Самое старое дерево в екатерининском парке. Екатерининский парк в царском селе. Екатерининский парк в Царском селе

Екатерининский парк - один из прекраснейших парков Санкт-Петербурга. Он был засажен в Царском селе в XVIII веке.

Мне довелось бывать там далеко не один раз. Подозреваю, что как и многие петербуржцы, я практически каждое лето встречаю и провожу импровизированные экскурсии для своих друзей по центру Питера и его пригородам. Территория Царского села просто огромна, чтобы все посмотреть нужно потратить весь день, а то и более. Но оно стоит того!

Обычно мы с друзьями берем в наше маленькое путешествие кофе в термосе, бутерброды и другие вкусности и отправляемся в путь. Я люблю прокатиться до парка на маршрутке как в студенческие годы. Это быстро, и можно по пути любоваться природой. После осмотра и Царскосельского лицея (обязательно побывайте в нем!) мы находим уютное место в парке или на берегу озера и устраиваем пикник. Нам интересно обсудить что мы видели, еще раз восхититься видом Екатерининского дворца со стороны. Затем мы отправляемся далее в глубь парка, а я продолжаю рассказывать своим гостям о памятниках и сооружениях, делюсь с ними тем, что помню из истории, а они со мной.

Как известно, Царское Село было любимой загородной резиденцией российских императоров. Каждый из них внес в ландшафт что-то новое, что-то свое, любимое. Все они относились к нему как к дорогому ларцу, который хранит жемчужину - дворец. Я представляю его себе тканым узором, в который каждый следующий правитель вплетал что-то свое, что было важно именно для него или было модным в годы его правления.

Архитекторы и садовые мастера постарались донести и сохранить для нас все, что было возведено многие столетия назад.

История парка

Екатерининский парк обязан своему появлению русскому царю Петру Великому. Именно он в 1710 году подарил своей жене Марте Самуиловне Скавронской (в православии Екатерине Алексеевне Михайловой, в будущем императрице Екатерине I) Сарскую и Славянскую мызы с прилегающими деревнями. В 1717 году началось строительство летней резиденции для императрицы. Это был небольшой, скромный каменный дворец. Императрица сама участвовала в организации постройки.

В 1720 году голландские мастера Я. Розен и И. Фохт приступили к устройству парка. В это время появился Старый сад (современный регулярный парк). Он располагался на трех уступах непосредственно перед дворцом. Архитектура парка была выдержана в модном в то время французском стиле, который подразумевает укрощение природы и покорение ее человеку. Отличительная черта стиля - четкое планирование территории, формирование прямых аллей, придание искусственных форм кустарникам и деревьям. По задумке парк должен был дополнить и подчеркнуть роскошь дворца.

После вступления на престол Елизаветы Петровны Царское Село стало официальной императорской резиденцией. Здесь встречали самых важных гостей и проводили самые пышные приемы. Наверно, ни один русский император больше так не ассоциируется с балами, маскарадами и бурными эффектными празднествами как она. Царское Село ее времен как нельзя лучше характеризовало любовь к роскоши и праздному образу жизни своей хозяйки. При ней дворец перестраивали, парк расширяли и облагораживали. Я где-то читала, что однажды, когда императрица возвращалась в Царское Село, уже на подъезде к дворцу она увидела из своей кареты зарево и очень испугалась, что дворец горит! Он действительно горел, но не огнем, а золотым свечением – отражением заходящего солнца. Хотелось бы такое хоть раз увидеть!

Итак, в 1750-е годы небольшой двухэтажный дворец начали перестраивать. Придворный архитектор Ф.Б. Рассрелли занимался оформлением Екатерининского дворца. Он же работал над оформлением парка. Неудивительно, что регулярный парк получился таким же помпезным. Густые зеленые лабиринты, переходящие в маленькие залы под открытым небом, изящные скульптуры итальянских мастеров, множество самых различных цветов кустарников - все это должно было в очередной раз подчеркнуть роскошь и великолепие Екатерининского дворца.

Императрица Елизавета Петровна очень любила свою загородную резиденцию и проводила много времени здесь. Роскошные балы, обеды проводились регулярно. После трапезы императрица приглашала своих гостей на прогулку по парку на санях или каретах. В парке были обустроены качели, карусели, горки. Вечером взлетали в небо фейерверки.

Одним из любимых мест гостей была Катальная гора. Архитектор Ф.Б. Расстрелли придумал необычное и интересное инженерное решение. Гора представляла собой павильон, от которого в стороны выходили скаты. Они были надстроены поверх холма, повторяя естественный ландшафт участка. Гости использовали для спуска одноместные и двухместные коляски, которые двигались по металлическим рельсам. Поднимали наверх эти коляски с помощью специальных механизмов, приводимых в движение с помощью лошадей. Если представить, с каким размахом все в парке возводилось, то ощущения от спуска с горы, вероятно, были не хуже чем на горках в современных парках развлечений!

По приказу императрицы Ф.Б. Расстрелли также проектирует здания Эрмитажа и Грота.

Здание Эрмитажа - это небольшое и интересное двухэтажное здание в глубине парка. Внешняя отделка здания полностью повторяла отделку Екатерининского дворца. Дворец и Эрмитаж соединяла аллея, по которой прогуливались гости. Эрмитаж был предназначен для небольших балов, встреч и обедов, особенно в теплое время года.

Императрица любила приглашать сюда гостей, чтобы удивить их диковинным инженерным изобретением - подъемным канапе (диванчик). Обеденный и залы для совещаний находились на втором этаже, но по лестница никто не ходил, гостей и еду также поднимали с помощью специальных устройств. Это было необычно и чрезвычайно забавно. Еще одним необычным решением императрицы было устроить оркестр на улице, а не внутри здания. Приглушенная музыка лилась в окна здания, делая празднество действительно волшебным.

Грот был построен на берегу Большого озера в 1755-1756 годах. Императрица Елизавета Петровна непременно хотела иметь место, где можно было было насладиться видом Большого озера и при желании спуститься с пристани к лодке.

Екатерина II уделяла много внимания обустройству Царского села. По ее приказу был разбит модный в то время английский парк (современный пейзажный парк). Отличительной чертой этого стиля является не укрощение природы, а подчинение ей. Английским паркам свойственны извилистые водные каналы, которые ведут к широким цветочным полянам. Это, своего рода, дикие парки. Минимум вмешательства, чтобы лишь подчеркнуть красоту природы.

При возведении английского парка претерпел частичные изменения старый парк. Появились Полулунные пруды. Водная система, состоящая из каналов и прудов, была важной составляющей в украшении парка. Здесь все было продумано для отдыха и развлечения царских особ и их гостей. Везде их ждали небольшие лодки, на которых они могли плавать, наслаждаясь видами с воды. Наверно, было здорово прокатиться вот так на лодке в жаркий летний день, а может даже и поплавать!

Екатерина II старалась внести в архитектурное оформление самые новые и модные западные тенденции. В парке было установлено множество памятников, прославляющих заслуги императрицы и победу в русско-турецкой войне во второй половине XVIII. При императрице также были возведены павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами и Концертный зал.

Камеронова галерея была построена на переходе из регулярного парка в пейзажный. Императрица хотела иметь место для прогулок, приватных бесед и размышлений наедине.

Все сооружения в английском парке были выдержанны в классическом стиле с минимальным украшением фасадов. Строгость и простота в каждой детали.

Все это время в парк завозили многолетние деревья и кустарники, присланные из садов Санкт-Петербурга и из заграницы. Здесь еще, возможно, даже сохранились дубы, которые высаживал Петр I.

В более поздний период масштабные перепланировки уже не производились. В советское время дворцово-парковый комплекс стал музеем. В 1918 году Екатерининский дворец принял первых своих посетителей.

В годы Великой Отечественной войны город Пушкин был захвачен фашистскими войсками. Царское Село тяжело перенесло вторжение. Многие произведения искусства были утеряны, также серьезно пострадали и сами здания.Часть из них немецкие захватчики использовали под свои хозяйственные нужды, не щадя ни интерьеры, ни мебель. Множество картин и предметов искусства, в том числе и Янтарная комната, были вывезены и утрачены навсегда. В парке уничтожено значительное количество деревьев. После освобождения Пушкина от Екатерининского дворца и многих других помещений остались лишь руины.

Еще до окончания войны начались работы по восстановлению музейного комплекса. В 1983 году дворцово-парковый ансамбль "Царское Село" получил официальный статус заповедника. Сегодня его полное наименование - Государственный музей-заповедник "Царское Село". Большая часть работ по восстановлению была закончена в 2010 году, в преддверии 300-летнего юбилея Пушкина. Но многие реставрационные работы как в зданиях, так и в парке продолжаются до сих пор.

Что посмотреть

Конечно, главная жемчужина парка - Екатерининский дворец. О нем я более подробно рассказывала в одном из . Но есть множество интересных мест, которые также стоит увидеть.

Эрмитаж является своеобразным отголоском роскоши Екатерининского дворца, своего рода проекцией в миниатюре. Как я уже говорила, их соединяет прямая аллея, по которой некогда прогуливались гости императрицы. Это небольшое строение оформлено в стиле барокко, в той же цветовой гамме что и дворец. В Эрмитаже сохранилась отделка XVIII века практически без изменений.

Обратите внимание на Эрмитажную кухню – необычная архитектура здания выполнена в модном в то время готическом стиле. Здесь, кстати, находится еще один вход в парк.

Грот - небольшое строение в морском стиле, стоит на берегу Большого озера.

Павильон «Холодная баня» находится между Зубовским корпусом Екатерининского дворца и Камероновой галереей. Предназначался для купания и отдыха императорской семьи. Здание было возведено в 1787 году архитектором Ч. Камероном. Его еще называют термами Камерона.

На первом этаже расположены сами термы. На втором - шесть комнат для отдыха. Благодаря богатому интерьеру они получили название Агатовые комнаты.

Главный фасад здания выходит на террасу, где находится Висячий сад.

Камеронова галерея - располагается на пересечении регулярной и пейзажной части парка. Сооружение находится на возвышении, и с него открывается прекрасный вид на парк и Большое озеро.

Павильон «Верхняя ванна» предназначалась для водных процедур императорской семьи.

Павильон «Нижняя ванна» предназначалась для водных процедур придворных.

Морейская (или Малая Ростральная) колонна расположена между Первым и Вторым Нижними прудами. Была воздвигнута в честь победы русского флота у полуострова Морея во время русско-турецкой войны.

Ворота «Любезным моим сослуживцам» -оригинальный чугунный монумент. Располагается на юго-востоке парка.

Чесменская колонна находится на середине Большого озера. Она была установлена в честь победы в Чесменском сражении (1770 год) русского флота над турецким.

Адмиралтейство - несколько павильонов на берегу Большого озера в южной стороне парка. Построены в честь присоединения к России Таврического ханства (Крым).

Мраморный (Палладиев) мост установлен над протокой, которая соединяет Большой пруд с Лебединным прудом.

Павильон «Турецкая баня» - последнее строение, возведенное в Екатерининском парке. Павильон является памятником побед в русско-турецкой войне. По задумке архитектора И. А. Монигетти здание имеет вид турецкой мечети.

Башня-руина - еще один памятник, посвященный победам русских войск в русско-турецкой войне. Башня необычна тем, что она похожа на дорическую колонну, соединенную с павильоном. Она будто уходит в землю. Внешнее оформление стен тоже необычно. Поверхность их искусственно "состарена" с помощью нарисованных трещин.

Гатчинские (Орловские) ворота вели на дорогу в строну Гатчины, где располагалось имение графа Г. Г. Орлова. Екатерина II высоко ценила вклад графа в спасение Москвы от чумы. Ворота стали своеобразной благодарностью императрицы. Внешне ворота похожи на триумфальную арку.

Павильон «Зал на острову» находится в сердце Большого озера на маленьком островке. Он был предназначен для проведения концертов и обедов для гостей, плавающих по Большому озеру. В данный момент здесь находится концертный зал, в котором проходят торжественные мероприятия музея.

Гранитная терраса («терраса Руска») была построена в 1810 году на месте Катальной горы.

Фонтан «Девушка с кувшином» исполнен известным скульптором П. П. Соколовым специально для Царскосельского парка. Изваяние девушки располагается на скале как на своеобразном пьедестале. В ногах у девушки разбитый кувшин, из которого льется струя воды.

Концертный зал в юго-западной части парка сооружен в 1782-1788 годах по проекту архитектора Д. Кваренги.

Кухня-руина сооружена по проекту Дж. Кваренги в 1785-1786 годах для приготовления обедов гостям Концертного зала.

Китайская беседка была построена на границе между Екатерининским парком и Новым садом Александровского парка. Её ещё называют Скрипучей из-за флюгера, который при ветре издает скрип.

Кагульский (Румянцевский) обелиск. Архитектором проекта является А. Ринальди.

Он был установлен в 1772 году в честь победы русских войск над турецкими на реке Кагул.

Когда посетить

Парк для посетителей открыт круглый год, но стоит иметь ввиду, что не все музеи работают круглый год. Поэтому, если вы решили непременно посетить все места парка, лучше выбрать летнее время.

Как добраться

Государственный музей-заповедник "Царское Село" находится по адресу: , г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7.

Вы сможете добраться до места следующими способами:

  • На электропоезде от Витебского вокзала вы сможете доехать до станции "Царское Село" в городе Пушкине. Стоимость билета составляет около 40 рулей, а время в пути - приблизительно 30 минут. От станции до музея вы сможете добраться на маршрутных такси №371, 377, 382, автобусах №371, 382. Можете прогуляться до музея можно прогуляться пешком. Это займет примерно 30 минут или даже меньше.
  • На маршрутных такси № 286, 287, 342, 347, 545. Они отходят от станции метро Московская. Остановка располагается за Домом Советов. Здесь находится их кольцо. На маршрутках большими буквами будет написано Пушкин, Царское село. Стоимость проезда составляет около 40 рублей. Время в пути - 30-40 минут, если не будет пробок.
  • Автобус №187 останавливается напротив МакДональдса на Московском проспекте, здесь же останавливаются маршрутные такси, что следуют с кольца от Дома Советов. Автобус следует до станции "Царское Село" в городе Пушкине. Стоимость проезда - 30 рублей. Оттуда можете добраться до парка на автобусе, маршрутных такси или пешком.
  • На маршрутных такси №545, 286, 287, автобусе №186 от станции метро Купчино. Время в пути - около 30 минут. Кольцо их находится на Витебском проспекте со стороны метро.

Режим работы:

  • с 21 октября до 24 апреля вход в парк свободный;
  • с 25 апреля по 20 октября вход платный с 9:00 до 19:00;
  • с сентября по апрель парк открыт с 7:00 до 21:00;
  • с мая по июль с 7:00 до 23:00;
  • в августе парк открыт с 7:00 до 22:00.

Стоимость билета:

  • для взрослых с 25 апреля - 120 рублей;
  • школьникам, студентам; членам союзов художников, архитекторам, дизайнерам России; курсантам, военнослужащим срочной службы - 60 рублей;
  • пенсионерам РФ и Республики Беларусь - 30 рублей;
  • посетителям до 16 лет - бесплатно.

Есть что добавить?

Сохранение старовозрастных деревьев имеет не только экологическое, но и важное культурно-историческое значение. Деревья-патриархи связаны с историческими лицами, событиями, воспоминаниями, народными преданиями и традициями.

Старая ива

Старые деревья с давних времен являлись святынями, о них слагались мифы и предания, литературные произведения.

Более 100 лет назад в Европе и США началась деятельность по систематической охране вековых деревьев, включавшая их инвентаризацию, уход и охрану места произрастания, а также воспитательную работу с населением. Старые деревья снабжались указателями, мемориальными табличками и даже награждались медалями. Издавались альбомы об интересных деревьях, связанных с событиями истории и культуры. На их гибель нередко публиковались некрологи. Охрану деревьев от вырубки осуществляла общественность, учреждения, религиозные организации или закон. Под охрану брались не только старые, но и своеобразные деревья, отличающиеся необыкновенными чертами или исторической значимостью.

В черте города Москвы произрастают несколько тысяч деревьев, возрастом более 100 лет – липы, дубы, вязы, лиственницы и другие. Многие из них находятся на особо охраняемых природных территориях парков и заказников или являются памятниками природы.

Екатерининский парк не исключение.

В древности эта местность входила в состав села Сущева. В XVII в. здесь была роща, сохранившаяся и в XVIII в. В «Описании городской выгонной земли 1763-1780 гг.» здесь значится «Сущевская слобода Новгородской сотни и принадлежащая к ней земля разного звания людей, площадью в 77 десятин 1181 кв.

До наших дней сохранились дубы, которым около двух сот лет, почти в самом центре парка, стоит ива, которой уже перевалило за 200, и поразительность заключается в том, что ивы вообще не живут больше 100 лет, а наша стоит, выносит все тяготы городской жизни и капризы природы.

Екатерининский парк — не большой и не маленький, чистый, аккуратный, ухоженный городской парк Москвы. Рядом с главным входом в парк расположена станция метро Достоевская. Уже на входе видно, что этот парк стоит посетить: дорожки выстланы плиткой, опавшие листья (дело было осенью) убраны, повсюду клумбы с цветами и арка с названием места.

Практически сразу на входе висит справочная информация о парке: его история, планы на будущее, свод правил поведения и условная схема со всеми указателями.

Краткая историческая справка, напечатанная мелкими буквами на этом стенде, гласит:

Историческая территория «Екатерининского парка» долгое время не имела застройки, здесь протекала река Напрудная, приток Неглинной. Вдоль ее русла располагалось несколько прудов. В XIV веке в район реки Напрудной переносится Крестно-Воздвиженский монастырь, в 1492 г. возводится церковь святого Трифона, а в 1630-х годах была построена каменная церковь Иоанна Воина. Большую часть территории в этот период занимали рощи, луга и пастбища.

В XVIII веке рядом с церковью Иоанна Воина была построена загородная усадьба графа В.С. Салтыкова, позднее перешедшая к его сыну графу А.В. Салтыкову, который являлся одним из приближенных дворян Императрицы, а также участником суворовских походов.

В 1777 г. владение А.В. Салтыкова было приобретено казной под устройство Инвалидного дома для восстановления здоровья ветеранов турецкой компании и других защитников Отечества. В 1802 году, после перевода Инвалидного дома в Матросскую тишину, все его обширное владение приобрела Императрица Мария Федоровна для устройства в нем Московского училища ордена Св. Екатерины (он же Московский Екатерининский институт благородных девиц) , для благородных девиц, дочерей офицеров, получивших ранение или погибших на войне.

С конца 1860 г. Екатерининский институт начал сдавать в аренду расположенные севернее пруда бывшие огородные земли. К концу 1880-х годов к северо-востоку от владения института образовалась система мелких участков. Для подъезда к ним прокладываются новые улицы: Большая и Малая Екатерининские. Еще один участок в границах владения в 1888 году взял в аренду почетный гражданин, коммерции советник, Александр Иммер, и создал опытно-семенную станцию и растительный питомник, с оранжереями и парниками.

В начале XX века постройка возникла в районе Трифоновского переулка в непосредственной близости от реки Напрудной, которая в 1920-30 гг. заключается в трубу, после чего участок начал постепенно обстраиваться деревянными жилыми домами. В 30-х гг. сносится церковь Иоанна Воина, и в границах церковного владения возводятся семиэтажные корпуса гостиницы ЦДКА.

В 1935-1941 гг. на Екатерининской площади был построен Театр Красной Армии. В 1979 г. через территорию парка прокладывается Олимпийский проспект, полностью нарушивший историческую структуру района. Вся старая застройка была разобрана.

Ниже на стенде указано, что парк является ценным городским ландшафтом, поэтому в нем планируется провести множество работ по восстановлению водоемов, озеленению и приданию исторического облика. В парке можно будет любоваться садом непрерывного цветения, садом прибрежных и водных растений, садом сиреней. Разнообразные прогулочные маршруты, рассчитанные на все возрастные группы, обеспечат смену впечатлений, и увеличат пространство парка.

Звучит заманчиво, после таких слов захотелось побывать в этом парке в период цветения.

Следующий стенд помог сориентироваться на местности и даже обрадовал! В парке запрещено употребление спиртных напитков, курение, загрязнение территории, выгул собак и многое-много другое. Кстати, кататься на велосипедах и роликах в парке тоже запрещается. За заднем плане видны реставрационные работы.

Двигаемся вглубь парка: также всюду клумбы, цветы, лавочки, фонари. Место очень спокойное.

А вот и Большой Екатерининский пруд с заросшим островком для уточек.


Уток тут много, каждый может их покормить.





Прогулка вокруг большого пруда не займет много времени, однако, это будут чудесные минуты умиротворения, особенно в солнечную погоду.

Ротонда (круглая постройка с куполом) Екатерины II.


Дальше еще один вход — восточный — с надписью «Москва для жизни, для людей!» И тут же, как подтверждение написанному, спуск для колясок и для инвалидов, ступеньки с перилами, плитка вместо облезлого асфальта. Сюда можно привозить и детей в коляске и девушек на высоких каблуках, что, собственно, и видно на фотографии.

Плавать в пруду запрещено.

Вид на осенний пруд с другого берега — просто картинка!

Рядом с Большим прудом находится Малый пруд и читальный павильон.


Малый пруд был без воды, лишь одна огромная лужа и стая ворон. Но мы же читали на входе, что парк только обустраивается!

К Малому пруду подведено каменное устье, через которое перекинут миниатюрный мостик.

Еще дальше скульптура «К звёздам». Странно увидеть эту скульптуру тут, ведь планетарий находится в совершенно другой части парка. А за памятником виднеется Московский Дом ветеранов войн и ВС, который соединен с социальным реабилитационным центром.

Заходим в северную часть парка. Как гармонично вписались новые «стеклянные» дома в старые ландшафты Екатериненского парка.

Часовня Александру Невскому и святому мученику Иоанну Воину — взамен снесенной в 30х гг. каменной церкви.

Рядом беседка для отдыхающих.

И тут же бюст А.В. Суворову.

«Славный год сей минул но не пройдут содеянные в нем подвиги» — так гласит надпись на камне. Это цитата из манифеста Александра I по случаю «изгнания супостата из пределов России» от 4 января 1912 года: «СЛАВНЫЙ ГОДЪ СЕЙ МИНУЛЪ, НО НЕ ПРОЙДУТЪ СОДЬЯННЫЕ ВЪ НЕМЪ ПОДВИГИ» Камень установили в 2012 году, на 200-летие Отечественной воны 1812 года.

Золотая осень! Последний взгляд на чудесный парк.

Выходим через Северные ворота, проходя мимо Московского Дома ветеранов войн и ВС и социального реабилитационного центра. Вся прогулка заняла примерно час, но обладателям свободного времени можно провести тут и целый день.



Екатерининский дворец в царском селе является центральной частью архитектурного дворцово-паркового ансамбля в Царском селе. Ежедневно через залы этого дворца проходят тысячи туристов, а наиболее популярным местом здесь является знаменитая Янтарная комната, восстановление которой было завершено как раз к 300-летию северной столицы России. Фото и видео Янтарной комнаты можно увидеть ниже в статье.

В период военной оккупации города немцами здание Екатерининского дворца было разрушено, однако простой народ после завершения военных действий рьяно принялся за его восстановление. Но даже сейчас, спустя более чем 70 лет после окончания войны, реставрационные работы в некоторых залах дворца продолжаются. Обычная экскурсия для туристов по залам дворца занимает около часа, а в остальной период времени туристы могут совершать прогулки по Александровскому или екатерининскому парку, посмотреть на экспозиции в музее им. А.С. Пушкина.

Реконструкция

Строительство Екатерининского дворца находящемся в царском селе началось в 1717 году, а руководил им хороший архитектор Иоганн Браунштейн. В этот же период времени с восточной стороны архитектурного сооружения был создан Верхний и нижний сады, причём составными частями стали 3 террасы. В западной же части дворца был построен Зверинец, на месте которого позднее раскинулся Александровский сад.

В 1744 году были сделаны надстройки, и основное здание было связано при помощи просторных галерей с достроенными флигелями, состоящими из двух этажей. В дальнейшем дворец не раз подвергался изменениям каждый раз, когда к власти приходил новый правитель. Но самая большая реконструкция архитектурного сооружения была выполнена при правлении императрицы Елизаветы. В 1752 году она была начата, и проводилась под руководством архитектора Франческо Растрелли.

Восстановление после войны

Дворце Екатерины в царском селе был полностью разрушен во время военных действий, а большинство его интерьеров были утрачены. Многие экспонаты были потеряны ещё до второй мировой войны, когда ценные скульптуры, предметы живописи и прикладного искусства распродавались за бесценок. Некоторые ценные работы в то время перешли в Эрмитаж. В 1959 году реставрация шести залов разрушенного Екатерининского дворца была завершена, и они открылись для посетителей. В 2003 году была полностью восстановлена и главная достопримечательность дворца, называемая Янтарной комнатой. Фото и видео о которой смотрите в статье.

Архитектура дворца

Строительство величественного архитектурного сооружения протяжённостью 306 м велось искусным мастером стиля Барокко – архитектором Растрелли. Под его руководством определялись размеры архитектурного объекта, внутреннее убранство залов, интерьеры и декор фасадов дворца. Строительство Екатерининского дворца велось в период с 1748 по 1756 годы, а интерьеры строения отражают преимущественно классический и стили Барокко.

Великолепие этого дворца внутри и снаружи просто потрясает воображение! Торжественность внешнему виду сооружения придают золотистые, голубоватые и белые цвета фасада. Достойным украшением для фасадов дворца служат белые колонны, красивые фигурки атлантов и лепные элементы. Центральная часть здания соединена с пристройками-флигелями крытыми галереями. К северу от центрального здания находится дворцовая церковь, украшенная 5-ю позолоченными куполами. В южной же части здания раньше располагалось парадное крыльцо, а сейчас красуется позолоченный купол, шпиль которого украшен звездой.

Оформление интерьеров Екатерининского дворца в царском селе осуществляли несколько выдающихся мастеров, среди которых – Растрелли, Василий Стасов и Чарльз Камерон. По их проектам были созданы Большой зал дворца, несколько залов для гостевых приёмов, императорские покои, светлая галерея (самый большой дворцовый зал), Купольная столовая, Лионская гостиная, Серебряный кабинет, Табакерка, Китайский зал, Опочивальни.

Как добраться?

Добраться до Екатерининского дворца можно самостоятельно. Туристам нужно добраться от Витебского вокзала или станции метро «Московская» к железнодорожному вокзалу города Пушкин. Отсюда можно пересесть на автобус либо маршрутное такси, которые доставляют пассажиров к Государственному музею-заповеднику «Царское село». Добраться сюда без пересадок можно от станции метро «Звёздная» или «Купчино», на 186-м автобусе. Местонахождение екатерининского дворца определяется адресом улица Садовая, 7.

Что обязательно нужно посмотреть туристам

Пребывая на территории Екатерининского дворца, обязательно посетите его прекрасные и славящиеся своими интерьерами залы

Янтарная комната. Ей по праву присвоено звание Восьмого чуда света, а появилась она во дворце в 1775 году. В это время императрица Елизавета Петровна приказала перевезти в резиденцию панели из натурального янтаря, до этого украшающие Зимний дворец. Правда, этих панелей не хватило для декорирования всей комнаты, и потому архитектор Растрелли, руководивший процессом преображения помещения, принял решение дополнить декор зеркалами и росписью под янтарь. Впоследствии некоторые холсты были заменены на панели из настоящего янтаря.

Тронный зал. Самое большое по площади помещение Екатерининского дворца. Здесь – самые высокие потолки, достигающие 7-ми метров. Дополнительное расширение этой комнате придают многочисленные зеркала и огромные окна. Именно здесь в прошлых веках проводились банкеты, светские мероприятия, балы, приёмы и торжественные обеды. На потолке Тронного зала посетители смогут увидеть красивые росписи, созданные художниками Франчуоли и Вундерлих.

Арабесковый зал

Арабесковый зал. Долгое время здесь проводились реставрационные работы, поэтому туристы не имели возможности посещать арабесковый зал. Однако он всё же открылся в 2010 году, когда реставрация была завершена. Изначально данное помещение предназначалось для торжественных приёмов по случаю приезда императрицы. Впоследствии эта комната была преобразована для обычных торжественных приёмов, а название такое залу дали потому, что его стены украшены арабесковыми росписями.

Видео



Так же все выше, перечисленное. Вы можете посмотреть не только на фото, но и в небольших видео фильмах. Представить себе по истине, царское убранство и интерьер дворца. Так же если вы ранее бывали во дворце, поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями. Или подпишитесь на один из наших каналов и получайте самые свежие обзоры о Красотах России.

После того, как мы с вами познакомились с , давайте пройдем по его дорожкам и полюбуемся его достопримечательностями. И сегодняшняя наша прогулка будет посвящена Старому саду.

Старый сад в Екатерининском парке Царского Села

От города Старый сад (и Екатерининский парк в целом) отделен Каскадным каналом. Первоначально он был прорыт для осушения территории. В 1775-1777 годах были сооружены 12 каскадов из пудостского известняка и гранитная набережная с литой оградой. В строительстве принимали участие архитекторы В.И.Неелов, Ю.М.Фельтен и инженер И.К.Герард. Свое начало Каскадный канал берет из клюва лебедя-фонтана около Екатерининского дворца.

Каскадный канал в Екатерининском парке Царского Села

На берегу канала мы увидим интересное сооружение в готическом стиле – Эрмитажную кухню, архитектор В.И.Неелов. Она была построена в 1775-1776 годах и использовалась по прямому назначению. Другое ее название – Придворная булочная . Эрмитажная кухня также была въездом на территорию Екатерининского парка, поэтому ее также называли Красными воротами .

История Старого Сада

Голландский (Старый) сад является старейшей частью Екатерининского парка. Он был разбит в 1720-х годах на месте фруктового сада Саарской мызы. Руководили работами голландские садовники Я.Роозен и И.Фохт. В 1743 году, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, началась широкомасштабная реконструкция парка, территория Старого сада была расширена. В работах принимали участие архитекторы, занятые на строительстве Екатерининского дворца: А.В.Квасов, С.И.Чевакинский, Ф.-Б.Растрелли.

Старый, или как его еще называют, Голландский сад выполнен в регулярном стиле, популярном в первой половине XVIII века. Его главной осью является , соединяющая Екатерининский дворец с Эрмитажем. Все в саду подчиняется принципу строгой симметрии. Деревья и кустарники искусно подстрижены, играя роль своеобразного строительного материала: из них сооружались залы, кабинеты, зеленые галереи. Также здесь были построены павильоны, поставлены скульптуры. Со временем структура Старого сада была нарушена. После войны, в ходе реставрационных работ он был восстановлен по сохранившимся чертежам и рисункам.

Старый сад подразделяется на три участка:

  • Верхний сад, куда входят три террасы,
  • Нижний сад – от последней террасы до Рыбного канала
  • Эрмитажный участок – от Рыбного канала до Каскадных прудов.

Верхний и Нижний сады объединены в Придворцовый участок , или собственно Голландский сад.

Партер

На первой террасе Верхнего сада И.Фохт создал два симметричных партера с прихотливым барочным узором из угля, кирпича, битого стекла и цветного песка. В полной красе они раскрываются, если смотреть на них из парадных залов Екатерининского дворца. В центре установлены мраморные скульптуры «Мир» и «Великолепие».

Боскеты

На второй террасе были устроены зеленые боскеты из стриженных деревьев и кустарников:

Зеркальные пруды и Верхняя Ванна

На третьей террасе в 1720-1722 году вырыли два симметричных пруда, названных Зеркальными . В 1777-1779 годах на берегу одного из них по проекту архитектора И.В.Неелова была построена Верхняя Ванна , в стиле раннего классицизма. Другое ее название – «Мыльня их Высочеств». Долгое время она использовалась по назначению, а с 1911 года здесь устроили музей в память 200-летия Царского Села. В годы войны Верхняя Ванна была разрушена, восстановлена в ходе реставрации 1952-1953 годов.

Нижняя Ванна

Неподалеку от Верхней Ванны находится Нижняя Ванна , созданная по проекту И.В.Неелова в 1778-1779 годах. Она выполняла роль мужской бани для придворных и потому получила второе название «Кавалерская мыльня». Здание скрыто за стеной подстриженных кустов, над зеленью виднеется лишь купол классической постройки.

Вдоль Эрмитажной аллеи установлены скульптуры, которые по распоряжению Петра Первого были куплены в Италии для украшения садов Санкт-Петербурга. Здесь мы увидим героев античной мифологии и аллегории: Персея, Андромеду, Галатею, Геракла и др.

Эрмитажная аллея в Екатерининском парке Царского Села

Рыбный канал

Придворцовый и Эрмитажный участки Старого сада разделяет Рыбный канал . Он был прорыт в начале 1720-х годов и является старейшим каналом на территории парка. Рыбный канал соединяет Большой пруд с Каскадным каналом. Некогда в нем разводили и ловили рыбу для царского стола. По преданию, Петр Первый собственноручно посадил вдоль него еловую аллею. В годы войны она погибла и была возобновлена в послевоенные годы. Через канал были переброшены мосты, первоначально деревянные. В 1774-1775 годах по проекту В.И.Неелова были сооружены два гранитных и два металлических моста. Еще один мост, при впадении Рыбного канала в Каскадный, был спроектирован В.П.Стасовым в 1855 году.

Эрмитаж

Центром Эрмитажного участка является павильон Эрмитаж, о котором вы можете прочитать в статье .

Пройдя вдоль Рыбного канала, на берегу Большого пруда мы увидим изящное бело-голубое здание в стиле барокко – . Его строительство продолжалось три десятилетия – с 1749 по 1779 года. Архитектор Ф.-Б.Растрелли, внутренняя отделка выполнена А.Ринальди. Грот – первое сооружение на берегах Большого пруда . При Екатерине II здесь было место уединения и отдыха. В XIX веке перед ним был насыпан берег и устроена пристань, которую украсили две бронзовые статуи – «Умирающий галл» и «Гладиатор». Внутри Грота установлена статуя Екатерины Великой в образе Минервы, отлитая в 1789 году. Грот отличается прекрасной акустикой.

Скульптура «Умирающий галл»

Павильон Грот и паром на Большом пруду

От пристани у Грота открывается великолепная панорама Большого пруда :

Ворота «Любезным моим сослуживцам»

Завершают сооружения Старого сада ворота «Любезным моим сослуживцам» , выполненные в стиле ампир. Они расположены в юго-восточной части Екатерининского парка и поставлены в честь победы над Наполеоном. Чугунные ворота были созданы по проекту архитектора В.П.Стасова в 1817 году. Колонны длиной 5,7 м были отлиты на чугунолитейном заводе Петрозаводска и привезены в Петербург. Общий вес ворот составляет 100,6 тонн. В 1828 году к воротам была добавлена решетка. Надпись «Любезным моим сослуживцам» принадлежит императору Александру I.

Ворота «Любезным моим сослуживцам» в Царском Селе

Деталь ограды ворот «Любезным моим сослуживцам» в Царском Селе

Прогулка по Старому саду закончена. Впереди нас ждут новые прогулки по Екатерининскому парку. До новых встреч!

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.