Чем кончится бунт вышеградской группы в евросоюзе. Боевая бригада вышеградской группы

Исторические события Договор подписан
15 февраля

История

Была образована в результате встречи президентов и премьер-министра трёх постсоциалистических стран - Леха Валенсы (Польша), Вацлава Гавела (Чехословакия) и Йожефа Антала (Венгрия) 15 февраля 1991 года в венгерском городе Вишеград , в котором была подписана совместная декларация о стремлении к интеграции в европейские структуры .

Данное объединение также иногда называли Вишеградской тройкой или Вишеградским треугольником , так как в самом начале оно включало в себя лишь трёх членов - сейчас этот термин неправомерен, но всё же иногда употребляется, несмотря на тот факт, что Чехословакия как единое государство прекратила существование ещё в 1993 году .

Все члены Вишеградской группы 1 мая 2004 года стали членами Европейского союза .

Напишите отзыв о статье "Вишеградская группа"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Вишеградская группа

– Ну, а ежели Марья Генриховна будет королем? – спросил Ильин.
– Она и так королева! И приказания ее – закон.
Только что началась игра, как из за Марьи Генриховны вдруг поднялась вспутанная голова доктора. Он давно уже не спал и прислушивался к тому, что говорилось, и, видимо, не находил ничего веселого, смешного или забавного во всем, что говорилось и делалось. Лицо его было грустно и уныло. Он не поздоровался с офицерами, почесался и попросил позволения выйти, так как ему загораживали дорогу. Как только он вышел, все офицеры разразились громким хохотом, а Марья Генриховна до слез покраснела и тем сделалась еще привлекательнее на глаза всех офицеров. Вернувшись со двора, доктор сказал жене (которая перестала уже так счастливо улыбаться и, испуганно ожидая приговора, смотрела на него), что дождь прошел и что надо идти ночевать в кибитку, а то все растащат.
– Да я вестового пошлю… двух! – сказал Ростов. – Полноте, доктор.
– Я сам стану на часы! – сказал Ильин.
– Нет, господа, вы выспались, а я две ночи не спал, – сказал доктор и мрачно сел подле жены, ожидая окончания игры.
Глядя на мрачное лицо доктора, косившегося на свою жену, офицерам стало еще веселей, и многие не могла удерживаться от смеха, которому они поспешно старались приискивать благовидные предлоги. Когда доктор ушел, уведя свою жену, и поместился с нею в кибиточку, офицеры улеглись в корчме, укрывшись мокрыми шинелями; но долго не спали, то переговариваясь, вспоминая испуг доктора и веселье докторши, то выбегая на крыльцо и сообщая о том, что делалось в кибиточке. Несколько раз Ростов, завертываясь с головой, хотел заснуть; но опять чье нибудь замечание развлекало его, опять начинался разговор, и опять раздавался беспричинный, веселый, детский хохот.

В третьем часу еще никто не заснул, как явился вахмистр с приказом выступать к местечку Островне.
Все с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошел к эскадрону. Уже светало; дождик перестал, тучи расходились. Было сыро и холодно, особенно в непросохшем платье. Выходя из корчмы, Ростов и Ильин оба в сумерках рассвета заглянули в глянцевитую от дождя кожаную докторскую кибиточку, из под фартука которой торчали ноги доктора и в середине которой виднелся на подушке чепчик докторши и слышалось сонное дыхание.
– Право, она очень мила! – сказал Ростов Ильину, выходившему с ним.
– Прелесть какая женщина! – с шестнадцатилетней серьезностью отвечал Ильин.

6 марта 2013 года в Варшаве состоялся очередной саммит глав правительств стран, входящих в Вышеградскую группу — V4 (Д.Туск — Польша, В.Орбан — Венгрия, П.Нечас — Чехия и Р.Фицо — Словакия). Вечером того же дня к ним присоединились канцлер ФРГ А.Меркель и президент Франции Ф.Олланд. Таким образом, впервые состоялась совместная встреча Вышеградской четверки и Веймарского треугольника (Германия, Польша и Франция). Политики обменялись мнениями о ходе дальнейшего реформирования Евросоюза, укреплении экономической интеграции и политике безопасности в Европе.

Участники саммита обсудили общую «промышленную и технологическую оборонную базу». В связи с кризисом и стремлением большинства стран оптимизировать свои расходы на оборону, в Европе растет тенденция отказа от производства каждым государством всех необходимых ему видов вооружений и боевой техники. Меркель поддерживает идею совместного оборонного потенциала, в результате чего возможности отдельных европейских стран дополнят друг друга. Олланд, в свою очередь, подчеркнул, что развитие европейской оборонной политики требует разработки конкретного стратегического видения.

Следует отметить, что перед саммитом встретились министры обороны шести стран, на которой главы оборонных ведомств Вышеградской четверки подписали документ о намерении создать общую «боевую группу» — по существу, бригаду быстрого реагирования. Предполагается, что численность боевой группы составит 3 тыс. солдат. Польша берет на себя штаб, командование и выделит в боевую группу 1300-1600 солдат, Чехия — 800, Венгрия — 350 и Словакия 400. Чехия должна обеспечить группу боевой техникой и логистикой. Венгрия выделит военных инженеров, а Словакия — специалистов и оборудование по защите от оружия массового поражения. Формирование группы планируется завершить в первом квартале 2016 года. Готовность к полному развертыванию боевой группы будет составлять 15 дней. Создание совместной боевой группы является частью политики региональной безопасности, направленной на взаимодействие с ЕС и НАТО.

Собственно, формирование «боевой группы» стран V4 было предложено два года назад, но работа затянулась из-за недостатка политической воли. Дело в том, что созданная 22 года назад Вышеградская группа не имеет формальных структур управления и основана на консультациях представителей Польши, Чехии, Словакии и Венгрии. А главная проблема заключается в том, что каждая из стран имеет свой подход к различным вопросам, начиная от отношения к ЕС и евроинтеграции. В частности, венгерский премьер Орбан считает, что страны Центральной и Восточной Европы должны развивать свою собственную политику, независимую от Брюсселя. Сотрудничество в рамках V4 осложняется венгеро-словацким конфликтом и расхождениями идеологических основ правительств стран группы.

Скрытое опасение внутри V4 у партнеров вызывает доминирование более сильного участника — Польши. Главная причина – значительный и постоянно растущий разрыв в расходах на оборону и военных возможностях между Польшей и другими странами Вышеградской группы. Из-за размеров страны военный бюджет Польши превышает совокупные военные бюджеты Венгрии, Чехии и Словакии. При этом, как показывают исследования, сокращение военных расходов в Чехии, Венгрии и Словакии лишь отчасти вызваны глобальным экономическим кризисом, и началось задолго до него.

Страны V4 не смогли осуществить программы совместных исследовательских проектов или совместного приобретения военной техники и модернизации имеющейся на вооружении. Наиболее ярко это показывает отсутствие сотрудничества стран V4 по согласованной модернизации собственных ВВС. Так, Чехия и Венгрия пошли на лизинг шведских самолетов JAS-39 Gripen. Поляки приняли на вооружение американские F-16. Словаки решили сохранить имеющиеся истребители МиГ-29 советского производства. Недавно чехи предложили сделать общий заказ современных истребителей-бомбардировщиков в США, что снизило бы закупочную цену за единицу военной техники. Однако сейчас, чем закончится эта инициатива Праги неясно.

Как отмечают эксперты, в настоящее время оборонные инвестиции Польши в пять раз превышают общий объем затрат на оборону остальных стран V4. Недавно Польша приступила к масштабной модернизации своих вооруженных сил с бюджетом в 45 млрд долларов и рассчитанной до 2020 года. При этом Варшава сознательно противопоставляет свои оборонные программы модернизации вооруженных сил России и ее внешней политике. По мнению специалистов, возникший дисбаланс в политике безопасности внутри V4 скорее заставит Польшу усиливать свою военную кооперацию с Германией и Северными странами, центром которых является Швеция, чем искать рычаги воздействия на партнеров по Вышеградской группе. В связи с этим, формирование совместных боевых частей и реализация других общих проектов в оборонной сфере может затянуться далеко за 2016 год.

Вышеградская четверка может разделиться на две двойки. В неформальном союзе государств Центральной и Восточной Европы возникли разногласия: Чехия и Словакия пытаются поменьше ссориться с Брюсселем, Берлином и Парижем, а Польша с Венгрией настроены на жесткую конфронтацию и не намерены уступать и искать компромиссы.

Ирония тут в том, что Вышеградская группа была образована по итогам встречи руководителей Польши, Чехословакии и Венгрии 15 февраля 1991 года в венгерском Вишеграде именно на почве стремления к интеграции в европейские структуры. В 1993 году возникли суверенные Чехия и Словакия, так Тройка стала Четверкой.

Председательство в ней ротационное и длится полгода. Сейчас в организации председательствует Венгрия. Пожалуй, не случайно, что именно во время председательства Будапешта все больше говорят о том, что Вышеградская четверка может разделиться на два лагеря. Впрочем, в Будапеште разговоры о раздорах в организации считают преувеличенными.

«По единству в Вышеградской четверке звонит колокол, но ситуация опровергает тревоги и страхи,- оптимистично заявил министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто в четверг, после встречи в Будапеште Вышеградской четверки и еще одной региональной группы – Восточного партнерства.- Мы по-прежнему вместе».

Смена хулигана

Сийярто прав – Четверка не распалась. По крайней мере, пока, но ее члены теперь вместе формально, а не в политическом смысле этого слова. Это было заметно даже по встрече в Будапеште с Восточным партнерством. Предполагалось, что в ней будут участвовать главы МИД, однако от Вышеградской четверки министры иностранных дел присутствовали лишь от Венгрии и Польши, а из Праги и Братиславы приехали лишь статс-секретари министерств.

В последнее время были заметны и другие признаки раскола. Лидеры Чехии и Словакии считают, что в интересах их стран поддерживать нормальные отношения с Еврокомиссией и главными европейскими державами. Прага хочет попросить статус наблюдателя на встречах министров финансов еврозоны, а словацкий премьер Роберт Фицо пару недель назад заявил, что в основе его политики лежит союз с Францией и Германией.

Совсем иначе ведут себя Польша и Венгрия. В последние годы они неоднократно конфликтовали как с Брюсселем, так и с европейскими тяжеловесами. До прихода к власти в Польше консерваторов из «Права и справедливости» главным «хулиганом» Евросоюза считалась Венгрия. Сейчас поляки венгров в этом отношении обошли. Реформа судебной власти и другие радикальные действия правительства Беаты Шидло привели к полномасштабному конфликту с Брюсселем, который угрожает впервые в истории Евросоюза не только оштрафовать Варшаву, но и лишить ее права голоса в Совете Европы.

Что сказал Кафка

В Чехии и Словакии боевые настроения коллег по группе вызывают нескрываемое недовольство. Европарламентарий от Чехии Петр Ежек считает Вышеградскую четверку «полезным форматом регионального сотрудничества», но добавляет: «Боюсь, что правительство Польши и в меньшей мере Венгрии не очень любят «играть в команде» и не являются командными игроками».

В то время, как лидеры всех членов Четверки регулярно подчеркивают солидарность, чешские и словацкие чиновники и политики считают, что свет на ней клином не сошелся и что, кроме отношений с Венгрией и Польшей, существуют отношения и с другими странами.

«Вышеград не единственный столп, на котором строится политика Чешской республики в Центральной Европе, - уверен директор департамента Центральной Европы в МИД Чехии Томаш Кафка, который говорит, к примеру, о хороших отношениях Праги с Германией, Австрией и Словакией. - Все эти столпы для нас одинаково важны и полезны».

В Праге и Братиславе полагают, что Польша и Венгрия хотят при помощи всей группы провести в Европе «культурную контрреволюцию» и создать противовес либеральной федералистской Европе в лице Франции и Германии.

Для французского слушателя

Конечно, до распада Вышеградской четверки еще далеко, потому что у ее членов есть и общие проблемы и тревоги. Одной из проблем, по которой мнения всех членов группы совпадают, являются мигранты.

Вышеградская четверка выступает единым фронтом против квот на беженцев, спущенных в столицы европейских государств из Брюсселя. Однако и здесь могут возникнуть трещины. Роберт Фицо, например, занимавший жесткую антимигрантскую позицию и поддерживавший главного противника допуска мигрантов, главу венгерского правительства Виктора Орбана, после парламентских выборов в Словакии в прошлом году несколько помягчел.

Берлин и Париж, конечно, видят разногласия в группе и пытаются их углубить и усилить. Они ясно дают понять, что относятся к членам организации по-разному. На прошлой неделе, к примеру, президент Франции Макрон, совершавший поездку по странам Восточной и Центральной Европы, встретился в Зальцбурге с лидерами Чехии и Словакии, но не с премьерами Польши и Венгрии.

Новый лидер Франции неоднократно критиковал Польшу и Венгрию за отход от демократических принципов, как во время своей избирательной кампании, так и после того, как стал хозяином Елисейского дворца. Варшава и Будапешт платят ему той же монетой. Глава польского МИД Витольд Ващиковский заявил в четверг, что некоторые высказывания Эммануэля Макрона по Польше направлены на внутреннюю французскую аудиторию.

Венгрия, Польша и Чехословакия издавна поддерживали тесные экономические, культурные и политические связи. В начале 1990-х годов они первыми среди бывших социалистических стран встали на путь демократизации и рыночных реформ. В феврале 1991 г. в венгерском городе Вышеграде близ Будапешта главы трех государств подписали декларацию о сотрудничестве, которая положила начало новому субрегиональному объединению - Вышеградской группе. Ее главной целью было содействовать интеграции государств-членов в европейское экономическое и политическое пространство. После разделения в 1993 г. Чехословакии на два независимых государства первоначальная тройка превратилась в четверку. В декабре 1991 г. вышеградские страны подписали европейские соглашения, которые открыли им перспективу членства в ЕС. Первыми в 1994 г. подали заявки на вступление в ЕС Венгрия и Польша.

В процессе становления Вышеградской группы между ее участниками периодически возникали разногласия. Одни из них были связаны с политическими и этническими конфликтами времен Второй мировой войны, другие - с ходом переговоров о вступлении в ЕС и текущими двусторонними отношениями. Однако в конечном счете центростремительные тенденции возобладали. Сближению четырех стран способствовало наличие общей стратегической цели - вступить в ЕС - и осознание того, что именно коллективные действия помогут эффективно отстаивать свои интересы в переговорах с Брюсселем.

В декабре 1992 г. в польском городе Кракове Вышеградские страны подписали Центрально-европейское соглашение о свободной торговле (Central European Free Trade Agreement - CEFTA, ЦЕФТА), вступившее в силу 1 марта 1993 г. Документом предусматривалось создание субрегиональной ЗСТ, включая либерализацию торговли товарами и упрощение процедур заключения контрактов.

На протяжении 1993-1997 гг. тарифы на товары, подлежавшие таможенному обложению, были снижены на 60%. К 2001-2003 гг. были снижены тарифы на «чувствительные» промышленные товары: сталь, электронную технику и текстиль. Постепенно снижались тарифы на сельскохозяйственные товары, хотя количественные ограничения сохранялись. К середине 1990-х годов был сформирован общий рынок промышленных и некоторых сельскохозяйственных товаров. После того, как в 1996-1999 гг. к ЦЕФТА присоединились Словения, Румыния и Болгария, он стал объединять 100 млн потребителей.

В 1999 г. в Братиславе было подписано Соглашение о направлениях вышеградского сотрудничества. В нем страны «четверки» договорились совместно решать проблемы, возникавшие в ходе их интеграции в экономическое пространство ЕС. Кроме того, Соглашение регулировало вопросы трансграничного, энергетического, экологического и культурного сотрудничества.

В марте 1998 г. вышеградские страны начали, а в декабре 2002 г. завершили переговоры о вступлении в ЕС. С 1 мая 2004 г. все они стали полноправными членами Евросоюза и потому прекратили членство в ЦЕФТА, как и вступившая в ЕС Словения. По той же причине в 2007 г. из ЗСТ выбыли Болгария и Румыния.

Создание ЦЕФТА явилось успешным примером субрегионального сотрудничества, полезного не только для ее членов, но и для ЕС в целом. В 2003 г. в ЦЕФТА вступила Хорватия, в 2006 г. - Македония, а в 2007 г. - еще пять стран: Албания, Босния и Герцеговина, Сербия, Черногория и Молдова. Таким образом, сегодня группировка состоит из семи стран

Юго-Восточной Европы, претендующих на членство в Евросоюзе или на привилегированное сотрудничество с ним. Для них участие в ЦЕФТА является формой подготовки к дальнейшей интеграции в экономическое пространство ЕС.