Моторно-парусная мини-яхта «Дюгонь. Значение парусно-моторное судно в большой советской энциклопедии, бсэ

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при постройке парусно-моторных судов для перевозки пассажиров по морям и озерам. Парусно-моторное судно имеет корпус длиной от 24 до 36 метров с внутренними полостями, не менее одного гребного винта, приводимого в движение не менее чем одним дизельным двигателем, не менее одного топливного бака, не менее одного бака для питьевой воды, опреснительную установку, не менее одной мачты с парусами, средство, способствующее непотопляемости, выполненное из несмачиваемого с закрытой пористостью материала, которым заполнены внутренние полости корпуса, аккумуляторные батареи, рефрижераторные камеры для хранения продуктов питания. Объем топливного бака или суммарный объем топливных баков составляет не менее 8 куб. метров. Объем бака или суммарный объем баков для пресной воды составляет не менее 6 куб. метров. Объем рефрижераторных камер для хранения продуктов питания составляет не менее 4 куб. метров. Внутри корпуса имеются трюм и помещения для хранения автомашины, катера, рыболовного и подводного снаряжения. Судно снабжено надувными баллонами, прикрепленными к корпусу, и аккумуляторами. Повышается надежность и безопасность плавания, обеспечивается автономность плавания. 5 з.п. ф-лы.

Изобретение относится к судостроению. Цель - создание судна неограниченного района плавания, не имеющего аналогов по безопасности и автономности.

Из уровня техники (RU 2200118 и по сообщениям средств массовой информации) известно о начале строительства в ряде стран судов с автономностью в десятки лет, ядерными энергоустановками, средствами для добычи морепродуктов, отсеками для домашнего скота, птицы, огородов и т.п.

Эти суда имеют существенные недостатки:

Высокую цену (до 2500000 долларов США за пассажироместо);

Большие размеры, при которых обшивка для непотопляемости при ударе, например, о рифы должна иметь толщину до 300 мм и соответственно усиленный каркас, что увеличит цену пассажироместа до 5-6 млн. долларов.

Но и такая конструкция не обеспечит безопасность:

При ударе возможна разгерметизация отсеков, которые будет невозможно отремонтировать вне специализированного завода;

При попадании такого судна в цунами оно неизбежно перевернется и, даже если не будет разломлено, не восстановит свое положение на воде. Конструкторы самых прочных судов - линкоров - не смогли придать им подобные свойства.

По указанным причинам длина корпуса парусно-моторного судна типа «Ковчег-1» ограничивается 36 метрами.

Широко известны парусно-моторные суда длиной от 24 до 36 метров (URL: //www.vachting2000.ru/produkcija/ot-24m-do-40/) с внутренними полостями, имеющие не менее одного гребного винта, приводимого в движение не менее чем одним двигателем («Морской словарь», стр.332, изд. «Водный транспорт», 1965 г.), не менее одного бака для топлива, не менее одной складывающейся либо телескопической мачты с парусами (RU 2041120) для прохода, например, под невысокими мостами, не менее одного бака и не менее одной опреснительной установки (RU 42998) для снабжения экипажа питьевой (пресной) водой, не менее чем по одному дизель- или бензоэлектрогенератору (RU 1320120), ветроэлектрогенератору (RU 1134479, RU 2200118), гидроэлектрогенератору (RU 2038264), солнечной (RU 2195754) и аккумуляторной (RU 2038263, RU 2038264) батареями для обеспечения судна электроэнергией, рефкамеры (RU 86717, SU 1101380) для хранения продуктов питания экипажа, средство, способствующее непотопляемости, выполненное из несмачиваемого с закрытой пористостью материала, которым заполняются внутренние полости корпуса (RU 2252144, SU 338441, RU 2245816, RU 2175619, RU 13558) либо которым покрывается обшивка корпуса (RU 71316) и надувные емкости (RU 61677), размещенные внутри помещений судна, заполняемые газом в случае угрозы затопления.

В соответствии с правилами Морского Регистра («Регистр судоходства России», 1999) парусно-моторные суда длиной до 36 метров снабжаются емкостями для жидкого топлива объемом до 0,8 куб. метра. Такого запаса топлива достаточно для электроснабжения судна в течение 8 суток. Однако в случаях выхода из строя ветрогенераторов и солнечных батарей вследствие, например, мощных магнитных бурь при одновременной невозможности по погодным условиям использовать гидрогенераторы этого времени может оказаться недостаточно для ремонта (замены) оборудования либо установления благоприятных погодных условий. Энергоснабжение судна прекратится.

На парусно-моторном судне типа «Ковчег-1» энергетическая безопасность достигается размещением в корпусе емкостей для топлива объемом не менее 8 куб. метров, которого достаточно для электроснабжения судна в течение не менее 80 суток.

Согласно тем же правилам емкость баков пресной воды парусно-моторных судов длиной до 36 метров составляет не более 2 куб. метров. Это запас на 6 суток, которых при выходе из строя опреснителя может быть недостаточно для пополнения запасов воды.

На парусно-моторном судне типа «Ковчег-1» экипаж снабжается водой из емкостей объемом не менее 6 куб. метров. Этой воды достаточно на 24 дня, за которые можно отремонтировать опреснитель либо дойти до самых отдаленных берегов.

Суда длиной до 36 метров комплектуются по правилам Морского Регистра аккумуляторами емкостью до 10000 А·ч. Однако при отсутствии по техническим либо погодным условиям возможности использования других источников электроэнергии такой емкости достаточно для электроснабжения судна только в течение суток, которых может быть недостаточно для ремонта генераторов, пополнения запасов горючего либо установления более благоприятных погодных условий.

Парусно-моторное судно «Ковчег-1» комплектуется аккумуляторами емкостью минимум 50000 А·ч, что впятеро повышает энергетическую безопасность.

Для снабжения экипажа скоропортящимися продуктами питания с одновременной экономией электроэнергии, потребляемой холодильными установками, используются камеры, расположенные одна в другой, пространства внутри которых вентилируются. Однако на практике и по правилам Морского Регистра пассажирские суда длиной до 36 метров, комплектуются рефкамерами объемом до 0,6 куб. метра. Продуктов, которые можно в них разместить, достаточно для питания экипажа в течение 33 дней, что нормально в обычных условиях, но недостаточно в экстремальных.

В конструкцию парусно-моторного судна типа «Ковчег-1» включены рефкамеры объемом не менее 4 куб. метров, что повышает автономность плавания по запасам продуктов питания до 320 дней, а с учетом использования морепродуктов и продуктов промысловой охоты - до 1100 дней.

С целью обеспечения плавучести судна даже в случае его полного затопления водой используются пеноматериалы и надувные емкости, заполняемые газом в случае угрозы затопления. Однако эти методы не решают проблемы быстрого восстановления судна в нормальное положение в случае переворота (переворотов).

В парусно-моторном судне типа «Ковчег-1» проблема быстрого восстановления в нормальное положение после переворота решается закреплением на верхних кромках бортов надувных баллонов, сжатый газ в которые подается лишь в случае переворота.

Проекты пассажирских судов указанной длины по правилам Морского Регистра не предусматривают наличия трюмов. Однако в случае чрезвычайной ситуации экипажу потребуется значительное количество материалов, оборудования, запчастей, одежды и пр., которые в обычное путешествие не берутся.

На парусно-моторном судне типа «Ковчег-1» также запасы размещаются в трюме объемом не менее 8 куб. метров.

На пассажирских судах указанных размеров по правилам Морского Регистра спасательные и разъездные плавсредства располагаются на верхних палубах, а погрузка автомашины вообще не предусматривается. Однако в случае переворота судна с наружных палуб будет смыто любое оборудование и экипаж окажется без плавсредств, а в случае высадки на ненаселенный берег - без транспортного средства.

Внутри корпуса парусно-моторного судна типа «Ковчег-1» предусматривается наличие специального отсека для хранения автомашины и катера, находящегося преимущественно в корме на уровне ватерлинии и снабженного преимущественно опускающимися на воду воротами - аппарелью, во время переходов судна жестко прижатыми к его корпусу.

Как правило, на всех пассажирских судах имеются рундуки (ящики) для хранения рыболовного и подводного снаряжения для спортивной рыбной ловли и подводного плавания. Однако при вынужденном длительном пребывании в автономном плавании добыча морепродуктов превратится в насущную потребность и имеющихся рундуков будет недостаточно для хранения профессионального снаряжения.

На парусно-моторном судне типа «Ковчег-1» запасы рыболовного и подводного снаряжения хранятся в специальных помещениях объемом не менее 4 куб. метров.

Перечисленные существенные признаки парусно-моторного судна типа «Ковчег-1» требуют наличия внутри корпуса помещений и полостей, объем которых ограничивает минимальную длину судна 24 метрами.

Парусно-моторное судно типа «Ковчег-1» находится у причала морского порта или на рейде в полностью снаряженном состоянии. Его цистерны заполнены топливом и водой, рефкамеры загружены продуктами питания, а трюм - запасами оборудования, запчастей, одежды и пр. В специальном отсеке находятся автомашина и катер, жестко раскрепленные во всех плоскостях между переборками и палубами. В помещении для хранения рыболовного и подводного снаряжения сложен и закреплен его профессиональный комплект. Каюты для экипажа полностью подготовлены для проживания. Все механизмы и системы проверены.

В случае поступления информации об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации экипаж прибывает на судно, и оно незамедлительно выходит в море (океан), держа курс в сторону наибольших глубин.

В случае поступления информации о наступлении чрезвычайной ситуации экипаж незамедлительно опускает мачты и жестко крепит их к палубе, после чего размещается во внутренних помещениях, задраив все наружные двери и иллюминаторы, а также водонепроницаемые двери и люки в переборках и палубах.

В случае обнаружения приближения волны высотой втрое ниже длины судна, экипаж направляет судно на волну.

В случае обнаружения волны большей высоты, экипаж разворачивает судно бортом к волне, которая один или более раз его переворачивает.

Когда перевороты судна прекращаются, экипаж открывает клапан наполнения эластичных емкостей, закрепленных на верхних кромках бортов, газом из предварительно заполненных им баллонов. Емкости быстро заполняются, способствуя всплытию судна из-под воды в нормальном положении.

После исчезновения угроз экипаж выходит на верхние палубы, спускает воздух из эластичных емкостей, вновь закрепляя их по бортам в свернутом состоянии, устанавливает мачты, поднимает паруса и начинает движение судна в наиболее безопасном направлении.

При движении судна с целью экономии топлива максимально используются ветровые, солнечные и гидроэлетрогенераторы.

Для экономии запасов продуктов питания максимально используются профессиональные наборы рыболовного, подводного и охотничьего снаряжения.

В случае необходимости обследования перспективного для высадки берега ворота - аппарель - разгерметизируются и опускаются на воду (берег), и из специального отсека выгружаются катер или автомашина.

В случае необходимости обустройства экипажа на берегу из трюмов извлекаются необходимые оборудование, снаряжение и пр.

В целом конструкция парусно-моторного судна типа «Ковчег-1» позволяет экипажу до 3 лет находиться в автономном плавании, выбирая себе на берегах морей (океанов) место для проживания.

1. Парусно-моторное судно, характеризующееся тем, что оно содержит корпус длиной от 24 до 36 м с внутренними полостями, не менее одного гребного винта, приводимого в движение не менее чем одним дизельным двигателем, не менее одного топливного бака, не менее одного бака для питьевой воды и опреснительную установку, не менее одной мачты с парусами, средство, способствующее непотопляемости, выполненное из несмачиваемого с закрытой пористостью материала, которым заполнены внутренние полости корпуса, аккумуляторные батареи, рефрижераторные камеры для хранения продуктов питания, причем объем топливного бака или суммарный объем топливных баков составляет не менее 8 м 3 , объем бака или суммарный объем баков для пресной воды составляет не менее 6 м 3 , а объем рефрижераторных камер для хранения продуктов питания составляет не менее 4 м 3 .

2. Судно по п.1, отличающееся тем, что оно имеет не менее чем один трюм объемом не менее 8 м 3 .

3. Судно по п.1, отличающееся тем, что оно имеет внутри корпуса помещение для хранения автомашины, катера объемом не менее 8 м 3 .

4. Судно по п.1, отличающееся тем, что оно имеет внутри корпуса помещения для хранения рыболовного и подводного снаряжения объемом не менее 4 м 3 .

5. Судно по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено надувными баллонами, прикрепленными к корпусу и предназначенными для экстренного аварийного увеличения водоизмещения судна.

6. Судно по п.1, отличающееся тем, что оно снабжено аккумуляторами суммарной емкостью не менее 50000 А·ч.

Все-таки хорошо, что у англичан есть чувство юмора. Их тонкий юмор проявляется порой самым неожиданным образом, в том числе для них самих. Вот, например, такое серьезное дело, как конкурс на лучший проект яхты для заданного путешествия - Yachting World Design 2000 Competition. Организаторы начали шутить с самого начала, опубликовав условия его проведения на... черном фоне. "Черное" начало определило такое же окончание. Вместо хоть каких-нибудь результатов в одной из трех категорий конкурса и публикации серьезных проектов (наверняка представленных) в журнале "Yachting World" опубликовали пять вариантов яхт, которые (цитирую статью) "...не могут быть серьезно приняты для этого конкурса". И опять-таки на черном фоне!


А теперь шутки в сторону - мы идем в море далеко и надолго. В виртуальное путешествие на придуманной яхте. Предлагаемые задачи были очень интересны для меня. Условия плавания на разных этапах маршрута определили технические требования, которые следовало превратить в цепь компромиссных решений и в результате получить жизнеспособное судно. Из трех категорий конкурса - полный проект, концепция судна и проект отдельной детали или устройства - я выбрал вторую: идею яхты.

О чем думает капитан, собираясь провести на яхте три-четыре года в море? О маршруте, о погоде, об экипаже, о себе, бедном, и о своем судне.

С маршрутом более-менее ясно - он задан. Такой, захватывающий дух путешественника, слоистый коктейль из плавания по Океану просто, по Океану ревущему, по Океану тропическому, из прибрежных плаваний по мелководью, по дикой и мутной Амазонке, по озерам и внутренним водным путям. Коктейль обязательно подается со льдом - с айсбергами и ледовой кашей. Надо же такое придумать!

После нескольких недель плавания романтика улетучится. Экипаж обленится. Жизнь будет проходить в трех состояниях: сон-еда-вахта. Если капитану не придется постоянно думать о том, чтобы на яхте что-нибудь не оторвалось или не отвалилось, то он сможет иногда спокойно поспать.

В таком путешествии всего на яхте должно быть много: топлива, пресной воды, продуктов, внутри - просторно, светло, тепло, когда снаружи холодно, и прохладно в жару.

Примерно так я размышлял, перед тем как сформулировать свою идею яхты для конкурса на бумаге.

Итак, "Тюлень" - небольшое экспедиционное парусно-моторное судно. Основные конструктивные решения, которые необходимо было согласовать при разработке концепции такого судна, следующие: высокая мореходность и прочность корпуса, большая площадь парусности, обеспечивающая хорошие ходовые качества под парусами, остойчивость, ограничение по осадке, надежное рулевое устройство, мощный двигатель, размещение больших запасов топлива, воды и продуктов, наличие удобных кают для всех членов экипажа.

Размерения яхты


Конструкция: материал корпуса, палубы и надстройки - сталь, продольная система набора с мощными рамными шпангоутами и переборками. Пластиковый защитный козырек крепится к надстройке на болтах. Толщины обшивки корпуса: подводная часть - 6 мм, надводная - 4-5 мм, палуба - 4 мм, надстройка - 3 мм. Корпус разделен тремя водонепроницаемыми переборками.

Для уменьшения осадки применен тяжелый подъемный бульб-киль весом 4 т. В поднятом состоянии бульб остается снаружи корпуса и размещается между двумя плавниками, в которых располагается дополнительный баласт, по 2 т в каждом. Это обеспечивает достаточную остойчивость яхты и при поднятом киле.

На каждый плавник навешено по рулю, что при небольшой осадке обеспечивает их надежную защиту и достаточную общую площадь, необходимую для хорошей управляемости - даже при поломке или потере одного руля.

Образованный плавниками туннель закрывает винт с боков и позволяет защитить его съемными решетками спереди и сзади (например - во время плавания во льдах). На плавниках яхта может оставаться стоящей на дне во время отлива, чем можно воспользоваться для осмотра или ремонта.

Благодаря четырем вваренным в корпус рымам несложно поднять судно на берег в любом порту, лишь бы к причалу мог подъехать автомобильный подъемный кран.

Оборудование, системы и оснастка яхты: двигатель "Perkins Sabre M130C" мощностью 130 л.с. Источники электроэнергии: две группы аккумуляторов (плюс отдельный - для старта двигателя) и два дизель-генератора (7,8 и 2 кВт). Подзарядка аккумуляторов производится от солнечных батарей, ветрогенератора, через зарядное устройство, работающее от береговой сети, от любого из дизель-генераторов или при работающем двигателе - от трех генераторов, навешенных на него. Желание установить на яхте два дизель-генератора разной мощности не случайно: для подзарядки целесообразно использовать дизель-генератор малой мощности, а для работы кондиционера и бытового электрооборудования - большой.

Запасы топлива - 4600 л в четырех отдельных встроенных танках.

Запасы пресной воды - 1200 л в четырех отдельных танках из нержавеющей стали, расположенных в нос от машинного отделения. Для пополнения запасов пресной воды установлены электрический опреснитель и, кроме того, аварийный ручной. Горячая и холодная вода подается под давлением на камбуз и во все туалеты, а также в душ на палубе. Два вкладных мягких танка для сточных вод расположены по одному в носовой и кормовой частях яхты.

Паруса: основной грот с тремя рядами рифов 51,5 м 2 , штормовой грот 29 м 2 , трисель 16 м 2 , генуя 94 м 2 , стаксель №1 70 м 2 , стаксель №2 50 м 2 , бэби-стаксель 24 м 2 , штормовой стаксель 20 м 2 , геннакер. Генуя и стакселя - на закрутках.

Предусмотрены два поста управления, оборудованных гидравлическим приводом. Первый, обеспечивающий хороший обзор, расположен сразу за кокпитом на уровне основной палубы; второй - на уровне палубы кокпита под защитным козырьком.

Якорное устройство состоит из двух электрических шпилей, двух 34-килограммовых якорей, якорной цепи калибром 10 мм для каждого якоря и дополнительного алюминиевого якоря весом 17 кг с нейлоновым канатом. Этот легкий якорь с хорошей держащей силой применяется как кормовой или завозной.

Планировка яхты и бытовое оборудование: над большим и удобным для обслуживания двигателя и механизмов машинным отделением в центральной части яхты находится салон. В нем по правому борту - большой штурманский стол; по левому - обеденный стол и U-образный диван.

На яхте три двухместные каюты, каждая с туалетом и душем. В корме по правому борту - большая кладовая с автоматической стиральной машиной. Газовые баллоны в герметичных контейнерах с наружной вентиляцией размещаются выше ватерлинии, также в кладовой. Здесь хватит места для хранения запасов продуктов, некоторых парусов, концов, надувной лодки в свернутом состоянии. Вообще, хранение надувной лодки - всегда проблема. Привычные шлюпбалки уродуют яхту, мешают иметь удобную сходню и забортный трап. Да и во время шторма болтающуюся на шлюпбалках лодку легко потерять. На "Тюлене" хранить надувную лодку можно в трех местах: в свернутом состоянии в уже упоминавшееся кладовой, на палубе перед мачтой либо на П-образной откидывающейся от кормовой балки перекладине.

Полностью оборудованный камбуз расположен в нос от салона по правому борту.

При работе над "Тюленем" я был ограничен условиями конкурса - длина яхты не должна была превышать 15 м. Разрабатывая реальный проект, я бы удлинил ее на 0,5-1 м, доработал обводы корпуса, увеличил расстояние между плавниками, тщательно продумал устройство подъема киля.

В целом, концепция "Тюленя" как яхты неограниченного района плавания, способной противостоять любым погодным условиям, легко обслуживаемой и имеющей длительный срок эксплуатации, мне нравится и сейчас, через год после окончания конкурса.

ПАРУСНО-МОТОРНОЕ СУДНО

парусное судно со вспомогат. механич. установкой (двигателем внутр. сгорания), работающей при безветрии и маневрировании. Большинство П.-м. с. - мелкие промысловые, учебные, туристские.


Большой энциклопедический политехнический словарь . 2004 .

Смотреть что такое "ПАРУСНО-МОТОРНОЕ СУДНО" в других словарях:

    ПАРУСНО-МОТОРНОЕ СУДНО - Судно, имеющее парусное вооружение и вспомогательную дизельную механическую установку, используемую для движения судна при безветрии, при заходах в порты, движении по каналам и т.п. Большинство парусно моторных судов небольшие промысловые,… … Морской энциклопедический справочник

    Парусное судно со вспомогательным двигателем, используемым для движения судна при безветренной погоде на акваториях портов и в Фарватерах, где затруднено маневрирование под парусами. В качестве двигателей современному П. м. с. обычно… … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Бот. Современный египетск … Википедия

    Ы; ж. [голл. jacht] Небольшое парусное, моторное или парусно моторное судно, предназначенное для спорта, прогулок и иных целей. Ходить на яхте. Я. под парусом. Моторная я. Королевская я. Морская я. Олимпийские яхты (некоторые типы швертботов,… … Энциклопедический словарь

    Детский морской центр КЮМ … Википедия

    - «Юный балтиец» «Юный балтиец» История корабля Государство флага Россия … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Тритон. Y 5 Тритон История корабля Государство флага … Википедия

    - (морск.). Двухмачтовое грузовое судно с высокой задней частью, в XVIII в. на Баирийском море. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. пинка (гол. pink) небольшое двухмачтовое парусно ыоторное судно,… … Словарь иностранных слов русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Штандарт. «Штандарт» Служба … Википедия

    - (Seine boat, Seine net fishing vessel) рыболовное судно (обычно мелкий моторный бот) для промысла датским и кошельковым неводом. Крупные С. сохраняют основные черты небольших траулеров и английских дрифтеров. Основные требования, которые… … Морской словарь

Книги

  • Козак. Черкес из Готии , Сорокин Игорь Владимирович. Ты отправился на рыбалку, а попал в XVI век в Османскую империю, во времена зарождения Запорожской Сечи? Замечательно! Радуйся! Ведь у тебя есть голова на плечах, а к ней в придачу…
  • Козак Черкес из Готии , Сорокин И.. Ты отправился на рыбалку, а попал в XVI век в Османскую империю, во времена зарождения Запорожской Сечи? Замечательно! Радуйся! Ведь у тебя есть голова на плечах, а к ней в придачу…

ПАРУСНО-МОТОРНОЕ СУДНО

судно, парусное судно со вспомогательным двигателем, используемым для движения судна при безветренной погоде на акваториях портов и в фарватерах, где затруднено маневрирование под парусами. В качестве двигателей современному П.-м. с. обычно служат дизели, вращающие гребной винт. Большинство П.-м. с. - мелкие промысловые, транспортные, учебные, туристские.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПАРУСНО-МОТОРНОЕ СУДНО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СУДНО в Однотомном большом юридическом словаре:
  • СУДНО в Большом юридическом словаре:
    - плавучее сооружение для перевозки грузов и пассажиров, водного промысла, добычи полезных ископаемых, спортивных состязаний, а также для военных целей. …
  • СУДНО в Словаре финансовых терминов:
    (правовое положение) соответствующим образом организованная и управляемая единица пароходства, действующая, как правило, на началах внутреннего хозрасчета, имеющая свой производственно-финансовый план …
  • СУДНО
    МОРСКОЕ ЯДЕРНОЕ - см МОРСКОЕ ЯДЕР НОЕ …
  • СУДНО в Словаре экономических терминов:
    ВОЗДУШНОЕ ГРАЖДАНСКОЕ см ГРАЖДАНСКОЕ ВОЗДУШНОЕ …
  • СУДНО в Словаре экономических терминов:
    ВОЗДУШНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ - см ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО …
  • СУДНО в Словаре экономических терминов:
    ВОЗДУШНОЕ - см. ВОЗДУШНОЕ СУДНО …
  • СУДНО в Словаре экономических терминов:
    ВОЕННО-ВОЗДУШНОЕ - см ВОЕННО - ВОЗДУШНОЕ …
  • СУДНО в Словаре экономических терминов:
    - самостоятельная производственная единица пароходства или другого предприятия, действующая, как правило, на началах внутреннего хозрасчета, имеющая свой производственно-финансовый план, организация …
  • СУДНО
  • СУДНО
    корабль, плавучее сооружение, предназначенное для выполнения определённых хозяйственных и военных задач, научных исследований, водного спорта и др. Классификация С. По …
  • СУДНО в Энциклопедическом словаре:
    1, -а, мн. судна, -ден, -днам, ср. Сосуд для испражнений, для мочи. Подкладное с. (для лежачих больных). II прил. судковый, …
  • СУДНО
    С́УДНО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ (НИС), морское, речное или озёрное судно, спроектированное и построенное (или перестроенное из судна др. типа) для выполнения науч. …
  • СУДНО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́УДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ, судно, корпус к-рого при движении поднимается над водой под действием подъёмной силы, создаваемой погружёнными в воду …
  • СУДНО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́УДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ, судно, приподнимающееся над поверхностью воды нагнетаемым под днище воздухом. Конструкция предложена в 1716 швед. учёным Э. …
  • СУДНО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́УДНО, плавучее сооружение для перевозки грузов и пассажиров, вод. промысла, добычи полезных ископаемых, спорт. состязаний и пр., а также для …
  • МОТОРНОЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МОТ́ОРНОЕ ТОПЛИВО, бензин, дизельное топливо, керосин, сжиженный нефт. газ (смесь пропана и бутана), используемые в поршневых, реактивных, газотурбинных двигателях внутр. …
  • СУДНО
    су"дно, су"дна, су"дна, су"ден, су"дну, су"днам, су"дно, су"дна, су"дном, су"днами, су"дне, …
  • СУДНО в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    су"дно, суда", су"дна, судо"в, су"дну, суда"м, су"дно, суда", су"дном, суда"ми, су"дне, …
  • СУДНО
    Всякий …
  • СУДНО в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    И танкер, и космический …
  • СУДНО в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Больничная …
  • СУДНО в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: …
  • СУДНО в Тезаурусе русского языка:
    Syn: …
  • СУДНО в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: …
  • СУДНО в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. ср. 1) устар. Сосуд, посуда. 2) Сосуд для испражнений, мочи. 2. ср. Сооружение, приспособленное для плавания и перевозки людей …
  • СУДНО в Орфографическом словаре:
    с`удно 2, -а, мн. с`удна, с`уден, с`уднам …
  • СУДНО в Орфографическом словаре:
    с`удно 1, -а, мн. суд`а, -`ов …
  • СУДНО в Словаре русского языка Ожегова:
    2 плавающее транспортное средство для перевозки людей и грузов, для военных целей, водного промысла, спортивных состязаний Самоходное с. Несамоходное с. …
  • СУДНО в Словаре Даля:
    см. суда …
  • СУДНО в Современном толковом словаре, БСЭ:
    плавучее сооружение для перевозки грузов и пассажиров, водного промысла, добычи полезных ископаемых, спортивных состязаний и пр., а также для военных …
  • СУДНО
    судна, мн. судна, суден, суднам, ср. 1. Сосуд, посуда (обл.). 2. Сосуд для испражнений, для мочи. Подкладное судно для …
  • СУДНО в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    судна, и (реже) СУДНО, судна, мн. суда, судов, ср. Плавающее сооружение для передвижения по воде. Парусное судно. Паровые суда. Военное …
  • РАЗВИТИЕ МОТОРНОЕ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , 1) процесс формирования произвольных движений человека, включающий созревание нервных центров управления движениями, двигательных единиц и метаболических свойств скелетно-мышечных волокон …
  • ЯХТА в Большом энциклопедическом словаре:
    (от голл. jacht) парусное, парусно-моторное или моторное судно для водного спорта и прогулок. Спортивные парусные яхты различают по конструкции корпуса, …
  • МОД в Большом энциклопедическом словаре:
    ("Maud") норвежское парусно-моторное судно. Построено в 1917. Водоизмещение ок. 800 т. В 1918-20 под руководством Р. Амундсена совершено сквозное плавание …
  • ЯХТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (голл. jacht, от jagen - гнать, преследовать), парусное моторное или парусно-моторное судно водоизмещением до 3000 т, предназначенное для спорт, …
  • ШХУНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    шкуна (от англ. schooner), парусное судно, имеющее не менее двух мачт и несущее на всех мачтах косое парусное вооружение. …
  • МОТОРНОЕ ТОПЛИВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    топливо, жидкое или газообразное горючее, используемое в двигателях внутреннего сгорания (поршневых, реактивных, газотурбинных). М. т. подразделяют на группы: карбюраторное, в …
  • МОД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    ("Maud"), парусно-моторное судно полярной экспедиции Р. Амундсена. Построено в 1917 в Норвегии. Длина 29,8 м, ширина 10,6 м, водоизмещение …
  • ВИТЯЗЬ (ПАРУСНО-ВИНТОВОЙ КОРВЕТ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    парусно-винтовой корвет, построен в 1886 на Галерном острове в Петербурге. Водоизмещение 3200 т, скорость хода 14 узлов (26 км/ч …
  • Галоперидол в Справочнике лекарственных средств:
    ГАЛОПЕРИДОЛ (Haloperidolum). 4- (пара Хлорфенил) - 1 - пиперидинол-4, или 4- -4"-фторбутирофенон. Синонимы: Галофен, Aloperidin, Haldol, Halidol, Haloperidin, Haloperin, …
  • ОБЩЕЕ ЩЕЛОЧНОЕ ЧИСЛО
    (TBN) - показывает общую щелочность масла, включая вносимую моющими и диспергирующими присадками, которые обладают щелочными свойствами. Выражается через количество гидроокиси …
  • ОБЩЕЕ КИСЛОТНОЕ ЧИСЛО в Словаре автомобильного жаргона:
    (TAN) - как моторное, так и трансмиссионное масло может содержать кислотные компоненты, содержание которых может быть определено раздельно; кислотные компоненты …
  • ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫЕ в Словаре экономических терминов:
    ТОВАРЫ - товары, применение одного из которых требует одновременного использования другого товара, дополняющего первый. Например, дополняющим товаром к автомобилю служит …
  • 1916.08.02
    В Москве основывается завод АМО (Автомобильное моторное общество), который просуществует до 1924 как ремонтные мастерские. В конце 1933 будет переименован …
  • 1859.10.25 в Страницах истории Что, где, когда:
    Английский парусно-винтовой корабль "Ройал Чартер" ("Royal Charter") выбрасывается штормом на скалы у Ливерпуля. Погибают 456 …
  • 1854.11.13 в Страницах истории Что, где, когда:
    (по 16 ноября) Британский парусно-винтовой фрегат "Prince" (войдет в историю как "Черный принц") и десять других кораблей англо-французской эскадры погибают …
  • 1852.02.26 в Страницах истории Что, где, когда:
    Британский парусно-колесный фрегат "Биркенхед" ("Birkenhead") налетает на подводный камень близ мыса Доброй Надежды и тонет. Из 630 членов экипажа и …
  • 1852.01.04 в Страницах истории Что, где, когда:
    Британский парусно-колесный пароход "Амазон" ("Amazon") погибает от пожара в Атлантическом океане на пути в Америку. Более 100 человек …

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Из книги Скутеры двухтактные и четырехтактные. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автора Коллектив авторов

Из книги Что делать в экстремальных ситуациях автора Ситников Виталий Павлович

Из книги автора

Судно Судно – плавающее устройство для передвижения и транспортировки водным путем и для выполнения специальных задач. Характеристика судна выражает его эксплуатационные и технические данные: скорость, дальность плавания, грузоподъемность, вместимость, автономность,

Из книги автора

16.5. Ремонт скутера. Моторное масло - замена Перед заменой масла в четырехтактном двигателе необходимо предварительно в течение 5–7 минут прогреть двигатель и установить скутер на центральную подставку. При наличии на двигателе сменного масляного фильтра, его также

Из книги автора

Моторное судно 1. Если вы попали в шторм на моторном судне, берите курс на ближайшее укрытие.2. Для того чтобы вода как можно меньше заливала палубу, старайтесь плыть навстречу волнам, снизив скорость до минимального предела, при котором возможно полноценное