает. На самом деле это обман собственного организма, в реальности самолет смещается меньше чем на метр. Ощущение глубоко провала возникает по причине того, что вестибулярный аппарат человека не приспособлен к полетам и не может корректно реагировать. Так же из-за скорости все движения ощущаются особенно сильно, как например, по-разному ощущается пересечение «лежачего полицейского» на скорости в 10 и в 80 км/час. То есть размер препятствия не меняется, меняется скорость, и она меняет ощущения.

Подводя итоги

Готовясь к полету, помните о том, что современные самолеты - безопасный транспорт. Их конструкция учитывает все возможные внешние нагрузки. Поэтому бояться тряски не стоит. Воздушные ямы, турбулентные потоки - естественные широко распространенные явления, не несущие ни малейшей угрозы лайнеру и здоровью пассажиров.

Садясь в самолет, человек начинает бояться. Мы привыкли жить на земле – твердой, устойчивой поверхности . Стоит лишь чуть-чуть оторвать нас от нее – и все, страх обволакивает до покалывания в пальцах и влажности рук. Боимся всего – чтобы двигатель не отказал, чтобы с самолетом ничего не случилось… А тут еще и эта турбулентность, и воздушные ямы. Слова пугают одной лишь своей неопределенностью. Попробуем разобраться?

Если вылезти на форумы в Интернете, посвященные данному вопросу – «Стоит ли бояться турбулентности и/ или воздушных ям?», то ничего конкретного, опять-таки, мы не увидим. Четкого определения нет. Вернее, его дает словарь, но оно довольно тяжело воспринимается на слух: «Турбулентность – явление, возникающее при увеличении скорости течения газа и самопроизвольно образующихся при этом волн ». Если сказать кратко – воздух начинает колебаться, самолет, попадающий в этот поток, начинает потряхивать вместе с ним. Но это определение очень простой формы. Как пишут бывалые авиапутешественники, «это болтанка, где сильно трясет и много нервничаешь». По поводу нервов будет сказано чуть дальше, пока же стоит определиться – а что такое тогда воздушная яма?

Воздушными ямами обычно именуются перепады давления. Как написано в словаре, «это термин для обозначения предполагаемых ям, в которых наблюдается внезапное падение самолета вниз, не зависящее от управления самолетом». На самом деле это не самолет падает вниз. Он просто попал в нисходящий поток воздуха, который заставил его снизить вертикальную скорость подъема, скажем, до 15 м/c, вместо 20м/с. За нисходящим следует восходящий поток воздуха, и все повторяется в обратном порядке. Самолет будто бы «ныряет» туда-сюда, вызывая довольно неприятные ощущения в желудке и заставляя думать неизвестно что . Однако с природой не поспоришь, без преодоления таких потоков никуда. Поэтому теперь изготовители и механики просто увеличивают прочность конструкции и креплений, больше проверяют механизмы, чтобы самолет вышел из этой непростой ситуации целым и невредимым.

Вроде все понятно – что такое турбулентность, что из себя представляют воздушные ямы… А неприятное ощущение где-то в районе солнечного сплетения все равно остается, стоит лишь подумать о предстоящем перелете? Нужно просто понять причину этого самого страха и попытаться устранить его самостоятельно:

Если он возник в результате прошлых перелетов, когда тошнило и кружилась голова – значит, у Вас недостаточно выносливый вестибулярный аппарат . С этим ничего поделать нельзя, таков уж организм. Здесь можно только посоветовать не употреблять алкоголь во время полета, постараться ничего не читать (т.к. от работы с источником, находящимся близко от Ваших глаз, возможна тошнота) и пить жидкость, содержащую лимонный сок – минеральную воду, чай. Кислое издавна помогало перенести тошноту и не дать ей завершиться неподобающим образом.

Если Вы боитесь, что самолет просто не выдержит подобной нагрузки – здесь нужно лишь самоубеждение и вера в лучшее. Техника постоянно проходит всевозможные проверки, механики обследуют самолет на наличие неисправностей. По государственным стандартам, воздушный транспорт просто не допустят до перевозки, если обнаружится малейшая неточность .

Если желание летать куда-то пропало после прочтения (выслушивания) страшных историй о том, как люди «летели из Египта/Турции/Китая и попали в такуууууую грозу…», успокойте себя тем, что это просто эмоции. Всем свойственно в какой-то мере преувеличивать важность/значимость произошедших событий . А менталитет русского человека таков, что ему всегда надо рассказать, как все было плохо. Даже если это не соответствует действительности. Согласитесь, что очень часто в ответ на вопрос: «Как дела?», собеседник начинает жаловаться на жизнь и описывать все в самых мрачных красках. Посмотреть, так у него не жизнь, а просто сплошная шекспировская трагедия. И неважно, что у него новая машина, и одет он с иголочки… Так и здесь – очень часто те же самые воздушные ямы и грозы, пережитые в полете, воспринимаются участником этих событий как вселенская катастрофа . Хочется обязательно написать, как тяжело и трудно было, почувствовать себя «героем». Вот и растет постоянно число мрачных сообщений и нерадужных прогнозов относительно перелета.

Надеемся, что мы смогли посеять тень недоверия к страхам относительно турбулентности/воздушных ям, доступно объяснили, что это за явления и смогли помочь развеять какие-то собственные опасения. Удачного Вам полета, и помните: ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО !

В этой статье рассмотрим почему самолет может попасть в "болтанку" и чем турбулентность отличается от воздушных ям.

Турбулентность и попадание самолета в воздушную яму - не самые приятные моменты полета, но запоминаются они надолго. При попадании в воздушную яму, самолет резко опускается на несколько метров вниз. В этот момент пассажиры могут испытать на себе свободный полет, в точности как космонавты. Только длится это совсем недолго, обычно не превышает секунды. Ощущение попадания самолета в воздушную яму можно сравнить с тем, что при ходьбе делая очередной шаг, вы не заметили, что поверхность земли оказалась ниже.

Иллюстрация к описанию сравнения воздушной ямы


Это происходит из за разности плотности и скорости воздушных потоков. Самолет, пролетая границу между быстрым и медленным потоком рискует попасть в воздушную яму (см картинку ниже).

Попадание самолета в воздушную яму


Турбулентность - это беспорядочные потоки воздуха, та самая "болтанка". Беспорядочные - потому что они часто меняют свое направление потока и это может быть связано с некоторыми факторами:
  • Изменение атмосферного давления
  • Различная температура встречаемых воздушных масс
  • Струйное течение воздуха
  • За горами, воздух выталкивается на высоту из за гор (см. рисунок)

Образование турбулентности


При попадании в турбулентность советую не паниковать и выполнять все предписания Командира воздушного судна и бортпроводников. Ситуация конечно не приятная, но бояться ее не стоит. Желаю Вам приятных полетов!

Путешествия

Что такое воздушная яма? Полет на самолете

20 января 2016

С земли может казаться, что облака - это сгустки ваты. Но в такое могут поверить только дети. На самом же деле облака образуются благодаря скоплению миллионов капель воды. Иногда даже самая безобидная, казалось бы, облачность вызывает сомнения у пилотов.

Раньше полет на самолете был полностью подвластен интуиции, удаче и опыту капитана. Сегодня же безопасность полетов вышла на более высокий уровень, благодаря развитию авиапромышленности. Однако ни один, даже самый опытный, пилот не может застраховать самолет от попадания в грозовые тучи, где его, как правило, ждет и молния, и град, и воздушная яма. Что же это за явление и стоит ли его бояться?

Что такое турбулентность?

Пилоты называют это явление «болтанкой». Некоторые говорят, что это воздушная яма. Самолет шатает из стороны в сторону, а иногда складывается такое впечатление, что он как-будто подпрыгивает и размахивает крыльями.

Удивительно, но турбулентность может возникнуть, не только когда самолет попадает в облачную зону. Существует такое понятие, как турбулентность ясного неба. Но если погода безветренная, давление и влажность в норме, то температура равномерно распределяется в воздухе. Это идеальные условия для безопасного полета. А если на небе есть облака, то это уже показатель того, что существуют перепады температуры. Восходящие и нисходящие потоки воздуха имеют разное давление. Когда самолет попадает в такие зоны, его начинает трясти. Особенно воздушная яма, точнее попадание в нее, ощущается во время полета над горами, океанами или морем. Но сильно бояться этого явления не стоит, так как современные самолеты изначально спроектированы с учетом всех этих моментов.

В чем опасность турбулентности?

«Болтанка» - явление не из приятных, но для самолета она абсолютно безопасна. Практически все летчики в этом убеждены. Но тем не менее, попадая в зоны турбулентности, они тут же стремятся покинуть их. Как правило, случайного захода в зону «болтанки» не бывает. Пилоты заранее готовятся к возможным сложностям в полете. Поэтому у них в запасе всегда имеется пара дополнительных маршрутов обхода.

Следует знать, что это явление самолету не может причинить никакого вреда. Он не поломается, не развалится и не взорвется. А вот пассажирам в такой обстановке приходится нелегко. Особенно могут пострадать те, кто по тем или иным причинам не пристегнул ремни. В таком случае можно даже серьезно травмироваться.

Истина или миф?

Большинство пассажиров считают, что попадание в зону турбулентности полностью зависит от мастерства пилота. Но, к сожалению, ни навыки, ни опыт, ни квалификация последнего никак на это не могут повлиять. На степень тряски оказывают влияние исключительно атмосферные условия, а также вес самого самолета. Тяжелые машины в большей степени защищены от этого явления. Точнее сказать, тряска в них ощущается не так сильно.

Пассажирам следует знать, что экипаж самолета всегда действует по нормативу. Иногда принимается решение о вынужденной посадке самолета. Однако это совсем не означает, что судно неисправно. По правилам безопасности, экипаж имеет право посадить самолет из-за неблагоприятных метеоусловий.

Правила поведения в самолете

Поскольку турбулентность - естественное явление во время полета, и воздушные ямы при полете также часто встречаются, то лучше знать, как правильно действовать, чтобы не травмироваться. В некоторых случаях на ситуацию повлиять невозможно, но минимизировать риски получения серьезных увечий все же можно.

  1. Не стоит покидать посадочное место при вхождении в зону турбулентности.
  2. Багаж, находящийся на верхних полках, должен быть хорошо закреплен.
  3. Отстегивать ремни безопасности во время тряски строго запрещено.
  4. Следует выполнять все указания персонала.

Воздушная воронка - что это такое?

Иногда турбулентность возникает от того, что самолет попадает в область пониженного давления. Чем же опасны подобные явления?

Конечно же, понятие «воздушная яма» носит абстрактный характер. Почему? В воздухе не может быть ям. Но тем не менее от резких перепадов давления самолет начинает внезапно падать вниз. Однако это только так ощущается. На самом деле самолет попадает в нисходящий воздушный поток, который своей силой тянет его вниз. При этом происходит снижение скорости подъема. Затем происходит обратный процесс. Самолет попадает в восходящий поток воздуха, который выталкивает его вверх. Ощущения от всего происходящего крайне неприятные. Однако избежать подобного явления практически невозможно, так как природу нельзя контролировать. Единственное, что могут сделать люди, так это повысить прочность конструкции, тщательно проверить крепления и механизмы, чтобы самолет достойно справился с непростой ситуацией.

Что делать, если самолет попал в воздушную яму?

Для начала, не стоит впадать в панику. Явление это распространенное, без него не обходится ни один полет над горами или Тихим океаном. Однако пассажиры должны к нему внутренне подготовится. Не следует перед полетом и во время него употреблять алкогольные напитки. По возможности следует отказаться от приема лекарственных средств. Во время полета не стоит ничего читать. Лучше пить воду с лимоном, чтобы справится с чувством тошноты. Самолет при попадании в воздушную яму особо не пострадает, так как по всем правилам к полету допускаются только полностью исправленные летательные аппараты. В мире известно только несколько случаев авиакатастроф из-за попадания самолета в воронку, однако они все же есть. В таком случае лучше с молитвой преодолевать воздушные ямы. Катастрофы иногда удается избежать, как утверждают очевидцы. Но не всегда пилот может справиться с управлением, и случается настоящая беда.

Как минимизировать риски при полете?

Поскольку попадание в воздушную яму в некоторой степени связано с погодными условиями, то, прежде чем совершить полет на самолете, лучше изучить, как можно минимизировать риск возникновения некомфортных условий.

  1. Осуществлять полет лучше всего в начале дня. Как правило, ветер, буря, гроза или град в утреннее время маловероятны.
  2. По возможности следует выбирать рейсы без промежуточных посадок.
  3. Нужно изучить прогноз погоды в тех местах, через которые будет пролетать самолет.
  4. Узнайте номера гостиниц в тех городах, через которые будет совершаться полет на самолете. Если вдруг будет вынужденная посадка, можно быстро забронировать номер в ближайшем отеле.
  5. Крупные самолеты менее опасны. Даже при сильной тряске внутри них находиться достаточно комфортно. Поэтому перед полетом следует изучить, какие типы самолетов предлагают те или иные авиакомпании.
  6. Следует выбирать рейсы, которые часто летают по нужному маршруту. В этом случае более вероятен благоприятный исход, если что-то пойдет не так.

При перемещении больших по размеру воздушных масс происходят самые разные явления. Очень часто холодные массы смещаются вниз, а нагретые поднимаются выше. Иными словами, нисходящие потоки сменяются восходящими. У пассажира, находящегося в этот момент на борту самолета, возникает ощущение, будто крылатая машина устремляется вниз, как бы падая в огромную яму, а потом выныривает из воздушной пучины.

Оказавшись в потоке нисходящего воздуха, лайнер слегка теряет скорость подъема, при этом скорость движения по горизонтали остается прежней. Самолет по-прежнему устремляется вперед, одновременно чуть снижаясь. После этого обычно следует восходящий поток, увеличивая вертикальную скорость. Создается впечатление, будто лайнер резко взлетает вверх.

В такие моменты у человека нередко возникают весьма неприятные ощущения в области живота; к горлу подступает тошнота, а у тех, кто летает не слишком часто, появляется неконтролируемый страх.

На самом деле причин для паники нет. Нужно лишь помнить, что в момент прохождения самолета через «воздушную яму» он не падает, а всего лишь немного снижается. Такое явление очень распространено во время полетов, управлять им практически невозможно. Ни самолета, ни опыт экипажа не могут предотвратить попадание лайнера в такую «яму». По своей силе давление, которое испытывает самолет в такой ситуации, сравнимо с теми нагрузками, что возникают при движении на автотранспорте по неровной дороге.

Причина тряски в воздухе – турбулентность

При прохождении самолета через «воздушную яму» имеет место физическое явление, называемое турбулентностью. Она возникает, когда при изменении скорости течения масс воздуха образуются вихревые воздушные волны. Иначе говоря, воздух подвергается колебаниям, а самолет, оказавшийся в зоне турбулентности, начинает трясти.

Искушенные авиапассажиры иногда называют этот процесс «болтанкой». Когда человек ощущает тряску, нервы его начинают пошаливать в ожидании неприятностей.

Сберечь нервы помогает знание того, поведение самолета в турбулентном потоке воздуха – распространенное явление. Прочность корпуса воздушного судна и устройство системы управления самолетом таковы, что опасаться за свою безопасность при прохождении через места смены воздушных потоков пассажирам совершенно не стоит. А своевременно и надежно пристегнутый ремень поможет избежать мелких неприятностей во время тряски.