Традиционные вьетнамские дома. Странные дома вьетнамских богачей (9 фото). Главное - поближе к дороге

Планировка дома, казалось бы, подразумевает обширную территорию, на которой могут находиться все необходимые части будущего жилища, плюс место под пристрой, внутренний дворик и какое-то свободное пространство вокруг дома. Но что делать, если места под строительство выделено совсем мало, неужели стоит совсем отказаться от идеи возвести дом на ограниченном метраже? Сегодняшняя наша статья покажет вам, как на совсем, казалось бы, небольшой площади можно соорудить вполне комфортное и оригинальное жильё, если прибегнуть к помощи дизайнеров и архитекторов.

Выделенный под строительство этого дома участок позволял возвести здание шириной всего в три метра, но специалисты из DD concept смогли создать необычный дом высотой в три этажа, который вполне может стать комфортным и уютным местом для жизни небольшой семьи. Его интерьер является не менее оригинальным, чем экстерьер.

Планировка строения очень тщательно продумана и следует логике обыденной жизни. Поэтому сразу с порога можно попасть в социальную зону, затем в санитарную, и только после неё подняться в спальню. Примечательно, что ещё на пролет выше, на крыше, расположен импровизированный летний садик.

Фасады здания отделаны решётками разной структуры, за счёт чего в жарком климате дом лучше сохраняет прохладу внутренних помещений. Вместе с тем солнечный свет проникает в комнаты, создавая приятную атмосферу, насыщенную природным теплом и естественным светом. Это не только функциональное решение, но и современный декоративный элемент. Он хорошо смотрится в совокупности с бетонными поверхностями, ведь стены и полы здесь отшлифованы и остались без дополнительной отделки. Нейтральный серый цвет идеально подходит для такого интерьера и противопоставляется пёстрым улицам и чрезмерной яркости внешней жизни.

Дерево стало лучшим дополнением к такой базе, из него сделана практически вся мебель. Её простые, незамысловатые формы позволяют визуально расширить пространство, не нагружая его лишними деталями. А зелень садика, выращенного на галечной подушке, смотрится просто очаровательно.

] [ВЬЕТНАМСКАЯ КУХНЯ ] [ИСКУССТВО И РЕМЕСЛА ] [СОВРЕМЕННЫЙ ВЬЕТНАМ ] [ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА ] [ИГРА ГО (КО-ВАЙ) ВО ВЬЕТНАМЕ ]

ЭТИКЕТ И ОБЫЧАИ ВЬЕТНАМА

Вьетнамское жилище

См. также Вьетнамская архитектура на нашем Форуме

Структура традиционного вьетнамского дома в виде иероглифа “первый”

Традиционное вьетнамское жилище должно вписываться в общую картину жизни деревни: оно отделено от других, но и в то же время является частью общего целого; оно не зависит ни от кого и одновременно входит в состав деревенского сообщества. Стены, отделяющие проходы между домами, создают некий закрытый мир семьи, проживающей в этом доме, но в то же время они «открыты» для отношения всей деревни.

Существует множество разных типов структуры традиционного вьетнамского жилища, однако самыми распространенными являются два типа: Т-образная архитектура (главное помещение и хозяйственная пристройка) – такой типа распространен в равнинных районах северного Вьетнама; архитектура в виде иероглифа "Mon" (главное помещение расположено посредине, а по бокам две хозяйственные пристройки).

Традиционное жилище любой вьетнамской семьи включает следующие составные части: главное здание, хозяйственные пристройки, сад, пруд, хлев, курятник, двор, забор и ворота. Крестьяне издавна знают, как сделать свою жизнь стабильной в экологическом плане и гармонично вписывающейся в окружающую среду, создав условия равновесия с внешним миром. Самыми главными элементами, создающими экологическое равновесие в традиционном жилище вьетов, построенном в жарком и влажном тропическом климате, являются три элемента: человек, земля и вода.


Угол вьетнамского жилища


Современная архитектура жилища с двором и садом

Для вьетнамцев главное помещение – это центральное звено в рамках жилища любой семьи. В композиции дома может быть нечетное число комнат: 1, 3, 5 или 7, и две пристройки с односкатной крышей. Редко в каком доме бывает четное число комнат. Количество комнат и материал для строительства дома зависит от финансового состояния семьи или природных условий окружающей среды, в которых семья проживает. Жилище вьетов проектируется симметричным образом: так как комнат нечетное количество, главная комната оказывается посредине и является местом, где устанавливается семейный алтарь и принимаются гости. Внутреннее пространство в традиционном вьетнамском жилище демонстрирует различие в положении мужчины и женщины: спальное место для мужчин семьи располагается в главной комнате, а женская половина дома - в боковых пристройках с односкатной крышей, во флигеле или во вспомогательных постройках.

Главная комната – это лицо всего дома, а также место, где установлен семейный алтарь предков, поэтому это помещение украшается с особой тщательностью по сравнению с боковыми комнатами. Во многих домах колонны в главной комнате украшают узорами и рисунками, а стропила - искусной и тонкой резьбой. Мотивы украшения традиционного жилища вьетов подсказаны самой природой.


Помещение, где установлен алтарь предков, - самое почитаемое место в традиционном жилище вьетов

Место, которому в доме уделяется самое большое внимание и которое считается самым важным, - это алтарь предков. В этом проявляется явное влияние буддизма, даосизма и конфуцианства. Алтарь предков устанавливают ровно посредине главной комнаты, по бокам его украшают панно с парными изречениями. Даже если хозяин дома находится в стесненных финансовых обстоятельствах, он все равно устанавливает алтарь на самое видное место в доме.

Дом может прочно существовать на протяжении нескольких сотен лет, передаваясь от отца сыну, поэтому строительство дома для вьетнамцев – это необычайно важное дело. Они серьезно подходят ко всем этапам сооружения дома, начиная с выбора строительного материала, благоприятного дня и месяца для закладки дома, выявления среди членов семьи человека с благоприятным для строительства дома возрастом, потому что, во-первых, считается, что это дело многих поколений, а, во-вторых, строительство дома может повлечь за собой процветание или неблагополучие всей семьи или, даже более того, всего рода, если был выбран неблагоприятный день для строительства или сторона света, по которой ориентирован дом.


Капитальный ремонт старинного общинного дома

Вьетнамцы традиционно строили свои жилища из имеющихся в каждой конкретной местности подручных материалов, таких как дерево, бамбук, глина, камень и т.п. Выбор материала зависел от финансовых возможностей семьи. Каркас дома обычно делали из дерева, балки и стропила накрепко соединяли друг с другом различными видами креплений (в виде ласточкиного виде рыбьего хвоста и т.п.). Стены дома могли быть из дерева, глинобитными или оштукатуренными. В стенах делали окна, при этом различали окна, выходящие во внутренний двор и на улицу. Внешняя форма традиционного дома очень проста и незамысловата. В тех домах, где стены были сделаны из простого кирпича, а крыша покрыта черепицей по принципу «инь-ян», обычно имелась простая односкатная крыша, и отсутствовали сложные, вычурные украшения (максимум - узоры из линий). Под крышей располагалась колоннада, которая соединяла верандой с побеленными известкой стенами. Такое пространство смотрится просто и скромно.

Простота, безыскусность и скромность внутреннего убранства традиционного вьетнамского жилища таит в себе внутренний стержень народа, неиссякаемую силу жизни и решимость вьетнамцев.

Внутреннее убранство современного вьетнамского дома:

Чан Чи Конг, фото: Динь Конг Хоан

Сразу после нашей с Леной свадьбы мы были во Вьетнаме. Это рассказ в картинках о том как мы проехали через всю страну с севера на юг и обратно.

Как обычно купили билеты, сделали визы и наметили примерный маршрут. Вечерним рейсом аэрофлота вылетели в Ханой. Самолет на 90% был заполнен вьетнамцами. Сидевшие за нами Вьетнамцы, предвкушая скорое возвращение на родину, сняли обувь, носки и засунули свои ноги в промежутки между нашими сидениями. Пришлось заткнуть эти промежутки подушками.

На следующее утро, благополучно пройдя паспортный контроль, мы сели в мини автобус, и поехали в старую часть города искать отель. Достаточно быстро нашли подходящий отель недалеко от озера возвращенного меча. Во Вьетнаме при заселении в отель часто требуют сдать паспорт на ресепшене, мы обошлись ксерокопиями. Бросили вещи, немного отдохнули и вышли на улицу. Мы приехали накануне двух больших праздником дня падения сайгонского режима и дня труда. В связи с этим весь город был украшен флагами и выглядел празднично. Позавтракали в ресторане на втором этаже старого французского здания. Этот ресторан не отличается ни чем от множества других в Ханое, в нем такие же приветливые официанты и божеские цены, но есть в нем изюминка - музыка! Там всегда играет офигенный американский рок-н-ролл.

Ханой. Вьетнам одна из удобных стран для самостоятельных путешествий, туристический сервис развит очень высоко, в каждом крупном городе есть мини туристические агентства, которые продают туры ко всем достопримечательностям, находящимся в окрестностях. Учитывая то, что страна, вытянута с севера на юг, по ней очень легко путешествовать, переезжая из одного города в другой. Риск быть обманутым и купить билеты в несколько раз дороже практически отсутствует, во всех туристических фирмах схожие маршруты и цены. Мы купили экскурсии в Сапу и Халонг.

Об архитектуре. Когда-то давно существовал налог на ширину фасада зданий, и вьетнамцы стали строить узкие дома в три, четыре этажа, а иногда и выше. Средняя ширина такого дома около трех - четырех метров. Сегодня такого налога уже нет, но за долгие годы сформировалось представление о том, как должен выглядеть дом, так и строят, по сей день. Зато фасады этих зданий красиво украшены и разнообразны. Внутри дома обязательно есть массивная деревянная лестница с очень крутыми ступеньками, перила иногда идут перпендикулярно вверх. Интересные дома построены вдоль дороги, которая ведет из аэропорта.

В первый день нашего приезда мы покатались на рикше по улицам старого города. Во Вьетнаме, как я уже отмечал, существует тяга к рационализации всего жизненного пространства. Поэтому и улицы старого города очень правильные. На одной улице продается обувь, на другой часы и золото, на третей одежда и так далее. На пересечении улицы Hang Bac и Hang Dao продают надгробья. Хозяин одной из лавок применил хитрый маркетинговый ход, чтобы товар лучше продавался, он выставил на витрину надгробье с фотографией Бритни Спирс. Интересно как бы к этому отнеслась сама певица, живет и не знает, что на ее образе зарабатывают таким способом.

Потом гуляли вокруг озера возвращенного меча. Около озера приятная атмосфера, семки не грызут, пиво, сидя на спинках скамеек, не пьют, мусорки в озеро не кидают, не то, что мы. Вообще Ханой считается самой безопасной столицей мира, и я с этим согласен. До поездки я читал множество отчетов о поездках, на форуме Винского даже есть ветка «Почему я больше не поеду во Вьетнам». Авторы запугивали, как могли: мол, сумки срывают, грабят, байками давят, таксисты проходу не дают. Жаров так тот вообще такого про Вьетнам по написал, что, кажется, что местами писала какая-то избалованная девица, а не мужик который объездил пол мира. Согласен, что в плане достопримечательностей созданных руками человека Вьетнам проигрывает многим странам юго-восточной Азии, но зато в плане природы, пляжного отдыха, еды, обслуживания очень хорош. В общем, странно, откуда берутся такие отзывы, возможно, все познается в сравнении. Если вы были в Индии, то вопрос назойливости водителей, плохого обслуживания в ресторанах, чистоты и комфорта гостиниц у вас во Вьетнаме не возникнет. А уровень организации превосходит многие страны юго-восточной Азии. Вьетнамцы - очень трудолюбивый народ, а экономика Вьетнама одна из наиболее быстро развивающихся в мире.

На следующее утро, проснувшись пораньше, мы пошли завтракать, рестораны для иностранцев были еще закрыты и я затащил Лену в кафешку для местных. Выбор был невелик, взяли Фо Бо - суп с широкой плоской рисовой лапшой с говядиной и зеленью. Суп отдавал чем-то тухленьким, малость даже сабачатенкой, попробовав, его я понял, что тухлого в нем нет, возможно, его заправили ныок мам - соусом из тухлых мальков. Впереди был долгий путь в Халонг, поэтому я смял всю миску. Примечательно, что первые дни нас частенько нагревали вот и в этот раз за такой завтрак с нас взяли 70 000 донгов, хотя реальная его цена бала не больше 30 000. Но с учетом того, что один доллар равен 16 000 донгов, нас это не сильно напрягло. Кстати донги нового образца делают на пластиковой пленке, это очень удобно в стране с жарким влажным климотом. Я даже купался с деньгами в кормане.

Вскоре подъехал минивэн, мы погрузились и отправились в путь. По идее ехать было часа два, но из-за праздников, множество вьетнамцев решили поехать в Халонг, в результате на подъезде к пристани мы попали в пробку, вернее наш водила очень поспособствовал ее возникновению. Дорога была узкая, по одной полосе в каждую сторону. Основное направление и обочина были уже заняты, и водила поехал по встречке где, не проехав и двадцати метров, встретился со встречным транспортом. Место было узким. За нами и за встречной машиной уже собралась очередь, некто не мог сдать назад. А небольшие промежутки между машинами и автобусами, были в миг забиты мотобайками. И все остановилось, а те, которые на мотобайках, вообще специально вклинивались, чтобы быть частью момента. Удивляет то, что никто не ругается, не орет, не угрожает произвести действия сексуального характера с родственниками соседей по пробке. И все стоят, сигналят, улыбаются. Потом из какой-то машины вышел парень и потихоньку разрулил ситуацию.

Еще в минивэне наш гид собрал у всех паспорта, а по приезду сразу же ломанулся с ними в сторону касс расположенных на пристани. Якобы для покупки билетов, на самом деле паспорта ему были нужны для другого - во время двухдневной поездки на корабле в цену тура входит: трансфер, проживание, билеты, еда, но не напитки. И когда приходит время расплачиваться за напитки заложенный паспорт является веским аргументом.

Джонки. Когда-то давно, в детстве у меня была иллюстрированная книга о кораблях. На последней странице этой книги, на фоне заходящего солнца был нарисован корабль с невысокими деревянными бортами и перепончатыми парусами, непохожими ни на что другое. Мне всегда хотелось увидеть такую лодку своими глазами, а отправится в плавание - так это просто мечта! И вот мы здесь на пристани битком забитой джонками, подходящими одна за другой, расталкивающими друг друга, сажающими и высаживающими пассажиров… Мои размышления прервал вернувшийся гид и мы, следуя за ним, перепрыгивая с одного корабля на другой, добрались до нашего. Джонка отошла от берега в сторону залива Халонг, накрыли столы и мы принялись обедать. Халонг - это уникальное природное явление охраняемое Юнеско. В заливе расположено около 2 000 островов разного размера и формы, большая часть из них - неприступные скалы, поросшие кустарником. Вода тихая спокойная, прозрачная необыкновенного бирюзового цвета. Джонки останавливаются у плавучих домов местных рыбаков, продающих живой си фуд. В заливе водится несчетное множество морских жителей на любой вкус и цвет. Купленных, не знаю, как их назвать, готовят на корабле специально для того, кто их купил.

В первый день мы были на острове, на котором расположены пещеры со сталактитами, подсвеченными разными цветами. Гид настойчиво показывал нам образы существ, созданные природой, но я особо ничего не заметил. Ночевали на джонке, в каюте была двуспальная кровать, душ, туалет. На следующий день катались на каяках по заливу. Все два дня, что мы провели в Халонге, была туманная погода, и иногда пробивалось солнце, от этого залив казался загадочным и неизведанным.

Обратно в Ханой ехали на автобусе, автобус сломался. И вот мы стоим под жарким солнцем и думаем: «Все попали, где посредине пути можно найти пустой автобус?!» Но не тут-то было! Не прошло и пяти минут, как к нам подъехали три минивэна. Сервис.

Снова Ханой. До поезда в Сапу у нас было 7 часов. Выяснилась очень неприятная штука - я забыл переходник для зарядки фотика в Москве и, стало быть, можно считать, что фотика у нас нет. Оставив Лену в ресторане с нашим рюкзаком, я изрядно пьяный выдвинулся на поиски адаптера. Мы пока не купили местную симку, а Ленин телефон почему-то не работал в роуминге и, следовательно, у нас не было связи друг с другом. А еще нужно было поменять деньги. И вот я галопом несусь от одного магазина с электроникой к другому и везде одно и тоже: «У, какая у Вас камера, сэр! У нас таких нет». Пришлось купить новый фотик. Это тоже была целая история. В итоге я поймать мотобайкера и помчался по вечернему городу, освещенному фонарями, фарами машин и мотобайков, движущихся во всех направлениях одновременно, назад в ресторан. Многие описывают движение во Вьетнаме как максимально возможный беспредел на дороге, на самом деле это не так. Не надо далеко ездить, чтобы в этом убедится, рядом есть Камбоджа и вот в ней-то правила соблюдают еще меньше. До поезда оставалось время, и мы пошли бродить по городу, купили симку, это делается очень просто, даже не надо регистрировать на какой либо документ, поменяли деньги, и еще раз поели. А потом на минивэне нас отвезли на вокзал.

Во Вьетнаме узкоколейная железная дорога, от этого и поезда уже, чем у нас, но при этом на полках в купейных вагонах места много. В Сапу мы ехали с австралийскими пенсионерами с острова Тасмания. Очень занимательные старички-путешественники. У них было трех месячное путешествие по Камбодже, Лаосу и Вьетнаму. У нас с ними нашлось много общих тем, с дедом выпили по пиву. Утром поезд приехал в город Лао Кай. Этот город находится на границе с Китаем, и от него ходят автобусы до города Сапа. На улице шел дождь. В здании вокзала нас уже ждал представитель отеля.

Сапа. Судя по фотографиям, которые я видел в интернете до поездки, в Сапе все однообразно: горы, холмы, ступенчатые поля, водопады. Исходя из этого, я запланировал поездку на один день. И зря. Потому, что в Сапе легко можно провести неделю. Благодаря мягкому климату там особая атмосфера, потрясающая природа, очень радушные люди, как везде во Вьетнаме вкусная еда. Город находится в горном районе на высоте около полутора тысяч метров над уровнем моря поблизости, самая высокая гора Вьетнама - около трех с половиной тысяч метров. Когда автобус едет в Сапу на протяжении нескольких часов, начинает закладывать уши, как в самолете. Несмотря на то, что внизу идет дождь, в городе светит солнце, воздух свеж и благоухает ароматами цветов. В окрестностях Сапы расположено множество деревень, в которых живут малые народности Вьетнама, часть из них - выходцы из Сибири прошедшие через Китай много веков назад. Позавтракав, мы отправились в ближайшую деревню к Черным Хмонгам. Племя Хмонгов самое многочисленное их около трехсот пятидесяти тысяч человек. Одеваются они в темно-синюю одежду расшитую разноцветными узорами, за спиной у них большие корзины, в руках сухая конопля из которой они скручивают нить, из которой потом делают одежду. Очень милые улыбчивые люди. Дома Хмонгов сделаны из досок, отапливаются костром, из-за этого сильно закопчены. Зато в домах есть телевизоры и дивиди проигрыватели. Хмонги продают разнообразные поделки: одежду, ножи, музыкальные инструменты, настойки на змеях. Я купил себе что-то на подобие хомуса, и поразил всех туристов виртуозной игрой на незнакомом для них музыкальном инструменте. Лена купила себе прикольный браслет. Пройдя через деревню, мы оказались у водопадика, рядом крутящееся колесо мини гидроэлектростанции и прикольные бамбуковые качельки, переворачивающиеся под тяжестью воды маленьких ручейков, стекающих с холмов. А вокруг бамбуковые заросли.

Все это время мы спускались с холма, и для возвращения обратно было два варианта: либо в гору пешком два часа либо на мотоцикле по дороге за двадцать минут. Взяли местного водилу и втроем помчались по узкому горному серпантину. Дорога была извилистой и изрядно посыпанной песком, ехать при этом надо было быстро, иначе байк не выехал бы в горы. На встречу иногда ехали грузовики. Прокатились с ветерком, аж слезы из глаз. В Сапе особенно много Минсков, часть попала во Вьетнам еще в советские времена, часть поставляется и в наши дни. Вообще северном Вьетнаме много нашей техники, частенько встречаются Камазы и Уазы.

После обеда в нашей программе значился серебряный водопад, до которого нас должны были довести на ДЖИПЕ. Приехал раздолбанный армейский уазик годов семидесятых, на котором мы четвертом: я, Лена, гид и водитель во вьетнамках, отправились к водопаду. Дорога заняла меньше часа. Водопад оказался действительно высоким, но не слишком полноводным. По специальным настилам можно подняться до одной третей всей высоты водопада, где через водопад перекинут мост из хромированный труб. В принципе по камням можно залезть и выше. Уезжая от водопада, купили сладкого зеленого чая, в него не нужно добавлять сахар, просто завариваешь, а он уже сладкий. По дороге к водопаду открываются потрясающие виды, если будете там, то попросите водилу тормознуть на серпантине, выйдете из машины и насладитесь бескрайностью мира окружающего нас.

День, проведенный в Сапе, подошел к концу, до автобуса, который должен был отвезти нас на станцию Лао кай, оставалось часа четыре, которые мы провели, гуляя по городу. По насыщенности впечатлений один день в Сапе превзошел два дня в Халонге. Сидя в кафешке в городе Лао кай, я напился до беспамятства одноименного очень, очень вкусного пива. Сознание было возбуждено и требовало продолжения, но ноги уже не могли передвигаться. Как мы доехали до Ханоя, я не помню.

Опять Ханой. Утром дня следующего, мы приехали в Ханой. У нас уже были куплены билеты на вечерний поезд Хуэ. И собственно никаких дел в Ханое у нас не было. Поэтому, приняв душ и бросив вещи в отеле, мы поехали на рикше в мавзолей Дедушки Хо. Понравилась организация прохода в мавзолей, народ идет ровно по линиям колонной по два человека, если кто начинает балагурить, ребята в парадной белой форме ему культурно объясняют как надо себя вести, поэтому вперед некто по кустам не лезет и очередь идет быстро, не то, что у нас. Так же быстро все проходят внутри, в центре главного зала стоит стеклянный саркофаг, демонически подсвечиваемый красным светом. В нем лежит Хошимин в резиновых галошах. Он не хотел, чтобы его бальзамировали, но нации нужен был символ веры, и последователи Хо сделали это.

Хошимин великий человек, сумевший освободить Вьетнам от французов и способствовавший объединению севера и юга. Во время войны против американцев, проявляя чудеса дипломатии, он сумел договориться о помощи с СССР и с Китаем, которые в тот момент были на гране войны между собой. Благодаря этому в настоящее время Вьетнам единое государство, а могло бы быть, как в Корее.

Рядом с мавзолеем стоит желтый президентский дворец - бывшее знание губернатора, построенное французами. В парке по близости деревянный дом, в котором жил Хошимин, когда американцы бомбили Ханой. В пруду тамошнего парка полным полно рыбы. Недалеко от того места и музей Хошимина и пагода на одном столбе.

Перекусив фруктами в саду возле пагоды на одном столбе, мы пешком двинулись на север к храму, в котором находится фигура божества олицетворяющего ветер.

От туда, опять же пешком, но уже в другую сторону мы дошли до храма литературы. Я шел босиком, так как улицы в Ханое чистые, а тротуары теплые. Рядом ехал рикша и клянчил кучу денег за поездку, на которую мы не соглашались.

Храм литературы - уменьшенная копия китайского храма Конфуция. В этом храме проходили обучение мандарины - чиновники. На территории храма установлены каменные черепахи, на панцирях которых стоят каменные плиты с именами выпускников.

На обратном пути к нашему отелю, покушали в kfc и сходили на массаж ног. Вьетнамский массаж не такой хороший как кхмерский и уж тем более не такой как тайский. Хотя ноги мнут они ничего. После массажа массажистки всегда настойчиво просят чаевые, причем такая ситуация во всех городах Вьетнама.

В детстве я рисовал дом так: квадрат с окном, крыша-треугольник и труба с завитками дыма. Покажи такой рисунок вьетнамскому ребёнку, он не сразу поймёт, что это. Во-первых, во Вьетнаме жарко и нет ни печей, ни печных труб. А во-вторых, типичные дома тут узкие, как пеналы, с плоской крышей и огромными воротами вместо окон и дверей.

Социалистическое вьетнамское общество официально не имеет каст, однако по внешнему виду дома сразу можно определить положение хозяина. И дело не в мраморных колоннах или том, сколько этажей у особняка, а в форме дома.

Высшие сословия - чиновники, военные, полицейские и священники - не испытывают проблем с землёй. Она им достаётся бесплатно.

Принадлежащие им здания обычно вытянуты вдоль дороги, да ещё и утоплены вглубь окружающей дом территории. Священники предпочитают окружать свои дома зелёными насаждениями, а чиновники и военные - автомобилями.

Главное - поближе к дороге

Торговый люд вынужден платить за землю втридорога, ведь бизнесу важно находиться в самых оживлённых частях города. Деньги у бизнесменов имеются, поэтому дома банкиров и коммерсантов тянутся ввысь на несколько этажей. Ну а простые обыватели лепят свои узкие дома где попало, лишь бы у дороги.

Раньше в Юго-Восточной Азии было мало настоящих дорог. Люди строили бамбуковые хижины возле моря или крупных рек, использовавшихся в качестве транспортных магист­ралей. Если раньше вьетнамца кормила река, то сегодня - дорога. Как только власти прокладывают новую дорогу, вдоль неё начинают появляться дома. А любой придорожный дом можно превратить в источник дохода. У большей части населения есть свой небольшой бизнес - магазин, кафе, парикмахерская или ремонтная мастерская - прямо на первом этаже дома. А все члены семьи - от 5-летнего малыша до 80-летней бабушки - автоматически становятся обслуживающим персоналом. Официальные зарплаты во Вьетнаме совсем маленькие, а пенсии и вовсе редкость, поэтому каждая семья старается подрабатывать как может.

Удобнее и выгоднее всего, чтобы двери-ворота дома выходили на оживлённую улицу, где много потенциальных покупателей. Поэтому участки у дороги стоят в несколько раз дороже, а в крупных городах - в десятки раз. Дома строятся узкие и длинные, иногда в ширину фасад - не более двух метров, а в длину - все двадцать.

В отличие от прежних «бамбуковых» времён сегодня типичный вьетнамский дом отлит из бетона. Исключение - дома вокруг кирпичных заводов, глядя на которые можно подумать, что зарплату здесь выдают производимой продукцией. В деревнях рядом с такими заводами даже изгороди и сортиры из кирпича. В остальном же Вьетнаме всё из бетона: государст­венные учреждения, частные дома, храмы и даже статуи Будды. В стране много цементных заводов, так что этот стройматериал стоит недорого.

Из бетона тут делают очень красивую лепнину. Фасады многих домов украшены изображениями коней, орлов, цветов и прочим. Подобное изображение, как латинский девиз на гербах у средневековых рыцарей, определяет дух семьи. Орлы для людей властных, агрессивных, годятся как военным, так и гангстерам. Лошади - для коммерсантов, голуби и цветы - для миролюбцев. Образ Девы Марии - для католиков, знак инь-ян - для этнических китайцев.

Переезд с могилами предков

Обычный жилой дом делится на несколько зон. Первая - зал, двери которого выходят на улицу. Днём этот зал может быть и магазином, и кафе, а ночью вновь делается обычной гостиной. Семья проводит в гостиной большую часть времени, поэтому здесь находится сразу два «красных уголка». В одном из них стоит телевизор, в другом - алтарь с фотографиями предков.

Память предков во Вьетнаме чтят больше, чем святых. Даже у атеистов и коммунистов дома есть алтари с пожелтевшими фотографиями давно умерших родственников или с доской, где имена предков высечены китайскими иероглифами, использовавшимися во Вьетнаме до XIX в. С точки зрения вьетнамцев, предки имеют не меньшую силу, чем даже Будда или богиня милосердия Гуаньинь. Но боги часто бывают заняты, а к предкам можно обратиться всегда - не откажут. Вьетнамцы предпочитают жить там, где похоронены их предки, а уж если нужда заставляет переехать в другой город, то, бывает, раскапывают могилы и увозят родные кости с собой, чтобы захоронить рядом с новым домом.

В самом доме, как правило, темно - в гостиной нет окон, свет попадает только через открытые настежь ворота. Во время полуденной жары наступает сиеста, и домашние спят посреди зала в гамаках или прямо на прохладном кафельном полу.

В узком доме все комнаты тоже вытянуты, из гостиной вглубь ведёт длинный и узкий коридор, от которого отходят крошечные комнаты-спальни. В спальнях тоже зачастую нет окон, поэтому они похожи на монашеские кельи. Если в них нет кондиционера, то днём там ещё и очень душно. Коридор упирается в кухню, изредка бывающую просторной, но чаще - крошечную. Так что обедать и ужинать всё равно приходится в зале.

Даже если во вьетнамском доме живёт всего один человек, что бывает редко, здесь всегда много обитателей. В доме также находятся ящерки-гекконы, пауки, жуки, мошкара - им отведены стены. В водопроводных трубах притаились тараканы, но не мелкие российские, а крупные тропические - с огромными усищами и толстым хитиновым панцирем - не всякий веник возьмёт. По железным крышам скачут бурундуки, и порой очень шумно, создавая по ночам прямо апокалиптический грохот. В гости во двор нередко заползают ядовитые змеи и сколопендры, но их можно выгнать метлой. Самая же главная напасть - муравьи. Они прокладывают свои тропы повсюду. Муравьи - прекрасные логисты, они знают, как и куда доставить хлебные крошки или дохлую стрекозу, их действия отлаженны и точны. Муравьи обожают сахар, поэтому в тех вьетнамских домах, где нет холодильника, сахарницы ставят в блюдца с водой. А пищевой мусор ни в коем случае не хранят дома, а выносят на улицу.

Соседи-духи

Вьетнамский дом не умолкает даже ночью. Он жужжит, скрипит, шуршит, топочет, свистит и щёлкает. Кроме живой природы в нём водятся и потусторонние силы. Например, дух первого хозяина земли, на которой стоит дом. Это может быть предок нынешнего домовладельца или посторонний человек, продавший этот дом сто лет назад. Но он был первым на этой земле и остался её хозяином навсегда. Во дворе дома вьетнамцы строят ещё один алтарь, похожий на большой бетонный скворечник. Чтобы умилостивить дух «хозяина», алтарь украшают цветами, зажигают ароматические палочки, ставят тарелку со свежими фруктами. «Хозяин», как русский домовой, охраняет дом от напастей.

Во дворе дома, перед входом или на балконе выставлены цветы либо карликовые деревья-бонсаи в горшках. Согласно традиции фэн-шуй считается, что они помогают привлечению в дом жизненной энергии «ци». Если хватает в доме этой энергии, то обитателям гарантировано здоровье и счастье. Если нет - то можно заболеть. Поэтому хотя бы один горшок, но нужен. А иногда можно увидеть, как цветочными вазами заставлен весь двор.

Вьетнамский дом - почти как живое существо. Он редко бывает красив, но часто дружелюбен. Во Вьетнаме как-то веришь, что и у бетонной коробки есть душа. А может, и нет. Но духи в ней живут точно.

Из «АиФ. Без границ» № 24, 2012 г.

Мы живем в обычном вьетнамском районе, не в закрытом квартале для иностранцев. Наш дом - девятиэтажный и стоит в глубине квартала, поэтому никакого шума с дороги не слышно. Разве что вечером дети играют в мяч, а утром пилят железо в соседней мастерской:) Девятиэтажные дома здесь не так распространены, как в России, вокруг стоят четырех- и пятиэтажки. Весь дом принадлежит одной богатой вьетнамской семье. Дом они строили для себя. Семья состоит из мужа (он торгует сантехникой), жены (она домохозяйка и занимается делами съемщиков) и дочки лет 14-15. Дочь ходит во французский лицей, свободно говорит на английском и французском. Один из сыновей хозяйки учится в Сингапуре, другой - в Америке.

На первом этаже огромный холл, в котором ставят машины (их помещается три штуки), мопеды и велосипеды. Там же живет собака Милу (ударение на У). Днем двери держат открытыми, и в один прекрасный день в холл забрела собака. Ее пытались выдворить, она не уходила. Потом ее решили накормить и все-таки прогнать. Собака поела и обустроилась навсегда. Хозяйка сказала, что согласно поверьям, самостоятельно пришедшее в дом животное приносит дому удачу. Собаке купили коврик и комбинезончик. Охранник гуляет с ней по утрам и вечерам.

Еще в холле постоянно складируют унитазы, из чего мы заключили, что хозяин торгует сантехникой. 6 дней в неделю на первом этаже сидит охранник. У охранника есть закуток с кроватью, микроволновка, чайник, телевизор. Функции охранника - “не пущать” нездешних, открывать двери нам, шарахающимся по ночам, принимать почту, посылки, воду, помогать грузить сантехнику, мыть машины хозяев.

На втором и третьем этажах расположен склад сантехники. Живет ли кто на четвертом, не знаю. На пятом живем мы и наши соседи, немецко-вьетнамская пара. На шестом живут жаворонки-вьетнамцы, которые в 6 утра могут начать мыть пол. На седьмом и восьмом этаже расположена двухуровневая квартира хозяев. Дом обслуживает охранник, две горничных и ремонтник широкого профиля.

Интересно устроена система безопасности. Квартиры отгорожены от общей лестницы решетчатыми дверями, ключи есть только у жильцов. На общей межэтажной территории стоит вешалка для сушки белья. Вот мое платье сушится.

То есть, даже если чужой человек попадет на общую домовую лестницу, выйти к квартирам он не сможет. С этой же целью лифт работает только по карточкам. Карточку нужно приложить к считывающему устройству и нажать кнопку этажа. Каждая карточка имеет разные уровни допуска. Мы живем на 5-ом этаже, и с помощью нашей карточки можно попасть только на 1-ый, 5-ый и 9-ый этаж. У охранника и горничных карточка всегда с собой, на шее, и у них есть допуск на любой этаж.

Про вьетнамских горничных часто говорят, что они нечисты на руку, и если не следить за вещами, то можно чего-нибудь лишиться. В чате компании часто бывают жалобы, что после уборки пропали духи или косметика, мелкие деньги. Кража до 500 тыс донгов (25 долларов) считается административным нарушением, свыше этой суммы - уголовным. У нас таких проблем нет, потому что наши горничные не от компании (где за ними не следят), а от хозяйки, которая держит их в узде. Наши горничные не берут даже шоколадки и мелкие деньги, которые я им пытаюсь дать. Тем не менее, для спокойствия мы завели сейф.

Наша квартира состоит из кухни-гостиной, двух спален и двух туалетов. Она стоит 900 долларов в месяц, всю сумму оплачивает компания. В стоимость входит: собственно квартира, водоснабжение и водоотведение, интернет (wi-fi), уборка 2 раза в неделю. За электричество и питьевую воду (в бутылках) мы платим сами, отдельно.
Гостиная


Кухня


Все окна зарешечены. В Ханое решетки есть у каждого дома на любом этаже. Это связано с частыми домовыми кражами. Еще у нас очень плохо с видами. Наша кухня выходит окнами на задник другой улицы, а наше окно в спальне выходит на балкон немецко-вьетнамской пары. Из-за этого в спальне всегда темновато, что в общем-то, неплохо, потому что там мы только спим.

На 9-ом этаже находится общественная зона: сад и помещение с караоке. Туда можно приводить гостей, друзей, встречаться с соседями. В саду растут бонсаи, гибискусы, цитрусы и куры. Да, куры! Потому что вьетнамец может уехать из деревни, а деревня из вьетнамца нет:) Причем, когда я спросила хозяйку, когда они этих кур съедят (может, на китайский Новый год откармливают?), она очень возмутилась и сказала, что куры там живут для общения! Чтобы любоваться, гладить и кормить. А кур для еды она покупает в деревне. Еще на 9-ом расположен общий водонагреватель и подсобка для готовки барбекю и прочих радостей.

Мое любимое кресло.

Качалка и гибискусы.

Бонсай

Гибискус

Петух.

Про мусор. Стационарных баков тут нет. Я думаю, это связано с тем, что в таком климате помойка бы моментально стала источником крыс, мышей и болезней. Крысы, кстати, тут и так есть. Вечером их можно увидеть стыдливо убегающими в переулок. Каждый житель выставляет свой пакетик с мусором к порогу дома или относит в указанное место (под доску с информацией для района), чтобы проезжающий каждые 3-4 часа мусорщик его забрал. Приход мусорщика ознаменован красивым звоном колокольчика. В последний раз мусорщик звонит сравнительно поздно, в 9.30. Сортировки мусора жильцами тут нет. Есть люди, которые собирают макулатуру, есть собирающие неисправную электронику. Мусорщики чаще всего женщины (но и мужчины тоже встречаются) с ящиками на колесах. Набрав полный ящик мусора, мусорщик отвозит его в ближайшую точку забора мусора, - туда приезжает мусоровоз и увозит мусор. Мусорщики сами сортируют мусор по каким-то неведомым категориям, распихивая его по пакетам.