Максимальная скорость по воде. Рекорд водной скорости убьёт того, кто его побьёт. Подводные лодки «Вирджиния», США

4 января 1967 года Дональд вывел свой катер на утреннюю тренировку, небо закрыли тучи, а ветер задул с неистовой силой. После разгона катер выпорхнул из воды и взорвался, а сам Кэмпбелл просто-напросто исчез.

После разгона катер выпорхнул из воды и взорвался, а сам Кэмпбелл просто-напросто исчез, оставив потомкам не только десятки мировых рекордов скорости, но и тайну собственной гибели – ведь никаких останков, даже клочка одежды, прибывшие на место спасатели так и не нашли.

Дональд Кэмпбелл (1921-67), знаменитый спортсмен-гонщик, точную дату своего рождения истории не оставил. У него было три наследственных заболевания: суставный ревматизм, порок сердца и желание обогнать скорость.

Если ответственность за первые два поделили между собой родители, то вина за третье целиком лежит на отце. Сэр Малкольм Кэмпбепл, подаривший жизнь Дональду, был не менее знаменит, чем президенты, короли и премьер-министры планеты. Он конкурировал со скоростью на гоночных автомобилях, на быстроходных катерах, на спортивных самолетах.

В конце 1930-х годов на счету англичанина были десятки мировых рекордов, и несколько жесточайших катастроф. Но провидение хранило Малкольма, который за достижения в мире скорости получил от короля Британии звание сэра.

Дональд, внимательно следивший за успехами отца, решил пойти по его стопам. За одно десятилетие он поднял планку рекорда скорости гоночного катера на воде до невероятного результата – 440 километров в час!

Вернув Британии и семейству Кэмпбеллов пальму первенства на воде, Дональд встал на твердую землю и решил установить новый рекорд на суше. В своем конструкторском бюро в компании с лучшими инженерами он создал супермашину «Блюберд» («Синяя птица»). От ее цены в 12 миллионов немецких марок все падали в обморок, но знаменитая фамилия Кэмпбелл привлекала спонсоров.

Первая попытка побить мировой рекорд скорости на суше не удалась – машина, мчавшаяся по дну высохшего соленого озера, достигнув скорости 500 километров в час, неожиданно взлетела в воздух. К всеобщему удивлению, гонщик остался цел и невредим. Но вскоре Дональд успешно разогнался до безумной скорости 648 километров в час.

Весь 1966 год Дональд посвятил созданию нового гоночного катера с реактивным двигателем. В начале 1967 года Кэмпбелл и его суперкатер прибыли на озеро Конистон.

Его деятельность привлекла внимание многочисленных британских строительных фирм и государственных ведомств.

Кэмпбелл погиб в своей реактивной лодке «Bluebird», которую он пытался разогнать до скорости в 300 миль/час (483 км/ч). До своей смерти он удерживал установленный мировой рекорд скорости на воде: 276,33 миль/час (444,89 км/ч).

Авария K-7 произошла из-за череды событий: на огромной скорости катер потерял устойчивость и начал скакать. Потом пропала тяга, и на пятом прыжке лодку подняло в воздух. Последние секунды описал сам Кэмпбелл по радио: “Черт, тут такой [шум]… – успел сказать он. – Нос задрало… Я сейчас… О…”

Это мгновение потрясло весь мир. Кэмпбелл был суперзвездой своего времени – самый быстрый человек на воде и на земле (каждая его машина называлась Bluebird). С 1955 по 1964 год он установил семь рекордов скорости на воде. А в 1964-м стал первым человеком, который за год поставил два рекорда скорости: на воде и на зем­ле (649 км/ч). Попытка на озере Конистон на самом деле была пиар-акцией с целью заручиться поддержкой и деньгами для постройки ракетомобиля, на котором он мечтал разогнаться до 1352 км. Но жуткая авария положила конец мечте.

В 2001 году реактивный катер был поднят из морских глубин. После реставрации он стартует снова

Но в скором времени суперлодка снова выйдет на то же озеро. И это не новодел, а самый что ни на есть оригинал. Это как же? Да благодаря уроженцу Нью-Касла Биллу Смиту. В марте 2001 года Билл, профессиональный дайвер, поднял “Синюю птицу” со дна. А через два месяца нашел и Кэмпбелла. Его похоронили на берегу озера…

Теперь Билл и волонтеры проекта Bluebird собирают K-7 в мастерской в Норт-Шилдсе. Они используют все годные оригинальные детали. Когда реактивная лодка развалилась, большая их часть опустилась на дно Конистона, на глубину 42 метра. Кое-что осталось плавать на поверхности. В частности, поплавки-спонсоны: их подобрали, но позже они были утеряны. И талисман Кэмпбелла – игрушечный мишка Мистер Уопит, который остался у семьи. Сейчас у Билла есть фюзеляж, стальная рама, обшивка и вся топливная система. “По сути Bluebird был скорлупой, фюзеляжем с реактивным двигателем, – говорит Билл. – Двигатель слишком пострадал от воды, но кроме него среди того, что мы нашли, непригодных деталей наберется пара обувных коробок. Все остальное – рабочее”.

Почти. Удар был таким, что металл скомкало, как бумагу. Но поскольку алюминий в чистой воде не корродирует, фрагменты “кузова” можно использовать снова. Bluebird будет восстановлен из собранных кусков и деталей – по крайней мере, тех, что не окончательно развалились при ударе. И никаких копий-новоделов.

Команда Билла поработает с найденным металлом: у них свое собственное ноу-хау. “Есть сотня способов резать, гнуть, тянуть и варить металл, – говорит Билл. – Но самое трудное – сжимать его. Растяните ириску, а потом попробуйте придать ей первоначальную форму – это настоящая черная магия”. Некоторые панели разорвало надвое, и их надо восстанавливать, варить. Билл по уши погрузился в это дело, а его 15 помощников уделяют ему каждую свободную минуту. Им помогают разные компании, дарят всякие нужные вещи – краску и клепки, например. Билл говорит, что они полностью живут на пожертвования.

На самом деле есть и 16-й доброволец. У Bluebird пока нет пилота. Но скорее всего им станет 44-летний Тед Уолш – компьютерщик, который на досуге участвует в гонках на моторных лодках по озеру Виндермир. Bluebird будет настоящей рабочей машиной, и власти Кумбрии для этого старта уже разрешили поднять ограничение скорости на озере Конистон с 16 км/ч до 160+ км/ч. Каково же будет рулить? “Вот и я спрашиваю, – говорит Тед. – Но честь велика. Мне придется приспосабливаться на ходу. Все равно что Льюису Хэмилтону мчать на Maserati 50-х, еще способном на свою максималку. Хотя до максималки я разгоняться не буду…”

160 км/ч на воде – это очень, очень быстро. Правда, современная гоночная лодка Class 1 разгоняется до 250 км/ч, но зато не будет риска, что Bluebird снова опрокинется.

Многие критиковали Билла за то, что он поднял останки: дескать, Кэмпбелл и K-7 должны были оставаться на дне озера. Капитан остается с кораб­лем, говорили они. Но даже критиков объе­диняет одно: преклонение перед Кэмпбеллом. Он был истинным бриттом с бесстрашной душой. Сокрови­щем нации, как и его лодка-ракета. Некоторые счи тают, что с его смертью ушел английский дух первооткрывательства…

Благодаря Биллу и его товарищам он вернется.

Многие из нас мечтают установить свой собственный рекорд скорости, но обычно это чревато некоторыми трудностями, такими как уплата штрафа за превышение скорости. Да и просто опасное это занятие.

Что же касается профессиональных гонщиков, то делают они это в специально отведенных местах под присмотром профессиональных механиков, врачей и, конечно, представителей комитета, которые, собственно, и фиксируют рекорды скорости. Предлагаем вам ознакомиться с десяткой самых интересных рекордов, установленных как на суше, так и на воде,.

1. Рекорд скорости на земле

Абсолютный рекорд скорости на земле был установлен 15 октября 1997 года Энди Грином, летчиком британских ВВС. Сделал он это на Black Rock Desert с реактивным двигателем TurboSSC. Он стал первым водителем, достигшим сверхзвуковой скорости и перешедшим звуковой барьер. Напомним, что скорость звука составляет 1225 км/ч, а Энди смог разогнаться до 1228 км/ч.2. Рекорд скорости под водой

Обычно такая информация держится в строжайшей тайне, так как такие рекорды ставятся в основном подводными лодками, а это государственная тайна. Поэтому на этот счет есть только неофициальные данные. В 1965 году американская субмарина класса Gato Albacore показала скорость в районе 61 км/ч или 33 узла. Что же до наших субмарин, самой быстрой на данный момент считается, опять же по неофициальным данным, субмарина класса "Акула", развивающая скорость 64 км/ч. Примечательно, что ее предшественница, субмарина класса "Альфа", могла развивать скорость до 82,7 км/ч.3.Рекорд скорости на мотоцикле

Американец Билл Уорнер побил мировой рекорд скорости, разогнавшись на тюнингованном байке Suzuki GSX1300R Hayabusa до 502 км/ч.
Для заезда, который проводился на 2,4-километровой взлетной полосе авиабазы ВВС США в городе Лаймстоун (штат Мэн), компанией Wild Brothers Racing была подготовлена модернизированная версия мотоцикла, который считается самым быстрым серийным байком в мире.

Модифицированный мотоцикл оснастили двигателем объемом 1299 кубических сантиметров с турбонагнетателем Garrett. Мотор мощностью 1000 л.с. (у стандартного Suzuki Hayabusa - всего 197 сил) работает на метаноле. Один только силовой агрегат стоит около 160 тысяч долларов.

Кроме того, мотоцикл получил аэродинамический обвес, усовершенствованную коробку передач, сцепление, выпускную систему, заднюю подвеску и другие тормоза. Также на Suzuki установили полностью карбоновые колеса фирмы BST, которые планируется в скором времени предлагать и для серийных мотоциклов, с покрышками Continental размерностью 120/70 спереди и 240/40 сзади.

Предыдущий рекорд скорости на мотоцикле (448 км/ч) также принадлежал Уорнеру. До этого рекорд принадлежал Дину Сабатинелли, который на мотоцикле сумел развить скорость 431 км/ч.
4. Самый быстрый катер

В этой истории самым интересным фактом можно назвать то, что самый быстрый катер был построен практически "на коленке". Австралийский гонщик Кен Варби сделал его во дворе собственного дома. А сам рекорд был установлен 8 октября 1978 года и составил 513 км/ч. При этом он побил собственный рекорд, установленный годом ранее. Тогда скорость была зафиксирована на отметке 467 км/ч.
5. Самый быстрый парусник

Самое быстрое парусное судно, а точнее доска для серфинга с приделанным к ней парусом, в народе именуемая виндсерфингом, принадлежит чемпиону мира по данному виду спорта Фэниону Мэйнарду. Установил он свой рекорд во Франции в апреле 2005 года, побив свой собственный, установленный в ноябре 2004 года. Первый составлял 86,7 км/ч, новый же составил 90 км/ч.
6. Самый быстрый катамаран

Ведомое французским яхтсменом Бруно Пеироном судно Orange II длиною всего 38 метров в июле 2006 года во время регаты смогло разогнаться до скорости 51,5 км/ч. Примечательно, что команда Orange II в 2005 году на этом же судне совершила кругосветное путешествие, занявшее 50 дней, 16 часов и 20 минут.
7. Самый быстрый поезд

В этой категории первое место за французским TGV, который является на данный момент самым быстрым действующим поездом в мире. В апреле 2007 года на испытаниях он смог достичь отметки в 575 км/ч. Это что касается классического поезда. Если брать в расчет поезда на магнитной подушке, то в этой категории лидерство за японским JR-Maglev, который смог разогнаться до 581 км/ч. Но есть еще одна категория – игрушечные поезда. Самый быстрый из них может развить до 10 км/ч.Японский поезд JR-Maglev
8. Самый быстрый велосипедист

Да, и в данной категории есть свои рекордсмены. Фред Ромпелберг в 1995 году смог разогнаться до 269 км/ч. Это кажется нереальным, но это зафиксированный результат. Сделал он это, пристроившись за автомобилем, попав при этом в так называемый аэродинамический мешок.9. Самый быстрый паромобиль

Проект British Steam Car Challenge собрал энтузиастов, повернутых (в хорошем смысле) на скорости и на паромобилях. Впервые команда собралась в 1999 году и с тех пор грезила рекордом. В начале августа сего года состоялся первый пробный заезд, и уже тогда получилось разогнать British Steam до 210,8 км/ч. Получается, что рекорд в 205,44 км/ч, установленный Фредом Марриоттом на Stanley Rocket, который держался с 1906 года, пал. Но из-за некоторой заминки официально он зарегистрирован не был. После этого был проведен еще один заезд на территории авиабазы ВВС США "Эдвардс". И что самое приятное для создателей паромобиля, им удалось преодолеть свое же предыдущее достижение. Новый официальный рекорд составляет 225,055 км/ч.
10. Самый быстрый электромобиль

Бытует мнение, что электромобили обязательно очень медленные, но этого точно нельзя сказать о Buckeye Bullet. Этот автомобиль разработан и построен студентами университета штата Огайо. Рекорд установлен 13 октября 2004 года на соляном озере Бонневиль и составил 437 км/ч. Видимо, водитель сего авто Роджер Шроер был несколько недоволен поставленным результатом и двумя днями позже, то есть 15 октября 2004 года, повторил свой заезд и смог достичь отметки в 506 км/ч. Эта цифра и была записана в книгу рекордов.

Скорость моторной лодки – один из важнейших параметров судна. Для моторных лодок, приобретаемых для водных прогулок или служебных нужд, связанных с быстрым перемещением по воде, скорость – решающий фактор при выборе комплекта лодка+мотор.

Отчего зависит скорость моторной лодки

Скорость мотолодки напрямую зависит от многих факторов, характеризующих как само плавательное средство, так и состояние окружающей среды. Приведем некоторые из них.
Скорость моторной лодки зависит от мощности лодочного мотора. Как правило, мощность лодочного мотора (в случае применения подвесного лодочного мотора) ограничена конструктивными особенностями корпуса лодки. Производители заявляют максимальную мощность и максимальный вес подвесного лодочного мотора, который можно устанавливать на их судно. Превышение этих параметров наверняка приведет к увеличению скорости мотолодки, но является небезопасным.
Скорость моторной лодки зависит от гребного винта. Правильно подобранный винт может значительным образом влиять на скорость моторной лодки. В большинстве лодочных моторов для небольших лодок используются трехлопастные винты. Диаметр гребного винта ограничивается в небольших пределах моделью лодочного мотора. Самым распространенным параметром для подбора гребного винта является шаг. Чаще всего шаг винта измеряется в миллиметрах и показывает угол наклона лопастей. Значение в мм показывает на сколько винт углубится в плотную среду за один оборот. Реже, наклон лопастей указывают в мм.
Скорость моторной лодки зависит от корпуса лодки. Обводы корпуса лодки, его покрытие и вес самым непосредственным образом влияют на скоростные характеристики мотолодки: одна лодка легко скользит по воде, а чтобы заставить двигаться другую, необходимо приложить немалые усилия. Обводы корпуса влияют на управляемость и устойчивость судна, и если лодка с трудом удерживает курс, развить на ней значительную скорость не получится, т.к. это небезопасно. От модели к модели на скорость влияет загрузка судна, чем она выше, тем скорость ниже.
Скорость лодки зависит от погоды. Высокая волна и сильный ветер не позволят моторке показать такую же скорость, как на спокойной воде. При проведении замеров реальной скорости, в результатах теста обычно указывают не только загрузку лодки, но и погодные условия, в которых проводились испытания. Кроме того, направление течения значительно ускоряет или тормозит лодку.

Как измеряется скорость моторной лодки

Скорость морских судов принято измерять в узлах, то же относится и к моторным лодкам и яхтам во многих странах. Узел – самостоятельная единица измерения скорости лодки, равная 1 морской мили в час. Название единицы узел пошло от принципа измерения скорости судна с помощью секторного лага. Измеряющий опускал в воду линь с навязанными на нем через 50 футов (чуть более 15 метров) на конце которого был гидропарус или просто поплавок. За 30 секунд подсчитывалось количество узлов, проходящих через руку измеряющего.
Для стран с метрической системой мер скорость лодки чаще измеряется не в узлах, а в километрах в час. 1 узел равен 1,852 км/ч. Т.е. чтобы перевести скорость в узлах в скорость в км/ч надо умножить скорость в узлах на 1,852.
Электромеханические измерители скорости моторной лодки работали по принципу приблизительного пересчета количества оборотов гребного винта и соответствиями этого показателя в скорость лодки в усредненных погодных условиях.

В настоящее время, с развитием спутниковой навигации, скорость моторных лодок измеряется навигационными приборами. Это один самых точных принципов измерения скорости моторных лодок.

Крейсерская скорость моторной лодки

Крейсерская скорость моторной лодки – это скорость при минимальных затратах топлива. Обычно крейсерская скорость достигается в среднем диапазоне работы моторов. Крейсерская скорость моторной лодки почти всегда ниже максимальной скорости. Однако расход топлива может отличаться в разы. Для наглядности при указании характеристик моторных лодок вводят такой параметр как количество километров пути на одном литре топлива. Для парусных яхт часто употребляют термин средняя скорость, т.к. парусник зачастую вынужден идти галсами.

Рекорды скорости на воде

Самой быстрой моторной лодкой пока остается «Spirit of Australia», которая еще 8 октября 1978 года под управлением Кена Уарби показала скорость в 317,596 узлов или 511,11 км/ч.


Самым быстрым парусником пока считается . Со скоростью 65,5 узлов она преодолела 500-метровый участок 28 ноября 2012 года.
Самым быстрым катером на электрическом моторе считается Cigarette AMG Electric Drive. Он построен инженерами Mersedes-Benz и может разгоняться до 160 км/ч, при этом разгон до "сотни" происходит всего за 3,9 секунды.
Распространенные в России моторные лодки в зависимости от размеров и мощности мотора имеют максимальную скорость от 40 до 90 км/ч, средняя же скорость передвижения по воде на моторной лодки составляет от 25 до 50 км/ч.

В ноябре 1977 г. почетное звание рекордсмена мира перешло от американца Ли Тейлора к мало кому известному 38-летнему австралийцу Кену Ворби: он улучшил абсолютный рекорд скорости на воде на 5,1 км/ч. Прошло меньше года - и в октябре 1978 г. тот же выдающийся спортсмен на том же глиссере «Спирит оф Австралия» улучшил свой рекорд мира сразу на 46 км/ч - с 463,77 до 510,45 км/ч!

Преодолеть 300-мильный (483 км/ч) рубеж скорости на воде - такую цель поставил перед собой Кен Ворби еще десять лет назад, вскоре после того, как трагически оборвалась жизнь знаменитого Дональда Кэмпбелла. Напомним, что Кэмпбелл погиб 4 января 1967 г. во время очередной попытки побить собственный же рекорд, а он обновлял абсолютный рекорд на воде шесть раз! Во время второго заезда, закончившегося катастрофой, его «Синяя птица» достигла скорости 318 миль/ч (518 км/ч), однако это достижение не могло и не было зарегистрировано в качестве официального рекорда: согласно правилам, глиссер должен пройти мерный участок дистанции дважды и в противоположных направлениях.


Путь к славе нынешнего рекордсмена мира был действительно нелегким и начался, когда ему было 16 лет: в летнем лагере скаутов, расположенном на берегу большого озера в Новом Южном Уэльсе, юный Кен самостоятельно спроектировал и построил свой первый катер. С тех 40 км/ч, которые с трудом удалось «выжать» из порядком изношенного двигателя, снятого со старого «форда», началась спортивная карьера Ворби. Через два года он был уже непременным участником едва ли не всех водномоторных соревнований, проводимых в родном штате. Теперь его можно было видеть за рулем уже настоящего спортивного катера, оснащенного мощным восьмицилиндровым двигателем «Форд Кобра» с рабочим объемом около 4,4 л.

Кен Ворби несколько раз завоевывает почетное звание чемпиона штата в своем классе, конструирует и строит ряд оригинальных гоночных лодок.

В 1964 г. Дональд Кэмпбелл появился в Австралии: он избрал озеро Дамблонг (в западной части континента) для установления нового абсолютного рекорда скорости. В самый последний день этого года - 31 декабря - «Синяя птица» развила скорость в 444,72 км/ч. Однако этот рекорд мира, установленный в Австралии, даже не был зарегистрирован в качестве рекорда австралийского континента: ведь Кэмпбелл, хотя и воспользовался широкой поддержкой местных властей и меценатов, оставался английским подданным и выступал на технике, построенной в Англии. У Ворби, как и у других австралийских спортсменов, этот факт не мог не оставить неприятного осадка на душе. Возможно, именно тогда и зародилась у молодого спортсмена мечта принести почетное право обладания рекордом своей стране.

Располагая самыми общими сведениями о «Синей птице» и лишь фотографиями «Хаслера», на котором тремя годами позже американец Ли Тейлор улучшил рекорд Кэмпбелла (458,66 км/ч), Ворби начал набрасывать проект своего глиссера. Движителем должна была стать турбореактивная авиационная установка: в 1968 г. по сходной цене Ворби удалось купить сразу три таких движителя типа «Вестингауз J34», снятых с отслуживших свой срок морских бомбардировщиков «Нептун». Располагая солидным резервом запасных частей, Ворби с помощью механиков с ближайшего аэродрома сумел собрать одну вполне работоспособную установку.

В небольшом садике у дома Ворби в Сиднее, прямо под открытым небом, был сооружен стапель, и на нем постепенно стали вырисовываться контуры 8-метрового глиссера. Патриотичный Кен назвал свое судно «Спирит оф Австралия» - «Дух Австралии». Корпус был спроектирован по трехточечной схеме с двумя бортовыми спонсонами и кормовой центровкой. Чтобы конструкция получилась и очень прочной, и легкой, Ворби особенно тщательно отбирал материал для изготовления деталей набора. Детали шпангоутных рамок он нарезал из реек высокопрочного спруса (из этой древесины делались раньше легкие мачты для спортивных яхт и детали самолетов). Продольный набор был сделан из лучшей орегонской сосны. Корпус Ворби обшил водостойкой авиационной фанерой, а затем оклеил его стеклотканью. Благодаря покрытию из особой термостойкой краски на эпоксидной основе днище глиссера приобрело гладкую поверхность, оказывающую минимальное сопротивление трения.

Турбореактивный движитель, имеющий длину более 4 м и вес 545 кг, был надежно закреплен сразу за кормовым обрезом кок-лита водителя. По исходным техническим данным установка должна была развивать тягу 1725 кг.

К началу июня 1974 г. глиссер был готов, однако на дальнейшее попросту не оставалось денег. На постройку корпуса и приобретение турбин Ворби истратил более 50 тыс. австралийских долларов - большую часть семейных сбережений, сделанных за многие годы. Помогло то, что слухи о планах Ворби просочились в печать и ими заинтересовались деловые круги. Нефтяная компания «Шелл», устраивавшая состязания на глиссерах в Гриффите, пригласила Кена для начала принять а них участие, обещая бесплатную заправку горючим. В этих гонках на прямой трассе «Спирит оф Австралия» легко развил скорость 289 км/ч и пришёл к финишу первым, а в сентябре того же года его средняя скорость двух пробегов на официальной дистанции 268 км/ч была зарегистрирована как новый национальный рекорд.

В тот год дальнейшие попытки «разогнать» глиссер не дали результата. Ворби чувствовал, что с повышением скорости движение «Спирит оф Австралия» становится неустойчивым, появляется опасная тенденция к взлету и опрокидыванию через транец. Кроме того, было очевидно, что двигатель работает на пределе и необходима его доводка. Требовалась доработка конструкции глиссера и для уменьшения его аэродинамического сопротивления.

Конец испытаниям 1975 г. положила простая жестяная банка из-под пива. На полной скорости глиссер наскочил на банку, тонкое днище было пробито, и Ворби чудом успел выбросить глиссер на берег, прежде чем судно пойдет ко дну. Корпус получил изрядные повреждения, потребовалась также замена многих важных и дорогих деталей реактивного двигателя.

Теперь Ворби уже чувствовал, что опыта гонщика и одной его интуиции недостаточно для успешного завершения далеко идущих планов, что нужно привлекать специалистов-ученых. Его консультантом, а в конце концов и помощником, стал профессор Том Финк - декан технического факультета университета в Новом Южном Уэльсе, работавший когда-то с Кэмпбеллом при доводке «Синей птицы». Практические испытания - продувки модели глиссера Ворби в аэродинамической трубе взялся выполнить другой сотрудник университета, ведущий австралийский специалист по проектированию СВП доктор Лоуренс. Его исследования и расчеты позволили дать четкие рекомендации по смещению в нос центра тяжести глиссера и установке кормового стабилизатора с небольшим несущим горизонтальным крылом; подъемная сила, возникающая на этом крыле, должна была препятствовать возрастанию дифферента катера на корму. Эти меры наряду с небольшим смещением двигателя в нос и изменением угла его наклона к горизонту существенно уменьшили вероятность взлета и опрокидывания глиссера.


Исследования и работы по доводке глиссера, естественно, потребовали новых и немалых затрат. К началу 1976 г., несмотря на поддержку могущественной «Шелл Ойл Компани», Кен Ворби оказался на грани банкротства? Он пытался поправить свои дела, участвуя в водно-моторных гонках на крупные денежные призы. «Вошел в пай» с тремя фанатиками водно-моторного спорта, основавшими компанию, которая носила звучное название «Монте-Кристо»: «депо», которое, по идее, должно было быстро обогатить компаньонов, состояло в массовом изготовлении художественных миниатюр в старинном стиле (их продукция пользовалась успехом, особенно у заокеанских туристов, однако проблемы это не решило)...

Только неожиданная поддержка крупнейшего в Австралии объединения универсальных магазинов «Фоссейс» позволила будущему рекордсмену мира завершить модернизацию глиссера, выполнив все рекомендованные учеными переделки (вот почему огромные буквы «FOSSEYS» появились на обтекателе двигателя рядом с изображением «шелловской» эмблемы - раковины).

Очевидно, возымел действие и горячий призыв к меценатам, опубликованный в журнале «Модерн Боутинг»: «Вы гордитесь тем, что вы - австралийцы, и доказываете это, когда тратите миллионы долларов на постройку яхт и борьбу за «Кубок Америки», так неужели не достоин небольшой поддержки тот, кто готов побить мировой рекорд скорости на воде!»

В марте 1976 г. «Спирит оф Австралия» снова оказался на воде, и Ворби сразу же улучшил рекорд континента еще на 17 км/ч. Он убедился в том, что достижение еще более высоких скоростей без риска для жизни в принципе возможно и приступил к планомерной доводке глиссера. В первую очередь было решено усовершенствовать пульт управления глиссером и изменить узел подачи воздуха в двигатель.

Водитель на «Спирит оф Австралия» располагался таким образом, что его голова и плечи частично перекрывали воздухозаборное отверстие турбины, внося возмущения в поток воздуха, засасываемого компрессором. На высокой скорости эта «мелочь» приводила к заметной потере мощности двигателя. Дело исправили, установив два воздухозаборника овального сечения, расположенных к бортам от кокпита.

В кормовом сопле двигателя установили дополнительную кольцевую камеру сгорания, что позволило увеличить тягу еще примерно на 100 кг.

Тщательно подобрали площадь пера водяного руля. Убедившись, что незначительное уменьшение площади пера не скажется на управляемости, срезали его нижнюю кромку на несколько дюймов; одно это уменьшило сопротивление воды движению глиссера на скорости 480 км/ч более чем на 200 кг!

Установка ветрового стекла обтекаемой формы снизила аэродинамическое сопротивление глиссера и улучшила условия работы водителя: теперь Ворби не был прижат встречным потоком воздуха к спинке сиденья!

19 ноября 1977 г. все было готово для осуществления мечты Кена Ворби. На берегу водохранилища Блауэринг Дэм, окруженного горами, собрались немногочисленные помощники и друзья Кена Ворби, три официальных представителя Ассоциации водно-моторного спорта Австралии, журналисты. Однако выйти на воду в тот день Ворби так и не решился: дующий вдоль трассы ветер поднял зыбь, рассчитывать на максимальную скорость было нельзя.

Только утром на следующий день Кен, наконец, включил зажигание и начал рекордные заезды. Скорость прямого пробега на мерном участке составила 463 км/ч. На обратном же курсе авиационный спидометр на пульте показал великолепную скорость 528 км/ч. Таким образом, средняя скорость составляла 495 км/ч, а это намного перекрывало существующий рекорд мира и превышало заветный 300-мильный рубеж! Однако, к удивлению Ворби, представители АПБА, произведя вычисления по своим замерам, заявили, что скорость составила всего 442 км/ч. Ворби потребовал проверки. Судьи долго возились с электронным калькулятором, секундомерами и своими записями, после чего заявили, что спортсмен, действительно, побил рекорд Тейлора, но на столь малую величину, что результат не может быть зарегистрирован: по действующим правилам для этого новый рекорд должен перекрыть предыдущий не менее чем на определенную величину - 0,75%.

Налицо была явная ошибка, но не оставалось ничего другого, как немедленно повторить заезды, благо топливо еще оставалось. Тем временем пошел дождь, вновь поднялся ветер. Несмотря ни на что, «Спирит оф Австралия» развил 299,65 миль/ч (482,1 км/ч) на прямом пробеге и 277,535 (444,4) на обратном - ему помешал неожиданно вышедший в озеро катер, который развел на акватории волну, и то, что засорились форсунки дополнительной камеры сгорания (она во время этого заезда не работала). И все же средняя скорость в 277,535 миль/ч (463,77 км/ч) была безоговорочно зафиксирована представителями АПБА в качестве нового абсолютного мирового рекорда скорости на воде.

До новых заездов на Блауэринг Дэм, назначенных на апрель 1979 г., оставалось еще несколько месяцев, когда в начале октября газеты всего мира напечатали сенсационное сообщение: Кен Ворби прошел километровую трассу со скоростью 492 км/ч в одну и 529 в обратную сторону. Кен Ворби взял 300-мильный рубеж! Он должен был спешить, ведь в борьбу за абсолютный рекорд скорости на воде включились гонщики из Англии и США. О новых претендентах мы расскажем в ближайших номерах сборника.

1. Рекорд скорости на земле

Абсолютный рекорд скорости на земле был установлен 15 октября 1997 года Энди Грином, летчиком британских ВВС, в американской пустыне Блэк Рок. Реактивный болид ThrustSSC помог Грину стать первым водителем, достигшим сверхзвуковой скорости и перешедшим звуковой барьер. Напомним, что скорость звука составляет 1225 км/ч, а Энди смог разогнаться до 1227,99 км/ч. Кстати, осенью этого года Энди планирует значительно улучшить свой результат. За рулем Bloodhound SSC он собирается разогнаться до 1609 км/ч (1000 миль в час).

2. Самый быстрый человек на двух колесах

Самый быстрый человек на двух колесах, то есть мотоциклист, - это гонщик Крис Карр. 5 сентября 2006 года на соляном озере Бонневиль, что в штате Юта, он установил рекорд в 576,8 км/ч. Сделал Крис это на Streamliner № 7, оборудованном турбированным V4.

3. Самый быстрый катер

В этой истории самым интересным фактом можно назвать то, что самый быстрый катер был построен практически "на коленке". Австралийский гонщик Кен Варби сделал его во дворе собственного дома. А сам рекорд был установлен 8 октября 1978 года и составил 513 км/ч. При этом он побил собственный рекорд, установленный годом ранее. Тогда скорость была зафиксирована на отметке 467 км/ч.

4. Самый быстрый поезд

В этой категории первое место за французским TGV, который является на данный момент самым быстрым действующим поездом в мире. В апреле 2007 года на испытаниях он смог достичь отметки в 575 км/ч. Это что касается классического поезда. Если брать в расчет поезда на магнитной подушке, то в этой категории лидерство за японским JR-Maglev, который смог разогнаться до 581 км/ч. Но есть еще одна категория - игрушечные поезда. Самый быстрый из них может развить до 10 км/ч.

5. Самый быстрый велосипедист

Да, и в данной категории есть свои рекордсмены. Фред Ромпелберг в 1995 году смог разогнаться до 269 км/ч. Это кажется нереальным, но это зафиксированный результат. Сделал он это, пристроившись за автомобилем, попав при этом в так называемый аэродинамический мешок.

6. Самый быстрый паромобиль

Проект British Steam Car Challenge собрал энтузиастов, повернутых (в хорошем смысле) на скорости и на паромобилях. Впервые команда собралась в 1999 году и с тех пор грезила рекордом. В начале августа 2009 года состоялся первый пробный заезд, и уже тогда получилось разогнать British Steam до 210,8 км/ч. Получается, что рекорд в 205,44 км/ч, установленный Фредом Марриоттом на Stanley Rocket, который держался с 1906 года, пал. Но из-за некоторой заминки официально он зарегистрирован не был. После этого был проведен еще один заезд на территории авиабазы ВВС США "Эдвардс". И что самое приятное для создателей паромобиля, им удалось преодолеть свое же предыдущее достижение. Новый официальный рекорд составляет 225,055 км/ч.

7. Самый быстрый электромобиль

Бытует мнение, что электромобили обязательно очень медленные, но этого точно нельзя сказать о Buckeye Bullet. Этот автомобиль разработан и построен студентами университета штата Огайо. Рекорд установлен 13 октября 2004 года на соляном озере Бонневиль и составил 437 км/ч. Видимо, водитель сего авто Роджер Шроер был несколько недоволен поставленным результатом и двумя днями позже, то есть 15 октября 2004 года, повторил свой заезд и смог достичь отметки в 506 км/ч. Эта цифра и была записана в книгу рекордов.

8. Самый быстрый автомобиль на природном газе

В прошлом году Юрген Хохенестер, бывший гонщик, а ныне глава бюро Hohenester Sport, установил скоростной рекорд среди машин, работающих на натуральном газе. Он разогнал 585-сильный седан Audi A4 (индекс B7) до 327,2 км/ч. А в этом году рекорд обновили.

Участники те же, но машина изменилась. Это по-прежнему Audi A4 прошлого поколения с мотором V6 3.0, но два турбокомпрессора дуют так, что "шестерка" выдает 700 "лошадей". Вкупе с небольшими аэродинамическими улучшениями это дало впечатляющий результат - невероятные 364,6 км/ч!

9. Cамый быстрый водородный автомобиль

Известный американский шоумен Джесси Джеймс во время съемки своей передачи поставил рекорд скорости на автомобиле с водородным двигателем. По дну высохшего озера Эль Мираж, расположенного в калифорнийской пустыне Мохаве, Джеймс разогнался до 199,7 мили в час (321 километр в час).

Таким образом, шоумен побил предыдущий рекорд 186,52 мили в час (302 километра в час), установленный автомобилем BMW H2R в конце 2004 года.

10. Самый быстрый слепой водитель

Житель ЮАР Хайн Вагнер установил новый мировой рекорд скорости для слепых водителей, разогнавшись на спортивном автомобиле Mercedes-Benz SL65 AMG Black Series до 322,5 километра в час и сумев удержать эту скорость на протяжении километра. Благодаря своему рекорду, Хайн Вагнер намерен привлечь внимание к проблемам незрячих людей. Предыдущий рекорд скорости - 308,78 километра в час - был установлен бельгийцем Люком Костермансом на суперкаре Lamborghini Gallardo.