Церковь максима исповедника на варварке. Церковь максима исповедника. Деревянная кладбищенская церковь

Храм построен в 1698-99 гг., включил в себя часть одноименного храма 1568 г., к-рый был coop. вместо деревянного во имя свв. Бориса и Глеба (вторая пол. XIV в., в 1434 в нём похоронен московский юродивый св. Максим Блаженный, во имя к-рого был устр. престол, и храм получил второе наименование). Главный престол - св. Максима Блаженного, с юга (справа) придел преп. Максима Исповедника (видного деятеля церкви VI-VII вв.). После пожара 1737 г. капитально обновлялся в стиле барокко. В 1827-29 вместо прежней, разобранной звонницы, постр. новую, двухъярусную колокольню (верхний - звонница, нижний - вход в храм) в стиле ампир.

Бесстолпный, прямоугольный в плане, двусветный, со световым барабаном и луковичной главой над центральным престолом и главкой над сводчатой, одностолпной трапезной. Трехапсидный нижний этаж (высокий подклет) в XVII-XVIII вв. служил местом хранения имущества горожан во время пожаров и бедствий. Фасад с широкими оконными проемами и ложными окнами. Центральный престол со сомкнутым сводом. Юж. придел объединен с трапезной. В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII-XIX вв. и две белокаменные закладные доски. Внутренние оконные откосы со скошенными наверху углами - прием, редко встречающийся в русской архитектуре XVII-XVIII вв. Колокольня состоит из двух убывающих кверху ярусов с куполом, завершенным шпилем.

В конце 1920-х годов регентом храма был монах Платон (Извеков, в 1971-90 гг. - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен).

В 1930-х гг. закрыт. Подвергся разорению. Был обезглавлен. В 1965-69 гг. реставрировался. С 1970 - в ведении Всероссийского общества охраны природы.

В 1991 году возвращен верующим. Богослужения возобновились после 1994 г.

Храм Максима Блаженного (Максима Исповедника) на Варварке в Москве - описание, координаты, фотографии, отзывы и возможность найти это место в Москве (Россия). Узнайте где находится, как добраться, посмотрите что интересного вокруг. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Соборы №3473 – Максима Исповедника (Максима Блаженного) на Варварке, церковь

Храмы России №926 – Церковь Максима Блаженного на Варварке (Церковь Максима Исповедника на Варварке, 2-я пол. XIV в.)

Придел Максима Блаженного устроен при существовавшей деревянной Борисоглебской церкви после 1434 г. Новый каменный храм постройки 1568 г. - во имя Максима Исповедника. Современная церковь возведена в 1698-99 гг. Главный престол Максима Блаженного, придел Максима Исповедника. Колокольня 1827-29 гг. Закрыта не ранее 1929 г. Богослужения возобновлены после 1994 г., проводятся по праздникам.

Церковь Максима Блаженного на Варварке

Варварка, затем ул. Разина, с 1990 г. вновь Варварка, 4

"Первоначальная церковь с главным престолом Бориса и Глеба стояла здесь, вероятно, со второй половины XIV в. (судя по данным археологии, южнее существующей) и возникла, видимо, как домовый храм богатой усадьбы купцов-сурожан. В 1434 г. в ней был похоронен московский юродивый Максим Блаженный, в честь которого был устроен придел, и церковь получила второе, ставшее более популярным имя".

"До нынешней церкви здесь стоял каменный храм 1568 г., который в свою очередь был сооружен на месте деревянного храма нач. XV в. Существующая церковь, таким образом, третья, построенная на этом месте. Деревянный храм назывался во имя Бориса и Глеба. Он впервые упоминается в летописи под 1434 г. в связи с погребением в нем известного в Москве юродивого Максима: "Ноября 12 преставился раб Божий Максим, иже Христа ради уродивый, положен бысть у Бориса и Глеба на Варварской улице, за торгом, а погребен бысть неким мужем благоверным Федором Кочкиным". Двор Федора Кочкина одно время служил ориентиром церкви: так, в грамоте 1460 г. она названа "у Кочкина двора". Каменный храм 1568 г. имел другое название - Максима Исповедника, видного деятеля церкви VI-VII вв., а название "Борис и Глеб" перешло к приделу церкви. Существующая церковь 1698-1699 гг. имеет третье название - Максима Блаженного - в честь упомянутого выше юродивого. Существующая колокольня сооружена в 1827 г. взамен разобранной старой; она состоит из двух ярусов, верхний - звонница, нижний - вход в храм. Архитектура церкви имеет черты, типичные для храма конца XVII в.".

"Главный престол Максима Блаженного, придел Максима Исповедника пристроен в 1699 г." с юга.

"...206 году октября 21... Новопостроенной церкви Максима Исповедника, что на Варварском крестце..." В самом конце XVII в. два богатых гостя-купца - костромской Максим Шаровников и московский Максим Верховитинов - вместо прежнего выстроили новое здание церкви. Оно было освящено в начале 1698 г. (по старому летоисчислению 7206 г.). Главная церковь посвящена Максиму Блаженному - юродивому, который в 1434 г. был похоронен в существовавшей на месте церкви Максима церкви Бориса и Глеба. С этого времени, по устроенному вновь приделу, посвященному Максиму Блаженному, церковь и получила свое название. Известно, что в начале XVI в. каменное здание церкви, которое не дошло до наших дней, строил сурожанин Василий Бобр с братией. Есть сведения, что церковь горела в 1676 г. и после этого была обновлена царицей Натальей Кирилловной - матерью Петра I. В те времена при возведении нового здания редко полностью уничтожали предыдущую постройку, стремились возможно больше сохранить и использовать старые фундаменты, стены. Иногда в новое сооружение составной частью входят целые фрагменты предыдущих. И все это так замечательно слито, что отделить их очень трудно. В итоге мы видим сооружение, характерное для XVII в.: бесстолпный прямоугольник со световой главой, с трапезной и узеньким приделом справа. Нижний этаж здания - подклет - служил местом хранения имущества горожан.

После ремонта, последовавшего после пожара 1737 г., некоторые части здания приобрели черты архитектуры барокко. К перестройке этого времени относится изменение формы главы и крестов. В 1829 г. выстроена нынешняя колокольня вместо прежней звонницы.

Значительное отверстие барабана храма вместе с широкими высокими оконными проемами позволили ярко осветить интерьер церкви, что характерно для архитектуры кон. XVII - нач. XVIII в.

Интересно оформление оконных откосов изнутри помещений. Их форма со скошенными наверху углами - редко встречающийся пример в русской архитектуре рубежа XVII-XVIII вв. В интерьере сохранились фрагменты живописи, относящейся к XIX в. и выполненной маслом. Эта поздняя живопись, по-видимому, повторяет композицию и общий характер предшествующей".

"Храм представляет собой характерный для конца XVII в. бесстолпный двухсветный трехабсидный четверик на высоком подклете, перекрытый сомкнутым сводом и завершенный световым барабаном с луковичной главой. Необычны ложные окна на фасаде абсиды. Пространство южного придела объединено со сводчатой одностолпной трапезной. В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII в. и две белокаменные закладные доски. Ампирная колокольня состоит из двух убывающих кверху четвериков с куполом, завершенным шпилем".

В конце 1920-х гг. регентом этого храма был монах Платон Извеков, впоследствии Святейший Патриарх Пимен.

Вскоре после этого храм был закрыт.

"В 1965 г. храм стоял обезглавленный, имел неряшливый, грязный вид. Внутри помещалось заводоуправление "Мосремчас", гарантийный ремонт часов. В конце 1967 г. храм ремонтировали, поставили главы, покрасили, кресты позолотили, привели здание в приличный вид" (М. Л. Богоявленский).

"Церковь Максима реставрирована в 1965-1969 гг. Руководитель - архитектор С. С. Подъяпольский. После реставрации с 1970 г. он передан для организации выставок Всероссийскому обществу охраны природы".

Мини-путеводитель по Китай-городу

Максима Блаженного похоронили в 1434 году на возле этой церкви (ее раньше называли храмом Бориса и Глеба). А в 1547 году Блаженного Максима канонизировали. Тогда же на средства Василия Бобра построили каменный храм в его память.

Современное здание храма Максима Блаженного построили в 1698 году на средства купцов Максима Шаровникова из Костромы и Максима Верховитинова из Москвы.

Что есть что в церкви

Главный престол церкви освятили во имя святого Максима Блаженного, а южный придел - во имя святого Максима Исповедника. Из-за этого у храма два названия.

Интересна эта церковь в первую очередь большим центральным объемом, перекрытым без дополнительных опор. А когда разбирали старый храм, вновь обрели мощи Максима Блаженного. Во время строительства их хранили в другом храме, а потом перенесли обратно и поместили в серебряную раку под балдахином.

Известно, что нижний этаж церкви Максима Исповедника в XVII-XVIII веках использовали для хранения имущества горожан во время пожаров и бедствий.

В 1737 году в пожаре, погубившем половину центральной части Москвы и кремлевский , сгорел и храм Максима Блаженного. Его восстановили. Но зато в 1812 году храм героически выстоял, а священник Игнатий Иванов ни на день не оставил храм. За это после победы его наградили наперсным крестом. Этот факт подтверждает, что храм Максима Блаженного не сильно пострадал - в оскверненных или полуразрушенных церквях вести службу было невозможно. А в 1827 году у храма появилась новая ампирная колокольня со шпилем.

В 1930-х годах храм Максима Исповедника закрыли, обезглавили и разорили. По плану сталинской реконструкции его собирались снести, как и все дома на южной стороне улицы.

Путеводитель по архитектурным стилям

Церковь спасла смерть Сталина. Внутри здания храма разместилось заводоуправление «Мосремчас» (гарантийный ремонт часов). При этом сам храм имел неряшливый и грязный вид. Лишь в 1965 году церковь Максима Блаженного отреставрировали. Еще некоторое время здание храма использовали для пропаганды знаний о природе и ее охране. Сейчас церковь действует.

На Яндекс.Фотках

Церковь. Действует.
Престолы:Максима Блаженного, Максима Исповедника
Архитектурный стиль:Московский
Год постройки:Между 1698 и 1699.
Cайт:
Адрес:Москва, ул. Варварка, 4
Координаты:55.75251, 37.62737
Проезд:м. "Китай-город"
Храм носит имя известного в начале XVI в. московского блаженного Максима. Он был похоронен в 1434 году на Варварке возле церкви, которая раньше называлась церковью Бориса и Глеба. В 1547 году блаженного Максима канонизировали. В конце XVII в., после пожара была возведена новая, каменная церковь Святого Максима Исповедника, основной её предел был освящен в честь Святого Блаженного Максима. Церковь сильно пострадала при пожаре Москвы в 1676 года и после этого была обновлена царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной - матерью Петра I.
Новое здание храма, построенное в 1698-1699 гг.на деньги купцов М. Шаровникова из Костромы и М. Верховитинова из Москвы, включил в себя часть одноименного храма 1568 года постройки. После пожара 1737 года храм капитально обновлен в стиле барокко, непривычном для старомосковского облика Китай-города. В 1827-1829 гг. вместо прежней звонницы, возвели новую, двухъярусную колокольню в стиле ампир. Она состоит из двух убывающих кверху ярусов с куполом, завершенным шпилем.Колокольня еще в 1757 году по заявлению архитектора Яковлева была разобрана, т.к. дала значительный крен и была близка к падению. В 19 веке колокольня была выстроена вновь.
Храм бесстолпный, прямоугольный в плане, двусветный, со световым барабаном и луковичной главой над центральным престолом и главкой над сводчатой, одностолпной трапезной. Трехапсидный нижний этаж в XVII-XVIII вв. служил в качестве места хранения имущества горожан во время пожаров и бедствий. Фасад с широкими оконными проемами и ложными окнами. Центральный престол со сомкнутым сводом. Южный придел объединен с трапезной. Внутренние оконные откосы со скошенными наверху углами - прием, редко встречающийся в русской архитектуре XVII-XVIII вв.
В храме и трапезной сохранились фрагменты росписи XVIII-XIX вв. и две белокаменные закладные доски.
«На Варварском крестце, на Варваре горе, на Варьской, потом Варварской улице – церковь святой великомученицы Варвары, каменная…»
Одно из старинных названий улицы – Всесвятская – по имени церкви Всех Святых на Кулишках, построенной по преданию Дмитрием Донским в 1380 году, в память воинов, погибших на Куликовом поле. Иногда улица называлась Варьскою, Варварским мостом, Большой Мостовой улицей. В далекие времена здесь знахари и лекари продавали лечебные травы и коренья, сюда приходили «заговорить» зубную боль… Верующие же шли на Варварку поклониться образу святой великомученицы Варвары.
Единственная дочь богатого и знатного жителя финикийского города Илиополя – Диоскора – Варвара была известна своей красотой и благочестивой жизнью.
Отказавшись от выгодных брачных предложений, отвергнув мирскую суету, она вняла голосу души и приняла святое Крещение. Диоскор, - «родом и зловерием – эллин», был разгневан поступком дочери, но и поражен ее твердой верой во Христа.
Самые жестокие пытки не поколебали стойкости христианки. Едва живая, она была брошена в темницу. Ночью, во время молитвы, озарил ее великий свет, сам Христос явился ей, исцелил от страшных ран и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою».
Утром Варвару вновь подвергли мучениям и издевательствам, а затем она была осуждена на смерть. Варвару казнил мечом ее собственный отец…
Источник (с сокращениями)