Тосканский дворец в праге. Градчанская площадь у ворот пражского града. История появления дворца

Градчанчская площадь – это место, где можно бесконечно вертеть головой, рассматривая эффектную архитектуру.

Будучи гидом в Праге , во время своей экскурсии по Праге я рассказываю заинтересованным лицам «что это и откуда». Ну, а коль скоро меня рядом нет, мой «Бесплатный путеводитель » всем любопытствующим в помощь.

Тосканский дворец в Праге – чудесная барочная штуковина, вкусно украшающая Градчанскую площадь.

В стародавние времена на месте этой архитектурной прелести стояли какие-то дома, в конце XVII столетия откупленные семейством Тун-Гогенштейнов у семейства Лобковцев.

К тому времени Тун-Гогенштейны были известными тирольскими шляхтичами, ещё в XI веке засветившимися в анналах европейской историографии. На протяжении многих столетий эти ребята служили Священной Римской импери либо высочайшими государственными чиновниками, либо епископами и архиепископами.

В первой половине XVII столетия, оказавшись в победном габсбургском кильватере, новоиспечённые графья Thun und Hohenstein с удовольствием начали скупать элитную недвижимость и множественные богемские гектары.

В те времена Тун-Гогенштейны обожали стильные барочные постройки, привлекая к их созданию выдающихся европейских архитекторов.

В 1685 году Михаил Освальд Тун-Гогенштейн приобрёл в сотне метров от Пражского Града те самые лобковицкие дома и начал застройку большой красивой поляны.

Масштаб задуманного дворца запросто можно назвать апофеозом барочной амбициозности Тун-унд-Гогенштейнов эпохи Леопольда I.

Денег для своего терема графья не жалели и, приехавший чуть ранее в Прагу, архитектор Жан Баптист Матей за солидный гонорар пообещал стать их главным зодчим.

После оформления нужных бумаг и ритуального удара по рукам, в Градчанах застучали молотки, кирки и лопаты.

Сосед графа Михаила Освальда граф Мартинец пытался протестовать против каждодневного грохота, однако, вмешавшийся в вельможный спор император, возведение дворца всячески одобрил.

Граф Михаил представился, не дождавшись окончания строительных работ, а его брат, граф Максимилиан, уступил права владения строящихся хором своей сестре. Та же в свою очередь переуступила их другим родственникам.

При всём при том удовольствие заканчивать северную дворцовую часть выпало совсем посторонней особе – принцессе Саксен-Лауэнбургской из Шлезвиг-Гольштейна, графине Мекленбурга и великой герцогине Тоскании, строительнице энного количества костёлов, соборов и всевозможных замков, чрезвычайно набожной особе, любительнице затяжных строек, долгих ремонтов и обстоятельных реконструкций – Анне Марии Тосканской.

При ней главным архитектором дворца стал Вацлав Шпачек.

Анна Мария тоже не дожила до конца строительства. Акт приёма-сдачи достроенного объекта подписывала её дочь Мария Анна. Далее Тосканский дворец пошёл по рукам следующих детей и внуков.

В 1803 году законным князем Тосканским стал Фердинанд Габсбург.

С того времени Тосканский дворец в Праге стал собственностью императорской династии.

По стечению обстоятельств в 1918 году господам Габсбургам новые власти сказали «Досвидос, папá», и Тосканский дворец перешёл на баланс Чехословацкого государства.

Вскоре в его стены переехали работники Министерства заграничных дел. В конце XX века дворцовой постройкой довольно серьёзно заинтересовались реконструкторы, превратив его в итоге в то, что видно на моей фотографии.

Монументальный Тосканский дворец теперь занимает Министерство иностранных дел Чехии, поэтому обычному посетителю внутрь попасть не удастся. Но снаружи полюбоваться можно: пышное барокко, великолепные скульптуры и украшения на фасаде, окна, арки, балконы – прекрасная архитектура!

Тосканский дворец (Toskánský palác), фото Zden Her

Тосканский дворец (Toskánský palác) выстроен в духе классического римского барокко. Балюстраду на аттике здания украшают статуи Sēptem ārtes liberāles – «семи вольных искусств» эллинистической эпохи. На углу дворца установлена статуя св. Михаила, покровителя семьи Тун-Гогенштейнов. Фасад декорирован 2 гербами герцогов Тосканских.

История появления дворца

В 1689 году Михаил Освальд граф Тун-Гогенштейн решил возвести дворец в западной части площади, вместо нескольких домов XIV века. Были разногласия с владельцами соседних зданий: новый дворец закрыл бы их фасады. Конфликт разрешил в пользу графа сам император Леопольд.

Дворец в ансамбле Градчанской площади, фото Roland Christian Richter

Проект дворца разработал к 1690 году Жан-Батист Матей – основоположник раннего пражского барокко. Работой руководил Марк Антонио Каневалле. Фигуры «семи искусств» изваял Иоганн Брокофф. Великолепная статуя Архангела Михаила, размещённая на углу дворца, по предположениям искусствоведов, была создана Оттавио Мосто – примерно в 1693 г.

Первый владелец дворца до окончания всех работ не дожил. Недостроенное здание купила Анна Мария Франциска, герцогиня Тосканская, в 1718 г. При новой владелице проект был закончен. Дворец получил имя и родовой герб герцогов Тосканы. В 1803-1918 гг. зданием владели Габсбурги. В 1918 году Тосканский дворец был передан МИД Чехии.

Архитектура

Дворцовый комплекс выполнен в форме замкнутого прямоугольника и состоит из четырёх трёхэтажных крыльев, ограждающих двор. В нишах дворовых фасадов установлены два фонтана. Над порталами главного фасада расположены эдикулы, обрамлённые колоннами, над ними, на одной оси – два герцогских герба.

В 1996–98 гг. прошла реконструкция под руководством Павла Купки. Работа была удостоена архитектурного приза года – GranPrix Architektů. Сегодня Туновский дворец по-прежнему принадлежит МИД. В обычное время он закрыт для туристов. По предварительному бронированию для экскурсий и мероприятий доступны помещения первого этажа.



Описание достопримечательности

Дворцовый комплекс создан в духе классического барокко и представляет собой форму замкнутого симметричного прямоугольника. Он имеет 4 трехэтажных крыла, которые ограждают двор. Над порталом основного фасада находятся эдикулы, украшенные колоннами с 2 гербами.

В специальных нишах расположено 2 башни, указывающие на римский стиль здания, они придают внешнему облику дворца шарм и легкость. На крыше заведения установлено 7 оригинальных скульптур (Sēptem ārtes liberāles), символизирующих свободное искусство эллинистической эпохи. Их автором является Иоганн Брокофф.


Угол сооружения украшает высокохудожественное произведение – статуя Святого Михаила в лепном обрамлении. Он считался покровителем первого владельца. Изваял шедевр известный в Чехии мастер по имени Оттавио Мосто в 1693 году. Сегодня мимо скульптуры не проходит ни один турист, чтобы не сфотографировать ее.

В конце XX века Тосканский дворец был реконструирован. Руководил ремонтными работами Павел Купка. После окончания строительства сооружение наградили архитектурным призом – GranPrix Architektu.

Что находится в здании сегодня?

В настоящее время в Тосканском дворце расположено министерство, занимающееся иностранными делами Чехии. В здании часто проходят разнообразные государственные торжества и встречи, устраиваются важные приемы.

Кто может посетить Тосканский дворец?

Приветствую, друзья! Как-то я озадачилась тем, какую площадь в Праге считать главной. В столице Чехии в историческом центре площадей много, и несколько из них довольно известны. Да и я некоторые площади Праги подробно описывала в блоге. А вот Градчанская площадь упоминалась мной только вскользь. И это при том, что она расположена в особенном месте — перед парадным входом в Пражский Град.

По моему мнению, Градчанская площадь как раз и уполномочена быть главной площадью Праги. Она занимает довольно большую территорию у главных ворот Пражского Града, за которыми сосредоточены центральные органы власти чешского государства. Матиашовы ворота, украшенные короной, призывно распахнуты с раннего утра до полуночи, приглашая посетить каждого жителя и гостя чешской столицы:

Градчанская площадь редко бывает пустынной. Хотя в конце октября под вечер мне удалось погулять по площади без привычных толп туристов и рассмотреть все вокруг. Эта статья поможет получше познакомиться с Градчанской площадью и вам:

  1. Общее описание Градчанской площади
  2. Архиепископский дворец

Общее описание Градчанской площади

Вполне возможно, что даже после посещения Праги название Градчанская площадь вам ни о чем не скажет. Запомнится с часами Орлой, будете помнить о . А по отношению к Градчанской площади, скорее всего, возникнет вопрос «Где же такая в Праге?..»

А все потому, что на этой площади все внимание перетягивает на себя Пражский Град. Но как же оставить без внимания саму площадь и оригинальные дворцы, ее обрамляющие?

Чтобы понять, где место Градчанской площади в структуре города, посмотрим с высоты обзорной :

На фотографии перед входом в Пражский Град виднеется небольшой треугольник площади. Это, примерно десятая ее часть, а вся площадь спряталась за зданиями с левой стороны. Она протянулась от ворот Пражского Града вверх по склону до Тосканского дворца.

Если мы перенесемся на площадь, примерно в ее центр, то Градчанская площадь предстанет нам такой:

Площадь формировалась как главное публичное место средневекового городка Градчаны. Она помнит и казни середины XVI века после восстания сословий, и провозглашение Градчан королевским городом в 1598 году.

Появление особого статуса Градчан значительно повлияло и на преобразование площади. Если ранее Градчаны населяли духовенство и прислуга, служившая в , то в королевском городе пожелали обосноваться дворяне. С тех пор со всех сторон площади выросли красивые особняки, которые называют дворцами.

Архиепископский дворец

Дворец архиепископа стоит на древних фундаментах. Гриспековский дом был в этом месте до 1562 года. С тех давних пор было несколько перестроек здания, а до наших дней сохранился вид дворца, когда он обновился в 1764-65 годах:

Кстати, на фотографии хорошо виден наклон площади. Градчанская площадь плавно спускается к воротам Пражского Града.

В левой части фасада заметна небольшая арка. Если пройти в эту арку, то окажетесь во дворе, где расположен еще один дворец – Штернбергский. Сейчас в размещается Национальная галерея старинного европейского искусства.

Что касается Архиепископского дворца, то архиепископ Антонин Пршиховский на собственные средства организовал грандиозную перестройку, за которую взялся архитектор Ян Йозеф Вирх. В центр фасада дворца он поместил герб пражского сановного лица:

Дворец архиепископа возвышается с северной стороны Градчанской площади, а напротив расположено довольно строгое здание, но с такой роскошной короной, на которую просто невозможно не обратить внимания:

Стиль рококо оказал значительное влияние на декор обоих зданий, «короновав» их фасады. И ко второму особняку имеет непосредственное отношение церковный деятель. Дворец в классическом стиле построен на сбережения средства архиепископа Вилема Флорентина Салм-Салма. Тем не менее, называется особняк Шварценбергским. Назовем его по своему усмотрению малым дворцом, потому как рядом находится большой.

Южную сторону Градчанской площади вслед за классическим и более поздним дворцом Шварценбергов (его короной мы только что любовались) продолжает большой и необычный Шварценбергский дворец:

К XVI веку относят это произведение архитектуры, украшенное сграффито и рустикой. Авторство принадлежит Агостино Галли.

Шварценбергский дворец является самым ярким примером итальянской архитектуры в стиле ренессанс в Праге. Посмотрите, какие живописные фронтоны украшают здание:

Шварценбергский дворец включает три крыла, обрамляющие большой квадратный двор. Мне очень нравится это оригинальное здание. Каждая деталь в нем продумана до мелочей, и даже стена, отделяющая двор от площади выполнена в том же стиле:

Это вид стены со двора. Я с интересом прогулялась по двору особняка. В настоящее время во дворе находится летний ресторан. Можно посидеть за столиком и неторопливо рассмотреть архитектурные детали.

Западная сторона Градчанской площади завершается дворцом герцогов Тосканских. Архитектор Жан Батист Матей построил здание в стиле римского барокко в конце XVII века:

Матей был бургундцем по происхождению, и он завершал строительство этого особняка. А начинал возведение итальянец Джиакомо Каневалле. Зодчие отдали предпочтение барокко и оформили фасад дворца многочисленными скульптурами. Замысловатая композиция украшает южный угол здания:

Эта скульптурная композиция не останется незамеченной вами, если вы отправитесь с Градчанской площади к – Пражскому Святому дому.

Лоретанская улочка начинается от южного угла Тосканского дворца. Переход такой узенький, что со средины Градчанской площади кажется незаметным. Да и сама улица шириной не отличается. Вот этот туристический паровозик выехал на площадь как раз с Лоретанской улицы:

Взглянем на Лоретанскую улицу и на боковой фасад Тосканского дворца. Стена дворца с этой стороны опирается на массивные опоры, образуя аркаду. А Лоретанская улица начинается с небольшой площади, где виднеется точно такой же красивый фонарь, какой стоит в центре Градчанской площади:

Тут же слева находится спуск с Градчан в . Лестница называется Ратушной. Она выведет сначала на улицу Неруды и далее – к Малостранской площади.

О каком объекте я еще не упомянула, описывая Градчанскую площадь, так это о памятнике президенту Т.Г.Масарику. Его высокая фигура установлена почти напротив центрального входа в Пражский Град. Поскольку этот пятачок является наиболее популярной частью Градчанской площади, большинство путешественников обращают внимание на скульптуру Масарика.

В заключение хочу пожелать вам, друзья, во время знакомства с Прагой прийти на Градчанскую площадь несколько раз и разными путями. Можно подняться по Замковой лестнице, а можно и по Ратушной. Попробуйте зайти со стороны Порохового моста и или прогуляйтесь по Южным садам Пражского Града. Все эти маршруты очень увлекательны. Если у вас есть свой маршрут, как оказаться на Градчанской площади в Праге, поделитесь, пожалуйста, и мы его тоже с интересом освоим.

Ваш euro-проводник Татьяна