Паровозная прогулка. Музей паровозов, настоящее депо и поездка на ретро поезде

Сбылась моя давняя маленькая мечта – я прокатился на ретро-поезде по Москве. Обычно я снаружи любуюсь паровозами, которые ведут подобные поезда, хотя, конечно, бывал в будке горячего паровоза и раньше. Но меня всегда интересовал вопрос, что чуствует пассажир ретро-поезда? Ведь еще совсем недавно идущий под парами паровоз на наших дорогах был большой редкостью. Все изменилось два года назад, когда руководство РЖД сделало очень ценный подарок ценителям истории и президент компании подписал знаковое распоряжение от 23.11.2012 г. №2380р «О сохранении и восстановлении работоспособности паровозного парка ОАО “РЖД”». К этому моменту лишь энтузиазм и любовь к старой технике небольшой группы людей спасали оставшиеся машины от резки в металлолом и популяризировали ретро-движение на паровозной тяге. Выход распоряжения знаменовал успех всей этой работы и начало нового этапа паровозного парка из 142 паровозов 22 различных серий. Теперь паровозы включены в инвентарный парк региональных дирекций тяги паровозов. Обеспечивается их восстановление до работоспособного состояния и сохранение. Все это делается для того, чтобы использовать паровозы в праздничных мероприятиях, кино- и видеосъемках, для пропаганды российских железных дорог, обеспечивать экскурсионные и туристические перевозки.

Сейчас организацией движения пассажирских поездов под паровозной тягой на регулярной основе занимается компания РЖД ТУР. На сайте компании висит расписание планируемых поездок ретро-поездов: http://www.rzdtour.com/routes/tourtrain/ .
Например, в Москве ближайшие ретро-поезда запланированы на 13, 21 декабря 2014 года, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 января и 18 апреля 2015 года. По опыту могу сказать, что Дирекция тяги даёт под поезда разные паровозы. Поэтому, есть возможность познакомиться вживую с машинами разных серий. Правда заранее угадать, какой паровоз вас повезет, скорее всего не получиться. Система покупки билетов пока не идеальна. Например, вы не можете купить билет на ретро-поезд через Интернет, как на простой поезд, расплатившись карточкой. На сайте РЖД ТУР предлагают забронировать билеты on-line, но реально ссылка для физических лиц не работала, по крайней мере, когда я пытался ею воспользоваться, всю заканчивалось предложением обратиться к тур-оператору. В Сети предложения купить тур от компаний-посредников, а уж тем более без предварительного заезда в офис продаж для заключения договора, я тоже найти не смог. Но надеюсь, в скором времени билет на ретро-поезд будет купить проще. Совершить поездку под настоящим горячим паровозом все равно стоит!

Поделюсь личным опытом поездки на ретро-поезде. Продолжительность туров разная. Самый короткий сейчас стоит 850 рублей. Поездки начинаются с примерно часовой экскурсии по Музею истории железнодорожной техники на Рижском вокзале. Организаторы предупреждают, что он под открытым небом и советуют одеться в соответствии с погодой. Мой тур был подлиннее, он назывался “Вокзалы Москвы” и длился почти 4 часа, из которых поездка в поезде длилась 2 часа 31 минуту. Всё это время поездка сопровождалась очень интересным рассказом экскурсовода. Это отдельное, большое достоинство тура – очень хорошие экскурсоводы, настоящие энтузиасты паровозного дела. Поезд отправляется с Рижского вокзала, проходит мимо площади Ленинградского, Ярославского и Казанского, заезжает на Курский и заканчивает путешествие на Павелецком. То есть проходит по трем разным направлениям и даже меняет свой номер в пути. Из-за смены направлений в этом путешествии у поезда паровозы и стоят с двух концов.
Поездка по вокзалам Москвы происходила в светлое время суток, а вот я как раз бы её делал в темное. Места, вдоль которых идет поезд, прямо скажем, не площадки проведения фестиваля «Черешневый лес». Впрочем, многие из них имеют богатую историю, поэтому у экскурсовода нет ни одной свободной минуты. Те виды из окна поезда, что действительно красивы - имеют хорошую вечернюю подсветку. К тому же, ночью не видно бича Москвы - проводов. Могла бы получится романтическая поездка в духе Шелдона Купера. Особенно, если вместо межобластного вагона прицепить вагон-ресторан. Все равно, пол вагона выстраивается в очередь за чаем.
С чаем отдельная история. Я понимаю, что содержать ретро-вагон дорого и поэтому под поездку арендуются относительно современные вагоны. Я могу скрипя зубами стерпеть некоторую эклектику, когда поезд ведет паровоз из одной эпохи (у машинистов даже есть форма под стать эпохе, и они щеголяют в ней летом), а проводник в вагоне в форме другой эпохи. По мне, если нет возможности надеть форму, соответствующею времени, лучше быть в парадной современной, а не в каком-то «одеянии проводника третьего разряда». Все-таки, это туристический поезд, а не «кукушка». Но почему чай в «моем» ретро-поезде подавался в пластиковых чашечках, а не в стаканах с подстаканниками - я понять не могу. Можно обойтись без прямой видеотрансляции из будки паровоза, можно не поесть яичницы, зажаренной на лопате помощника машиниста прямо в топке паровоза, можно простить отсутствие старинной формы у персонала, но простить отсутствие подстаканников в ретро-поезде нельзя. Впрочем, это единственное, что мне категорически не понравилось в поездке. В путешествие я взял своего шестилетнего сына. Организаторы рекомендуют возраст начиная с 8 лет, но, наверное, для многих он еще выше. Я видел взрослых людей, которые разомлели в теплом вагоне и сладко спали. Дети, а их было много, своих эмоций не сдерживали, и по их поведению можно легко определить что же на самом деле интересно. Например, никакая самая интересная экскурсия по музею не заменит вида живых маневров горячего паровоза по станции. И когда наш поезд выставлялся на пути Рижского вокзала, дети висели гроздьями на решётке, отделяющей мути музея от путей станции. Равно, как минутная экскурсия в будку горячего паровоза ребёнку, да и многим взрослым, предпочтительнее любой теории. Вагоны поезда – самые обычные, межобластные. Тем, кто не слушает экскурсовода, в них может довольно быстро наскучить. Так что, детям я бы рекомендовал начать знакомство с ретро-поездами с короткой поездки от Рижского вокзала в депо “Подмосковная”, где “живут” настоящие паровозы. Семьёй хорошо выехать под паровозом в Коломну или Сергиев-Посад. Кроме интересной поездки, так можно еще и «объехать» московские пробки. В общем, тем кто остается или приезжает на зимние каникулы в Москву очень рекомендую обратить внимание на программу туров ретро-поездов.

Любите ли вы паровозы так, как любим их мы? А мы их очень любим! Настолько, что вместо детских мультиков с удовольствием смотрим ролики про поезда из ю-тьюба, а в качестве колыбельной песенки мама уже года полтора поет «не валяй дурака Америка» (озвучка из одного такого ролика). Стук колес для ребенка лучший способ успокоиться, а поездка на электричке - великое приключение! И единственная игра, к которой за полтора года ребенок не утратил интерес - это деревянная железная дорога! Ну в общем, вы поняли…

Любителям паровозов в Москве есть, где разгуляться. Об этом позаботился "РЖД Тур" ! Я давно собиралась добраться с ребёнком, например, до музея провозов на Рижском вокзале. Но, оказалось, есть вариант даже более интересный, чем простое посещение музея!

Большое паровозное приключение состоят из IV частей:

Часть I - Музей железнодорожной техники на Рижском вокзале Московской железной дороги

Начинается все знакомством со стационарной экспозицией. Чего здесь только нет! В музее собрана огромная коллекция исторических образцов техники прошлого века - локомотивов, вагонов, специальной железнодорожной техники. Все они - свидетели и участники более чем вековой истории отечественной железнодорожной отрасли.



2.

Есть и признанные памятники науки и техники. Например, легендарный паровоз серии Ов, получивший среди машинистов ласковое прозвище «Овечка». Это самый почетный экспонат и настоящая «жемчужина» железнодорожной коллекции. Возраст его - больше века. Это самый массовый дореволюционный локомотив. Но до наших дней сохранилось всего 4 экземпляра.


3.


4.


5.

Следом за Овечкой вагон тендер - тот, что перевозит запас угля и легендарная теплушка - вагон, в котором во времена Первой Мировой войны перевозили людей и лошадей, получивший свое названия из-за печки-буржуйки, установленной в центре.


6.


7.

Рядом - другой паровоз уже советского производства ФД - «Феликс Дзержинский» - один из самых мощных советских локомотивов 30-х годов.


8.

Обо всем этом и многом другом расскажет экскурсовод. В нашем случае колоритнейший Евгений Лушин в прошлом работавший машинистом локомотива на паровозной тяге и знающий о паровозах и их истории кажется всё. И немного больше. (Если вы когда-нибудь соберетесь на эту экскурсию - проситесь к нему, не пожалеете!!!)


9.

И не только расскажет, но и покажет! Например, как работали вагонные сцепки.


10.

Факты, истории, справки, пояснения льются бесконечным потоком… Экскурсия вроде как рассчитана на детей, но и взрослые слушают, раскрыв рты.
Вот вы, например, знаете почему некоторые локомотивы красили в зеленый цвет, а другие в черный? Нет?


11.


12.


13.


14.

Зеленые - перевозили пассажиров, а черные - грузы!


15.

Если экскурсии - не ваш формат, то у каждого экспоната есть табличка с описанием. Можно прочитать… Хотя это, конечно не сравнится с рассказом настоящего машиниста, который живет этой темой…


16.

Ведь он рассказывает не просто голые факты, но и делится своими эмоциями, которые иногда сложно скрыть. Например, досада от того, что паровозы более не производятся…

Их перестали производить буквально в один день, когда на очередном заседании было озвучены цифры, свидетельствующие о неэффективности паровозной тяги. Все 30%. Появившиеся на тот момент электровозы были куда как более эффективны по абсолютным цифрам. Но докладчики не пояснили, что электровозы требуют гигантской инфраструктуры. Сотни километров проводов, электростанции, обслуживание и многое-многое другое - все это осталось за пределами доклада. Так «неэффективные» паровозы ушли в прошлое.


17.


18.


19.


20.

С тех пор прошло более полувека… Но по количеству лошадиных сил и средней скорости паровозы тех лет почти не отличаются от современных.
Пока мы гуляем по музею, мимо нас проезжает настоящий паровоз! Буднично так... Но на этой линии такое в порядке вещей!


21.

Большинство музейных экспонатов тоже на ходу. Хотя они практически никогда не выезжают за пределы своего музея, но все необходимую комплектацию для этого имеют.


22.


23.


24.

Паровозы можно трогать, можно даже привстать на ступеньки, чтобы сделать кадр получше.


25.


26.

У некоторых паровозов для доступа открыты кабины машиниста. Туда не просто можно зайти, но и вдоволь покрутить всякие ручки, краны и прочее.


27.


28.


29.


30.

Обойти музей за один раз, тем более с экскурсией, когда тебе не просто показывают экспонаты, но и рассказывают много интересного о каждом из них, совершенно невозможно…


31.

Поэтому мы ограничиваемся паровозным сектором и идем дальше…

Часть II - Ретро поезд

Естественное продолжение рассказов о паровозах - поездка на одном из них! Это вполне самоценное приключение, хотя на первых взгляд и кажется, что наблюдать со стороны интереснее, чем изнутри.


32.

Поездка на паровозе отличается от поездки на электричке. Не говоря уже о том, что мимо окна время от времени пролетают клубы дыма, а ожидающие на платформах пассажиры вовсю таращатся и тянутся за гаджетами, чтобы сфотографировать.

Отличается само ощущение от поездки… Паровоз идет более дергано, с постоянными небольшими рывками. Это связанно с работой паровых машин и является первым и самым верным признаком того, что вас везет паровоз.
Во время поездки можно перекусить, попить чай/кофе… Или купить сувениры на память.


33.


34.

А экскурсоводы продолжают рассказывать разные интересные факты и между делом развлекают ребятишек играми и конкурсами.


35.

Поездка занимает немногим более 10-ти минут. Наша станция - платформа Красный балтиец.


36.


37.

Часть III - депо Подмосковная

Депо Подмосковная - это уже не музей, а самое настоящее депо, действующее. Недавно его аккуратно отреставрировали и вовсю водят экскурсии. Паровозы здесь не просто выставлены как экспонаты, а по-настоящему живут, заправляются, ремонтируются, обслуживаются и ездят, поэтому при прогулке надо быть очень внимательными, о чем и предупреждает экскурсовод.


38.

Здесь все максимально соответствует тому, как было раньше. Есть водонапорная башня, которая сейчас уже, разумеется, не выполняет своих прямых обязанностей, а служит памятником архитектуры. И несколько жилых домов, где раньше жили сотрудники. Забавно, что эти дома не относились ни к каким улицам, а в почтовом адресе писали какой это по счету дом от водокачки.


39.


40.

Сейчас паровозы заправляются в стороне из специальной колонки.


41.

Главная изюминка на торте - это поворотный круг. Настоящий, действующий! Если повезет, можно даже увидеть его в деле. Нам повело неимоверно. На разворот пошел подъемный кран.


42.


43.


44.


45.

Удобной туристической дороже в депо нет, приходится идти прямо по рельсам. Но от этого только интереснее!


46.


47.


48.

Строго говоря, это не совсем депо. Его классифицируют как «музейно-производственный комплекс». Именно здесь базируется учебно-методическая база профессиональной подготовки локомотивных бригад.
Школа управления паровозом сродни народным промыслам. Машинистов перестали учить еще в 70-х, а профессионалов этого дела уже и вовсе не осталось. Сначала пытались приглашать машинистов электропоездов, но говорят они шли неохотно. Никто не хотел менять удобные кресла современной кабины на жар и грязь паровоза. Но сейчас, с появлением школы, ситуация немного изменилась. В депо много увлеченной молодежи, которые приходят целенаправленно осваивать именно эту профессию.


49.

Хотя все это, конечно, очень непросто. Техника в депо в основном начала и середины прошлого века. Запчастей к ней уже давно не выпускают, и обращаться с ней нужно предельно деликатно. Например, котел нужно поддерживать в горячем состоянии почти постоянно, если паровоз на ходу. Чем чаще он остывает и заново нагревается при запуске, тем быстрее выходит из строя котел. А неисправный котел, в современных условиях - это списанный паровоз. Всего в депо пока на ходу восемь машин, за каждой закреплены по машинисту, его помощнику и кочегару.


50.


51.

В отдельном зале представлен паровоз в разрезе! Это настоящей паровоз, вышедший из строя и не подлежащий ремонта, который переделали в наглядное пособие для демонстрации того, как собственно работает паровая тяга. Для наглядности «горячие» части паровоза подкрашены красным цветом, а холодные, соответственно синим.


52.

Особо любознательные могут залезть и заглянуть в топку со стороны машиниста стороны.


53.

Часть IV - апофеоз

Знакомство с паровозами невозможно без одной, самой маленькой, но самой яркой детали...


54.

Кульминация паровозного дня - подъем в кабину машиниста работающего паровоза! Этот аттракцион доступен по окончанию экскурсии. И, надо сказать, пользуется спросом как у детей, так и у взрослых…

Здесь уже ничего нельзя крутить и вообще трогать. Но зато машинист приоткроет дверцу топки, чтобы можно было почувствовать жар и увидеть пламя и непременно отшатнуться назад… Страшно!


55.


56.

Но сколько же впечатлений, эмоций и воспоминаний остается после такого! И родители, и дети в восторге… В общем не пропустите одно из самых ярких развлечений Москвы.


57.

Все подробности, цены, явки и пароли можно найти у организатора этой истории -

«Паровозная прогулка» - это уникальная экскурсия в стиле ретро. Во время «Паровозной прогулки» можно действительно окунуться в старину, самому поучаствовать в жизни железной дороги начала XX века, ненадолго стать пассажиром настоящего ретро-поезда, почувствовать жар горячего паровоза и услышать гудок, вдохновлявший многих наших соотечественников.
«Паровозная прогулка» позволит Вам прикоснуться к старине, а также узнать интереснейшие факты из истории железной дороги, научно-технического прогресса и России в целом. Паровозная прогулка будет интересна и детям и взрослым, здесь каждый найдет хорошее настроение и испытает неповторимое очарование паровозной эпохи.
Прогулка начинается на Рижском вокзале в 12 часов дня с экскурсии по Музею Истории железнодорожной техники. В музее, расположенном под открытом небом, представлено более 60 натурных экспонатов с конца девятнадцатого века и до наших дней. Здесь можно увидеть легендарную овечку (паровоз серии Ов), занесенный в книгу рекордов Гиннеса паровоз серии ФД, трофейную немецкую технику и многое другое.
Паровозный гудок известит Вас о начале посадки на ретро-поезд, который будет ждать Вас на выходе из музея. Отправление ретро-поезда в 13:30. В ходе поездки по маршруту Рижский вокзал - старинное депо «Подмосковная» (станция Красный Балтиец, район метро Сокол) пассажиры ретро-поезда размещаются в вагонах (сидячие места) , в качестве локомотива используется отреставрированный паровоз начала 20 века. Во время следованя Вам будет предложен чай.
Ретро-поезд привезет Вас в старое депо, построенное в 1901 году и действующее до сих пор. Здесь можно своими глазами понаблюдать за маневрами паровоза, работой депо, а также увидеть железнодорожные постройки и сооружения начала 20 века. Кульминацией программы станет разворот паровоза на поворотном круге (возможно при условии свободного круга), заправка паровоза водой (возможно при условии свободной ветки).
По окончании «Паровозной прогулки» ретро поезд доставит вас обратно на Рижский вокзал (прибытие в 15.15)
"Паровозная прогулка" подарит Вам возможность прокатиться на настоящем паровозе, сделать уникальные фотографии, незабываемые впечатления и отличное настроение на весь день.

Продолжительность экскурсии:
2 ч. 30 м.
Время в пути на поезде: ~ 20 минут.
Экскурсионная программа:
Экскурсия по музею "Истории железнодорожной техники" с гидом. (Внимание! Билет в музей приобретается самостоятельно перед началом экскурсии,40 руб. - взр / 25 руб. - реб, для льготных категорий граждан большие скидки).
Прогулка на ретро поезде, от Рижского вокзала, до депо «Подмосковная» ~ 20 минут.
Посещение старинного депо «Подмосковная»
По окончании экскурсии ретро поезд доставит вас обратно на Рижский вокзал (прибытие в 15.15).
Стоимость: для взрослых - 700 руб., для детей (до 14 лет) - 500 руб.

Сбор в 12.10. Начало в 12:20.
Встречаемся на Рижском вокзале около входа в «Музей Истории железнодорожной техники».
Окончание экскурсии на Рижском вокзале в 15:15

В стоимость экскурсии входит: экскурсия по музею с профессиональным гидом (билет в музей приобретается за доп. плату, стоимость взр/реб - 40/25 руб, оплата на месте перед началом экскурсии, в кассу музея), поездка на ретро поезде, экскурсия по старинному депо "Подмосковная".

Внимание! Если по техническим причинам, мы не сможем показать Вам разворот паровоза или дозаправку водой, то в качестве компенсации мы предложим Вам посетить "паровозную будку", где сможете понаблюдать за процессом работы машиниста и его помощника.

Полезная информация:
- Большую часть времени вы проведёте на открытом воздухе, просьба одеваться по погоде, обувь иметь, желательно, без каблуков.
- Внимание! Вы посетите действующее депо, будьте предельно осторожны и внимательны, дети должны находиться всегда в поле зрения, желательно держать ребёнка за руку.
- Внимание! Наш ретро-поезд идёт в сетке общего расписания движения поездов, по этому просьба не опаздывать на посадку, поезд трогается минута в минуту, опоздавших не ждут. ]]>

В конце февраля РЖД Тур открыла сезон паровозных экскурсий в Санкт-Петербурге. Корреспондент TJ по заданию редакции отправился в необычное путешествие, чтобы узнать, правда ли у компании есть на ходу настоящий паровоз и куда на нём можно доехать.

В закладки

Внутренности Витебского вокзала

Дорога к городу Пушкину началась для туристов с первого появившегося в России вокзала - Витебского. Туристическая группа собралась у входа в здание в 10 часов утра, но из-за того, что экскурсия проходила в воскресенье, вокруг было совсем мало людей.

Наш экскурсовод Валерий Борисович Столов начал свой рассказ с причин появления железнодорожного сообщения в России. По его словам, первые транспортные пути носили исключительно военно-стратегический характер. Россия пошла по примеру Пруссии и решила заменить крепости на вокзалы и железные дороги, чтобы армия стала более мобильной. Вся линия к Витебску и одноимённый вокзал были построены в целях подготовки к будущему конфликту с Австро-Венгрией, который произошёл в 1914 году и стал частью Первой мировой войны.

На «заднем дворе» Витебского вокзала расположился «Царский павильон» - небольшое здание, которое служило точкой доступа к специальному железнодорожному пути, выделенному для императора и его приближённых. Этот путь напрямую ведёт к городу Пушкину (ранее - Царское Село), где располагалась постоянная резиденция императора. Оттуда правитель мог попасть и в другие части страны по выделенным маршрутам.

Сбор у входа в вокзал

Памятник солдатам Первой мировой войны

«Царский павильон»

Фасад «Царского павильона»

Из-за воскресной безлюдности казалось, что мы посетили музей, а не действующий вокзал одного из крупнейших городов страны.

Зал третьего класса («эконом») старого Витебского вокзала

Раньше весь вокзал был поделён на несколько залов, удобство которых зависело от класса обслуживания. К 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году все помещения были отреставрированы практически до первоначального вида. Я с Витебского вокзала никогда не уезжал, поэтому для меня оказалось большим открытием, что внутри здания сохранился антураж 19-го века.

Окна с кассами в зале третьего класса

Первый зал, который служил местом для багажа и пассажиров эконом-класса был самым скудным на интересные детали: в нём находились только высокие скамейки. Как нам пояснили, на них размещались не только вещи пассажиров, но зачастую и они сами, ведь периодически ждать пересадки на следующий поезд приходилось по двадцать часов.

Холл занимает два этажа по высоте и почти все его детали намекают на то, что через него на вокзал попадали обеспеченные аристократы. В нём находится мраморная лестница, очень большие окна с витражными стёклами, бюст императора Николая I и много искусственных ламп, в отличие от предыдущего зала.

Витражное окно в холле для элитных пассажиров

Холл для аристократов

Если подняться по мраморной лестнице, то на втором этаже вокзала можно найти бывший зал ожидания для привилегированных пассажиров. На этом же уровне находятся и сами платформы с поездами. Они расположены выше городских улиц из-за близости Обводного канала, через который в своё время построили высокий железнодорожный мост.

Сам зал ожидания для пассажиров первого класса оказался не таким грандиозным, как дорога к нему. Основное отличие от бюджетного зала в том, что сидения не такие длинные и широкие, зато выглядят более культурно и утончённо. Кроме того, в помещении висят картины, на которых изображены некоторые эпизоды из истории развития железных дорог в России.

Рядом с залом находится ресторан для первого класса, в котором пассажиры могли поесть «на дорожку». При появлении железных дорог пассажиры приезжали на станции на несколько часов раньше времени из-за боязни, что поезд уедет без них. Поэтому обрела широкую популярность идея проводить время в ожидании поезда в ресторанах. Это вошло в привычку и осталось актуальным и по сей день.

Зал ожидания для пассажиров первого класса («бизнес»)

[{"title":"","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/9a\/72\/0f\/c7bb76546ba067.jpg","width":1200,"height":758,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/fc\/bb\/32\/96be1da40ab6a7.jpg","width":1200,"height":758,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/5b\/4a\/7b\/8bd6970f4e59df.jpg","width":1200,"height":758,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/6b\/93\/72\/c9bd84aa75dc67.jpg","width":1200,"height":758,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/52\/3c\/4e\/739122449257f6.jpg","width":1200,"height":758,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/da\/ed\/20\/1e215c65d702ff.jpg","width":1200,"height":758,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/2e\/a3\/25\/f7d9566ec7d45d.jpg","width":1200,"height":758,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}}]

Железнодорожные станции стали ассоциироваться со словом «вокзал» благодаря инженеру Францу фон Герстнеру, построившему для Российской империи первую железную дорогу. Он предложил расположить рядом с одной из первых станций в Павловске увеселительное заведение «воксал» - помещение или сад, в котором обычно проходили гуляния с танцами, маскарадами и фейерверками. Этот тип заведений был чрезвычайно популярен в Европе: первое подобное заведение открылось ещё в 1660 году неподалёку от Лондона и называлось «Воксхолл-Гарденз».

«Воксал» было предложено открыть по соседству с Павловской станцией для того, чтобы увеличить пассажиропоток по Царскосельской железной дороге. В результате среди жителей Петербурга появилась мода ездить в Павловск ради музыки и вечеринок, а на следующий день возвращаться обратно. Филологи склоняются к мнению, что после этого за станциями закрепилось название «воксал», а чуть позже под влиянием русского слова «зал» оно превратилось в ныне используемое «вокзал».

После знакомства с залами ожидания мы отправились непосредственно в сторону поезда и оказались в вестибюле перед выходом к путям. Это выполненное из металла помещение резко контрастирует на фоне прошлых залов. Из-за огромных стальных сводов, состоящих из множества металлических заклёпок, создаётся антураж в стиле стим-панка.

При первом взгляде на это помещение возникает чувство, что ты буквально переместился в другую эпоху: его портят только современные киоски с сувенирами и едой.

Вестибюль Витебского вокзала

Вид на паровоз из дверей вестибюля

Знакомство с паровозом

На Витебском вокзале располагается очень точная копия старого поезда с паровозом «Проворный», который совершил первую поездку по российским железным дорогам в 1837 году. Ранние железнодорожные составы были лишены возможности перехода из вагона в вагон: фактически пассажиры оказывались заперты со своими попутчиками в замкнутом пространстве на протяжении всего пути. Как нам пояснили, в случае с вагонами «эконом-класса» это могло быть опасно, так как никакой охраны в поездах предусмотрено не было и очень часто фиксировались случаи изнасилований, грабежей и даже убийств во время поездок.

По пути к макету мы увидели ретро-поезд, который должен был отвезти нас в Пушкин. Он уже был подан на отдельный путь, где ловил удивлённые взгляды пассажиров и обслуживающего персонала самого вокзала.

Когда я ещё издалека услышал звуки работающего паровоза, я поймал себя на такой мысли: люди, не смотревшие старых фильмов и не вникавшие в историю паровозостроения, вероятно, как и я, впадут в некоторый ступор от самого факта, что этот механизм стоит на железной дороге и может работать. Мне приходилось встречаться с паровозами на картинках и в некоторых фильмах, но это не идёт ни в какое сравнение с увиденным. Чтобы преодолеть возникший когнитивный диссонанс мне потребовалось около минуты: на протяжении неё я мог только стоять и обдумывать, происходит ли это на самом деле.

К нашему возвращению случайных зрителей стало только больше. Паровоз ещё никуда не ехал - он просто стоял и «пыхтел», но этого было достаточно, чтобы приковать внимание как совсем молодых, так и очень пожилых жителей и гостей города. От своей работы отвлеклись даже сотрудники полиции и другие машинисты: поддавшись ситуации, они достали телефоны и начали снимать паровоз (в кадр, к сожалению, не попали).

Чем ближе я подходил к ретро-поезду, тем отчётливее чувствовал себя частью истории. В голове даже начали всплывать образы пассажиров второй половины 19-го века, для которых паровозы были такой же обыденностью, как для нас сейчас «Сапсан». К сожалению, вагон, в котором мы ехали, не был аутентичным. Но когда состав тронулся с места, это отошло на второй план.

Улётный трип

Когда едешь на паровозе, чувствуешь себя близким другом какой-нибудь голливудской звезды: все вокруг пытаются сделать удачную фотографию, стоят с открытым ртом или хотят подружиться.

Поездку на паровозе невозможно ни с чем перепутать. Во время начала движения он быстро разгоняется из-за особенностей работы паровой машины, а в моменты, когда сцепное дышло (так называется металлическая планка, соединяющая колёса) оказывается максимально высоко над железнодорожным полотном, происходит эффект «проскальзывания», который выражается в рывках при движении. Поначалу это непривычно и немного раздражает, но спустя две минуты всё проходит и поездкой начинаешь наслаждаться.

Пожалуй, самое необычное в такой поездке - в окне постоянно видишь маленькие облачка дыма, испускаемые паровозом. Ни в одном фильме, где поездку на паровозе демонстрируют изнутри вагона, я не видел этого эффекта: почему-то его упорно игнорируют. Даже в недавно вышедшем сериале «Мир Дикого Запада», сеттинг которого связан с временами использования паровозов, поездка на них была воспроизведена неточно.

Периодически машинисты использовали характерный паровозный гудок, который в совокупности с другими особенностями паровозов создавал эффект полного погружения во времена Царской России.

До станции «Детскосельская» (в народе - 21-й километр) в Пушкине мы доехали примерно за 10 минут. Во время поездки сотрудники РЖД вежливо пригласили туристов попить чаю из стаканов с классическими железнодорожными подстаканниками. Кроме того, каждый мог угоститься овсяным печеньем, сладкими трубочками или конфетами.

Проводница ретро-поезда наливает всем по чашке чая и предлагает угощения

По приезде на станцию у туристов появилась возможность впервые за экскурсию сфотографировать движущийся паровоз. Специально для нас его задержали, и, когда все были готовы к съёмке, он отправился на перегон, чтобы развернуться и освободить путь для электричек и других поездов.

Паровоз трогается с места из Пушкина

В Пушкине тургруппа остановилась примерно на час для изучения работы Малой Октябрьской железной дороги, или как её называют в народе детской железной дороги.

За кулисами детской железной дороги

Малая октябрьская железная отличается от «больших» дорог узкоколейными путями и тем, что на ней вместо взрослых работают дети до 15 лет. В отличие от большинства других детских железных дорог, МОЖД несёт не только образовательную, но ещё и транспортную функцию. Она объединяет три станции на юге Санкт-Петербурга и две станции на Севере, а общая длина путей - почти 13 километров.

Депо МОЖД

У юных железнодорожников даже скамейки - тематические

К сожалению, мы не смогли увидеть дорогу в действии из-за того, что работает она только в летнее время, однако познакомились с действующими «детскими» составами, юными железнодорожниками и особенностями работы в МОЖД.

Экскурсию для нас проводили ребята, которые учатся и работают на МОЖД, каждому из них было не больше 16 лет. Я никогда не интересовался закулисьем работы на железной дороге, поэтому для меня внешний вид диспетчерского пульта стал открытием. Оказалось, что на нём в реальном времени отображается местонахождение всех поездов на конкретном участке пути. У меня сразу возник вопрос: где находится оборудование, которое обеспечивает работу всей МОЖД и диспетчерской комнаты. Как нам пояснили, некий аналог «серверной» поддерживается взрослыми из-за своей сложности, и когда я увидел количество проводов и различных переключателей, я уже не мог с этим не согласиться.

[{"title":"\u041c\u0430\u043a\u0435\u0442 \u041c\u041e\u0416\u0414","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/01\/0f\/52\/48e5fae4db99fc.jpg","width":1200,"height":900,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"\u0414\u0438\u0441\u043f\u0435\u0442\u0447\u0435\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043f\u0443\u043b\u044c\u0442","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/ec\/ba\/16\/fd03c734b7c6c0.jpg","width":1200,"height":900,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"\u00ab\u0421\u0435\u0440\u0432\u0435\u0440\u043d\u0430\u044f\u00bb","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/2b\/80\/1b\/a0ad09543ae07e.jpg","width":1200,"height":900,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}}]

В депо детской железной дороги на время зимы разместились все составы, действующие летом на южной ветке. Все поезда МОЖД удивляют своей простотой и изяществом исполнения. Снаружи они похожи на миниатюрные вагончики для аттракционов или лилипутов, но внутри поездов очень просторно и комфортно: в проход без особых проблем помещается два человека.

[{"title":"\u0414\u0435\u043f\u043e \u0438\u0437\u043d\u0443\u0442\u0440\u0438","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/e2\/f7\/d4\/997a8d40a49a48.jpg","width":1200,"height":900,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"\u0421\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432 \u00ab\u0421\u043a\u0430\u0437\u043a\u0430\u00bb","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/15\/47\/f7\/db5014279430a7.jpg","width":1200,"height":900,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"\u0412\u043d\u0443\u0442\u0440\u0438 \u0432\u0430\u0433\u043e\u043d\u0430 \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0430 \u00ab\u0421\u043a\u0430\u0437\u043a\u0430\u00bb","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/f0\/c2\/f0\/319fb2b9d5cf10.jpg","width":1200,"height":900,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"\u0412\u0430\u0433\u043e\u043d \u0441\u043d\u0430\u0440\u0443\u0436\u0438","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/14\/51\/79\/ca3664ed938f27.jpg","width":1200,"height":900,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"\u0422\u0435\u043f\u043b\u043e\u0432\u043e\u0437 \u00ab\u041f\u0435\u0433\u0430\u0441\u00bb","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/2b\/ec\/b6\/0b13491b21b706.jpg","width":1200,"height":900,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"\u0417\u0430 \u0440\u0443\u043b\u0451\u043c \u00ab\u041f\u0435\u0433\u0430\u0441\u0430\u00bb","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/b4\/9c\/14\/c2208da04a521b.jpg","width":1200,"height":900,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}}]

На время нашей экскурсии работу станции «Детскосельская» не останавливали, поэтому на платформе помимо туристов оказались и случайные пассажиры. Два молодых человека с вином в пакетах не упустили возможность прокатиться на паровозе «зайцами». Останавливаться, чтобы избавиться от незваных попутчиков, не стали, несмотря на их некультурное поведение.

Обратная дорога по времени не отличалась от пути в Пушкин, но показалось, что мы ехали около часа: настолько в глубине души хотелось продлить эту атмосферу.

[{"title":"","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/88\/65\/43\/dda35cdf8e96dd.jpg","width":1200,"height":800,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/eb\/5f\/28\/b64f58bec585f1.jpg","width":1200,"height":800,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/ec\/c2\/96\/952faebf80edc3.jpg","width":1200,"height":800,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}},{"title":"","author":"","image":{"type":"image","data":{"uuid":"https:\/\/gif.cmtt.space\/3\/club\/f8\/7b\/2b\/4604f1f9866047.jpg","width":1200,"height":800,"size":0,"type":"jpg","color":"","external_service":}}}]

В своей гостеприимности сотрудники РЖД в этот раз, кажется, зашли слишком далеко. На экскурсию я приехал с задержкой примерно в пять минут из-за того, что долго ждал такси: куда мне идти я понял только по большому скоплению людей у входа в Витебский вокзал. Я ожидал, что у меня попросят паспорт или хотя бы спросят фамилию, чтобы подтвердить участие в экскурсии, но, видимо, меня приняли за часть группы, когда я просто стал перемещаться вместе со всеми и фотографировать. Я думал, какую-нибудь проверку устроят при входе в ретро-поезд, но и там достаточно было просто зайти: ни имени, ни документов не спрашивали.

Так в состав участников экскурсии попали самозванцы. После осмотра «Царского павильона» Витебского вокзала ко мне подошёл мужчина, который уже замаскировался под участника экскурсии, и начал спрашивать: из чего она состоит, куда мы едем. Я спокойно рассказал, но затем он задал вопрос, который выдал в нём диверсанта: он поинтересовался, на чём мы едем. После ответа «на паровозе» мужчина переспросил и попросил пояснить, что именно это значит. Когда мы уже садились в ретро-поезд, на вопрос сотрудницы «РЖД Тур» о том, является ли он участником экскурсии, диверсант уверенно сказал «да» и окончательно влился в состав туристической группы.

«Элвис покинул здание»

Даже если вам совсем не интересно, с чего начинался один из самых популярных видов транспорта нашего времени, паровозный тур может приятно удивить хотя бы уровнем своей организации. Лично у меня опыт взаимодействия с РЖД почти всегда негативный: то у компании не работает сайт, когда мне нужно оформить билеты, то я переплачиваю, поведясь на «фирменный» поезд, а внутри окажется неудобное купе.

Поэтому и в этот раз я ехал с ожиданиями каких-то ошибок, недочётов или негатива от сотрудников. Но больше всего я ожидал, что паровоз окажется ненастоящим, и в итоге мы поедем на обычном поезде, который только задекорирован под старину. К счастью, все мои опасения были напрасны: мероприятие прошло по расписанию с точностью до минут, а сотрудники были вежливы, добры и позитивны в отношении всех туристов.

Хорошее отношение персонала можно было бы списать на то, что эта экскурсия проводится впервые, но оказалось, что подобные мероприятия проходят с завидной регулярностью. Прокатиться на паровозе можно примерно раз в три недели: следующая экскурсия назначена на 26 марта.

По-видимому, активно рекламировать экскурсии на паровозах в интернете компания начала только недавно: несколько человек из группы, включая меня, узнали о подобной возможности через объявления в социальных сетях. Так как я отправлялся на мероприятие по заданию редакции, для меня оно было бесплатным, но на самом деле на взрослого человека билет 2 тысячи рублей. Впрочем, если появится возможность ещё раз отправиться в подобное путешествие уже платно - я с радостью поучаствую.

Представляем Вашему вниманию уникальные экскурсии на ретро поезде для школьников и взрослых. Во время экскурсионного тура будет весело и ребятам, и родителям. По Вашему желанию мы организуем 2-х либо 3-х часовую прогулку на паровозе по Москвы и окраинам, в Коломну и Звездный Городок. Кроме этого, Вы можете выбрать тур на поезде по Золотому Кольцус посещением Переславля-Залесского, Костромы, Владимира и многих других городов. Вы сможете выбрать подходящий для Вас вагон или маршрут и посетить музей железной дороги . Также мы организуем Вам настоящее приключенческое путешествие на выходные, во время которого Вы сможете посетить интересные места Подмосковья и Золотого Кольца. Наша экскурсия запомнится Вам надолго!

Маршруты прогулок на ретро поезде.

Экскурсия по Малому железнодорожному кольцу Москвы . Продолжительность маршрута - около 3 часов. Вы увидите достопримечательности Москвы, среди которых Новодевичий монастырь, Москва сити, Останкинская телебашня и многие другие. Несколько раз мы проедем по знаменитым мостам через Москва реку. Стоимость прогулки по Малому Кольцу от 1000 руб. на человека. Продолжительность экскурсии – около 3 часов.
Москва-Коломна-Москва . Продолжительность тура– около 10 часов. Во время экскурсии мы посетим Коломенский Кремль, обзорную экскурсию по Коломне. Кроме этого, мы посетим музей пастилы и побываем на театрализованном представлении Казачий табор.
Маршрут в музей ВВС в Монино .
Во время прогулки на паровозе мы посетим музей ВВС в Монино. Увидим настоящие образцы вертолетов, самолетов и огромное количество авиационной техники.

Организуем для Вашей группы экскурсионные туры на поезде по любым направлениям и в любые удобные для Вас даты. Сможем выделить необходимое количество мест или вагонов, которые подойдут для Вашей группы и Вашего мероприятия. Однако, для организации подобных корпоративных выездных мероприятий необходимо заранее продумать маршрут и определиться с точным количеством участников мероприятия.

По вопросам организации туровобращайтесь к нашим менеджерам.