Еврейский квартал в праге. Йозефов — Еврейский квартал в Праге Еврейский квартал в праге как добраться

Еврейский квартал — это город в городе, уникальная историческая достопримечательность, окруженная постройками Старого Города. Это место находится в районе Йозефов, недалеко от речки Влатвы.

Квартал появился на месте первых домов иудеев и долго время жил и развивался обособленно от остальной части Праги. Сегодня это уникальный музейный комплекс под открытым небом, состоящий из нескольких синагог (Староновая , Высокая , Клаусова , Пинкасова , Майзелова), кладбища и ратуши , оставшихся после расчистки трущоб на рубеже XIX-XX веков.

На территории комплекса работает Государственный еврейский музей, экспозиция которого размещена во всех исторических зданиях Еврейского квартала. Подробнее — на сайте музея .

История Еврейского квартала

Еврейский квартал появился в городе в XI веке. Если сейчас Йозефов находится в самом центре города, то на то время это была дальняя окраина. Только там можно было селиться еврееям, в квартале Židovskéměsto. Чтобы дополнительно оградиться от иудейского народа, вокруг их поселения возвели высокую каменную стену. Внутри была своя школа, свои синагоги и даже отдельное кладбище.

В иудейском гетто жили и работали, учились и умирали, не смешиваясь остальным населением Праги и зачастую даже не зная языка окружающих их людей. И таких кварталов, в которых изгоями жили евреи, были достаточно в крупных городах по всей стране.

Но время шло. Незаметно для всех один, другой третий иудей начинал работать с чехами, вести партнерские дела, изучать чешский язык. Так началась ассимиляция — нормальное для социума явление.

Со временем евреи стали восприниматься как равноправные горожане, им разрешили участвовать в общегородских делах, и часто не могли обойтись без их предпринимательского таланта.

Йозеф II, императора, в честь которого и называется еврейский квартал сейчас, принял важное решение: наделить евреев такими же правами, как и христианских граждан. Город стали расширять и перестраивать за счет территории еврейского квартала, а иудеи получали возможность построить себе жилье в любом другом месте Праги.

К началу XX века здесь остались жить только самые нищие и самые идейные евреи — все остальные смешались с местным населением.

Третий Рейх не устроил больших разрушений в квартале, решив оставить его как воспоминание о низшей расе, которая тут обитала. До нашего времени дошли синагоги и памятники с историей в тысячу лет.

Что посмотреть

Можно назвать минимум 14 достопримечательностей, которые обязательно стоит посмотреть в Еврейском квартале. Каждая из них окутана своей историей и до сих пор вызывает интерес у туристов.

Среди достопримечательностей квартала, сохранившихся до наших дней, можно выделить следующие:

  • Синагоги;
  • Старое еврейское кладбище , одно из старейших в Европе;
  • Еврейский музей;
  • Еврейская ратуша;
  • Памятник Францу Кафке.

Синагог здесь сохранилось несколько и каждая интересна по-своему.

Староновая считается самой древней в Европе. Она была главной в гетто и до сих пор функционирует как религиозное учреждение.

Второй по значению здесь считалась Клаусова. Сейчас в ней выставка, знакомящая посетителей с бытом иудеев.

Самой красивой называют Испанскую. Она выполнена в арабо-мавританском стиле.

Функционирует музей, в котором можно узнать о жизни еврейского квартала и евреев в Праге абсолютно все. Он основан на базе нескольких частных коллекций известных личностей: А. Штейна и Г. Либена. Židovské muzeum v Praze основан около 100 лет назад. Он находится по адресу: U staré školy 141/1, Praha 1.

Памятники, постоянные выставки и галерея Роберта Гуттмана — открыты каждый день, кроме суббот и еврейских праздников. Часы работы в основном сезоне меняются с летним временем, точное время работы узнавайте .

К музею также относятся 4 синагоги (одна из которых работает и в ней проводятся службы) и еврейское кладбище.

Голем еврейского квартала

Даже если вы никогда не были в Праге, наверняка слышали про загадочного голема, который стоит в Еврейском квартале. Можно много говорить о том, как он тут оказался, но туристы предпочитают верить в увлекательную легенду. В ней говорится о том, как рабби Лев хотел защитить иудеев от нападок христиан, и создал статую огромного голема, который должен был взять под свое крыло несчастных евреев. Голем вышел на улицы города на защиту своего народа, подчинил себе христианский квартал, полностью раскрошив его в щепки.

Об этом услыхал император и попросил рабби усмирить своего защитника и уничтожить его. Рабби не стал уничтожать голема, но спрятал его на чердаке. Говорят, что на чердаке Староновой синагоги до сих пор лежит глиняный воин, и ждет когда она понадобится своему народу.

Еврейский квартал: как добраться

Еврейский квартал в Праге находится в самом центре, в Старом городе. Не всегда легко найти хорошее место для парковки в историческом центре Праги.Поэтому мы рекомендуем оставить свой автомобиль за пределами центра города и приехать в музей на общественном транспорте или пешком.Ближайшая платная автостоянка находится ниже Čechův most (bridge) на набережной Edvarda Beneše (набережная).

Добраться до квартала можно любым видом транспорта:

  • на автобусе 194 до остановки Pařížská;
  • на метро до станции Staroměstská (зеленая линия, А);
  • на трамвае Ост. Právnická fakulta;
  • на такси Uber;

Если вы приехали в Прагу на поезде и находитесь на ж/д вокзале, то можете пройтись до еврейского квартала пешком — это займет меньше получаса. По пути вы увидите множество не менее интересных достопримечательностей: Иерусалимскую Синагогу, музей Альфонса Мухи, Сословный театр и даже парижские куранты.

Схема как добраться до еврейского квартала с Главного вокзала Праги:

Чехия. Прага. Еврейский квартал

Одним из самых знаменитых кварталов в городе является окруженный со всех сторон зданиями Старого Города Еврейский квартал Йозефов.

В X в. первые еврейские поселения стали возникать на Малой Стороне, а также под . Сейчас от них уже ничего не осталось; начиная с первой половины XII столетия, евреи стали заселять и Старый Город. Спустя четыре века небольшое поселение превратилось в настоящий еврейский квартал, где имелись независимые органы управления, а вся жизнь в бытовом, политическом и религиозном плане разительно отличалась от жизни остальной части городского населения.

Вполне закономерно, что на протяжении долгой истории Праги, еврейское гетто неоднократно претерпевало погромы и выселения. В 1848 г. в Чехии, наконец, признали гражданские и политические права евреев. Их собственное городское поселение стало одним из кварталов Праги, который назвали в честь Иосифа II – австрийского императора, значительно улучшившего жизнь пражских евреев своими реформами. Законы Иосифа II оберегали их от притеснений христиан и предоставляли больше прав.

Сегодня от старого еврейского квартала осталось не так много: 6 синагог, Еврейская ратуша и Старое еврейское кладбище. Они составляют своеобразный музей под открытым небом. Все прочие старые постройки были демонтированы на рубеже XIX-XX вв., когда велись масштабные работы по расчистке трущоб. Посетить объекты можно с 1 апреля по 31 октября (9:00 – 18:00); 1 ноября – 31 марта (9:00 – 16:30) – ежедневно (суббота – выходной).

Ценнейшая достопримечательность Йозефова – – старейшая пражская постройка в стиле ранней готики (к. XIII в.).

В сквере стоит , а в самой синагоге скрыт тайник, где хранятся имеющие сакральное значение Торы — свитки с текстами 5 книг, написанных Моисеем на древнееврейском языке.

Была построена благодаря финансовой поддержке старосты Еврейского Города и благотворителя — Мордехая Майзела — в конце XVI в. Реконструкция фасада произошла в XIX в. На втором этаже в большом ренессансном зале представлена выставка популярных текстильных изделий, принадлежащих Государственному еврейскому музею.

На средства Майзела также была построена в к. XVI в. Сегодня это здание в стиле рококо (после перестройки в 1763 г.) с башней, на которой висят большие часы с еврейским алфавитом на циферблате.

В 1694 г. возведена (стиль – барокко). Экспозиция редких рукописных книг на древнееврейском языке размещена в ее главном зале.

Во вт. половине XV в. первоначально была домашней молельней семьи Горжовских-Горовиц. После Второй Мировой здесь организовали мемориал 77 297 чешским и моравским евреям, погибшим в концлагерях.

Еще одна синагога, построенная при финансировании старосты Мордехая Майзела – . До реконструкции 1905 г. ее стиль можно определить как Ренессанс, после – неоготика. Во внутреннем помещении размещена уникальная коллекция серебряных изделий, собранная со всех чешских синагог.

Говоря о квартале Йозефов, нельзя не упомянуть – одно из самых достопримечательных мировых еврейских кладбищ. Возраст старейшего захоронения – 574 г. Здесь можно обнаружить и более древние надгробия в готическом стиле, которые были перенесены при открытии кладбища с более старого в Новом городе. Последняя могила на Старом еврейском кладбище была вырыта в 1787 г. Причудливые нагромождения 12 000 надгробий, старых могил и земли возникли здесь из-за того, что старые захоронения зарывались, и над ними образовывалось место для новых. Более поздние надгробия сделаны из белого или розового мрамора, тогда как изначально их делали из простого песчаника. Стоит отметить, что на этом кладбище похоронены некоторые важные исторические и выдающиеся личности, среди которых — Иегуда бен Бецалел (по прозвищу «Лев»), умерший в 1609 г., но успевший создать Голема – искусственного человека. Могилы известных людей можно обнаружить благодаря табличкам с их именами и краткой справкой об их жизни и достижениях.

Каждый год тысячи представителей еврейской нации посещают Еврейский квартал в Праге. Дело в том, что Еврейский квартал (Židovské Město), или «Йозефов» (Josefov) — один из старейших и масштабнейших центров еврейской культуры в Центральной Европе. Евреи здесь жили, начиная с эпохи Средневековья, и, несмотря на жестокие погромы и многочисленные попытки изгнания и истребления, пражской еврейской общине удалось сохранить самые ценные памятники готической, ренессансной, барочной и современной архитектуры в Еврейском квартале.

Пинкасова синагога – строгая и элегантная

Пинкасова синагога (Pinkasova synagoga) – вторая из двух старейших синагог Еврейского квартала (№2 на ). Она была построена в начале 16 века и строилась несколько десятилетий, и с течением времени перестраивалась, поэтому ее архитектурный стиль однозначно определить трудно. Здесь барокко смешалось с архитектурой Ренессанса, и это смешение создало очень элегантную синагогу.

Сейчас Пинкасова синагога – музей, здание используется в качестве выставочного зала для экспонатов, так или иначе связанных с историей еврейского народа. Одним из самых интересных и трагических экспонатов этого музея являются стены – на них нанесены имена почти 80 тысяч чешских евреев, погибших от нацистских репрессий в годы Второй мировой войны в концлагерях. Также в Пинкасовой синагоге находится постоянно действующая выставка рисунков еврейских детей из концентрационного лагеря «Терезин».

Еще одной не менее значимой достопримечательностью Еврейского квартала Праги является Старое еврейское кладбище (Starý židovský hřbitov) (№3 на ). Это одно из наиболее хорошо сохранившихся еврейских кладбищ в мире. Вероятно, оно было основано в первой половине 15 века, старейшее надгробие датируется 1439 годом, последнее же захоронение состоялось здесь в конце 18 века.

Поскольку у евреев не было возможности увеличивать территорию кладбища, им приходилось хоронить своих соотечественников одних над другими, слой за слоем увеличивая количество могил на кладбище. За три столетия существования на старом еврейском кладбище, по оценкам исследователей, упокоились около 100 тысяч евреев, захороненных в 12 слоях. Здесь сохранилось несколько тысяч надгробий, относящихся к разным историческим периодам. Надгробия делались из песчаника, розового или белого мрамора, и на них все еще можно прочесть имена и профессии.

На Старом кладбище похоронены и выдающиеся личности: Давид Ганс (еврейский астроном), Йосеф Дельмедиго (астроном, писатель). Самый знаменитый еврей, похороненный здесь - рабби Лёв, общественный авторитет, мыслитель и ученый, известный также как Магарал. Считается, что именно он создал пражского Голема, о котором существует так много легенд.

Клаусова синагога – высокая и величественная

Клаусова синагога (Klausová synagoga) – одна из старейших в Еврейском квартале (№4 на ). Еще в 16 столетии на месте современного здания располагались три небольших постройки с ритуальными функциями, уничтоженные пожаром в конце 17 века. После этого события было принято решение возвести новую синагогу. Это сооружение отличается от остальных храмов тем, что состоит всего из одного этажа, но «низкорослым» его назвать нельзя: внутри много свободного пространства, и высокие своды производят впечатление бесконечности и величественности.

В настоящее время богослужения в Клаусовой синагоге не проводятся, помещение используется как музей. Здесь можно побывать на выставке «Еврейские праздники, традиции и обычаи» и осмотреть другие экспонаты, имеющие непосредственное отношение к истории еврейской нации.

Майзелова синагога – грандиозная и изящная

Майзелова синагога (Maiselova synagoga) (№5 на ) была построена в самом конце 16 века на средства богатого еврея Мордехая Мойзеля, местного мецената. Здание получилось грандиозным: изящным внешне и необычайно красивым внутри. Однако во время пожара в Еврейском квартале в конце 17 века Майзелова синагога сгорела дотла. В ходе перестроек и реставраций она уменьшилась в размерах и приобрела свой современный утонченный неоготический облик.

Функционировало религиозное сооружение до прихода к власти нацистов, после окончания войны здесь разместилась экспозиция «Древнейшая история евреев в Чехии и Моравии» Пражского еврейского музея. В синагоге также есть специально оборудованные места для выставок и залы-хранилища невыставляемых экспонатов. В Майзеловой синагоге хранится более 150 тысяч экспонатов, рассказывающих о тяжелой жизни чешских евреев: книги, предметы быта, ритуальная и обрядовая посуда, а также в залах музея выставляются талантливые произведения местных художников и скульпторов.

Испанская синагога — юная и роскошная

Испанская синагога (Španělská synagoga) была построена позднее всех остальных религиозных сооружений Еврейского квартала (№6 на ), а именно во второй половине 19 столетия, строительство велось 25 лет. Но «долгострой» — не всегда плохо, синагога от этого только выиграла, она стала самой красивой в городе. В строительстве использовался изящный мавританский стиль, поэтому внешне синагога больше напоминает мечеть, нежели еврейскую церковь.

Сейчас Испанская синагога действующая, в ней проводятся богослужения и мессы. Кроме того, здесь можно посетить выставку, рассказывающую об истории еврейского народа, а также побывать на регулярно проходящих здесь концертах духовной музыки, и даже можно сыграть традиционную еврейскую свадьбу.

Еще одна достопримечательность квартала – Еврейская ратуша (Židovská radnice, №7 на ) – место, служившее центром общественной и культурной жизни пражской еврейской общины. Ратуша была сооружена в начале 17 столетия, а современный вид здание получило лишь в 20 веке. Самое примечательное в этом здании – небольшая башня, увенчанная шестиконечной звездой Давида. На башне есть любопытные часы с еврейскими цифрами и стрелками, идущими в обратном направлении, ведь на иврите пишут не слева направо, а наоборот.

Ратуша сохранила свой первоначальный вид и уцелела после разрушительной Второй мировой войны, и сейчас здесь располагаются общественные и культурные организации, национальные, политические объединения и движения. Осмотреть эту достопримечательность Еврейского квартала внутри невозможно, она закрыта для посещения.

Еврейский квартал в Праге – музей, рассказывающий о нелегкой и многогранной жизни чешской еврейской общины и один из самых посещаемых музеев в Чехии, уникальность которого в том, что на его территории со собраны экспонаты, повествующие о культурном наследии еврейского народа.

И, в заключении, невозможно не упомянуть самую необычную достопримечательность Еврейского квартала в Праге — памятник (№8 на ). Он открылся в 2003 году. Литератор восседает на плечах костюма, совершенно пустого и куда-то идущего. Этот монумент, созданный скульптором Ярославом Роном, очень символичен — расположили его на границе, конечно уже не существующей, Еврейского квартала и христианского мира, а граница эта проходит между ног «костюма».

Первое впечатление от композиции – абсурд и неприятие. Но если вспомнить самого Кафку и его жизнь в Праге, то все становится на свои места: чудаковатый, абсурдный писатель, потерявшийся в родном городе, так и не нашедший ориентира, кроме своих очень оригинальных идей. Несмотря на странность композиции, памятник прекрасно вписывается в облик города и отражает многогранность Праги.

В Еврейский квартал вы можете зайти незаметно для себя, осматривая центр Праги. Расположен квартал рядом со Староместской площадью. Звёзды Давида на домах подскажут вам, где вы находитесь. Главными достопримечательностями тут являются синагоги, имеющие богатую историю, ратуша, старое еврейское кладбище и памятник Кафке.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 августа:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Иудеи поселились в этих местах, когда о Праге ещё не было и речи. Затем мирный и робкий народ изгнали воинственные кельты. Согласно легенде, княжна Либуше в 8 в. изрекла пророчество: когда притесняемые всеми люди, верующие в Творца, придут к здешней реке – монарху следует дать им приют. Этим добрым деянием он призовёт на свою страну Божью милость. Пророчество сбылось – в 9 в. на берегах Влтавы появились иудеи. Им было дано разрешение строить свои дома на левом берегу. Но, несмотря на милость королей, жизнь евреев не была лёгкой. Ремесленников и торговцев облагали большими налогами, время от времени случались еврейские погромы.

Начиная с 13 в. евреи жили в отдельном квартале, обнесённом стеной, и конечно, никто не имел право поселиться по своему выбору в другом месте Праги. Лишь в середине 19 в. король Йозеф П разрешил евреям жить в любом месте города. С тех пор у квартала есть ещё одно имя «Йозефов». Как ни удивительно, но в ходе Второй мировой войны Еврейский квартал не был стёрт с лица земли нацистами. Наоборот – сюда свозились вещи, имеющие отношение к еврейской культуре. Дело в том, что именно здесь Гитлер хотел сделать музей нации, исчезнувшей с карты Европы. Сегодня почти все достопримечательности, кроме старейшей синагоги, можно осмотреть, купив единый билет Еврейского музея.

Достопримечательности Еврейского квартала

Туристы с любопытством осматривают старинные дома Еврейского квартала. И всё же наибольший интерес представляют синагоги, которых тут 6. Наиболее древняя – Старонова синагога построена ещё в 13 веке, то есть, является старейшей в Европе. Она выполнена в готическом стиле, внутренне убранство её не просто скромно – аскетично. Тут евреи в прежние времена укрывались от гонений, сегодня же здесь сосредоточен их главный духовный центр. Согласно легенде, где-то внутри есть потайная комната без входа, откуда является Голем – защитник евреев. Когда-то его вылепил из глины раввин Лёв, а Бог вдохнул в него жизнь.

Пинкасова синагога была выстроена позднее, в 16 в, и в её архитектуре черты барокко гармонично соединились с чертами Ренессанса. Сегодня тут находится музей. Музей разместился и в Клаусовой синагоге, относящейся к 17 в. Интересно будет туристам посетить и Майзелову синагогу, чьё строительство закончилось в последние годы 16 в. Здесь вам расскажут о Майзеле, который, благодаря труду, из бедного еврея стал одним из богатейших людей Европы, ссужал деньги королевскому двору. При этом Майзель занимался широкой благотворительной деятельностью и много сделал для своего народа.
Ещё одна синагога, которая называется Высокой – совмещена с ратушей. А наибольшее впечатление на гостей квартала производит Испанская синагога, богато украшенная внутри, и напоминающая роскошный дворец. Она наиболее молода среди других религиозных построек.

Без сомнения, поразит туристов и старое еврейское кладбище. Иудеям запрещалось хоронить своих усопших где-нибудь, кроме этого места. Поэтому умерших клали буквально друг на друга – в 12 слоёв. По самым скромным подсчётам тут погребено не менее 100 тыс. человек. Надгробия, поросшие мхом, стоят вплотную. Сам вид этого кладбища говорит о притеснениях, которым на протяжении веков подвергался еврейский народ. Ратуша была построена в 16 в, когда евреи составляли уже треть населения чешской столицы. Конечно, здание пережило и пожары, и разрушения, но сегодня полностью восстановлено. На ратуше можно увидеть часы: на одних имеются римские цифры, на других – буквы иврита. Стрелки последних идут в обратную сторону. Так как израильтяне делают записи справа налево. Необычен памятник Францу Кафке, открытый в начале 20 в. Великого писателя несёт на плечах человек без головы. Рядом с этим памятником любят фотографироваться туристы.


Как добраться самостоятельно

Чтобы добраться до Еврейского квартала, можно воспользоваться трамваями № 17, 18. Или сесть на Зелёную ветку метро, и выйти на станции Староместска.

"Тиха и спокойна смиренная Влтава, множество судеб она повидала". Прогуливаясь по красивейшей набережной, любуясь белоснежными лебедями, даже не заметите, как перейдете в район, мало отличающийся, на первый взгляд, от остальных. Кажется, такие же узкие улочки, дома, но немного присмотревшись, увидите на них звезды Давида, необычные, странные часы, где на старинном циферблате вместо цифр расположены напротив стрелки иудейские буквы.
Непривычное зрелище создает впечатление повернувшего вспять времени, открывающего странички истории бывшего еврейского гетто, окруженного ореолом мистики, мифов, ставшего легендой. Йозефов - единственное в Европе место - живой свидетель многовековой культуры древней нации.

Появление евреев в Праге

Иудеи поселились здесь задолго до возникновения чешской столицы, но были изгнаны кельтами. В 730 г. княжна Либуше предрекла, что на берегах Влтавы появится угнетенный народ, верующий в единого Творца. Королю необходимо отнестись к нему милосердно, ибо внесет он в страну милость Божью.
Спустя столетие, действительно, в Чехии появилась община иудеев, бежавшая из Киевской Руси. Правитель, вспомнив пророчество, взял их под защиту, предоставив левобережную сторону под застройку. Народ жил обособленно, спокойно, сооружая город, тяжело трудился, занимаясь торговлей, богател, не глядя на разыгравшиеся средневековые страсти. Распускавшиеся о нем сплетни были причиной кровавых столкновений. Гонимые иноверцами, несчастные старались спрятаться от расправы в построенной при кельтах синагоге, считавшейся самой старой в Европе. Поговаривают, когда вспыхнул первый пожар, на шпиле увидели двух голубей, исчезнувших, когда огонь загасили. С тех пор она стала духовным центром здешнего народа.
Самой известной личностью в общине когда-то слыл Мордехай Майзель, сделавший очень много для единоверцев. Родившись в бедной семье, ему посчастливилось разбогатеть, он много жертвовал на благотворительность, став личным банкиром императора Рудольфа. В его распоряжении была вся собственность монарха. На деньги Майзеля построили баню, дом для сирот, вымостили улицы, возвели ратушу, две синагоги, назвав одну его именем. Поговаривают, что правитель был влюблен в его красавицу-жену, рано ушедшую из жизни.
Много рассказывают о проживавшем здесь известном потомке царя Давида мудром Иегуде Бецалеле, назначенном Рудольфом II на должность верховного раввина. Согласно преданию рабби Леву судьба предназначила защищать свой народ от клеветы, незаслуженных подозрений христиан. С этой целью он создал из глины искусственного человека Голема, вдохнув в него жизнь.
Однажды, когда соотечественникам снова угрожало изгнание, мудрец решительно направился к Карлову мосту, желая встретиться с проезжающим там владыкой. Остановившись, поджидал приближающийся королевский экипаж. Разъяренная толпа забросала его булыжниками, грязью, но все это в полете превращалось в цветы. Пораженный увиденным зрелищем, монарх остановился, решив выслушать Бецалеля. В тот же день правитель издал указ, запрещающий совершать насилие над евреями. Отныне каждый отвечал сам за себя, представ перед судьями.
В XIII в. общину переселили в специально отведенный городской участок, окруженный стеной. Так родилось гетто. Заселившие его не имели единых прав с пражскими жителями вплоть до 1848 г. Благодаря Йосифу II, именем которого назван квартал, иудеи, согласно принятой конституции, получили равные права с остальными пражанами: могли переселяться в другие районы, что многие и сделали.
Как ни странно, благодаря Гитлеру кварталу Йозефов удалось сохраниться до наших дней. Фюрер оставил его, мечтая создать там экзотический музей исчезнувшей нации. В качестве экспонатов свозились туда предметы культа, ценные документы со всей страны. Сегодня Йозефов представляет собой уникальнейший памятник еврейской культуры, равного которому не существует в Европе.
Хотите познакомиться с фантастическим уголком Праги, где каждый камешек дышит историей, древними сказаниями, воздух пропитан магией, а по улицам разгуливают призраки, удивляя и порой пугая прохожих? Тогда начните обзор с давнего сооружения в стиле готики, привлекающего многочисленных туристов.

Староновая синагога

Долго не могли определиться с местом ее постройки, помог случай: детишки, игравшие на холме, подобрали несколько кирпичей, видимо, от фундамента. Они напомнили старцам о забытом предании, гласящем, что ангелы принесли сюда камни от разрушенного храма в Иерусалиме. Это подтвердили находящиеся в стране иерусалимские ученые, посоветовав заложить здесь фундамент похожего дома Божьего. По легенде свод должен был опираться на 2 колонны, вниз спускаться 9 ступеней. Тогда не будут страшны войны, пожары, наводнения, столетия простоит он, радуя взор. Может, это и неправда, но построенная в 1270 г. святыня функционирует и сегодня, давая душевный покой, умиротворение верующим. Вначале дали ей название "Новая", после появившихся в более поздний период строений добавили уточнение - старо.
Ведущие вниз ступеньки означают смирение пред Всевышним, ведь писание говорит: "Из глубины взываю к тебе, Господи". Вдоль стены располагаются каменные скамьи. Над входом перед главным нефом изображены 4 закрученные виноградные лозы - олицетворение рек, текущих в библейском рае. С правой стороны входящие видят на стенке надпись, гласящую: "Бойся Бога, соблюдай его заповеди, в этом все для человека". Ниже - часы, показывающие время проведения молитв.
Внутреннее пространство состоит из двух нефов. Свод поддерживаются двумя восьмигранными колоннами. Между ними - бима, с нее читаются свитки Торы. Сводчатые потолки напоминают христианские церкви. Из 12 узеньких стрельчатых окошек льется дневной свет. Освещение усиливают свисающие бронзовые люстры. На высоте 5 ступеней расположен Ковчег, пред ним - кафедра, откуда ведется служба.
Ходят слухи, что останки Голема сохраняются на чердаке синагоги. Они и сегодня имеют силу, но доступ закрыт. Многие верят в существование бессмертного существа. Рассказывают о появляющемся безбородом мужчине, проходящем по улице и растворяющемся на виду удивленной толпы. Живет он якобы в комнате, не имеющей входа. Любители приключений разыскали каморку, пытались проникнуть через крышу, однако, веревка всякий раз обрывалась, смельчаки погибали.
Рядом в красивом зеленом сквере установлена статуя Моисею, отлитая из бронзы в стиле модерн скульптором Билеком. Поставили ее в 1937 г. Коленопреклоненный человек пишет на свитке слово "Адам", символизирующее людей, которым искал Землю Обетованную. В период оккупации фашистами Праги изваяние расплавили, но по сохранившейся чудом гипсовой модели восстановили, в 1947 г. она вновь заняла прежнее место.
Недалеко от скульптуры находится семейное здание для молитв, построенное известным, почитаемым всеми Майзелем. Когда ему исполнилось 62 г., приобретя довольно внушительный земельный участок, он принял решение осуществить давно задуманное - приблизиться к Богу.

Майзелова синагога

Строительством в 1590 г. занимался известный архитектор Иуде Кореф. На осуществление плана потребовалось два года. Открытие приурочили к празднованию Симхат Тора. Большая вместимость, роскошь внутреннего убранства изумляют. Через 100 лет возникший пожар забрал возведенную в камне мечту основателя, оставив в напоминание лишь имя заказчика.
Изначально архитектура, отвечающая традициям эпохи Возрождения, предполагала здание из трех нефов, которые смогли восстановить, но общие размеры сократили вдвое. Парные колонны, поставленные рядами, поддерживают женский отсек. Осталась неизменной мехица, представляющая собой балкон. Восстановление шло в популярном для того времени стиле барокко, разбавленном неоготикой. Остроконечные очертания постройки, дополненные по углам причудливыми башенками, устремляются в небеса. На купольную крышу достроенного вестибюля установили звезду Давида. Изменился и интерьер. Украшенный позолотой свод придал пространству воздушности, невесомости, сделав атмосферу праздничной.
В кровавую войну немцы превратили молельню в склад, где собирали со всей страны мебель, культовые предметы, домашнюю утварь для будущей бесчеловечной по замыслам выставки. Преступным планам не суждено было осуществиться, собранные сохранившиеся вещи легли в основу экспонатов этнографического отдела музея. В коллекции много изделий из текстиля, серебряная посуда, большая библиотека, освещающая историю жизни здешнего населения. Останавливает, восхищая, оригинальный кувшин для вина, разукрашенный резьбой, выполненный в форме сапога натуральной величины. Привлекает внимание флаг - подарок Фердинанда II диаспоре за оказанную помощь в борьбе чехов со шведами. На нем вышито прекраснейшее изречение: "Слушай, Израиль! Когда плачет сердце, слышит лишь Бог…"
Стоит посмотреть изумительный храм Божий, расположившийся в самом сердце квартала, получивший название благодаря испанским иудеям, спасавшимся в Праге от преследующей их инквизиции, построившим здесь в XII ст. весьма скромное здание для общения с Всевышним.

Испанская церковь

Необыкновенно красивая, квадратной формы, самая младшая святыня в восточном экзотическом оформлении напоминает, скорее, мечеть. Величие подчеркивается венчающим центральным куполом. Изысканная внутренняя отделка изумляет орнаментами, выполненными в растительных и геометрических мотивах, присущих исламу. Резные фигурки украшают двери, перила. На стенах - великолепные фрески. Лепнина, мозаичный пол, блеск позолоты приводят в восторг. Витражные окошки пропускают преломленные лучи солнца, завораживает с восточной стороны "Ковчег торы" и витраж формой шестиконечной звезды. Рядами расставлены скамейки для прихожан. В приятной прохладе при удивительной акустике торжественно звучит музыка органа, проникающая в душу.
Неоднократно дом горел, разрушался, подобно птице Феникс, поднимался, воскресал, становясь краше с помощью различных дополнений. В 1935 г. помещение по инициативе архитектора Карела Пецанека расширили. После фашистской оккупации храм находился длительный период в запустении, его хотели снести, лишь благодаря работникам Института по охране памятников удалось избежать уничтожения. После реконструкции по пятницам здесь проводят мессу. Организована выставка, знакомящая с историей нации, с коллекцией книг писателей-евреев, среди них - произведения Франца Кафки, которому установили неподалеку памятник. Предоставлена чудесная возможность насладиться звучанием классических произведений, провести обряд бракосочетания.

Удивительная скульптура гению пера

Скульптурная композиция, установленная в 2003 г., притягивает неординарностью, заставляя призадуматься. На бестелесной фигуре пустого костюма, идущего по улице, утопающего по щиколотку в основе постамента, сидит немецкоязычный писатель-иудей Кафка. На первый взгляд видимое кажется абсурдным, не поддающимся никакой логике. Что желал сказать Ярослав Рон, изваявший скульптуру? Возможно, хотел показать человека, сумевшего подняться над собой или убедить, что костюм - всего лишь внешняя оболочка, главное не в ней? Об этом знал только скульптор, давший тему для размышления. Установили необыкновенное детище Рона на месте, где раньше стояли ворота, ведущие в гетто. Случайное совпадение или намек, что все люди равны на чешской земле?
Улица Широка приведет к уникальному памятнику жертвам нацизма. Миновать, пропустить - невозможно, тысячи устремляются сюда, чтобы отдать дань памяти погибшим в кровавой мясорубке войны. Поклониться девушкам, так никогда и не родившим, помянуть юношей, потерявших своих невест, принести горсть конфет детишкам, не наевшимися ими сполна.

Пинкасова синагога

По легенде ее основатель был нищим. Но судьба иногда делает неожиданные, непредсказуемые виражи, преподнося богатство довольно странным образом, как произошло с Пинкасом. Однажды, шутки ради, в открытое окно ему подбросили мертвую обезьяну, желудок которой был набит золотом. Божий дар? Возможно, но отнюдь не чудо. Животное принадлежало богатому магнату, любившему пробовать золотые монеты на зуб. Обезьянка, просто передразнивая, подражая, заглатывала их. Переполнив желудок, четвероногая шалунья умерла. Слугам хотелось подшутить над бедняком, посещавшим хозяина. Могли ли они предположить, что вместе с трупом подбрасывают средства для строительства храма?
В 1535 г. разбогатевший внезапно еврей именно на эти деньги построил небольшую аккуратную молельню для семейства, превратившуюся в дальнейшем в помещение ритуальных услуг. Теперь оно выполняет основное предназначение, став мемориалом соотечественникам, пострадавшим в Холокосте, относясь к Национальному музею. Это вечное напоминание живым не допустить на планете подобного безумства.
На стенах, служащих мемориальной доской, увековечены имена 77 297 чешских иудеев, 15 000 - дети разных возрастов, зверски замученные, убитые в застенках концлагерей. Но это еще не все. Здесь выставлены картины, рисунки тех, кому не позволили нацисты насладиться миром детства, повзрослеть, осуществить заветную мечту. Они навсегда остались в юном возрасте - дети-узники концлагеря Терезин.
Выставка познакомит с женской галереей, относящейся к XVII в., старинной ванной, использующей ранее для ритуалов омовения. По большим праздникам здесь происходят богослужения.
Увлекательное путешествие продолжается, впереди ждет встреча с новыми, не менее впечатляющими местами. Густые, заросшие травой тропинки, печально склонившиеся деревья, словно монашенки, оплакивающие кого-то. В шорохе листвы слышен невнятный шепот тысяч, погребенных здесь

Клаусова молельня, старое иудейское кладбище

Вспыхнувший в 1689 г пожар сжег дотла находящуюся рядом с Садом мертвых синагогу. Вместо нее по инициативе Соломона Халиша Коэна решили построить другую, небольшую, отсюда родилось ее название. Слово "claustrum", переведя с латыни, означает маленькая. Надпись на иврите привлекает внимание, на русском читается: "Это врата к Господу, сквозь них проходят справедливые".
По периметру стояли раньше сидения, предназначенные прихожанам, в центре - квадратная бима. Верхняя галерея отведена женщинам. Внутри прохладно и уютно: просторные витражные окна, чудесная лепнина придают особый шарм.
Главный неф знакомит с предметами одежды и картинами, помогающими понять лучше праздники нации, молитвы, истоки иудаизма. Женская половина позволяет увидеть эпизоды будничной повседневной жизни матери, жены: уход за членами семьи, ведение хозяйства. Показан обряд рождения, традиция обрезания, свадьба с присущими народу обычаями, процесс развода.
Здесь располагается старое кладбище, смотрящееся немного непривычно, жутко. Крошечный участок земли вмещает в себя более 100 тыс. захоронений, 12 тысяч надгробных плит, тесно прижавшихся между собой. Умерших было гораздо больше, чем свободных земельных участков, поэтому людей хоронили друг на друге в несколько слоев.
Переплетенный лабиринт разных судеб, от которых остались постаревшие камни, вызывающие грустные мысли. Многие от старости накренились, время стерло имена, воспоминания. По сохранившимся надгробным символам, словно по книге, можно узнать род занятий умерших, давно позабытых.
Говорят, раньше здесь хоронили животных. Однажды кто-то подбросил убитую собаку с целью осквернить святыню. Мудрый Лев не позволил выбросить труп, сказав, что, любое мертвое тело, попавшее на кладбище, должно быть предано земле, пса похоронили. Правда ли это? Никто не знает, даже истина успела зарасти травой.
Могила рабби Лева расположена здесь же. Тысячи паломников посещают ее, это место не менее людно, чем метро в часы пик. Ходят слухи, что и сейчас мудрец, сидя в могиле, читает старинные рукописи. Так будет до тех пор, пока не появится последний его правнук, положив на могилку цветок розы, не произнесет: "Большой раввин, вопрос решен", - тогда лишь, вздохнув, он обратится к Творцу с просьбой призвать к себе, тело тут же станет прахом. Люди кладут ему записки с просьбой исполнить желание. Говорят, он никому не отказывает.
На Марианской площади великой мистической персоне установлена статуя. Лев изображен с маленькой внучкой, выглядывающей из-под полы его хитона. Как ни странно, именно малышка подарила ему прекрасную розу, в капельке росы которой поджидала его смерть.
Турист, созерцающий могильные камни, на какое-то мгновение сливается со спрятавшейся за ними духовностью. Живой, стоящий здесь, он становится ее материальным воплощением. Каждый приобретенный сюда билет есть не что иное, как неоспоримое доказательство величайшей ценности исчезнувшего мира еврейской Праги. Это так, но пора отправляться дальше.

Высокая синагога

Возведенная в 1568 г. необычная постройка в стиле готики не выделяется по высоте. Тогда откуда название? Объяснение простое: она совмещена с ратушей. Молельный зал размещен на втором этаже, попасть туда можно было только через зал заседаний, расположенный внизу. Создатель проекта - Панкратий Родер. Финансировал строительство Мордехай Майзель, подаривший ей частицу священной Торы, хранимую на протяжении столетий. Изначально здесь судьбы людские вершили старейшины.
Выразительность фасаду придавала пластика, вычурные орнаменты. Устремленные ввысь своды заканчивались восьмиконечной звездой, внизу поставлены бирмы в окружении скамей. Три просторных окошка с северной стороны пропускали дневной свет. Множественные рельефы, рисунки, фризы, подчеркивали богатый вид молитвенного зала. Самое яркое украшение - два сверкающих позолоченных ангельских крыла на большом узорчатом щите.
Святыня не единожды переживала разрушения, особого ущерба нанес пожар 1689 г. Архитектору Павлу Байеру пришлось поднимать ее практически из пепла, восстановить полностью, к сожалению, не удалось. С южной стороны достроили галерею для женщин, на окна установили ажурные деревянные решетки, фасад стал более простым, сделали отдельный вход в молельню. Облик ее после произведенных ремонтных работ значительно изменился. Богослужения проходили вплоть до 1941 г. В войну нацисты использовали помещение, как и большинство других, под склад.
Окончательные работы по реконструкции, придавшие современный вид, закончились в 1996 г. По сей день в одной стороне продолжают вести службу, другая отдана музею, где выставлены священные писания, реликвии, различные украшения из серебра, вызывающие восторженность.
Аура многовекового присутствия евреев зависла над чешскими улицами, словно серебристый туман, прячась в закоулках старых домов, каждом камешке, подобно руке кукловода в кукле. Обратив взор на примыкающее сооружение, непременно сумеете ощутить ее.

Еврейская ратуша

До XIX в. два здания были неразделимы: в синагоге молились, очищались душой, по соседству - административный и культурный центры, где заседали старейшины, судили нарушителей закона раввины.
Возведение ратуши началось в период расцвета иудейской общины в 70-х гг. XVI ст., когда численность жителей в гетто достигла 7 000, что составляло 30% от всего пражского населения. Здешний мэр Майзель, считавшийся богатейшим человеком столицы, выделил для строительства собственные деньги. В 1586 г. работы завершили. Пережило строение пожары, разрушения, чудом уцелело при фашизме, перестраивалось, менялось.
Что особенного, привлекательного в сооружении, возведенном в стиле рококо? Поднимите вверх голову. Уникальная башня, достигающая почти 28 м в вышину, необычной формы заставит приостановиться любого, замерев на миг. Ее позволил поставить в 1648 г. монарх Фердинанд III в благодарность нации, помогавшей оборонять Карлов мост при шведской осаде. Глядя на нее, любой воскликнет: "Это же шляпа рядового шведского солдата только большущего размера". И не ошибется. Верхушка украшена сияющей на солнце золотой звездой Давида, видимой издалека.
Поражают размещенные часы с римскими цифрами, а над центральным фасадом - еще одна их парочка с обратным ходом, воспеваемая мастерами пера. Вместо цифр на циферблате - непонятные символы - написанные на иврите буквы. Странно, стрелки идут в обратном направлении. Как это понимать? Объяснение простое: израильтяне делают записи справа налево, по этому правилу работает и часовой механизм. Его сделал королевский пражский часовщик Ландесбергер. Далеко не каждому удастся определить по ним время.
Жаль, что туристам здесь позволяют посещать исключительно только кошерный ресторан. Но в этом есть преимущество: сполна сможете оценить вкус здоровой пищи еврейского народа: фаршированную рыбу вам подадут на блюде со свежими овощами, нашпигованная баранья ножка ароматом ошеломит, вызовет желание вкусить хотя бы кусочек. Насытившись, почувствуете, как градус вашего настроения взлетит вверх. Печальные впечатления от посещения кладбища потихоньку растают, оптимизм гонимой всеми нации переполнит, и захочется воскликнуть: "Жизнь прекрасна!"
Подошло к концу путешествие по Йозефу кварталу, приоткрывшему завесу собственной жизни. Но дивный каменный цветок под названием Прага, бережно хранящий волшебную музыку веков, манит новыми неразгаданными тайнами, снова зовет, и не хватает сил устоять перед этим зовом.