Поезд "Акварель". Поезд-галерея акварель в московском метро

27 марта на станции «Партизанская» состоялась презентация обновлённой экспозиции именного поезда «Акварель». В составе представлены знакомые каждому сюжеты окружающей нас жизни – красочные натюрморты и яркие пейзажи. По-домашнему уютные картины создадут атмосферу тепла и весеннего настроения для 2 миллионов пассажиров, которые увидят выставку за полгода её работы.

Давайте сначала посмотрим на красоту вагонов с внешней стороны

Осенний пейзаж и урожай спелых яблок

Это уже четырнадцатая по счёту экспозиция в уникальном именном составе «Акварель», который с 2007 года курсирует по Арбатско-Покровской линии.

Сирень. Москва река в закатных лучах. Храм Христа Спасителя

Подсолнухи

Уникальные вагоны состава Акварель, с одной стороны ряд сидячих мест, а напротив них висят картины

«Поезд-акварель» создавался на «Метровагонмаш» согласно специально разработанному проекту. Он состоит из пяти новых метровагонов модели 81–740/741 «Русич» (2-х головных и 3-х промежуточных).

В презентации выставки в поезде «Акварель» приняли участие председатель комиссии Московской городской Думы по образованию Антон Молев и представители руководства Московского метрополитена и народный художник России Сергей Андрияка.

Сергей Андрияка рассказал, как "рождалась" экспозиция именного поезда. А рождалась она ровно девять месяцев:) вот такое совпадение

Запуск обновлённого состава приурочен к 5-летию Академии акварели и изящных искусств

Обновленный интерьер поезда-галереи украшают около 50 произведений художника и его учеников

«Не секрет, что «Акварель» является одним из самых любимых именных поездов среди жителей и гостей столицы – в этом году он отметит свой 10-летний юбилей, – сообщил заместитель начальника Московского метрополитена по коммуникациям – начальник Службы управления делами Алексей Ильиных. – Новое оформление как нельзя лучше впишется в общую концепцию поезда, ведь все картины здесь выполнены именно акварелью».

Сергей Николаевич Андрияка - художник-акварелист и педагог, народный художник Российской Федерации (2005), действительный член Российской академии художеств (2007). Основатель и руководитель Школы акварели собственного имени.

Именной поезд "Акварель" курсирует по Арбатско-Покровской линии

За это время пассажиры познакомились с живописными шедеврами из собраний Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Вятского художественного музея и Третьяковской галереи, музея-панорамы «Бородинская битва», Московского музея современного искусства и других.

В каждом вагоне пассажирам представлено по три картины, т.к. вагоны сдвоенные то получается показано шесть картин

Народный художник России Сергей Андрияка прошелся по экспозиции поезда и подробно рассказал о каждой картине

Вот такая обновленная красота теперь курсирует по Арбатско-Покровской линии. Всем отличного настроения!

15 мая 2010 года , в день 75-летия Московского метрополитена, на Сокольническую линию вышел фирменный состав «Ретро-поезд », который стилизован под поезда типа «А», перевозившие пассажиров с 1935 по 1975 годы.

В церемонии пуска поезда от станции «Сокольники» до «Парка культуры» приняли участие представители Правительства Москвы, начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев, представители завода-изготовителя ЗАО «Метровагонмаш», Ассоциации метрополитенов России и СНГ, журналисты и обычные пассажиры. Кроме этого, в «Ретро-поезде», также как и 75 лет назад, проехался один из первых пассажиров поезда в 1935 году Юрий Розенбаум.

Фирменный состав состоит из семи вагонов серии 81-717/714 «А», спроектированных по аналогии с историческим подвижным составом типа «А», вышедшем на Сокольническую линию в 1935 году. Ретро-вагоны окрашены в характерные для вагонов типа «А» цвета: песочно-жёлтый верх и светло-коричневый низ. В соответствии с оригинальной конструкцией выполнена лобовая часть вагонов: используются круглые хромированные фары, воздушный сигнал, передний бампер, поручни. Полностью воссоздан интерьер - декоративная облицовка выполнена с хорошо знакомой пассажирам старшего поколения фактурной поверхностью «линкруст», оригинальные оконные наличники, используются потолочные и настенные светильники-бра. В вагонах установлены диваны с пружинными подушками и искусственной кожей, имитирующей оригинальную обивку 1935 года.


Этот поезд не является абсолютно точной копией составов 30-х годов, - сказал начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев. - Эксплуатационные параметры и технические характеристики вагонов соответствуют самым современным технологиям. Однако, интерьер вагонов выполнен по сохранившимся чертежам того времени.
Новый состав был специально изготовлен на Мытищинском вагоностроительном заводе к 75-летию Московского метрополитена.
- Мы проделали сложную, но очень интересную работу, - рассказал Алексей Колесин, главный конструктор ОАО «Метровагонмаш». - Ведь, многих материалов, которые использовались в то время, сейчас просто нет. И правила пожарной безопасности сегодня стали жестче.
Решая задачу максимально полной схожести ретро-поезда с оригиналом, конструкторы обеспечили его соответствие современным требованиям безопасности. Так, внутренняя облицовка салонов выполнена не из оригинального «линкруста», а из точно имитирующего его трудногорючего пластика. Отдельные элементы, которые в оригинале были деревянными, выполнены из алюминия и декорированы под дерево.
«Ретро-поезд» будет регулярно перевозить пассажиров по Сокольнической линии, на которой уже курсируют фирменные поезда «Курская дуга» и «Красная стрела».

27 сентября со станции «Партизанская» отправился обновлённый поезд «Акварель». Новая экспозиция называется «Город в живописи». Интерьер поезда-галереи украшают 35 выдающихся живописных работ, посвящённых восьмивековой истории Москвы.
Центральные работы выставки - художественные произведения Аполлинария Михайловича Васнецова, мастера исторического пейзажа и одного из главных реконструкторов древней Москвы. Особенность творчества Васнецова в том, что при написании своих картин он опирался на археологические и документальные исследования. Дополняют экспозицию работы художников акварелистов, работавших в историко-бытовом жанре: Н.Маковского, В.Сурикова, В.Коляды и В.Аралова.
Выставка «Город в живописи» интересна ещё и потому, что каждая картина в обновлённом именном поезде – это не только произведение искусства, но исторический документ, дающий пассажирам возможность окунуться в атмосферу Москвы минувших столетий. Здесь можно проследить, как менялась её архитектура, быт, привычки горожан и даже транспортная система: от громоздких телег и рессорных ракет до изящных двуколок и неосуществлённых проектов первого московского метрополитена. К старту новой выставки выпущен проездной билет с тематическим дизайном: на билете изображён графический рисунок, посвящённый 120-летию Музея Москвы. Тираж – 300 тыс. экз.

27 октября на станции «Партизанская» состоялся десятый юбилейный запуск именного поезда «Акварель». Обновленная экспозиция уникального поезда-картинной галереи была подготовлена совместно с Русским Географическим Обществом (РГО) и посвящена его 170-летнему юбилею.
Именной состав будет курсировать по Арбатско-Покровской линии до апреля 2016 года. За это время пассажиры московского метрополитена смогут познакомиться с историей самых ярких экспедиций РГО, а также увидеть уникальные рисунки и рукописные карты из архива Общества, впервые представленные широкой общественности. Экспозиция каждого вагона посвящена отдельной теме: экспедициям великих русских путешественников по Центральной Азии, горным вершинам Восточного Тянь-Шаня и Наньшаня, полярному Уралу, Австралии и Океании, знакомству Миклухо-Маклая с папуасами Новой Гвинеи и многому другому. Отдельный вагон посвящён этнографии. Здесь представлены рисунки неизвестных художников из альбома Густава-Федора Христиановича Паули «Этнографическое описание народов России», изданного в 1862 году.
Московским метрополитеном к 170-летнему юбилею Русского географического общества также был разработан и выпущен в продажу уникальный тематический «Единый» билет на две поездки. На нем размещено изображение туземца Асселя, созданное великим русским путешественником Миклухо-Маклаем в Новой Гвинее, на Берегу Маклая. Тираж билета составляет 300 тысяч экземпляров. Памятные билеты будут доступны для покупки во всех кассах метрополитена с 27 октября.
Торжественное мероприятие, посвященное юбилейному запуску уникального поезда-картинной галереи «Акварель», открыл заместитель начальника метрополитена по коммуникациям Владимир Погонин, а также Советник Президента РГО по информационной политике, ведущая программы «Утро России», автор и ведущая программ телеканала «Моя Планета», лауреат премии «ТЭФИ» Анастасия Чернобровина. В праздничной церемонии также приняли участие потомки великих русских путешественников: Александр Семенов-Тян-Шанский, Николай Миклухо-Маклай и Николай Пржевальский.
«Только за последние месяцы пассажиры Московского метрополитена могли изучить модели космических спутников на нашей совместной экспозиции с Роскосмосом, с высоты птичьего полета полюбовались красотами Дагестана на выставке «2000 лет Дербенту» , — рассказал о культурных проектах заместитель начальника метрополитена по коммуникациям Владимир Погонин . — Сегодня мы дарим москвичам и гостям столицы уникальную возможность познакомиться с рисунками известнейших путешественников, которые отражают красоту и безграничность нашей планеты».
Экспозиция Русского географического общества - юбилейная, десятая по счёту, выставка в уникальном поезде «Акварель», который с 2007 года курсирует по Арбатско-Покровской линии метрополитена. За время существования этого культурного проекта пассажиры «Акварели» смогли познакомиться с произведениями народного художника РФ Сергея Андрияки и его учеников, шедеврами из собраний крупнейших российских музеев: Государственного Русского музея, ГМИИ им. Пушкина, Вятского художественного музея и Третьяковской галереи, музея-панорамы «Бородинская битва», Московского музея современного искусства и других.

29 апреля на станции «Партизанская» в уникальном поезде - картинной галерее «Акварель » прошла презентация новой экспозиции «Избранное из коллекции Московского музея современного искусства ». Вниманию пассажиров представлены работы Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Зураба Церетели и многих других известных художников ХХ века. Смена экспозиции в именном поезде приурочена сразу к двум датам - 80-летию Московского метрополитена и 15-летию Московского музея современного искусства (ММОМА).
Экспозиция в «Акварели» призвана показать разнообразие музейной коллекции ММОМА. В пяти вагонах поезда выставлены 30 произведений современного искусства: первая половина ХХ века представлена работами Натальи Гончаровой, Николая Синезубова, Владимира Дмитриева, Ильи Машкова и других авторов. Среди художников второй половины столетия - Татьяна Назаренко, Юрий Павлов, Юрий Жданов, Виктор Пивоваров.
«Сегодня мы запускаем один из самых известных и любимых пассажирами культурных проектов Московского метрополитена - поезд - картинную галерею «Акварель», в котором размещаются выставки изобразительного искусства из собрания лучших музеев страны , - сообщил заместитель начальника метрополитена по коммуникациям Владимир Погонин . - Выставки, размещённые в «галерее на колёсах», дарят пассажирам метрополитена уникальную возможность прикоснуться к высокому искусству за пределами музейных стен ».
Экспозиция Московского музея современного искусства - девятая по счёту выставка в уникальном поезде «Акварель», который с 2007 года курсирует по Арбатско-Покровской линии метрополитена. За время существования этого культурного проекта пассажиры «Акварели» смогли познакомиться с произведениями народного художника РФ Сергея Андрияки и его учеников, шедеврами из собраний крупнейших российских музеев: Государственного Русского музея, ГМИИ им. Пушкина, Вятского художественного музея и Третьяковской галереи, музея-панорамы «Бородинская битва» и других.

Московский музей современного искусства (MMOMA) - первый в России государственный музей, специализирующийся на отечественном искусстве XX и XXI веков - открыл свои двери 15 декабря 1999 года. Основателем и директором музея стал Президент Российской академии художеств, народный художник России Зураб Церетели. Он положил начало музейной коллекции, передав свое личное собрание в дар городу. С тех пор собрание MMOMA продолжает регулярно пополняться и к настоящему моменту насчитывает более 10 000 экспонатов.

Вагоны этого красочного состава, созданного при участии Третьяковской галереи, напоминают залы музея. Внутри них изначально были представлены репродукции картин Сергея Андриянки и последователей его школы. При этом салон каждого вагона был оформлен в особой цветовой гамме. На станциях пассажиры узнавали поезд по яркому дизайну с изображениями деревьев, цветов, фруктов и рек. В январе 2013 года на Арбатско-Покровской линии состав «Акварель» предстал в обновленном виде, символизируя собой современный метрополитен, живущий в ритме большого города.

Этот литературный состав можно встретить на кольцевой линии метрополитена. Пассажиры узнают его по изображенным книжным полкам. Внутри он также отличается от рядовых поездов. В каждом вагоне «обитают» свои книжные герои. Почитать отрывки из русских сказок и былин можно в вагоне номер один. Второй вагон посвящен нашей классике: здесь есть репродукции знаменитых сцен произведений Пушкина, Гоголя, Толстого. В третьем вагоне «живет» Лягушка-путешественница Всеволода Гаршина в компании с Серой Шейкой Мамина-Сибиряка. Старик Хоттабыч, Незнайка, Муха-Цокотуха и Айболит нарисованы в четвертом вагоне. В пятом можно прочесть отрывки из «Королевства кривых зеркал» и «Тимур и его команда». В шестом вагоне пассажиры будут окружены отсылками к творчеству Марка Твена, Жюля Верна, де Сент-Экзюпери и Гофмана.

Этот памятный состав создали в честь 60-летнего юбилея знаменательного сражения Великой Отечественной войны. В июле 43-го бронепоезд «Московский метрополитен», который удалось построить на средства, собранные работниками подземки, использовался в ходе оборонительных боев. Теперь напоминание о нем можно встретить на Сокольнической линии. Поезд украшают металлические таблички, надписи «Курская дуга» и георгиевские ленты. Внутри пассажиры могут прочесть историю бронепоезда и битвы.

Почти ничем не примечательный снаружи, кроме особого логотипа, этот поезд хранит все свои секреты внутри. На стенах вагонов расклеены стикеры со стихами и биографиями знаменитых поэтов. Этот проект метрополитена призван отвлечь пассажиров столичной подземки от серых будней и напомнить о высоком, познакомив с текстами поэтов из совсем разных стран. Стихотворные произведения в вагонах периодически обновляются. Встретить «поэтический» поезд можно на Филевской линии.

Это настоящий ветеран среди особых составов метрополитена Москвы. Впервые он стал курсировать в 1989 году по Замосковрецкой линии. Поезд создали для того, чтобы сохранить память о храбрости участников ополчения и их заслугах в Великой Отечественной войне. Узнать состав можно по надписи «Народный ополченец» и знаменательным датам - 1941-1945. В вагонах пассажиры смогут прочесть о жизни людей во время тяжелого испытания, каким является война.

Оказавшись в этом поезде, вы словно попадаете в середину 30-х годов прошлого века. Вагоны отделаны в духе первых составов столичного метро, однако его обстановка не копирует ретродизайн. Снаружи поезд окрашен в два цвета: верх - в песочно-желтый, низ - в светлые оттенки коричневого. Внутренняя обстановка также соответствует духу ретро. Тут декоративная облицовка, старинные оконные наличники, светильники на потолке - прямиком из прошлого. Ретропоезд ходит по Сокольнической линии.

Узнать этот поезд легко благодаря насыщенному алому цвету и желтой полосе, пересекающей его по горизонтали. Также на нем изображено число 75, символизирующее 75-ый юбилей первого фирменного состава, ходившего по маршруту Москва-Санкт-Петербург. Крыша именитого поезда выкрашена в серебристый, такие элементы есть и у головных вагонов. Интерьер тоже оформлен в красно-желтой гамме: сиденья выкрашены в первый цвет, поручни - во второй. Красный цвет присутствует и в напольном покрытии, которое слегка поблескивает. На стенах вагонов размещены информационные материалы, рассказывающие историю поезда. Состав возит пассажиров по Сокольнической линии.

Этот состав обязательно вызовет симпатии у всех, кто любит спорт, и переживал за успех нашей команды на Олимпийских Играх. Его легко узнать по яркому фирменному дизайну с использованием узнаваемых логотипов. Внутри вагоны обклеены стикерами с олимпийской тематикой. В столичной подземке поезд появился 15 января 2014 года. Он курсирует по Серпуховско-Тимирязевской линии.

Московское метро по праву считается самым красивым в мире. Треть станций Московской подземки признана объектами культурного наследия, многие станции были удостоены международных премий и вошли в учебники мировой архитектуры, а в сталинское время Московское метро и вовсе называли «дворцом».

Но не только станции способны оставить след в памяти любого спустившегося под землю жителя или гостя столицы. В Московском метрополитене ходят удивительные составы, необычные не только внешне, но и внутри. Пассажиры московского метро прямо в пути могут познакомиться с чилийской поэзией, сочинскими талисманами, детскими стихами, художественными работами мирового искусства, прокатиться в советском поезде или вспомнить что-то незаслуженно забытое…

1. «Народный ополченец»
Самый старый из действующих именных составов: начал работу на Замоскворецкой линии в 1989 году. Поначалу мало отличался от обычных поездов, дизайн был обновлён с 8 ноября 2006 года. Сейчас на вагонах надписи «Народный ополченец» и «1941-1945» (последняя на георгиевской ленте), внутри - материалы о Великой Отечественной войне.

Собственного расписания поезд не имеет, поэтому может работать в любое время наравне с обычными составами. Были известны случаи, когда вагоны "Народного ополченца" комбинировались с другими, обычными вагонами.






2. «Курская дуга»
Запущен 8 мая 2003 года по Сокольнической линии в память о 60-летии Курской битвы. Появление этого поезда связано с участием в боях на Курской дуге бронепоезда «Московский метрополитен». Бронепоезд был построен на пожертвования работников метрополитена, его экипаж также составляли работники метро. 5-7 июля 1943 года экипаж бронепоезда вёл тяжёлые оборонительные бои. Бронепоезд был уничтожен на станции Сажное Юго-Восточной железной дороги.

Одновременно с запуском поезда в дар метрополитену была передана обнаруженная в Белгородской области картина «Последний бой бронепоезда „Московский метрополитен“».

Единственное внешнее отличие - на головных вагонах присутствуют памятные металлические таблички и надписи «Курская дуга» с георгиевскими лентами. Внутри в вагонах расклеены материалы об истории бронепоезда «Московский метрополитен». Собственного расписания «Курская дуга» не имеет, поэтому может работать в любое время наравне с обычными поездами







3. «Красная стрела - 75 лет»
Запущен на Сокольнической линии 9 октября 2006 года в честь 75-й годовщины первого фирменного поезда Москва - Санкт-Петербург «Красная стрела». Приписан к электродепо «Северное».

Внешний вид поезда разработан в СКБ метро АО «Метровагонмаш». Снаружи он окрашен в красный цвет вместо обычного синего, горизонтальная полоса жёлтая вместо белой, крыши и торцы головных вагонов серебристые, на дверях вместо обычного рисунка стилизованное число 75. Внутри - жёлтые поручни, красные сиденья и красноватое с блёстками покрытие пола, а на стенах расклеены материалы об истории поезда «Красная стрела».

В 2009 году, в связи с плановым текущим ремонтом объёма ТР-3, вагоны состава были перекрашены. Основная гамма раскраски, включая полоски на дверях и надписи, сохранилась, однако цвета стали несколько более бледными.

Собственного расписания «Красная стрела» не имеет, поэтому может работать в любое время наравне с обычными поездами.

29 марта 2010 года состав пострадал в теракте на станции Лубянка. Сильно повреждены второй по ходу следования вагон (№ 1703) и находящийся рядом головной (№ 2764). Пострадавшие в результате взрывов вагоны были отремонтированы; один из них был заменён на новый, и, после завершения следственных действий и ремонта, поезд вновь вышел на линию 15 мая 2010 года, в день 75-летнего юбилея московского метро.








4. «Акварель»
Первый именной поезд на Арбатско-Покровской линии, а также первый именной метропоезд, вагоны которого имеют конструктивные отличия от стандартных. Изначально представлял собой картинную галерею репродукций работ художника Сергея Андрияки и учеников его школы. Все пять вагонов состава снаружи оклеены цветной плёнкой с изображениями цветов, фруктов, рек, деревьев. По сравнению с обычными вагонами этого типа отсутствует половина больших окон и сидения, которые должны располагаться под ними, на их месте расположены картины. Добавлено освещение над картинами. Каждый вагон имеет свою цветовую гамму - уникальны как оклейка с внешней стороны, так и цвет пола и сидений в вагоне.

Запущен 1 июня 2007 года, в день Защиты детей. Первоначально предполагалось использование только во внепиковые часы и по укороченному маршруту, позднее стал работать и в утренние часы пик на полной длине линии. Но последним рейсом он шёл до Молодёжной, а потом до Партизанской. В начале эксплуатации поезд ходил по собственному расписанию, в настоящее время работает наравне с обычными составами.

В середине 2009 года экспозиция в поезде была обновлена: в галерее были представлены работы из коллекции Русского музея.

В мае 2010 года экспозиция сменилась на репродукции картин из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина.

С 15 мая 2011 года экспозиция состояла из репродукций картин собрания Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых.

С 6 сентября 2012 года экспозиция состоит из репродукций экспонатов Музея-панорамы «Бородинская битва», посвящённых Отечественной войне 1812 года.

В середине января 2013 года плёнка, которой оклеен поезд снаружи, заменена на новую - с немного другой расцветкой. С 14 мая 2013 года курсирует поезд с обновленной экспозицией. Открытие поезда было приурочено к 100-летию со дня основания Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина. В экспозиции представлены репродукции картин Василия Сурикова, Ивана Айвазовского, Бориса Кустодиева, Ивана Шишкина, Ильи Репина и многих других известных художников.











5. «Читающая Москва»
В августе 2007 года стало известно предложение о создании поезда, рассчитанного на популяризацию литературы, главным образом среди детей. Предполагалось оформить поезд в виде детской книги, изобразить на стенах вагонов литературных персонажей и строчки из произведений мировой детской литературы.

31 мая 2008 года на станции «Воробьевы горы» состоялась торжественная церемония пуска нового именного поезда «Читающая Москва».

Шестивагонный состав литературного метропоезда снаружи имеет художественное оформление с обозначением акции «Читающая Москва». Внутри вагонов поезда размещены изображения литературных персонажей, репродукции характерных сцен и отрывки из известных произведений отечественной и мировой литературы для детей и взрослых.

Второй вагон посвящен русским классикам. В его оформлении использованы отрывки из «Войны и мира» Л. Н. Толстого, «Ревизора» Н. В. Гоголя, «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, «Записок охотника» И. С. Тургенева, «Маскарада» М. Ю. Лермонтова и репродукции известных сцен из этих произведений.

Любителям произведений о природе и животных больше всего понравится третий вагон - здесь можно познакомиться с Лягушкой-путешественницей В. М. Гаршина и Серой Шейкой Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Четвертый вагон посвящен литературе для самых маленьких: здесь их будут ждать Айболит, Муха-Цокотуха, Старик Хоттабыч и Незнайка. Пятый вагон ориентирован на подростков - на стенах вагона отрывки из произведения В. Г. Губарева «Королевство кривых зеркал» и повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Последний вагон посвящен произведениям зарубежной литературы. Здесь пассажиры встретятся с Антуаном де Сент-Экзюпери, Марком Твеном, Жюлем Верном, Гербертом Уэллсом и Амадеем Гофманом.

3 июня 2008 года поезд «Читающая Москва» начал регулярное движение по Кольцевой линии.

Собственного расписания «Читающая Москва» не имеет, поэтому теперь может работать в любое время наравне с обычными составами. В 2012 году передан из депо «Красная пресня» в депо «Замоскворецкое» для работы на Каховской линии, где и работает в настоящее время.

Поезд «Читающая Москва» стал первым поездом, оборудованным Wi-Fi интернетом.