Нормы провоза багажа и ручной клади на рейсах аэрофлота. Новые правила провоза ручной клади в самолете: что можно брать, а что нельзя Изменились правила перевозки багажа

Совет федерации одобрил закон об отмене обязательной нормы провоза багажа, включенного в стоимость невозвратного авиабилета. Нововведения вступят в силу осенью.


Какие нормы действовали до сих пор


Ст. 106. Воздушного кодекса РФ предусматривает, что пассажир воздушного судна имеет право бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. При этом «нормы бесплатного провоза багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажире, устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем десять килограммов на одного пассажира». Конкретные правила устанавливались авиакомпаниями.

Какие изменения одобрены Советом федерации


В одобренном законопроекте предусматривается, что «договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы... может не предусматривать норму бесплатного провоза багажа». Конкретные правила устанавливаются перевозчиком, который «обязан информировать пассажира воздушного судна об условиях провоза багажа и ручной клади». Таким образом, полная отмена бесплатного провоза багажа будет применяться только к невозвратным тарифам.

Кроме того, вместо «вещей, находящихся при пассажире», в кодекс введено понятие «ручная кладь». Отдельно оговаривается право «бесплатного провоза ручной клади в пределах нормы, которая устанавливается перевозчиком».

Закон вступит в силу через 60 дней после подписания президентом и опубликования.

Что предлагает Минтранс


Министерство транспорта разработало свой проект поправок в Федеральные авиационные правила, направленных на регулирование вопросов перевозки пассажиров по договору, не предусматривающему норму бесплатного провоза багажа. Им, в частности, предусматривается:

- Минимальный вес ручной клади , который авиакомпании устанавливают для пассажиров, должен быть не менее 5 кг. Перевозчики могут изменять эту цифру в сторону увеличения.

- Дополнительно без предъявления для взвешивания пассажир сможет провезти только дамскую сумочку или портфель, детское питание, костюм в портпледе, детскую люльку при перевозке ребенка, костыли, складную кресло-коляску.

При этом в Минтрансе пояснили , что пассажирам также не запрещено брать в ручную кладь предусмотренные действующими правилами папку для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхнюю одежду, печатные издания для чтения в полете, сотовый телефон, фотоаппарат и видеокамеру. Все эти вещи могут быть включены в минимальную норму ручной клади в размере 5 кг.

Данные правила в настоящее время находятся на стадии публичного обсуждения , по итогам которого в них могут быть внесены изменения.

Какие правила действуют в российских авиакомпаниях


Авиакомпании до сих пор трактовали законодательную норму о 10 кг бесплатного багажа по-разному.

«Аэрофлот»

Правилами (тариф «Бюджет») предусматривается бесплатный провоз в багажном отсеке одного места багажа до 23 кг (двух мест на ряде дальних направлений), а также бесплатный провоз в салоне ручной клади массой до 10 кг. Платный провоз багажа (превышение количества мест при норме провоза одного места) стоит 2,5–7,5 тыс. руб. (€50–200, $50–200 на иностранных направлениях). Также действуют отдельные доплаты за превышение веса и размера по сумме трех измерений - 2,5–7,5 тыс. руб. (€100–200, $100–200).

«Победа»

Допускается бесплатный провоз 10 кг багажа в багажном отсеке. В салоне можно бесплатно провозить только следующие вещи: одну дамскую сумочку либо один портфель (не превышающие 75 см по сумме трех измерений), папку для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхнюю одежду, печатные издания для чтения в полете, детское питание для ребенка во время полета, телефон сотовой связи, фотоаппарат, видеокамеру, портативный компьютер, костюм в портпледе, детскую люльку при перевозке ребенка, костыли, носилки или кресло-коляску). Платный провоз багажа до 10 кг в салоне - 999–2 тыс. руб. (до €35 на иностранных направлениях). Платный провоз в багажном отсеке до 20 кг - 1,5–3 тыс. руб. (€45), до 32 кг - 2,3 тыс. руб.

Пассажир S7, купивший билет «Базовый эконом», может провезти бесплатно в ручной клади коробку или сумку весом до 10 кг и размером не более 55х40х20 см, а также горные лыжи или сноуборд весом до 23 кг. Багаж оплачивается отдельно по тарифной сетке, разделенной на 31 географическую зону. Доплата может составлять до 27,9 тыс. руб. в зависимости от направления, веса и количества мест сверхнормативного багажа. Дороже всего обойдется провоз багажа из Японии в Европу.

Как регулируется провоз багажа за рубежом


В большинстве других стран (в том числе в США и ЕС) регулирование норм багажа отдано на усмотрение авиакомпаний.

Lufthansa

На всех межконтинентальных рейсах пассажиры экономкласса могут бесплатно провозить одно место багажа массой до 23 кг, одну ручную кладь массой до 8 кг (55x40x23 см). На рейсах малой и средней протяженности авиакомпании действуют новые европейские тарифы «Light», «Classic» и «Flex». Самый дешевый тариф «Light» позволяет путешествовать только с ручной кладью и не дает права на перебронирование или возврат билета. Провоз одного места багажа массой до 23 кг оплачивается отдельно. На внутренних рейсах он стоит от €15 (при покупке на сайте компании) до €55 (у выхода на посадку), на международных - €25–55.

Delta Airlines

Бесплатно можно провозить одну ручную кладь (дамская сумочка, портфель, фотоаппарат в чехле, пакет с подгузниками, ноутбук) и одну личную вещь (пиджак, зонт, еду или напиток, купленные после сдачи багажа, покупки из duty-free, коляску, переносное детское кресло, инвалидную коляску или костыли). Размеры ручной клади по длине-толщине-ширине не должны превышать в сумме 114 см. Тарифы на багаж различаются в зависимости от направлений. На внутренних американских рейсах одна сумка до 23 кг стоит $25, вторая - $35. На большинстве международных рейсов первый багаж весом до 23 кг - бесплатно, за второй доплата может достигать $100.

Елена Миклашевская, Елена Федотова, Евгения Чернышева, Ольга Шкуренко

20 июля Государственная Дума в 3-ем чтении приняла предложенные министерством транспорта поправки в Воздушный Кодекс, дающие авиакомпаниям привилегию самостоятельно решать, делать ли провоз багажа в самолёте бесплатным. Дискуссия по поводу поправок была ожесточённой, сенаторы не стеснялись резких выражений, а глава Совета Федерации В. Матвиенко и вовсе обозвала предложение Минтранса «чушью». Но, очевидно, лобби «Аэрофлота» и других авиакомпаний оказалось сильнее – скоро все владельцы невозвратных авиабилетов будут вынуждены платить за багаж.

Как было?

До 2013 года правила провоза багажа в самолёте были настолько простыми, что человек, собиравшийся в аэропорт, точно понимал, придётся ли ему доплачивать за личные вещи. Пассажиру разрешалось взять на борт до 10 кг – это багаж плюс ручная кладь. Вещи, относящиеся к ручной клади, позволялось взять в салон – подробный перечень этих вещей фигурировал в Воздушном Кодексе и продолжает фигурировать. Багаж и ручная кладь должны были соответствовать указанным в правилах габаритам, но с линейкой никто не ходил – в случае незначительного превышения на это закрывали глаза.

Стоит заметить, что 10 кг – это был минимум. При желании авиакомпании могли предложить более щедрые нормы – и предлагали. В частности, «Аэрофлот» позволял пассажирам взять с собой 10 кг ручной клади и 23 кг багажа.

Что случилось?

На пепелище рухнувшего под напором западных санкций лоукостера «Добролёт» возник другой - «Победа», менеджеры которого оказались более предприимчивыми. Им пришло в голову внимательно покопаться в Воздушном Кодексе и найти новые законные способы, как содрать с пассажира три шкуры. Они обнаружили, что в законах ничего толком и не сказано о весовых нормах ручной клади и багажа. Как следствие, «Победа» позволяет безвозмездно проносить на борт только те вещи, которые Воздушные Кодекс называет обязательно бесплатными – это, например, фототехника, ноутбуки, дамские сумочки. За всё остальное (в том числе за duty -free продукцию) пассажиру приходится платить. Причём речь идёт не о пустячных суммах – стоимость провоза багажа в самолёте «Победа» подчас приближается к стоимости самого билета.

«Дела багажные» – не единственное, чем «отличилась» «Победа». Куда большее возмущение пассажиров вызвал тот факт, что компания намеренно рассаживала те семьи, которые не доплатили за возможность выбрать места.

Что в сухом остатке? «Победа» как ведущий отечественный лоукостер действительно продаёт самые дешёвые билеты – любой из сервисов наподобие «Яндекс.Авиабилеты» предлагает воспользоваться услугами этой компании в первую очередь. Однако при этом с пассажиров берут деньги за багаж и за возможность сесть рядом – в совокупности расходы получаются такие, что проще и дешевле было бы воспользоваться S 7, Аэрофлотом или Nordwind Airlines .

«Победа» заняла крайне выгодную позицию с точки зрения конкуренции, не нарушая при этом никаких законов – просто воспользовавшись тем, насколько они бестолково составлены.

Как будет?

Компания «Победа» раскрыла проблемные места в законодательстве. Стало очевидно, что правила провоза багажа в самолёте необходимо пересмотреть и изменить – и, прежде всего, законодательно установить, сколько килограммов багажа гражданин может взять с собой на борт авиатранспорта.

После ожесточённых дискуссий законодатели пришли к следующему.

    Авиакомпании обязаны позволять обладателям невозвратных билетов бесплатно провозить в самолёте минимум 5 кг ручной клади плюс вещи, которые фигурируют в перечне из Приказа Минтранса России №82 от 28.06.2007. К числу этих вещей относятся, скажем, сотовые телефоны, зонтики, детские люльки, костыли.

    Устанавливать цену провоза багажа в самолёте в 2017 году по новым правилам авиакомпании могут самостоятельно – так же, как и весовые лимиты на провоз. Это фактически значит, что про 10 бесплатных килограммов пассажирам с невозвратными билетами следует забыть. Едва ли перевозчики упустят возможность зарабатывать на чемоданах – отмену бесплатного багажа в самолётах можно считать свершившимся фактом.

    Обладателям возвратных билетов не стоит беспокоиться – их новые правила никоим образом не касаются.

Возвратные и невозвратные билеты: какая разница?

Авиабилеты стали классифицироваться на возвратные и невозвратные в 2014 году . Невозвратные билеты можно сдать обратно только при наличии уважительной причины – например, если кто-то из родственников умер – либо в случае, когда по вине перевозчика самолёт не вылетел своевременно. При этом гражданин должен сообщить о желании вернуть билет до того момента, как завершится посадка на рейс – об этом говорится в статье 108 Воздушного Кодекса.

Возвратный билет можно сдать обратно, не имея на то уважительной причины – более того, гражданин о причине и не должен сообщать. Согласно ст. 107 Воздушного Кодекса, гражданину авиакомпания возвращает 75% от стоимости билета – «четвертинка» взыскивается в качестве неустойки.

Возвратные билеты стоят в среднем на 20% дороже, чем невозвратные!

Когда начнут действовать поправки и сколько придётся платить за багаж?

Закон о провозе багажа в самолете от 2017 года начнёт действовать через 60 дней после официальной публикации – то есть с середины осени 2017 года. У россиян ещё есть возможность слетать в отпуск в тёплые края «по старым правилам» - рассчитывая на безвозмездные 10 кг багажа.

После вступления закона в силу пассажирам с невозвратными билетами придётся платить примерно 2 000 рублей за чемодан весом до 23 кг. Точная стоимость транспортировки багажа будет устанавливаться перевозчиками в частном порядке. Кассиров обязуют сообщать гражданину цену при продаже билета – чтобы при сдаче багажа пассажиру не пришлось столкнуться с неприятным сюрпризом.

Подешевеют ли билеты?

Лоукостеры, отстаивая своё право самостоятельно устанавливать стоимость транспортировки багажа, кивали на заграницу – мол, «за бугром» государство вообще не лезет в авиабизнес и правильно делает. При этом лоббисты умалчивали о следующем: в странах цивилизованной Европы услуги авиатранспорта стоят существенно дешевле. Билет можно приобрести за 10 евро – а это на секундочку всего 700 рублей.

Теперь рядовые граждане, пытаясь отыскать хоть какую-то пользу для себя от спорных законодательных инициатив, задаются достойным внимания вопросом: станет ли авиатранспорт в России доступнее? И законодатели, и авиакомпании пока предпочитают увиливать от этого вопроса – зато эксперты в сфере туризма активно высказываются. Например, А. Сизинцев, директор сервиса Biletix , утверждает, что граждане, летающие без багажа, действительно смогут экономить – вот только таких пассажиров единицы! Кто откажется от возможности взять с собой в путешествие сменный комплект одежды и чистое бельё?

Эксперты солидарны во мнении, что большинство граждан, пользующихся услугами авиатранспорта, от внесения поправок в авиационное законодательство РФ пострадает финансово.

Можно ли по новым правилам провозить в самолёте алкоголь?

Правила провоза алкоголя в багаже самолёта в 2017 году кардинально не изменились – нормы зависят от того, куда летишь. Слабый алкоголь (с содержанием спирта до 24%) можно брать с собой на борт в неограниченном количестве. Предельная норма крепких напитков (свыше 24%) на одного гражданина – 5 литров.

В случае вылета за границу действуют нормы, соответствующие законодательству той страны, где должен приземлиться самолёт. Как правило, на борт допустимо взять 1 литр крепкого алкоголя (вроде водки) или 2 литра вина.

Если самолёт направляется в арабскую страну, где люди исповедуют мусульманство, алкоголь с собой пронести не получится.

Для любителей путешествовать новости о провозе багажа в самолёте, увы, неутешительны – скоро, дабы уложиться в бюджет, им придётся летать налегке. Пусть Валентина Матвиенко и заверяет граждан в том, что будет строго следить за соблюдением правил провоза багажа в 2017 году в самолётах «Аэрофлота» и других перевозчиков, дабы те не учинили произвол, эксперты уверены – общего повышения цен на услуги авиакомпаний не избежать.

В конце прошлого года внесены поправки в общие правила воздушных перевозок багажа.

Согласно закону, все российские авиакомпании должны подчиняться единым нормам.

Какие правила провоза багажа в самолёте актуальны в 2020 году?

Новые правила провоза багажа допускают для одного пассажирского места в самолёте сумку/чемодан до 30 кг. На каждого пассажира, согласно нормам, оформляется индивидуальный багаж.

В российских и международных авиакомпаниях принято разделение багажа по следующим весовым категориям:

На ребёнка до 2 лет можно оформить отдельный багаж до 10 кг.

Допустимый вес багажа зависит от категории билета:

  • В эконом-классе – 20 кг на пассажира.
  • В бизнес-классе – до 30 кг.
  • В первом классе – до 30 кг.

Если вес багажа превышает допустимые нормы, он именуется сверхнормативным; багаж свыше 30 кг – тяжеловесным.

Большинство перевозчиков допускает небольшой перевес багажа в 1-2 кг. Если превышение веса более 2 кг – придётся доплатить.

В случае перевеса багажа пассажир доплачивает за каждый лишний килограмм. Единых тарифов не существует: каждая авиакомпания устанавливает свою цену.

В зависимости от политики авиаперевозчика и конкретного рейса, доплата за перевес может рассчитываться:

  • Исходя из стоимости максимального тарифа эконом-класса. При таком подходе 1 кг перевеса стоит 1,5% от стоимости билета.
  • Исходя из установленной авиаперевозчиком фиксированной суммы. На разных рейсах эта сумма может отличаться и колеблется в пределах 5-15 € за кг.

Помимо веса, багаж может превышать нормы по габаритам, включающим сумму 3 измерений (длина+высота+ширина). К такому багажу относят:

Максимальные габариты сдаваемого багажа для всех классов должны составлять 158 см.

Для перевоза крупногабаритных грузов требуется предварительная договорённость с авиакомпанией. В день вылета рекомендуется заранее приехать в аэропорт, поскольку на регистрацию подобного груза требуется больше времени.

Компания может отказать в перевозе негабаритного груза, если в багажном отсеке оказалось недостаточно места.

Сколько стоит багаж в самолёте, если билет без багажа?

Многие авиакомпании предусматривают услугу безбагажного проезда, согласно которой пассажир летит только с ручной кладью.

К плюсам данной услуги можно отнести сниженную стоимость перелёта. Минусом является тот факт, что билеты невозвратные.

В багаже разрешается провозить любые предметы, кроме тех, что классифицируются в международной практике как опасные. Их список приводится в авиабилете.

Важно также понимать, что единого мирового стандарта по перевозу багажа для всех авиакомпаний не существует. Ориентироваться нужно на страну, в которую летит пассажир.

К примеру, при перелёте в Дубай запрещено брать на борт предметы и книги религиозной направленности, кроме ислама.

Согласно правилам, большинство авиакомпаний запрещает перевозить в багажном отсеке самолёта:

Большинство авиакомпаний не разрешает брать с собой в салон самолёта ртутный градусник. Его нужно сдать в багаж, упаковав в пластиковый футляр, и разместив так, чтобы он ни при каких условиях не повредился.

Большая часть авиакомпаний запрещает перевозить все виды ножей, от перочинных до кухонных и охотничьих. Но есть и такие аэропорты, которые допускают провоз перочинных и складных ножей без фиксации длиной до 6 см.

Чтобы перевозить в багаже ножи, длина которых составляет более 10 см (бытовые, охотничьи и пр.), нужно предварительно получить специальное разрешение. Если нож провозится в багаже как холодное оружие, то он, кроме этого, должен быть в чехле.

Разрешено также перевозить в зарегистрированном багаже с соблюдением требуемых условий такие острые предметы, как:

  • ножницы;
  • бритвы;
  • шпаги и шашки;
  • штыки и мечи;
  • ятаганы;
  • арбалеты;
  • имитаторы любого вида оружия.

Согласно правилами провоза, нежелательно укладывать в багаж:

Важно! Берите эти вещи с собой в ручную кладь или оставляйте дома.

Ограничения по провозу багажа в самолёте

К числу жидкостей относят:

В багаже разрешается провозить любые из этих жидкостей . Нет ограничений и по объёму, однако должны соблюдаться общие допустимые нормы по весу (см. выше).

В багаже можно провозить лекарства, которые не запрещены таможенными нормами и находятся в свободной продаже, т.е. продаются без рецепта.

Таможенные правила запрещают провоз в самолёте наркотических и психотропных веществ. Наличия рецепта от врача с указанием дозы требуют такие средства, как:

Под официальные запреты многих стран попадают сильнодействующие вещества, которые могут содержаться в некоторых лекарствах, например, такие как:

  • кодеин;
  • фенобарбитал, ;
  • псевдоэфедрин;
  • хлорфенамина малеат;
  • диазепам.

Разрешённый объём медикаментов в самолёте весьма условен: для собственного пользования на период путешествия . Если в багаже обнаружено более 5 пачек лекарств, то у таможенных служб, скорее всего, возникнут вопросы к пассажиру.

Чтобы избежать штрафов и конфискаций, заручитесь документами, доказывающими необходимость провоза лекарств именно в этих объёмах.

Все перевозимые в самолёте лекарства должны быть в заводской упаковке, соответствовать заявленному на упаковке сроку годности.

Обратите внимание! Для беспрепятственного провоза инсулина перед поездкой следует оформить паспорт диабетика.

Помещать в багаж самолёта можно еду при условии, что:

  • Данный продукт не включён в список запрещённых таможней (для международных рейсов).
  • Этого продукта нет в списке ограничений у авиаперевозчика.
  • Жидкий продукт не вскрыт, герметично упакован.

Если совершается перелёт между странами, то перевозимые вещи и продукты подпадают под таможенные требования для физлиц . Их устанавливают принимающие страны, и эти требования обязательно нужно учитывать.

Что касается внутренних рейсов, то таможенные правила на такой багаж не распространяются.

Перед путешествием необходимо выяснить требования таможни страны назначения, а также той страны, где совершается пересадка.

Таможенные запреты нередко касаются эпидемиологически опасных продуктов без заводской упаковки. Так, например, в страны ЕС запрещено ввозить мясные и молочные продукты; данная мера введена с целью предотвращения распространения инфекций.

Таможня США не пропускает целый ряд продуктов из других стран, а именно:

  • мясо;
  • яйца;
  • рыбу;
  • молочные продукты;
  • многие виды овощей и фруктов.

Для провоза в багаже экзотических фруктов из южных стран потребуется специальный контейнер, чтобы во время перелёта они не повредились.

На внутренних российских рейсах можно провозить в багаже неограниченный объём алкогольных напитков крепостью до 24° (но не больше, чем допускают общие весовые нормы для багажа).

Крепких напитков (24–70°) - до 5 литров, при этом:

  • до 3 л спиртных напитков – беспошлинно;
  • свыше 3 и до 5 л – с доплатой на таможне.

Единая ставка ТС при превышении нормы в 3 л – 10 € за каждый литр сверх нормы.

Данные нормы для физлиц распространяются на любой ввозимый алкоголь в багаже, включая:

  • пиво;
  • водку;
  • шампанское;
  • вино и т.д.

Перевозить алкоголь в самолёте можно только в заводской упаковке . Домашние вина, самогон будут конфискованы на таможне.

В некоторых странах ограничение на вывоз алкогольных напитков ещё строже. Так, например, из Венгрии можно вывезти не более 1 л крепкого алкоголя (от 22%), и до 2 л менее крепких спиртных напитков.

Исключение делается только для виноградного вина и пива: здесь ограничения менее строгие – вывезти можно до 4 л вина и 16 л пива.

Алкоголь с содержанием спирта 24–70% разрешено провозить только в зарегистрированном багаже, и это нужно учитывать при передвижении российскими авиаперевозчиками.

Количество сигарет для провоза в регистрируемом багаже не ограничено. Основное правило – не превышать лимиты таможенной службы страны назначения.

На территорию РФ одному пассажиру запрещено ввозить более, чем:

  • 200 сигарет (один блок);
  • 50 сигар;
  • 250 грамм табака.

Важно! Несовершеннолетним строго запрещён провоз сигарет.

Данные ограничения действуют во всех странах ЕС. В США лимиты такие: пассажир от 21 года и старше может провезти до 2 кг табака (листового).

Что касается электронных сигарет, то никаких ограничений на их провоз нет. Такая сигарета приравнивается к электронным устройствам, таким как ноутбук или телефон.

Под строжайшим запретом у большинства авиакомпаний находятся зажигалки. В багаже нельзя провозить:

  • зажигалки марки zippo;
  • сувенирные зажигалки, даже если в них не будет ни грамма бензина;
  • другие виды «именных» зажигалок.

Обычную зажигалку, наполненную сжиженным газом, можно брать с собой на борт самолёта.

Итак, планируя перелёт на внутренних и международных рейсах, обязательно изучите, что и в каких количествах можно провозить в багаже самолёта. В этом вопросе поможет информация, которая представлена выше в статье.

Видео: Новые правила провоза багажа и ручной клади в самолетах вступили в силу

Пассажирские перевозки, в том числе воздушные, имеют четкие нормы провоза багажа. Это обусловлено требованиями безопасности, во избежание перегруза транспортного средства. Правила провоза багажа в самолете особенно строгие, поскольку серьезное превышение лимита грузоподъемности может привести к трагическим последствиям.

В международной практике есть стандарты, сколько килограмм разрешается провозить пассажирам. Однако каждая авиакомпания самостоятельно определяет условия провоза и размеры багажа и ручной клади, в зависимости от типа самолета, класса обслуживания и т.д. Чтобы не случилось неприятного сюрприза в аэропорту, нужно во время сборов постараться определить вес своих сумок. Правила перевозки багажа в самолете обычно публикуются на сайте перевозчика.

Сколько кг багажа можно взять в самолет

Все пассажиры могут перевезти n-ное количество багажа бесплатно. Все, что сверх лимита, потребует дополнительной оплаты. При этом различаются нормы провоза ручной клади и собственно багажа. К первой относятся те вещи, что пассажиры берут в салон самолета. Ко второму – то, что сдается при регистрации в багажное отделение авиалайнера.

В авиаперевозках приняты две системы бесплатного перевоза багажа:

  • Весовая – вводит ограничения веса багажа, сколько кг можно взять на борт;
  • По количеству мест – ограничивает количество единиц багажа.

Весовая система

Это система, устанавливающая ограничения по весу всего багажа. Авиакомпании, работающие по этой системе, фиксируют лимит провозимого груза бесплатно одним человеком. Наиболее распространенные ограничения:

  • Экономический класс –23 кг;
  • Бизнес-класс – 32 кг.

На ребенка до 2-х лет приходится норма 10 кг багажа, даже если он летит без отдельного билета.

Авиакомпании разрабатывают программы лояльности, в которых, помимо различных бонусов, для постоянных клиентов увеличен максимальный вес багажа.

При весовой системе возможно объединить багаж двух или трех пассажиров. Например, можно взять один чемодан на двоих весом 30 кг.

По количеству мест для багажа

В западных странах распространена перевозка багажа по местовой системе, также она применяется на большинстве рейсов по России. Суть ее в том, что каждому пассажиру можно провезти бесплатно ограниченное количество «мест» багажа:

  • В экономическом классе – 1 или 2 места багажа (в зависимости от тарифа), масса которого не более 23 кг и с суммой габаритных размеров 158 см;
  • В бизнес классе – 2 или более мест багажа, которые могут весить не больше 32 кг каждое, с габаритами 203 см.

Чтобы определить габариты, измеряют высоту, ширину и длину «места» и складывают их значения.

Специфика системы в том, что параметры мест не складываются. Если объем одного больше установленных значений, придется платить за перевес, даже если лимит второго места не исчерпан. То же касается и габаритов: если чемодан большого размера, даже при его легком весе придется заплатить полную стоимость за доп. место.

Пример! 1 чемодан весит 10 кг, а второй 30 кг. Несмотря на то, что их общий вес не превышает общего лимита (23+23 кг =46 кг), потребуется оплата за перевес 30-килограммового чемодана.

К тому же в странах с развитым профсоюзным движением есть запрет на подъем грузчиками более 32 кг веса. Т.е. если багаж весит даже 33 кг, то платой за перевес отделаться не удастся, его просто не примут на самолет.

Ручная кладь

До полета также следует узнать правила перевозки ручной клади в самолете, установленные в данной компании. Средний размер багажа, который можно брать в самолет, составляет и 15 кг (бизнес) с габаритами до 115 см.

К ручной клади обычно относят важные документы, гаджеты, книгу для чтения, предметы первой необходимости, лекарства, верхнюю одежду. Если вы берете с собой в самолет рюкзак или небольшую сумку, предварительно взвесьте их, чтобы понять, не превышена ли норма ручной клади. Иначе что-то придется сдать в багаж.

Вес ручной клади в самолете не считается при измерении всего перевозимого груза. Полные правила провоза ручной клади в самолете должны публиковаться на сайте авиакомпании.

Важно! Описанные выше стандарты применяются в большинстве авиакомпаний. Однако есть так называемые лоукостеры, которые применяют нетрадиционную систему перевозок, что позволяет им существенно снижать цену билетов. Такие перевозчики максимально ограничивают вес багажа, разрешённый к перевозке и его количество. Летая подобными рейсами, люди испытывают неудобства, зато платят за билет значительно меньше.

Чартерные рейсы – также особый вид полетов, когда компания, фрахтующая самолет (в данном случае туроператор) сама определяет, какой вес пассажиры могут провезти бесплатно.

Багаж сверх нормы

Взяв с собой больше, чем положено, пассажир должен понимать, что лишние килограммы придется оплатить. Если перевеса не избежать, лучше заранее выяснить, какие порядки приняты в конкретной авиакомпании: где-то небольшой перегруз разрешен, а где-то категорически не допускается. При этом тарифы перевозчиков за вес багажа в самолете на одного человека, превышающий норму, могут достигать внушительных сумм. Сдавать сверхнормативный багаж в аэропорту лучше заранее, поскольку для взвешивания, оплаты и оформления потребуется время. Если такого багажа много, то его оформляют в отдельном документе как несопровождаемый и отправляют отдельным грузовым рейсом. Пассажир сможет получить его в пункте назначения по специальной авиагрузовой накладной.

Негабаритный багаж

К нему относится багаж в самолете, чьи габариты превышают установленную сумму трех измерений. Негабаритом считаются музыкальные инструменты, крупный спортивный инвентарь и снаряжение, детская коляска, бытовая техника и т.д. Если груз ценный, его рекомендуется провозить ручной кладью либо с приобретением дополнительного билета. Этот момент нужно согласовать с авиакомпанией заранее. Перевозчику потребуется время, чтобы принять пассажира с лыжами или, например, контрабасом.

Если вы купили отдельный билет на негабаритный груз, то это не увеличивает допустимый вес багажа в самолете, который вы можете провезти бесплатно.

Важно! Авиаперевозчик имеет право отказать в перевозке негабаритного груза. В самолете может не оказаться свободного места, либо тип судна окажется неподходящим (люки загрузки слишком маленькие).

Любой негабарит оплачивается дополнительно по отдельному тарифу. Однако бывает, что на самолетах, следующих в места сезонного отдыха (горнолыжные курорты, дайвинг и т.п.), авиакомпании предлагают бесплатный провоз спортивного снаряжения.

Что запрещено провозить в багаже

Правила провоза багажа также определяют перечень предметов и веществ, которые не допускаются к перевозке:

  • взрывчатые вещества (взрывчатка, патроны, фейерверки, бенгальские огни, газовые и спиртовые горелки и т.д.);
  • огнестрельное оружие;
  • легковоспламеняющиеся вещества (бензин, солярка, растворители, бензиновые зажигалки и др.);
  • газы и жидкости под давлением (перцовые баллончики, спреи, дезодоранты и т.д.);
  • токсины, яды, кислоты;
  • радиоактивные предметы и вещества;
  • опасные предметы, которые могут использоваться для нападения (карманные ножи, опасные бритвы, ножницы и т.д.). Однако их можно передать в багажное отделение.

В сдаваемом багаже может быть трофейное холодное или метательное оружие (например, сабля, шпага или арбалет). Однако они должны быть специальным образом оформлены, а для пассажира необходимо разрешение на их перевозку.

Полный перечень запрещенных предметов определяется законодательными актами, утверждаемыми Министерством транспорта РФ.

Перевозка хрупкого багажа

Среди бесплатного багажа можно провозить в самолете хрупкие предметы, если они по весу вписываются в допустимые пределы. Их можно сдать даже в багажное отделение, предупредив об этом работника аэропорта при регистрации. В этом случае на груз наклеят опознавательный знак, и грузчики принесут его в багажное отделение с особой аккуратностью. Однако авиакомпания не несет ответственности за сохранность багажа, даже если у него есть статус «хрупкий». Поэтому рекомендуется брать его на борт в качестве ручной клади.

Если груз потерялся

Даже если пассажир, зная, сколько кг можно взять с собой в самолет, взвесил свой багаж, заплатил за перевес, оформил накладную на негабарит, он все равно не защищен от потери багажа. Сумки и чемоданы теряются при погрузке и разгрузке, их могут по ошибке отправить другим рейсом.

Алгоритм действий в случае пропажи багажа:

  1. На руках должна быть багажная бирка или квитанция (она, как правило, выдается при посадке);
  2. Необходимо обратиться в пункт розыска багажа и написать заявление на розыск;
  3. Авиакомпания должна в течение 21 дня разыскать пропажу и вернуть ее бесплатно по указанному адресу. Если клиенту предлагают ехать за багажом самому либо оплачивать расходы на доставку, это является нарушением закона;
  4. Если по окончании трехнедельного срока, багаж не найден, либо его вернули поврежденным, нужно написать заявление на возмещение убытка;
  5. Если компания отказывается возмещать ущерб, нужно получить их письменный отказ, с которым обращаться в суд.

Провоз багажа: главные правила

Итак, чтобы путешествие прошло гладко, следует помнить об основных правилах:

  • Старайтесь приобрести чемодан или дорожную сумку стандартного размера. Убедитесь, что ее габариты вписываются в международные стандарты;
  • Заранее изучите багажные нормы, принятые у перевозчика. Особенно внимательно отнеситесь к этому вопросу при полете с компанией LowCost;
  • Зная, сколько можно провезти с собой в самолете, лучше взять на пару килограмм меньше;
  • При полете с маленькими детьми, можете смело требовать включить в их багаж 10 кг;
  • Если есть возможность, то летайте налегке, только с ручной кладью. Вы потратите намного меньше времени при посадке и приземлении, и избавитесь от неприятных хлопот при потере багажа.

Видео

Привет, друзья. Сегодня важная новость. После 5 ноября 2017 года вступают в силу новые правила провоза багажа и ручной клади на рейсах российских авиакомпаний. Если раньше у каждого перевозчика были свои требования, то теперь правила будут одинаковыми для всех российских авиакомпаний (кроме лоукостера Победа).

Внимание! Еще раз: закон только для российских авиакомпаний. У всех остальных авиакомпаний свои правила, соответствующие законам их государства.

Правила, которым подчиняются авиакомпании и мы, пассажиры самолётов называются "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей". Они были приняты 28 июня 2007 года приказом Министерства транспорта Российской Федерации. С тех пор в правила вносились поправки. Но нормы были очень разными и расплывчатыми. У некоторых перевозчиков они вообще были слишком жесткими.

5 октября 2017 года вышел новый закон №409 о внесении поправок в документ. Изменения, затрагивают всех, кто пользуется авиатранспортом, т.е. и нас с вами.

Понятно, что в законе много интересных деталей, о которых мы рассказывать не будем. Сегодня мы расскажем о самом главном, о том, с чем столкнётся каждый, кто хочет воспользоваться перелётом с помощью российской авиакомпании.

Договоримся о терминах

  1. Багаж — чемоданы, сумки или коробки, которые мы взвешиваем на регистрации и сдаём как багаж.
  2. Ручная кладь — вещи, уложенные в сумку, портфель, рюкзак или пакет, которые мы берём с собой в салон самолёта и, на которые, вешалась бирка «ручная кладь».
  3. Вещи, которые мы берём в салон самолёта и, на которые не вешалась бирка. (Ноутбуки, фотоаппараты, гаджеты, одежда, цветы, детское питание, костыли, трости и т.д.)

В законе много интересных деталей, о которых мы рассказывать не будем. А расскажем мы только о самом главном, о том, с чем столкнётся обычный турист, который хочет воспользоваться перелётом с помощью российской авиакомпании.

Закон вступает в силу с 5 ноября 2017 года. Это значит, что все, кто будет покупать авиабилеты после 5 ноября, подчиняются этим поправкам.

На тех, кто уже купил билеты заранее (до 5 ноября) закон не распространяется. Так написано в этих же правилах.

Самое важное о новых правилах перелёта

Общие требования, важные для нас как путешественников, касаются норм багажа и провоза вещей в салоне самолёта. Попробуем доходчиво разъяснить эти правила, чтобы у вас не осталось вопросов, и понять, какие у нас появились плюсы и минусы.

Требования к багажу

Раньше: максимальный вес одного багажного места не должен был превышать 32 кг.

Теперь: введено новое требование — норма веса 1 места багажа — 30 кг для всех авиаперевозчиков. Меньше можно, больше нельзя.

1 место багажа — это один чемодан. Если вы сдаёте большой рюкзак, то это — 1 рюкзак, если сумку, то это — 1 сумка.

Но! Это не значит, что теперь по любому билету вы можете взять 30 кг багажа. Тут важный момент, он зависит от того, билет какого тарифа вы купили. Проще говоря, у билета эконом класса возможностей меньше, чем у тех, кто взял, например, билет в бизнес класс.

Весь багаж по весу можно разбить:

  • До 10 кг, с 10 кг до 30 кг, свыше 30 кг
  • Багаж до 10 кг — бесплатный

Раньше норма веса бесплатного багажа у разных компаний была разной, теперь единая для всех.

Это значит, что ни одна компания не может написать в своих правилах: «Разрешено провозить багаж весом не более 3 кг (или 6 кг или 7 кг)». Норма 10 кг для всех! Сами вы не обязаны набирать именно 10 кг, вы можете брать меньше, на своё усмотрение, но компания не может вам выставить меньшее ограничение по весу багажа.

Багаж весом от 10 до 30 кг

Здесь свои нюансы. Как и раньше, надо заходить на сайт перевозчика и читать его правила, — какого веса должен быть ваш багаж в соответствии тарифу вашего билета. Это значит, что "верхний предел может быть — 23 кг, 25, 27 до 30 кг. Если в правилах компании по вашему тарифу указан верхний предел 23 кг (т.е. бесплатно вы можете провезти не более 23 кг), а при взвешивании вашего чемодана на регистрации весы показали больше, то вам или что-то надо вынуть и оставить, или доплатить за перевес.

Сверхнормативный багаж

Багаж, который не входит в стоимость вашего тарифного билета, считается сверхнормативным.

Пример: вы купили билет Москва-Владивосток тариф «Эконом гибкий». В стоимость билета входит провоз багажа весом до 23 кг. Если ваш багаж весит больше 23 кг, но не превышает 30 кг, то такой вес считается сверхнормативным и за него вам придётся доплатить.

Сколько это будет стоить уточняйте на сайте авиакомпании.

Багаж весом 30 кг

Обычно столько может перевезти бесплатно пассажир, купивший билет в бизнес класс. По этому тарифу возможностей у пассажира больше.

Багаж свыше 30 кг - Тяжеловесный багаж

Всё, что свыше 30 кг и не подходит под стандартные габариты, считается тяжеловесным грузом. Доплата за каждый килограмм идёт по особому тарифу на «тяжелый груз». Тарифы у каждой компании свои. Читайте на сайте компании в правилах (раздел «Провоз багажа»). Это обязательная информация.

Пожалуй это — главное.

Безбагажный билет

Добавлю, что у многих компаний остался безбагажный тариф. Это, когда вы вообще не берёте багаж и летите только с ручной кладью. Билеты по нему дёшевы, но есть неудобные нюансы. Главный из них — такой билет не подлежит возврату.

Объединённый багаж

Также осталась возможность объединять вещи двоих и более путешественников в один багаж (сложить все вещи в один чемодан — 1 багажное место). Вес такого багажа тоже не должен превышать всё те же 30 кг.

Какие же плюсы и минусы у нас появились в связи с введением поправок?

Плюсы: Появились стандартные для всех нормы. Главная из которых — можно брать бесплатный багаж весом до 10 кг. Здесь норма увеличилась и нам стало лучше.

Минусы: ограничение веса багажа по максимуму: вместо 32 кг теперь можно брать багаж весом не боле 30 кг

Друзья, теперь мы есть в Телеграм: наш канал про Европу , наш канал про Азию . Добро пожаловать)

Ручная кладь — новые нормы

Раньше: у разных авиаперевозчиков были свои требования. Например, у одних: в ручную кладь можно брать не более 3 кг, у других — не более 4, у третьих — не более 5 кг, и у некоторых до 10 кг.

Теперь: Норма для ручной клади для всех п е р е в о з ч и к о в — не менее 5 кг на одного пассажира. Для нас это значит: что м ы можем взять меньше 5 кг, но больше этого веса ручная кладь запрещена. При этом, перевозчик может изменить эту цифру в большую сторону по собственному усмотрению. Т.е. читать правила всё равно нужно, т.к. некоторые компании могут поставить как предел 6, 7 кг на человека или даже 10 кг, что нас, конечно, порадует.

Кроме того, помните о габаритах! Т.е. ваша ручная кладь должна вписываться не только в нормы по весу, но и по размеру (длина, ширина, высота). Нормы габаритов, как и раньше, нужно узнавать на сайте перевозчика. Здесь изменений нет.

Раньше: мы могли оформить ручную кладь и плюс к ней бесплатно провозить с собой в самолёте ноутбуки, фотоаппараты и камеры.

Теперь: всё это входит в ручную кладь.

Другими словами, провозить отдельно н е л ь з я:

  • телефоны;
  • ноутбуки;
  • камеры;
  • документы в папках;

Придется убирать их в сумки. Их вес тоже учитываются при подсчете веса ручной клади.

Ноут лежит в сумке или чемодане? Доплачивать ничего не нужно. Хотите пронести отдельно? С вас причитается.

Если раньше ручную кладь взвешивали только на регистрации, то теперь её могут взвесить и перед самОй посадкой (видимо в тех случаях, когда сумка вызывает подозрение). Это важно для тех, кто брал с собой мало вещей, оформляя их как ручную кладь, и покупал «безбагажные» билеты.

Внимание! Вашу ручную кладь могут взвесить и в порту прилёта!

Минусы этого нововведения: теперь ещё дома придётся внимательно взвешивать ручную кладь и следить за тем, чтобы не было перевеса.

Плюсы: Салон самолёта будет менее загруженным. Вся ваша ручная кладь войдёт в багажное отделение в салоне самолёта и не нужно волноваться, хватит вашим вещам места на полке или нет.

Обновлено 19.02. 2018 года: В связи с участившимися жалобами пассажиров на нехватку места для размещения ручной клади в салоне воздушного судна, компания «Аэрофлот» ужесточила контроль за провозом ручной клади. Прочитать об этом можно здесь.

Какие вещи можно брать в салон самолёта и не оформлять их как ручную кладь

И раньше, и теперь с собой можно брать вещи, необходимые во время полёта или сразу после посадки. Они не оформляются как ручная кладь и не требуют дополнительной оплаты.

Вот их перечень. Список будут дополнять, но точно не смогут урезать:

  • сумочка, ранец, портфель;
  • букет цветов;
  • ваша одежда (куртка, пальто); Если мы летим из страны, где +27 градусов в нашу зиму, где -27. Или наоборот, такой дополнительный пакет с вещами очень даже актуален.
  • специальная детская еда; Но не больше, чем это нужно для перелёта.
  • специально упакованный костюм;
  • трость или костыль;
  • детская коляска или люлька, которая при складывании помещается под сидение впереди стоящего кресла;
  • ходунки, которые при складывании помещается под сидение впереди стоящего кресла;
  • медицинское кресло для тех, кому тяжело передвигаться.

Знакомые позиции? Они и раньше были разрешены к бесплатному провозу. Теперь список расширили:

  • запечатанный пакет из dutyfree;
  • лекарства, всё необходимое по медицинским показаниям для пассажира.

И ещё раз, что теперь запрещено провозить отдельно:

  • телефон, ноутбук;
  • зонт, даже небольшой;
  • бумаги в папке;
  • газеты, книги, журналы;
  • фотоаппарат, камеру.

Какие у всего этого плюсы и минусы?

Плюсы: минимальная норма веса ручной клади стала больше — 5 кг.

Минусы: Максимальные требования к весу ручной клади уменьшились с 10 до 5 кг. Ноуты, камеры, документы придётся считать как ручную кладь.

Думаю, мы привыкнем к новым нормам и что-нибудь придумаем. В других странах уже есть опыт, можно воспользоваться их лайфхаками.

Видеоролик — Как шотландцы укладывают вещи в специальную жилетку

Есть люди, которые придумывают как провезти больше вещей в салоне самолета и не платить за это. Один из вариантов — жилет для авиапассажира. Интересная идея.

Распространённые вопросы

Что будет, если я откажусь от оплаты?

Отказываетесь платить за нечто, что теперь нельзя провозить бесплатно? Например — ноутбук. Тут все просто — вас могут не пустить на борт. Вам об этом, конечно же, скажут. И дадут второй шанс заплатить. Но, не советуем рисковать — вам просто отменят билет, если будете настаивать.

Оплатили больше, чем везете. Что делать?

Только если переплата по количеству мест — вам вернут деньги. Если заплатили за 2 места, а использовали только одно — вам вернут деньги.

Ручная кладь весит больше, чем разрешено. Возможна ли доплата?

Нет! Здесь вопрос безопасности пассажиров. Если не вписывается по весу и габаритам — ее не разрешат пронести с собой.

Если перевозчик не следует новым правилам

Данные нововведения актуальны для всех. Видите, что они нарушаются — можете обратиться в Роспотребнадзор. Для этого нужно сохранить все билеты и чеки, которые получите. Не доплачивайте без чека! Можете получить компенсацию, а перевозчика оштрафуют.

Правила поменялись, возможно, что-то стало для нас менее удобным. Но, если подумать, то правильную «багажную комбинацию» найти можно!

Из главного это, пожалуй, всё. Если у вас остались вопросы, касающиеся нюансов (негабаритный груз, объединение багажа, возврат денег и т.д.), очень рекомендуем вам самостоятельно ознакомиться с правилами (изучить изменения в приказе «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей») и разобраться с вашим конкретным случаем. На сайтах и даже в видеоролике ЦТ очень много ошибок и информации, вводящей в заблуждение. Пользуйтесь оригиналом!

Наша «Победа»

Авиакомпания Победа является дочкой Аэрофлота и позиционирует себя как low-cost.

На территории России, на сегодняшний день, это — единственная лоукост-компания, поэтому требования у нее слегка отличаются в сторону минимализма.

Исходите из того, что суть лоукоста заключается в том, чтобы максимально снизить цену за билет, т.е. сделать его дешевым, тогда правила Победы станут вам более понятными.

Лоукостеры (от английского «low-cost» (лоу-кост) — низкие расходы) — тип авиакомпаний, которые работают по нетрадиционной модели перевозок, предполагающей предоставление очень дешевых авиабилетов.